Сохранение и укрепление здоровья подростков.
статья на тему
Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих воспитанников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветкова Т.Н, воспитатель
ГБОУ школа №13 Приморского района
Сохранение и укрепление здоровья подростков.
Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя и воспитателя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС второго поколения, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье. О важности этой задачи говорит и принятое Президентом Медведевым решение о необходимости введения 3-го часа физкультуры с 2011-2012 учебного года.
Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении.
Большую часть недели дети проводят в школе. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда детский организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающего мира. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. В среднем около 60% школьников имеют хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.
Медицинские карты моих ребят показали, что из 25 учащихся только 6 человек абсолютно здоровы. Остальные имеют разные хронические заболевания.
Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.
Здоровьесберегающая деятельность — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении учителя не нанести ущерб здоровью детей. Она включает в себя:
— соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям уч-ся (объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту)
— комплексный, междисциплинарный подход (единство в действиях учителя, психолога, врача).
Влияют на здоровье детей внутришкольные факторы, если наблюдается несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Обеспечение здоровья детей решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» интегрирует все виды деятельности в школе по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Организация здоровьесберегающего учебного процесса предполагает решение таких задач, как:
— учить ребёнка жить в гармонии с окружающей средой и самим собой;
— создавать условия для ощущения радости в процессе обучения;
— обеспечить работу на уроке с наибольшим эффектом для сохранения здоровья;
— развивать индивидуальные творческие способности;
— использовать инновационные технологии;
— мотивировать учащихся на здоровый образ жизни;
— вырабатывать потребность использовать в повседневной жизни полученные знания.
В своей работе я применяю психолого-педагогические технологии, которые позволяют учить так, чтобы не причинить ущерба здоровью детей на уроках. Они способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных стрессовых состояний.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя:
1.Формирование учебно-познавательной мотивации:
- организация сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый;
- обучение умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда;
- создание мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися;
- выработка умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор;
- обучение правильному восприятию меры свободы и ответственности;
- воспитание чувства долга, самостоятельности, трудолюбия.
2. Развитие познавательных и творческих способностей на основе:
- разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,
- «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,
- совершенствования операций мышления,
- стимулирования творческого воображения и творческого мышления,
- формирования окружающей среды для естественного самовыражения,
- использования потенциальных возможностей учащихся;
- обучения методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,
- воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность.
3.Формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки:
- убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
- потребности в самопознании и самосовершенствовании,
- стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим, и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;
При планировании каждого урока я включаю в цели урока элементы оздоровительной направленности как в организации процесса обучения, так и в содержании.
— отслеживанию соответствие СанПиНам: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов;
— контролирую проветривание класса: частично – на переменах, сквозное – до и после занятий;
— учитываю психологическое воздействие учебной ситуации на ученика;
— стимулирую мотивацию учащихся, развиваю адекватную самооценку;
— отслеживаю оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
Важно обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне. Необходимо обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности. Обязательно провожу на каждом уроке физкультминутки и паузы общего и специального воздействия. Особое внимание уделяю сохранности зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения. Соблюдаются гигиенические требования к посадке учащихся и систематический контроль за осанкой на уроке. Реализую на практике индивидуально-личностный подход к оценке знании: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика; обеспечиваю дифференцированный подход к учащимся, с особым вниманием подхожу к детям «группы риска» и больным.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью является создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат деятельности ученика сопоставимый с его ожиданием. Ученик должен постоянно ощущать себя счастливо, и учителю надо ему помочь. Ребёнок должен чувствовать необходимость своего участия на уроке. Учащимся необходимо испытывать комфорт, ощущать защищённость и, безусловно, интерес к уроку.
Спросите любого первоклассника, который собирается идти в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что учиться он будет хорошо и получать только одни пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив зачастую недолго сохраняет свою силу.
Почему же это происходит? Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые научат всему. Новая школьная жизнь так плотно «обнимает» ребёнка своей жёсткой регламентацией, что, чаще всего для проявления обычной любознательности уже нет места. И, неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечников» или «двоечников». Собственное бессилие, а иногда и унижение, насмешка угнетают, подавляют ученика, приводят к нервным срывам.
