Репродуктивное состояние здоровья подростка
Подростковый период – важнейший период в жизни каждой женщины. В большинстве стран мира принято считать подростками лиц в возрасте от 10 до 19 лет (классификация ВОЗ). В это время происходит становление образа жизни, вырабатывается стиль и стереотипы поведения, включая сексуальное и репродуктивное. Поэтому девушки–подростки отличаются сниженной выносливостью к физическим нагрузкам, повышенной ранимостью нервной системы и восприимчивостью к факторам внешней среды. При этом в любом регионе мира наблюдается такая тенденция, что плохо образованные или малообеспеченные девочки, проживающие в сельской местности, подвергаются большему риску забеременеть, чем их более обеспеченные и образованные сверстницы, живущие в городах. Кроме того, риск забеременеть выше у девочек, которые являются выходцами из этнических меньшинств или маргинализированных групп, лишены права выбора и возможностей в жизни или имеют ограниченный доступ к услугам в сфере охраны сексуального и репродуктивного здоровья, включая информацию о противозачаточных средствах и соответствующие услуги, или вовсе лишены такого доступа. Около 19 % молодых женщин в развивающихся странах оказываются беременны до достижения 18-летнего возраста. На долю девочек в возрасте до 15 лет приходится 2 млн. из 7,3 млн. детей, ежегодно рождающихся у девочек-подростков в возрасте до 18 лет в развивающихся странах [2]. У матерей-подростков наблюдаются высокие уровни послеродовой депрессии и родительского стресса, это является важным фактором риска для последующей послеродовой депрессии [3].К сожалению, одним из решений проблемы подростковой беременности является аборт, который представляет для юного организма большой вред, часто – непоправимый. Частота осложнений после абортов у подростков в 2–2,5 раза выше, а материнская смертность в 5–8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Вероятность смерти 15-летней девушки от причины, связанной с материнством, составляет 1 на 3700 в развитых странах и 1 на 160 в развивающихся странах [4,6]. Это связано с тем, что половая зрелость, то есть готовность организма к беременности и родам анатомически, функционально и психологически, наступает у подростков лишь к 18–19 годам. Поэтому прерывание беременности у лиц, не достигших этого возраста, сопровождается особенно сильным гормональным, физическим и психологическим нарушениями. Основные причины абортов у подростков обусловлены особенностями поведения в этот период жизни, низкой сексуальной культурой и отсутствием должного уровня знаний о репродуктивном и сексуальном здоровье, современных методах контрацепции и опасных последствиях аборта для организма девушек [4]. Одной из причин является несостоятельность или отсутствие служб работы с подростками, которые широко практикуются за рубежом. Результаты одного исследования подтверждают предположение о том, что лица, ведущие профилактическую работу с подростками должны обратить пристальное внимание на свою деятельность. Способность персонала (например, социальные работники и медсестры) заниматься с подростками является важным шагом в улучшении состояния здоровья [5]. Именно на определение уровня знаний молодежи о репродуктивном здоровье, которая как потом оказалась довольно низкой, и устранение этого пробела, ведущего к столь серьезным и ущербным последствиям для юного организма была направлена реализация социального проекта «Адаптация сельской молодежи в условиях мегаполиса».
Материалы и методы исследования
Были разработаны 2 анкеты: для девушек, состоящая из 36 вопросов и для юношей, состоящая из 33 вопросов. Анкеты созданы на русском и казахском языках. Для проведения анонимного онлайн анкетирования была разработана компьютерная программа и адаптирована к мобильным приложениями Android и iOS. Анкетирование построено таким образом, что можно было выбрать только один из предложенных ответов. Невозможно перейти к другому вопросу, не ответив на предыдущий. По некоторым вопросам анкета предусматривает расширение, при положительном ответе идет углубленный вопрос. Ответ «Другое» предполагает введение ответа респондентом в произвольной форме.
По результатам анкетирования было получено 2087 анкет, из них 31 анкета была выбракована как тестовые, таким образом, статистическую обработку в программе SPSS (StatisticalPackageforSocialScience) прошли 2056 анкет.
