Памятка для педагогов «10 советов здорового образа жизни»
статья
Следую предложенным советам, возможзно вы сможете продлить и улучшить свою жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов « 10 советов здорового образа жизни»
Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.
7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки. Соблюдайте режим дня. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
Консультация для родителей воспитанников.
Консультация для родителей.
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р.
Полезные советы «Здоровый образ жизни семьи".
Презентация о том, чтобы быть здоровыми нужно соблюдать простые правила: соблюдать режим дня, гулять в любую погоду, больше двигаться, правильно питаться, спать днём, закаляться, соблюдать режим дня н.
Источник
Рекомендации для педагогов «Процесс организации здорового образа жизни»
Наталья Гришкина
Рекомендации для педагогов «Процесс организации здорового образа жизни»
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема.
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н. М. Амосова, О. И. Давыдовой, В. Г. Жданова, О. Л. Зверевой, Я. А. Коменского, и др.
Рассмотрим сущность понятия «здоровье».
По определению Б. Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности».
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% — образом жизни, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды и примерно на 10% — возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
На соблюдение принципов здорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы.
К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта.
Среди объективных факторов здорового образа жизни детей выделяются следующие:
— «качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы, качество продуктов питания, жилища, одежды;
— доступность физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т. д., спортивного инвентаря и т. д.».
Картотека игр по формированию здорового образа жизни «Умею — не умею». Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного.
«Роль организации прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей». Консультация для воспитателей «РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» Воспитатель – Ситникова Надежда Васильевна.
Формирование здорового образа жизни дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Консультация для педагогов «Подвижные игры — как средство формирования здорового образа жизни» План консультации 1 Методика организации подвижных игр 2 Классификация групп детей, имеющих различные физические возможности 3 Психологические.
Консультация для педагогов «Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для педагогов «Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников» Известно, что дошкольный возраст является решающим в.
Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».
Программа «Основы здорового образа жизни» Пояснительная записка. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира, как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного.
Рекомендации «Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся» Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Задача школы — сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т. е. профилактическая.
Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни ребёнка Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.
Источник
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам по формированию ЗОЖ
специалист в области арт-терапии
МБУ ДО «Дом детского творчества №4»
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам по формированию ЗОЖ
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это способ реализации (формы) основных аспектов повседневной жизнедеятельности человека, которые способствуют сохранению и укреплению его здоровья, а также полноценному выполнению социальных функций. Это также – профилактика заболеваний, замедление прогрессирования уже имеющихся, профилактика преждевременной старости и смерти.
Рекомендации по ЗОЖ должны быть индивидуальными и учитывать специфику пол, возраст, состояние здоровья, национальные традиции и обычаи ребенка.
Мы все понимаем, что пропагандой ЗОЖ среди детей и подростков в первую очередь должны заниматься воспитатели, учителя, педагоги, психологи, тренера, медицинские работники и сотрудники оздоровительных комплексов.
Для этого хочется представить некоторые рекомендации, которые, возможно, помогут педагогам реализовать пропаганду ЗОЖ среди детей:
Создание необходимых условий, направленных на формирование у детей различного возраста мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Формирование у родителей мотивационной сферы, направленной на конструирование здоровья и здорового образа своих детей.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационные формы обучения детей на основе здоровьесберегающей педагогики.
По возможности включение в образовательные программы элементов антиалкогольного воспитания, вредного воздействия наркотиков и курения.
Проведение здоровьесберегающих занятий с детьми различных групп в целях сохранения и укрепления здоровья.
Информирование родителей о новых инновационных технологиях по формированию здорового образа жизни их детей.
Проведение психолого-педагогические консультаций (по возможности, если предполагает штатное расписание наличие соответствующей штатной единицы) с родителями по проблемам развития их детей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через организацию совместных с детьми дел (массовые праздники, дни здоровья и др.), тогда они будут не пассивными наблюдателями, а активными помощниками в сохранении и увеличении уровня резервных возможностей детей, упрочения здоровья и здорового образа жизни.
Источник
Система работы учителя начальных классов по формированию у учащихся здорового образа жизни
специалист в области арт-терапии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
Подготовила Золотарева Л.Н
учитель начальных классов
Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей.
Содержание работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению.
Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья
Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе.
Вступление «Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху.
Это пре всего забота о гармоничной
полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни строю в тесном контакте с родителями.
Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей:
— информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
— индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой»;
— лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны, психолога, социолога).
