Рекомендации воспитателям для сохранения психологического здоровья
Наталья Козленкова
Рекомендации воспитателям для сохранения психологического здоровья
• Каждый день начинайте с «нового листа». В «реку жизни», нельзя войти дважды.
• Чаще улыбайтесь. Улыбайтесь всему. Как изумляются дети.
• Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
• Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
• Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
• В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбие.
• Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, — считайте только удачи
• Спите не менее 8-ми часов в сутки.
• Занимайтесь физическими упражнениями.
• Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
• Любите свою душу и тело.
• Старайтесь окружить их комфортом.
Полюби себя таким, какой ты есть! Осознайте самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы от того, что живем. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.
Осанка — важный фактор сохранения здоровья с раннего детства На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число.
Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (2-я младшая группа). Лексическая тема «Знакомьтесь: это я и моя семья» Тема «Знакомьтесь – это я и моя семья» 1. Стихотворения Бабушка и дедушка, Мамочка и папочка, Две сестренки старшие И котенок-лапочка.
Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (вторая младшая группа). Лексическая тема «Игрушки» Тема: Игрушки 1. Д/И “Назови ласково/Большой или маленький” Мяч – мячик Слон – слоник Машина – машинка Кукла – куколка Утка — уточка.
Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (вторая младшая группа). Лексическая тема «Осень» Тема: Осень 1. Стихотворение В лесу осиновом дрожат осинки. Срывает ветер с осин косынки. С осинок ветер косынки сбросит – В лесу осиновом.
Рекомендации учителя-дефектолога, логопеда воспитателям (вторая младшая группа). Лексическая тема «Туалетные принадлежности» Тема: Туалетные принадлежности 1. Стихотворение Водичка, водичка, Умой мое личико. Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся.
Рекомендации воспитателям при подготовке и проведению праздников и утренников. Рекомендации воспитателям при подготовке и проведению праздников и утренников. Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования.
Семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» В структурном подразделении детском саду «Лучик» в октябре 2016 года проходил семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство.
Детский проект «Закаливание как фактор укрепления и сохранения здоровья» Она актуальна тем, что нынче многие дети не здоровы. Они часто болеют. У нас в школе тоже есть ученики, которые часто болеют. Они пропускают.
Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения здоровья 1 слайд «Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» На фоне недавней эпидемиологической обстановки,.
Здоровьесберегающая технологии стимулирования и сохранения здоровья Здоровьесберегающие технологии — технологии стимулирования и сохранения здоровья Описание материала: Опыт работы по применению здоровьеберегающих.
Источник
«Психологическое здоровье педагога ДОУ – залог здоровья ребенка»
методическая разработка на тему
сенинар-практикум для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_pedagoga.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
« Психологическое здоровье педагога ДОУ – залог здоровья ребенка»
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным”, другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке.
Здоровье педагога – это союз физического и эмоционального благополучия.
Однако между здоровьем детей и здоровьем педагогов существует непосредственная связь и взаимозависимость. И прежде всего речь должна идти об обеспечении психологического здоровья.
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье дошкольников[1].
Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример
Все дети мечтают о воспитателях, которые являются для них источником добра, безопасности, душевного тепла, источником вдохновения, радости, удивления. Такое общение педагога с детьми – главное условие воспитания здорового ребенка в ДОУ.
Почему же не всегда сбываются мечты ребенка? Что же иногда происходит с педагогами, которые перестают чувствовать радость от своего труда? Почему же профессия, которую мы выбираем, которой мы гордимся, вдруг перестает нас по-хорошему волновать и не приносит радость?
Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Не стоит забывать, что отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях не только с воспитанниками, но и родителями, коллегами по работе. А также способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств педагога негативных черт, разрушает его психическое здоровье, обуславливает высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляет творческую активность. Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «синдром эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – сложный психофизиологический феномен, определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, которому способствует продолжительная эмоциональная нагрузка. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости, опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительный результат своего труда. Что способствует возникновению у педагогов «синдрома эмоционального выгорания»? Перечислим некоторые причины [3]:
• восприятие работы как рутинной, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
• чрезмерная эмоциональная вовлеченность в работу, вкладывание в нее больших ресурсов;
• недостаточность признания и положительной оценки работы;
• строгая временная регламентация работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
• напряженность и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка коллег и их излишний критицизм;
• отсутствие условий для самовыражения личности на работе, когда экспериментирование и инновации не поощряются, а подавляются;
• работа без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
• неразрешенные личностные конфликты педагога;
• высокая психоэмоциональная нагрузка, эмоциональная энергия расходуется постоянно, дети – родители – коллеги;
• сопереживание, сочувствие, сострадание, принятие решений;
• чем больше детей в группе – тем больше нагрузка – ответственность за жизнь и здоровье ребенка;
• есть «особенные родители», а это дополнительные эмоциональные затраты.
Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение[2].
Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания:
• развитие интересов, не связанных с работой;
• возможность сочетать работу с учебой, исследованием, написанием научных статей;
• внесение разнообразия в работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкций, без инспекций со стороны официальных лиц;
• поддержание своего здоровья (сон, питание);
• удовлетворительная социальная жизнь, наличие друзей желательно других профессий;
• умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;
• умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
• чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия;
• участие в семинарах, конференциях, где предоставляются возможности встречи с новыми людьми, а также возможность обмениваться опытом;
• периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
• участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой;
• хобби и увлечения, доставляющие удовольствие;
• научиться расслабляться; смеяться над собой;
Здоровье педагога, оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.
- Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Автор-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности де.
консультация для родителей «Режим".
Помните, что именно в детстве закладываются все те хорошие привычки, которые затем, во взрослой жизни, помогут ребенку.
ТОЛЬКО ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГМОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА.
Цель: познакомить с понятием психологическое здоровье, сформировать адекватное отношение к собственному эмоциональному состоянию как к одной из важных здоровьесберегающих жизненных ценностей; научить .
Сообщение для педагогов. «Здоровый образ жизни — залог здоровья".
Источник
«Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности»
методическая разработка на тему
Пояснительная записка
Информационно-практическое занятие
Тема: Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической деятельности
Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель: способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на здоровьесбережение. В 1й части занятия идёт повествование о проблеме сохранения психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности педагогов. Далее даются примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (экспресс-приёмы, примеры психологической зарядки и другие) с последующей оценкой эмоционального состояния участников занятия.
Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации. (презентация прилагается).
Оборудование для проведения: проектор, ноутбук, экран для мультимедиа, стулья большие по количеству человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровье педагогов ДОУ | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска
с педагогами образовательных учреждений
Педагог-психолог высшей квалификационной категории:
Денисова Ольга Николаевна
Тема: «Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической
Тема: Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической деятельности
Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель : способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на здоровьесбережение. В 1й части занятия идёт повествование о проблеме сохранения психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности педагогов. Далее даются примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (экспресс-приёмы, примеры психологической зарядки и другие) с последующей оценкой эмоционального состояния участников занятия.
Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации. (презентация прилагается).
Оборудование для проведения: проектор, ноутбук, экран для мультимедиа, стулья большие по количеству человек.
Тема: Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической
- способствовать улучшению психологического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе;
- мотивировать педагогов на проведение деятельности по здоровьесбережению.
- Выступление психолога: «Проблема сохранения психологического здоровья педагога».
- Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения
- Психологическая зарядка
- Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону.
- Упражнение «Внутренний луч»
- Заповеди психологического здоровья.
- Обратная связь(цветопись).
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».
Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:
Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.
50% – образ жизни . Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека.
Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.
Как восстановить «профессиональное здоровье» педагога?
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.
Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:
- Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
- Зачем я родился? Что я должен совершить?
- Зачем мне быть здоровым?
- Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?
Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.
Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.
Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.
Выделяют здоровьеразрушающие эмоции:
гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…
Есть эмоции здоровьесоздающие:
интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…
– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Поддерживайте это состояние в течение дня.
– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
– Питайтесь регулярно и разнообразно.
– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
– Не переедайте на ночь.
– Спите не менее 8-ми часов в сутки.
– Занимайтесь физическими упражнениями.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите свою душу и тело.
– Старайтесь окружить их комфортом.
- Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения
Сложите руки в «замок» за спиной.
Так как «-» эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки в «замок» перед собой.
Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните руки и кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).
Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Если хочется скандала, широко откройте рот.
При этом мускулы лица расслабляются, и агрессия уменьшается.
Дыхание по системе 4 + 4 + 4.
Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Оно спокойное, ровное, 4 сек. Вдох, 4 – на задержку дыхания, 4 – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
- Психологическая зарядка
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
- Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».
- Руки на поясе наклоны вперед — назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна»
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:
«Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
- Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону.
Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно
сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).
Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто
хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе.
Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки),
на выдохе лопатки – развести (бабочка расправила крылышки).
Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха
в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха
высунула голову из панциря).
Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки),
на выдохе – опустить.
Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе — расслабить ноги и опустить.
Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе – вернуться в обратное положение.
На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино),
на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух
со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».
- Упражнение «Внутренний луч»
Упражнение помогает снять усталость, обрести внутреннюю стабильность. Примите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз. И медленно постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми.
Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. Заканчивайте выполнение упражнения словами: «Я стал новым человеком: спокойным и стабильным! У меня всё будет хорошо!»
- Заповеди психологического здоровья.
- Не надо «переделывать» окружающих на свой лад
- Не оставайтесь один на один с неприятностями
- Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства
- Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»
- Умейте смотреть на себя со стороны
- Не удерживайте в сознании тревожные мысли
- Обратная связь (оценка эмоционального состояния «Цветопись»)
Как говорил И.М.Сеченов, человек здоров, если сочетаются гармонично все виды деятельности: 8 часов должно быть посвящено сну (Будда),
8 часов – работе (Прометей), 8 часов – отдыху (Дионис).
Источник