Репродуктивное здоровье подростков
Статья «Репродуктивное здоровье подростков»
Селищева С.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 900.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков.
Преподаватель акушерства и гинекологии ГБОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище (техникум)» СЕЛИЩЕВА С.Е.
Подростки завершают цикл физических, эмоциональных и физиологических странствий на пути к зрелости в постоянно меняющемся мире, который изобилует как возможностями, так и опасностями.
Большинство подростков полны оптимизма и составляют положительно заряженную движущую силу общества. Когда подростки чувствуют поддержку, то могут стойко переносить все неудачи, преодолевать проблемы с большим упорством. Однако подростки сталкиваются с препятствиями и подвергаются риску в гораздо большей степени, чем когда-то их родители. Процесс глобализации привел к стремительным переменам в мире, в то время, как структуры, защищавшие подростков предыдущих поколений, разрушены. Подростки получают совершенно разноречивые рекомендации для принятия каждодневных решений, которые влекут за собой последствия, оказывающие влияние на последующее развитие и состояние здоровья в течение жизни и в особенности репродуктивного здоровья.
Удовлетворение нужд подростков является задачей, стоящей не только перед медицинскими работниками.
Законодательная база, социальная политика, общественная безопасность и возможность получить образование- это некоторые факторы гражданского общества, которые представляют жизненно важное значение для нормального развития подростка.
Представляя важное звено в интегрированном подходе к решению данной проблемы, медицинские службы должны играть важную роль, помогая подросткам развиваться и быть здоровыми и двигаться к здоровой зрелости, кроме того, медицинские службы должны поддерживать подростков , ищущих способы сохранить свое здоровье и оказывают лечебную помощь нуждающимся в ней.
Эффективно функционирующие медицинские службы должны помогать подросткам, растущим в неблагоприятных условиях, также как и социально защищенным, работать в контакте с другими ключевыми службами, объединяясь в структуру, которая помогает получить навыки и уверенность, а так же защищает молодых людей от опасностей. К сожалению, ситуация, в большинстве случаев, далека от идеальной, и медицинские службы рассматривают подростков как здоровую группу, которая не нуждается в приоритетных мерах, таким образом, предоставляя подросткам минимум услуг, не учитывая специфических нужд данной возраcтной категории.
Доказано, что многие молодые люди считают, что медицинские службы, особенно занимающиеся сохранением репродуктивного здоровья не могут удовлетворить их потребностей и не верят им. Они стараются избегать их или обращаться как можно реже, если только в отчаянном состоянии.
В данной ситуации, медицинские службы должны быть «доброжелательными к подросткам», чутко реагируя на их нужды , эффективно удовлетворяя их.
Такие службы должны в своей работе опираться на понятие права подростков, рационально используя драгоценные человеческие кадры.
- Подростки являются движущей силой в обществе на сегодняшний день и в будущем.
- Подростки сталкиваются с трудностями более серьезными, чем предыдущие поколения и находят гораздо меньше поддержки;
- Вопрос развития подростков является актуальным для всего гражданского общества;
- Медицинские службы играют роль в профилактике и лечении заболеваний;
- Потребуется много изменений, чтобы сделать медицинские службы доброжелательными к подросткам.
В опросах, в том числе и проводимом в ГОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище», подростки выразили свои пожелания в отношении медицинских служб, занимающихся репродуктивным здоровьем. Для них крайне важен вопрос конфиденциальности, уважения к их личной жизни и право на медицинскую помощь без предварительного получения разрешения родителей. Подростки хотели бы, чтобы медицинские услуги оказывались в удобное для них время, бесплатно или за невысокую плату.
Они хотели бы чувствовать со стороны медицинского персонала уважение , а не осуждение, хотели бы получать доступ к ряду услуг , чтобы им не рекомендовали придти попозже или направляли в другое место. Разумеется, планирование медицинской помощи не может зависеть только от пожеланий подростков, но услуги для них должны быть эффективными и соответствующими определенным стандартам, а также экономически приемлемыми для ЛПУ.