Результаты исследования и их обсуждение
В целом в анкетировании приняли участие 1258 девушек (или 61,2 %). Две трети или 64,9 % респонденток были в возрасте до 20 лет, одна треть или 33,9 % – в возрастной категории от 20 до 24 лет и чуть больше одного процента -1,2 % составили молодые женщины старше 25 лет. Большинство опрошенных студенток (94,6 %) учатся в четырех высших учебных заведений, расположенных в г. Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, КазГЖПУ, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУ им. Сатпаева и чуть более 5,4 % – это учащиеся других ВУЗов. До поступления в ВУЗ почти треть девушек (31,5 %) проживала в городе и около двух третей (68,5 %) – в сельской местности. Это позволило нам обратиться к целевой группе – девушкам, приехавшим из сельской местности в город для учебы в ВУЗе.
Социальный портрет респонденток представлен следующим образом: почти половина девушек (45,6 %) выросли в семьях, где есть 3-4 ребенка, каждая третья опрошенная (32,6 %) студентка из семьи, где имеется 5 детей, и только чуть больше 2 % (2,4 %) составляют семьи с количеством детей 1-2. Больше половины опрошенных (55,0 %) отметили, что живут в семьях с хорошим материальным достатком, 35,9 % респонденток проживают в семьях со средним достатком и могут позволить себе средние расходы, 5,6 % обучающихся отметили минимальный материальный уровень проживания, а 3,4 % студенток указали на то, что родители живут раздельно и у отца с матерью разный прожиточный уровень. Две трети респонденток (63,6 %) указали на то, что им не хватает денежных средств для проживания в городе, почти каждая пятая опрошенная (21,3 %) отметила, что денег хватает не всегда, хватает, но только на еду или минимальный прожиточный минимум, или «когда как», 15,1 % девушек отметили, что им достаточно средств для проживания в г.Алматы.
62,8 % респонденток ответили, что сами все знают о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ЗППП), почти треть опрошенных (30,8 %) никогда не разговаривали на эту тему с родителями и только с 6,4 % эти вопросы обсуждали со своими родителями. Трое из 5-ти студенток (66,0 %), информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье хотели бы получать на лекциях в университете, 16,3 % респонденток – из специальной литературы, 7,9 % – в Интернете, 4,6 % опрошенных – в беседе с врачом, 2,1 % – в беседе со сверстником, 3,0 % – из просмотра видеофильмом и видеопередач. По итогам анкетирования четверть девушек (25,8 %) указали на наличие сексуальных отношений. При этом на вопрос: «В каком возрасте это произошло впервые?», до 15 лет – у менее 1 % респонденток, в 15 лет – у 3,7 % опрошенных, в 16 лет – у 12,9 % девушек, в 17 лет – 8,0 % респонденток, в 18 лет – у 29,2 %, в 19 лет – у 25,2 %, в 20 лет – у 8,3 %, после 20 лет – 12,7 %. У девушек чаще всего первый половой контакт произошел в возрасте 18 лет – 29,2 %.
Из опрошенных 36,9 % ответили, что знают о методах предохранения от нежелательной беременности только в общем, 37,2 % респонденток знают практически все, 25,9 % ответили, что впервые слышат об этом. На вопрос «Кто рассказал о способах предохранения о нежелательной беременности?» каждая третья респондентка отметила, что узнала о контрацепции от родителей (31,0 %), от друзей (34,2 %) и из Интернета (34,2 %). Среди методов контрацепции наиболее популярными у девушек оказались противозачаточные таблетки – в 21,8 %, и 20,0 % пользуются презервативами. Прерванный половой акт практикуют 26,5 % девушек. Не предохраняются от нежелательной беременности 31,7 % девушек.
