Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
статья
Эта статья поможет родителям особых детей в их воспитании и развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Мир « особого » ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир « особого » ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир « особого » ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Мир « особого » ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир « особого » ребёнка
Допускает лишь своих.
Дети -самое прекрасное и важное, что есть в нашей жизни. Но верно и то, что быть родителями -очень ответственное и сложное дело. Быть родителями -просто, когда ты понимаешь, что и зачем ты делаешь. Когда ребёнок находится в правильных отношениях с родителями, он будет проявлять большинство характеристик «ребёнка, которого легко растить», что создаст положительный контекст для воспитания и взросления и позволит родителям успешно справиться со своей задачей. Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребѐнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.
1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
4.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
5.Не бойтесь отказать ребёнку в чѐм-либо, если считаете его требования чрезмерными.
6.Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка сегодня со вчерашними.
7.Всегда помните, что развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и менее нуждающимся в вашей любви и заботе.
8.Любите вашего ребёнка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания —это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.
9.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
10.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
12.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
13.И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите : “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками .
5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т. д.
9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это — “золотое правило реабилитации”.
Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, — поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.
Родителям необходимо помнить следующее : не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.
Памятка «Советы родителям детей с ОВЗ «
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели или учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что «педагог жалуется». Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери, попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или «плохого» характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал «нормальным», на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СИНДРОМОМ ДАУНА
Надо принять тот факт, что у ребенка есть проблема в умственном развитии, необходимо помнить, что Вы нужны ему, а он нужен ВАМ, любите его и радуйтесь ему, и он научится от Вас любить всех близких, важно дать ребенку почувствовать любовь к нему всех членов семьи.
Важно создать условия в семье для общения ребенка с другими родственниками и друзьями родителей, нужно помнить о том, что Вы даете ребенку образец общения с другими людьми.
Педагогические условия воспитания ребенка в семье (ранний возраст):
выполнение четкого режима дня — сон, питание, бодрствование, прогулка, занятия;
положительные формы взаимодействия и общения взрослых с ребенком и организация положительного общения со сверстниками;
организация регулярных занятий с ребенком: определение времени и место для занятий;
создание предметно развивающейся среды — два набора игрушек: один для каждодневного пользования, а другой — только для занятий дидактические игрушки
Дошкольный и младший возраст:
воспитание самостоятельности в быту: привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение элементарным трудовым навыкам — поливать цветы, убирать игрушки, расставлять предметы быта на свои места, сервировать стол, помогать готовить, убирать комнату, ухаживать за растениями в огороде, ухаживать за животными.
Старший школьный и подростковый возраст:
учить детей выполнять определенные поделки из глины, бумаги, ткани, дерева и др., учить вязать, вышивать,
воспитывать интерес детей к овладению определенными профессиями с учетом индивидуальных возможностей, организовать обучение по овладению профессиональными навыками,
продолжать учить взаимодействовать со сверстниками: в учреждениях дополнительного образования — в студиях по изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, спортивных секциях с учетом индивидуальных возможностей развития.
Кроме того, необходимо, чтобы в воспитании ребенка принимали участие все члены семьи, соблюдая единство требований, по возможности разделяя между собой обязанности.
Воспитание особого ребенка – это ежедневный и тяжелый труд, в котором должны участвовать все члены семьи. Родителям необходимо научиться понимать своего ребенка, и принимать его таким, какой он есть. Понимание, принятие и любовь к своему ребенка – залог счастливой семьи.
- Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. – М.:Академический проект: Традиция,2004. -784с.
- Башина, В.М. Ранний детский аутизм// Альманах «Исцеление». — М., 1993.
- Виктор Каган. Аутята. Родителям об аутизме. Серия «Родителям о детях». Издательство: Питер. 2015 г.
- Волкова, С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения/ С.М. Волкова. М.: Тритон, 2002.
- Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 208с.
- Ихсанова С.В. Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с РДА в процессе игры. – Армавир: Армавирский филиал ГОУ Краснодарского края ККИДППО, 2010.
- Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи.– М.: Педагогика,1991. – 160 с. – (Педагогика — родителям).
- Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. Дефектология. – 2008. — № 2. – С. 89-92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье раскрывается современная модель гуманизации обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Дается краткое описание реализации основных направлений личностн.
«Здоровье — категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение .
О важности проведения с детьми игровых обучающих уроков.
Активное действенное взаимодействие учащихся, родителей и учителей – это залог успешной учебы и развития ребенка! На этой страничке Вы, дорогие родители, сможете найти интерсные для Вас методиче.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей — сирот и детей оставшихся без по.
Основное назначение программы – быть средством интеграции и мобилизации всего школьного коллектива совместно с родителями (законными представителями) обучающихся на достижение поставленных.
Экологическое воспитание детей с ОВЗ, необходимое условие развития и адаптации к социуму. Знания о природе, животных, явлениях природы, мотивируют ребенка к развитию кругозора, любознательности, чтени.
Источник
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_vospitaniyu_detey_s_ovz.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по воспитанию детей
с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.
Родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию
ребёнка с аутизмом
Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
Рекомендации родителям слабовидящего ребенка
- Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.
- Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать з атруднения при ориентировке в пространстве.
- Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
- Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.
Рекомендации родителям слабослышащего ребенка
- Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
- Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
- Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
- Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое.
- Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
- Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
- Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
- Ребенка с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
- Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
- Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
- Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
Рекомендации родителям ребёнка с ЗПР
Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?
- Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, контролировать каждое действие ребенка при выполнении заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
- Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
- Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите большой нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
- Психологи и врачи утверждают, что перерывы, паузы, динамические минутки таким детям крайне необходимы.
- Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на занятиях. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
- Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
Рекомендации родителям по воспитанию детей с СДВГ
- Психологи и врачи утверждают, что перерывы, паузы, динамические минутки таким детям крайне необходимы.
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите с ребенком в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
- Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (картинки, схемы, образец и т.д.).
- Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время для приема пищи, выполнения домашних заданий и сна).
- Избегайте по возможности пребывания с ребенком в местах скопления людей. Посещение крупных магазинов, рынков и т.д. оказывает на него негативное действие.
- Во время игр ограничивайтесь для ребенка лишь одним партнером, избегая шумных, беспокойных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (полезны ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, бег, спортивные занятия).
- Лучшим способом для направления энергии и активности в правильное т.е. социально и личностно-приемлемое русло являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.
Источник