В сложившихся социально-экономических условиях репродуктивное здоровье является фактором национальной безопасности, критерием эффективности социальной и экономической межведомственной политики государства.
Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростково-молодежной среде, когда закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Это раннее начало половой жизни, увеличение числа беременностей и абортов среди несовершеннолетних, рост у них хронических заболеваний, быстрое распространение инфекций, передающихся половым путем. Однако, подростковый контингент на сегодняшний день является самым незащищенным в плане заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Это обусловлено высокой биологической восприимчивостью к инфекциям и наличием подростковой субкультуры, допускающей рискованное сексуальное поведение. Недостаточная информированность в вопросах контрацепции не позволяет снизить показатель искусственного прерывания беременности среди девушек, который составляет более двенадцати процентов в структуре всех абортов.
Пока не отработана межведомственная система по формированию моделей поведения, направленная на сохранение репродуктивной функции. Это обусловлено отсутствием официально утвержденных образовательных программ по формированию здорового образа жизни, навыков информационной работы с молодежью, недостаточной подготовкой кадров для работы с подростками по вопросам охраны здоровья. Проблема репродуктивного здоровья вышла за пределы здравоохранения и требует комплексного межведомственного подхода в ее решении.
Особое внимание предстоит направить на создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию молодежи, формированию здорового образа жизни, на широкое просвещение по предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путем, нежелательной беременности.
Первичная профилактика менее затратна, но наиболее эффективна.
Все, кто допущен к работе с подростками , обязаны знать, что половое воспитание и половое образование , а так и сексуальное информирование – понятия абсолютно различные друг от друга.
Половое воспитание – это культивирование фемининных качеств личности, присущих на данном историческом этапе представительницам женского пола, укрепление материнского инстинкта в соответствии с этнической и религиозной традицией (ВОЗ).
Половое образование- привитие навыков интимной гигиены и планирования семьи, ответственного родительства, техника половой близости, профилактика сексуального насилия, ИППП, и нежелательной беременности, вопросы контрацепции.
Сексуальное информирование — краткое разъяснение о вреде безответственных связей, заражении ИППП, о нежелательной беременности. На занятиях по сексуальному информированию сообщаются, как правило, адреса центров медико-психологической поддержки подростков, № телефонов круглосуточных служб доверия, ближайших медучреждений. Те есть, сексуальное информирование , мера хотя и необходимая, но запоздалая (6,18).
Предрасполагающие факторы к получению информации:
- Подготовленность лектора, тренера, добровольца;
- Уважение обучаемых;
- Конфиденциальность;
- Гендерный подход к обучению ;
- Достаточное количество времени;
- Обучение на равных:
- Удобство времени и места;
- Комфортность;
- Обратная связь;
- Небольшие группы;
- Разнообразие вопросов;
- Доступность пособий;
- Наличие раздаточного материала;
- Дизайн программы;
Исходя из личного опыта преподавания дисциплины «Планирование семьи» и участия в качестве тренера в проекте МОТ «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России», могу с уверенностью отметить, что основными ошибками в обучении подростков являются:
- Обсуждение на недоступном уровне, особенно, если подростки не владеют медицинской терминологией;
- Представление проблемы в слишком упрощенном уровне;
- Избыточная проблематичность (основной принцип работы-
- Избыточная абстрактность (работа только с фактами).
- Отсутствие наглядного материала и справочных пособий.
Фото 4. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.
Фото5. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.
РАЗРАБОТАНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РЕПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГОРОДЕ СЕРПУХОВ на 2010-15гг.
Принятие Программы позволит признать права молодежи на информацию и услуги в области охраны репродуктивного здоровья, разработать стратегические направления по сохранению репродуктивного потенциала подрастающего поколения, на деле осуществить широкое межведомственное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Это поможет молодому поколению достичь определенной степени зрелости для принятия ответственных решений, оградить от нежелательной беременности, инфекций, передающихся половым путем, и связанной с этим угрозы бесплодия.