Из результатов опроса видно, что очень большой интерес к анкетированию проявили девушки, приехавшие учиться в город из сельской местности. Можно предположить, что у них имеются проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем, и они заинтересованы в их решении. У подавляющего большинства студенток имеются острые материально-бытовые проблемы, особенно в первый год обучения. Недостоверная информация в Интернете, утрата культурных и нравственных ценностей в общем сознании, все это привело к формированию нового стиля сексуального поведения подростков и молодежи, а так же к формированию у подрастающего поколения своих представлений о сексуальной жизни, порой даже ошибочных. Об этом свидетельствует тот факт, что каждая четвертая девушка (25,2 %) начала половую жизнь до исполнения 18 лет. У сексуально активных студенток использование контрацепции низкое, а у 1/3 использующих имеет место неэффективный метод – прерванный половой акт. Вызывает озабоченность тот факт, что треть девушек не имеют представления о методах контрацепции и способах предохранения от нежелательной беременности и ЗППП. Как и предполагалось, основным источником информации о сексуальном и репродуктивном здоровье среди студентов стали интернет-ресурсы, которые не всегда являются правдивыми и надежными. Поэтому возникает острая необходимость в грамотном и правильном информировании молодежи и подростков о репродуктивном и сексуальном здоровье с помощью тренингов и просветительной работы, которые мы провели в нескольких университетах во время реализации проекта. При этом важно регулярное проведение организационно-просветительной работы по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов. К подобным проблемам надо подходить очень серьезно, так как последствия абортов наносят огромный вред юному организму. Следует объединить совместные усилия органов и учреждений здравоохранения с органами и учреждениями социальной защиты, учреждениями образования, молодежными службами, общественными организациями.
Источник
Репродуктивное здоровье подростков
Что необходимо сделать для укрепления сексуального и репродуктивного здоровья подростков и для предотвращения случаев смерти матерей подросткового возраста и их детей во время беременности?
Предотвращать случаи нежелательной беременности и другие риски для сексуального и репродуктивного здоровья
- информация, в том числе всестороннее сексуальное образование;
- доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья в полном объеме, включая презервативы, другие средства контрацепции, в соответствующих случаях, и другие меры профилактики, лечения и ухода в отношении инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ; и
- безопасные условия, поддержка, отсуствие эксплуатации и жестокого обращения.
Семьям и сообществам необходимо поддерживать матерей подросткового возраста
Матерям подросткового возраста часто не хватает знаний, образования, опыта, доходов и возможностей по сравнению с матерями более старшего возраста. В некоторых культурах они могут также испытывать последствия осуждающего отношения, что еще больше усугубляет их сложное положение.
Мужчины, родители, свекрови и другие лица, принимающие решения на уровне отдельных семей и сообществ, должны оказывать поддержку беременным девушкам подросткового возраста и относиться к ним с пониманием. Это включает обеспечение домашнего ухода до, во время и после беременности и своевременное использование услуг специалистов по родовспоможению.
Необходимо широко распространять информацию о признаках осложнений среди беременных девушек подросткового возраста и сообщества в целом с тем, чтобы каждый мог распознать чрезвычайную ситуацию и знал, что делать в таком случае.
Необходимо улучшать доступ матерей подросткового возраста к образованию, получению жизненных навыков и информации о том, как предотвращать последующие беременности и как противостоять бытовому насилию.
Работники здравоохранения должны иметь возможности для удовлетворения особых потребностей беременных девушек подросткового возраста
Квалифицированные работники здравоохранения должны иметь возможности для оказания ряда услуг в поликлиниках и других медицинских учреждениях, с помощью которых можно спасать жизнь беременных женщин и их детей. Несмотря на то, что услуги, оказываемые матерям подросткового возраста и матерям более старшего возраста схожи, работники здравоохранения должны уметь работать с подростками и знать, как удовлетворять их особые медико-санитарные потребности.
Они должны уметь:
- обеспечивать для беременных девушек подросткового возраста дородовое наблюдение на ранних стадиях и предоставлять им возможности для продолжения или прерывания беременности; как правило, подростки откладывают обращение за искусственным прерыванием беременности, обращаются к менее квалифицированным поставщикам услуг, используют более опасные методы и откладывают обращение за помощью в случае осложнений;
- проявлять бдительность в отношении некоторых проблем среди подростков, требующих особого внимания, включая анемию, плохое состояние здоровья, обусловленное питанием, малярию, ВИЧ и другие инфекции, передаваемые половым путем, а также доступ к услугам по предотвращению передачи ВИЧ от матери ребенку;
- разработать план родов для девушки подросткового возраста и ее семьи, включая место родов, наличие транспорта и связанные с эти расходы;
- уделять особое внимание матерям моложе 16 лет во время оказания акушерской помощи, так как они подвергаются особо высокому риску развития осложнений и смерти; и
- после родов оказывать матерям подросткового возраста особую поддержку в кормлении ребенка и обеспечении ухода за ним, обеспечивать их доступ к информации, навыкам и услугам, включая надлежащее консультирование для предотвращения последующих беременностей.