Дополнительный ресурс успешности этой работы в использовании профессиональных возможностей родителей — врачей, психологов, спортсменов и т.д.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение, как каждого человека, так и общества в целом.
В работе по формированию здорового образа жизни у учащихся я ставлю перед собой следующие цели и задачи:
1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре, ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей.
1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
Содержание работы классного руководителя
по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение :
— состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
— оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
— питание в школьной столовой;
— наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
— использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
— соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
— беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
— проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
— эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
— организация подвижных игр (динамической паузы);
— организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
— проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
— регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
— ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
— привлечение медработника к просвещению родителей.
Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению :
— сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
— организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
— использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
— организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
— проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
— формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
План работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся
1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
2. Организация работы с комплексом физкультпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
— создание интерьера класса
4. Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
5. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
6. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
7. Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
8. Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
9. Составление вставки книг по вопросам здоровья.
10. Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
11. Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
12. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
13. Консультирование родителей.
14. Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
15. Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.
16. Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГАИ, пожарной службы.
17. Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
18. Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
19. Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
20. Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся
Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в их развитии.
Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания
Семья и школа. Итоги партнёрства.
Детский травматизм на дорогах.
Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.
Что такое здоровый образ жизни и как он формируется?
Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек.
Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
Психологическая поддержка младших школьников.
Физические и душевные травмы.
Каким будет ваш ребенок.
Тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися
по проблеме сохранения и укрепления их здоровья
Тема классного часа
Правила поведения в школе
Травмоопасные участки в школе
Режим дня школьника
Одежда осенью и зимой
Правила поведения в общественных местах
Вред табачного дыма
Подвижные игры во время перемен
Основы личной безопасности дома
Система классных часов в 2 классе.
Тема классного часа
Правила поведения в школе
Травмоопасные участки в школе
Режим дня школьника
Самопознание через чувство, ощущение, образ.
Правила поведения в общественных местах
Вред табачного дыма
Гигиена учебного труда и отдыха
Что такое закаливание
Основы личной безопасности дома и вне дома.
Система классных часов в 3 классе
Тема классного часа
Безопасное поведение в школе во время уроков и перемен.
Способы решения конфликтных ситуаций.
Бытовой и уличный травматизм.
Строение тела человека. Здоровье и болезнь.
Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Вред табачного дыма. Что такое алкоголь.
Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.
Питание – основа жизни Правильное питание.
Основы личной безопасности дома
Система классных часов в 4 классе.
Тема классного часа
Безопасное поведение в школе во время уроков и перемен.
Режим дня школьника
Как защититься от простуды и гриппа.
Кого я могу назвать своей подругой, другом.
Правильное питание – залог здоровья.
Поведение в общественных местах.
Правила поведения на водоёме.
Основы личной безопасности дома.
Я стараюсь сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Элементы здоровьесберегающих технологий,
применяемые на уроках в начальной школе.
Учёт особенностей каждого ученика.
Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.
Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Вставки о здоровье на уроках по предметам
Создание условий для самовыражения учащихся.
Инициация разнообразных видов деятельности.
Предотвращение усталости и утомляемости.
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Прирост учебных достижений.
Цель разноуровневого обучения : организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности.
Осуществляя разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:
Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.
Активное общение с учащимися
Для реализации разноуровневого обучения использую:
Карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи.
Альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения.
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса:
— изучение нового материала;
-учет знаний на уроке;
-проверка усвоения пройденного материала;
-самостоятельные и контрольные работы;
-организация работы над ошибками;
-закрепление пройденного материала;
Методический приём – вставки о здоровье на уроках по предметам.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Я на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.
Русский язык
Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
— Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
— Я хочу быть здоровым!
— Я могу быть здоровым!
— Я буду здоровым!
Вставка 2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.
Вставка 3. Разбор слова по составу.
Пясть- пястные кости- запястье.
Перст – персты – перстень -перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» — корень слов второго ряда. «Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» (А. С. Пушкин)
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название. Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.
Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
« Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
— Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
— Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
— Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
— Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
— Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Математика
Вставка 1. Задачи по анатомии.
Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.
Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?
Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.
— Куда деваются эти кости?
— Они срастаются.
Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.
Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.
Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?
Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.
Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?
Ответ: в 2 раза.
— Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.
Окружающий мир
Вставка 1. Лекарственные растения твоего края.
— Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.
Вставка 2. К теме «Введение». Природа и человек.
— Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» — вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005
Источник