Данная программа позволит выйти на совершенно новый уровень работы с подростками, позволит студентам медицинского училища применять на практике знания, получаемые на уроках «Планирование семьи» , «Здоровье женщины и мужчины», «Семейная медицина», «Медицинская генетика», почувствовать ответственными за своих сверстников и самим стать приверженцами здорового образа жизни.
Уроки на будущее:
Участие в программе лидеров общественности, духовенства, является неотъемлемой частью достижения цели — воспитания молодых людей в достижении практики сохранения репродуктивного здоровья и здоровья в целом.
Фото 4. Рок фестиваль «Молодежь против наркотиков» с участием
волонтерской группы «Пульс».
И в заключении мне хочется привести слова доктора Гро Харлем Брунтланд , бывшего директора ВОЗ :
«Подумайте о том,
какую цену мы можем заплатить за то, что молодые люди,
наше общее будущее,
не будут иметь доступа к знаниям, навыкам и услугам,
которые необходимы им, чтобы делать здоровый выбор в вопросе полового и репродуктивного здоровья».
- Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для студентов по специальности «Сестринское дело»./ В.Покровский. М. 2008. стр-426. 523-541.
- Васильева Т.П. «Парадигма управления факторами, определяющими качество медицинской помощи». Иваново, МИК. 2009.
- Гаврилова Л.Г. «Репродуктивное поведение населения Российской федерации в современных условиях». Москва. МедПресс, 2011.
- Департамент Здоровья и развития ребенка и подростка Всемирной организации Здравоохранения / Ориентационная программа «Здоровье подростков» для медицинских работников . Модули В,С. Женева, ВОЗ.2005.
- «Гигиена детей и подростков»/ Под редакцией Сердюковской Г.Н., Москва, Медицина. 2009.
- Гуркин Ю.А. «Репродуктологические проблемы девушек-подростков» ,Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2010.
- Дорофеева Р.М. «Семейная медицинская сестра», Москва, Триада-Х.2005. с. 249-280.
- Горелова Л.Г. «Планирование семьи», Учебное пособие для медицинских колледжей. Ростов на Дону, Феникс, 2009г.
- Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение». Москва, Академия. 2006 .
- Каган В.Е. «Психо-сексуальное воспитание детей и подростков»,Санкт-Петербург, 2008.
- Кулаков В.И. «Руководство по планированию семьи».Москва. РусфармМед.2008. с.239-266.,267-294.
- Медицинская сестра. Журнал для медицинских сестер. №6;2008.с.40-41.
- Международная организация труда. «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России». 2004-2008. /материалы проекта/
- Комплексная оценка репродуктивного поведения, здоровья и образа жизни семьи. УМП. Иваново. 2000.
- Наумкин Б.И. «Введение в валеологию» .Егорьевск .2010. с. 94-103.
- Сестринское дело. Журнал. № 3. 2007 / Л.Гаркуша. Здоровье подростков и факторы, влияющие на него./ с. 43-44.
- Баранов А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты по материалам 9-го съезда педиатров России.2003.
- Демография- судьба страны. Православный медико-просвещенческий центр «Жизнь». Москва.2004.
- Демографический аспект полового воспитания. Некоммерческое партнерство «Родительский комитет». Москва.2004.
- Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Ростов на дону.Феникс.2006.с.190-211.
- Региональная программа «Репродуктивное здоровье подростков» г. Барнаул. 2007.
- «Репродуктивное здоровье и социальное поведение детей и подростков в России в период социально-экономических реформ»./под редакцией Елизарова В.В./ МаксПресс.2005. с.101-111.
- Рабочая программа электива «Планирование семьи»/ составитель Селищева С.Е. / Серпухов. 2007.
- Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек. Журнал «Репродуктивное здоровье детей и подростков»,2005. №1, стр 52-56.
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 14 — 15
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана
Что такое репродуктивное здоровье?
Задание
Читая текст, оцените, правильно ли вы понимаете значение слое «репродуктивное здоровье».
Важной составляющей понятия «здоровье» является репродуктивное здоровье. Международная конференция по вопросам народонаселения и развития, проходившая в 1994 году в Каире, так определила это понятие: «Репродуктивное здоровье — состояние полного физического и социального благополучия, отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения её функций или процессов в ней, что обеспечивает способность человека к воспроизведению (рождению детей)».
В нашей стране принята система мероприятий по охране репродуктивного здоровья человека — это медицинская помощь в поликлиниках. женских консультациях, больницах, центрах матери и ребёнка, санаториях. Это материальная и психологическая поддержка многодетных семей, лечение бесплодия и многое другое.
Но какое отношение ко всему этому имеют дети, которым 12- 14 лет? Самое прямое! Репродуктивное здоровье закладывается в период полового созревания, которое начинается в подростковом возрасте.
Медицинская страничка
Чистота — залог здоровья
В период полового созревания особенно важно поддерживать своё репродуктивное здоровье. Это начинается с малого — ухода за своим телом. Необходимость тщательного ухода за телом связана с тем, что в этот период усиливается работа сальных и потовых желёз, располагающихся в коже.
Сальные железы расположены по всей поверхности кожи человека. Выделения из сальных желёз обеспечивают эластичность кожи. В период полового созревания активность сальных желёз может быть чрезмерной — особенно на лице, груди, спине. При этом выводные протоки этих желёз часто закупориваются, в них начинают размножаться микробы, вызывая воспаления, и, как следствие, появляются прыщи (угри). В подростковом и юношеском возрасте многие мальчики и девочки страдают от прыщей, одни — больше, другие — меньше. При небольших высыпаниях достаточно использовать для умывания бактерицидное (убивающее бактерии) мыло и противоугревые лосьоны. Если же угрей много, то надо посоветоваться с врачом, как лучше очистить вашу кожу.
Потовые железы регулируют теплообмен между организмом человека и внешней средой. Выделившийся пот со временем разлагают бактерии, живущие на поверхности кожи. Если долго не мыться, то продукты разложения скапливаются на коже и издают резкий, неприятный запах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ или ванну утром и вечером перед сном. Это должно войти в привычку.
Однако во всём нужна мера! Во время приёма ванны или душа не трите слишком сильно кожу при мытье, так как чрезмерно энергичное воздействие может её повредить; не сидите в ванне подолгу.
Сделаем вывод и запомним его
Появление прыщей на коже подростка — явление обычное и распространённое. Поэтому стесняться, что у тебя есть прыщи, не стоит. Подсмеиваться над одноклассниками, у которых пока не очень здоровая кожа, могут только некультурные люди.
Особенности развития девочек и мальчиков (девушек и юношей)
Задание
Читая текст, обратите внимание на особенности развития девочек и мальчиков.
В период полового созревания у мальчиков и девочек меняются пропорции тела. Происходит резкий скачок роста. Причём у девочек (девушек) он начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков (юношей). Девушки сначала обгоняют юношей, а потом останавливаются в росте, и юноши оставляют их далеко позади. Разные кости растут с разной скоростью, отсюда — изменение пропорций тела, угловатость: быстрее растут кисти и стопы, кости лицевого черепа (удлиняются лица), в последнюю очередь — туловище- Поэтому подростки кажутся худыми, нескладными, с длинными руками и ногами.