Системы здравоохранения должны иметь возможности для удовлетворения особых потребностей подростков в области сексуального и репродуктивного здоровья
Широко признается, что для достижения Цели тысячелетия в области развития 5 необходимы надлежащим образом функционирующие системы здравоохранения. В рамках таких систем необходимо улучшать качество услуг, оказываемых подросткам, и расширять масштабы их использования подростками.
Для этого необходимо следующее:
- сбор и анализ национальных статистических данных с тем, чтобы упростить понимание потребностей беременных девушек подросткового возраста, их численности и масштабов использования ими услуг;
- развитие профессиональных качеств работников здравоохранения, необходимых для работы с особой информацией и для удовлетворения клинических и психосоциальных потребностей матерей подросткового возраста; и
- обеспечение нормативно-правовой базы и политики, способствующих расширению доступа подростков к необходимой им помощи.
Источник
Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 1815 раз
Библиографическое описание:
Борисова, Л. П. Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема / Л. П. Борисова, Р. С. Толпова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1457/ (дата обращения: 09.06.2021).
Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная ипсихолого-педагогическая проблема
Борисова Людмила Петровна, кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «НГУ физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта»
Толпова Раиса Сергеевна, магистрант
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
В условиях социальной напряженности и расслоения общества, резкого падения жизненного уровня населения именно дети и подростки становятся одной из наиболее уязвимых групп населения. А ведь именно подростки являются репродуктивным, интеллектуальным, экономическим, социальным, политическим и культурным резервом общества. Это обусловливает огромную социальную значимость их здоровья.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье, факторы риска, половое воспитание, подростки.
На фоне трансформации социально-экономического и политического уклада в нашей стране отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков. Так статистические данные указывают на то, что от 50 до 75 % девочек имеют расстройства здоровья, которые в будущем могут негативно отразиться на их репродуктивной функции. Нельзя забывать, что ведущими факторами, определяющими процесс формирования репродуктивного здоровья детей и подростков, являются условия и образ их жизни. К сожалению, произошедшие социально-экономические изменения негативно отразились на смене стереотипов поведения в молодежной среде — снизилась заинтересованность в занятиях спортом, отсутствуют необходимые знания и социальные мотивации для сохранения и укрепления собственного здоровья, в то же время получили широкое распространение вредные привычки, возросла частота добрачных сексуальных отношений. В многочисленных исследованиях отмечены деструктивные тенденции в репродуктивном здоровье подростков, что в будущем может быть одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов.
В свете современных приоритетов в сфере здравоохранения, реализующихся в России, особую значимость приобретают проблемы состояния репродуктивного здоровья девочек-подростков и сохранения их репродуктивного потенциала. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что функционирование репродуктивной системы женщин во многом определяется ее своевременным и гармоничным развитием в период полового созревания. Однако в первое десятилетие XXI в. репродуктивный потенциал девушек-подростков России имел устойчивые и преимущественно неблагоприятные характеристики, среди которых следует выделить:
— высокую распространенность репродуктивно значимых вредных привычек;
— большой процент отклонений в физическом, половом и психосексуальном развитии;
— высокий уровень соматической и гинекологической заболеваемости;
— формирование неадекватных репродуктивных установок;
— низкий уровень полового воспитания и контрацептивной активности;
— высокую частоту подростковой беременности с преимущественным исходом в аборт.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на репродуктивное здоровье подростков, являются рискованное сексуальное поведение, рост числа заболеваний репродуктивной системы, заражение заболеваниями передающимися половым путем, беременности и аборты в подростковом возрасте, низкий уровень знаний о методах контрацепции. Сексуальное поведение тесно связано с репродуктивным здоровьем, являясь по сути одним из главных его составляющих. В течение последнего столетия отмечается тенденция к снижению возраста начала сексуальной жизни. Обзор современных зарубежных и отечественных исследований посвященных данной теме показывает, что доля сексуально активных молодых людей увеличивается, а средний возраст первого сексуального контакта постоянно уменьшается.
Так на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция к снижению возраста полового дебюта, который по данным анонимных опросов достигает 14,5 лет. Уровень беременностей среди подростков в России составляет 70–90 на 1000 человек. Абортом завершается 75 % беременностей в подростковом возрасте, что приводит к их высокому числу — около 40 на 1000 подростков 15–19 лет. На сексуальную активность подростков влияет ряд факторов, среди которых можно выделить социально-экономическую обстановку, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой информации. При этом возросшая сексуальная активность связана с несколькими видами рисков подростков, среди которых незапланированные беременности, аборты, внебрачные рождения, сексуальная эксплуатация и материнская смертность. Одной из важнейших социальных и медицинских проблем является также рост заболеваемости болезнями передающимися половым путем. Повышенный риск заражения подростков этими заболеваниями связан с разнообразием поведенческих, биологических и психосоциальных факторов, среди которых сексуальная активность рассматривается как наиболее критический фактор риска.
Следует также отметить, что на сегодняшний день у выпускников школ преобладает пренебрежительное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, у них низкий уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых, отмечается недостаточный уровень знаний о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия [3]. При этом в современных учебных планах общеобразовательных школ вопросам, например, репродуктивного здоровья уделяется явно недостаточное внимание. Период затянувшихся организационных и правовых преобразований, затронувших все стороны образовательного процесса, процесс получения качественного образования становится все более трудоемким [2]. Так в программах курса «Основы безопасности жизнедеятельности», составленными в соответствии с ФГОС СОО, вопросам репродуктивного здоровья в основной школе отводится не более 3 часов, в старших классах — не более 6 часов в год. Поэтому образование будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса [6].
Воспитание у детей заботы о собственном здоровье, формирование умений и навыков по его сохранению и укреплению в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинической картине, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают медицинские работники, однако они не всегда владеют методологией обучения и воспитания здорового поведения, методами формирования у учеников позитивной мотивации на сохранение здоровья. Структура межличностной социальной поддержки, включающая количество взаимосвязей и качество системы отношений индивида с ближайшим окружением, важнейшую роль в которой играет семья, может способствовать или препятствовать развитию личностного превентивного ресурса подростка [1].
С позиций современной педагогической науки, учебная деятельность — это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач [4]. Низкий уровень репродуктивного здоровья и медицинской культуры современных подростков определяет, в свою очередь, необходимость внедрения в систему отечественного школьного образования новых программ сексуального воспитания учащихся, так как действующие учебные программы школьных курсов не соответствуют возрастным особенностям и образовательным потребностям учащейся молодежи в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. К сожалению, на данный момент уровень теоретических знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье является крайне низким и не может обеспечить сохранения репродуктивного здоровья подростков в практической жизни и требует качественного улучшения.
Очевидно, что стратегическим приоритетом государственной политики в социальной сфере, должно стать формирование и развитие ценностей здорового образа жизни [5]. Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что разработка и внедрение методики формирования знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, как компонента ЗОЖ, является актуальной педагогической проблемой.
В соответствии с этим перед общеобразовательными заведениями возникает целый комплекс новых задач, требующих принятия безотлагательных решений. Важнейшей из них явилась разработка конкретных методических подходов, направленных на формирование знаний школьников различных возрастных категорий о репродуктивном здоровье. При этом современная методика должна способствовать формированию целостной системы теоретических знаний и практических навыков учащихся средних общеобразовательных учебных заведений по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. Она должна базироваться на основе личностной заинтересованности учащихся, учете индивидуальных и возрастных потребностей школьников, широкого использования межпредметных связей, интерактивных форм обучения и современных информационных технологий, а также четкой практической направленности получаемых знаний о репродуктивном здоровье.
- Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1018–1020.
- Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Здоровьесберегающее образование. — 2010. — № 4 (8). — С. 91–93.
- Плахов Н. Н., Матусевич М. С., Макарова Л. П., Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 958–960.
- Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — Т. 1. — С. 38–42.
- Сухоруков Д. В., Иванов С. Г., Буйнов Л. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в контексте вопросов социальной безопасности // В сб.: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: Сб. материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. — 2011. — С. 70–72.
- Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Учебно-методическое сопровождение магистерской программы «Здоровьеформирующие технологии» для будущих педагогов // Безопасность жизнедеятельности. — 2014. — № 10. — С. 61–64.
Источник