У мальчиков (юношей) в подростковом возрасте начинает развиваться мускулатура, плечи становятся шире, оформляется крепкий торс с узким тазом, голос становится ниже, появляются волосы на лице, руках и других частях тела. У девочек (девушек) формируется типичная женская фигура: развиваются молочные железы (растёт грудь), увеличиваются бёдра, развивается подкожный жировой слой. Всё это готовит девушку к будущему материнству. А мускулатура у девушек остаётся неразвитой. Поэтому девочки (девушки) не могут (и. главное, не должны!) выполнять работу, связанную с большими затратами мышечной энергии. Трудоёмкая и тяжёлая работа, требующая большого напряжения, вредит организму. Сказанное ни в коем случае не означает, что движения, труд — это удел одних только мальчиков. В эти годы девочки не должна отказываться от физкультуры, от подвижных игр, спортивных соревнований. Переедание, малая физическая активность, сидячий образ жизни, увлечение сладостями приводят к нарушению жирового обмена, а следовательно, к задержке полового развития.
У мальчиков (юношей), напротив, происходит бурный рост мышц и скелета, поэтому в это время им необходима диета, богатая белком, и противопоказан никотин, останавливающий рост.
Сделаем вывод и запомним его
Всем полезно кататься на велосипеде, лыжах и коньках, ежедневно проходить пешком несколько километров, подниматься на пятый-шестой этаж пешком, без помощи лифта, выполнять посильную работу по дому.
Все живые организмы способны к размножению. В подготовке к процессу деторождения участвуют все системы человеческого организма, и этот процесс продолжается примерно 10 лет, которые можно разбить условно на несколько периодов или стадий развития.
Вы находитесь в том возрасте, когда ваш организм завершает первую стадию полового созревания и через 4-5 лет будет готов к репродуктивной функции, то есть воспроизведению себе подобных. Вы женитесь или выйдете замуж, и у вас появятся дети — ваше продолжение на Земле.
В процессе патового созревания у человека возрастает интерес к протившюложному полу. Это нормально для любой правильно развивающейся личности, он появляется уже у детей дошкатьного возраста. В вашем возрасте кроме интереса к внешним особенностям противоположного иола появляется и особое эмоциональное состояние при виде понравившейся вам девушки или юноши. Эта симпатия может перерасти в прекрасное чувство — первую влюбленность. Трудно описать его словами, а переживания, связанные с влюбленностью, порой ещё сложнее передать, объяснить. Да и надо ли это делать? Просто понимайте, что первая любовь — подготовка ваших чувств к более глубоким и серьёзным. которые ожидают вас в будущем.
Первая любовь не всегда бывает взаимной. Хотя тяжело сознавать это, не стоит излишне драматизировать ситуацию. Если вы попали в ситуацию, когда кто-то настойчиво добивается вашего внимания и любви, а вы не можете ответить взаимностью, проявите к этому человеку внимание, понимание, попытайтесь проявить уважение к его чувству и не оскорбить своим безразличием или насмешкой. Помните, что с вами тоже может случиться такое: на ваши чувства не ответят взаимностью.
Риски старшего подросткового возраста
В период полового созревания многим подросткам хочется побыстрее стать взрослыми. Важным признаком взрослой жизни они считают начало сексуальных отношений. Разумеется, это заблуждение. Раннее. бездумное начало патовой жизни таит много опасностей для подростков, прежде всего для девочек, которым они грозят беременностью. Поскатьку беременность не является нормальным явлением для организма девочки (который находится в состоянии перестройки), то весь процесс вынашивания и родов связан с риском для здоровья как её самой, так и её ребёнка. Девочка не созрела ещё по нескольким причинам: организм находится в стадии серьёзной перестройки; девочка не готова для выполнения роли матери.
Кроме того, при беспорядочных половых связях велика опасность заражения инфекционными заболеваниями, передаваемыми половым путём (в том числе СПИДом).
Расширение кругозора
С какого возраста допускается вступление в брак в Российской Федерации?
Статьёй 12 Семейного кодекса РФ определены условия заключения брака на территории Российской Федерации:
«Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».
Брачный возраст определён статьёй 13 Семейного кодекса РФ:
«1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет».
Источник