Задача учителя заключается не в том, чтобы детей постоянно нервировать, бесконечно пугать двойками, а в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого и равнодушного к знаниям, в мир, богатый интеллектуальной жизнью. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе, к школе вообще, а не повторять, что учёба – это его обязанность.
В первый год обучения в школе заметно развиваются познавательные интересы. Нам нужно помнить, что развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
Для развития учебных интересов я соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.
Активизировать и повышать интерес к учению помогают различные методы, формы и виды работы.
Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения – главные мои помощники. Они вызывают чувство новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Поэтому большое значение в учебном процессе отводится дифференциации предлагаемых учебных заданий.
Игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Например, на уроках математики использую обучающие игры: «Битые числа», «Круговые примеры», «Меткий стрелок». Уроки русского языка богаты такими упражнениями, как «Договори словечко», «Найди пару», «Третий лишний», «Тематические кроссворды» (содержащие слова из словаря)…
У лыбка и тёплое слово должны быть на каждом уроке. Считанные секунды нужны учителю для того, чтобы улыбнуться, сказать одобряющее ласковое слово. А какой положительный настрой придадут они детям и уроку в целом! Важно воспитывать в каждом ребёнке гордость за себя. Пусть каждый из наших воспитанников часто говорит: «Я – личность, я- гений.” Нужно помнить, что дети – это не просто сосуды, которые нам следует заполнить знаниями, это – маленькие огоньки, из которых должно разгореться пламя.
Главным в моей работе я считаю создание психологического комфорта, использование проблемного метода обучения. Учащимися созданы коллективные и индивидуальные проекты: «Числа первого десятка», «Увлекательные геометрические фигуры», «Алфавит» (здесь представлены буквы в необычной форме, загадки и стихотворения собственного сочинения, на уроках технологии изготовлены для проекта творческие работы из пластилина и конструктора), «Человек и его строение», «Необычный словарь», «Части речи», «Устное народное творчество». К 50-летию первого полёта человека в космос выполнена работа « Что я знаю о космосе?». Для проведения классного часа «Знаешь ли ты свои права?» детьми был подготовлен богатый материал.
- Новикова Е.Л. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей»
- Казин Э.М. (ред.), Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова « Здоровьесберегающая деятельность в системе образования»
- «Технологии в образовательном пространстве»
Учитель-дефектолог. МС(К)ОУ VII вида № 122. Л.П.Кошелева
- «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия» В помощь классному руководителю начальной школы. Лободина Н.В.
Источник
Как сохранить здоровье подростка
Подростковый возраст — это период полового созревания и бурного физического развития. Резкие изменения в строении организма не могут не сказаться на здоровье подростков. Что следует знать родителям о проблемах со здоровьем, с которыми могут столкнуться подростки?
Одной из наиболее активно развивающихся в период взросления систем организма является сердечно-сосудистая. Сердце увеличивается в объеме, становится мощнее и начинает выбрасывать в сосуды большее количество крови при сокращении. Но зачастую общее развитие организма обгоняет по темпам развитие сердечно-сосудистой системы. Подростки, у которых наблюдается эта проблема, часто жалуются на слабость, быструю утомляемость и даже могут терять сознание.
Чтобы сердечно-сосудистая деятельность ребенка нормализовалась, обеспечьте ему возможность регулярных занятий спортом. Нагрузки не должны быть чрезмерными. В этот период любые спортивные занятия подростков должны быть ориентированы не на рекорды, а на укрепление здоровья и поднятие жизненного тонуса. Можно предоставить возможность ребенку самостоятельно выбрать спортивную секцию, это будет способствовать внутреннему удовлетворению личности.
Занятия спортом особенно важны еще и потому, что учебная программа в старших классах очень интенсивна, и ребенок вынужден много времени проводить в неподвижности за учебниками или перед компьютером как в школе, так и дома. Обязательно следите за тем, чтобы у подростка была возможность расслабиться и переключиться с умственной деятельности на физическую активность.
Физические упражнения необходимы подростку еще и потому, что они позволяют сохранить осанку. Ведь именно в подростковом возрасте у большинства детей развивается сколиоз.
Еще одной из бурно развивающихся в пубертатный период систем организма является эндокринная. В подростковом возрасте изменяется гормональный статус организма, что не может не отразиться на физическом и психологическом состоянии ребенка. Многие считают, что «гормоны бушуют» – это отговорка, придуманная для того, чтобы оправдать «трудных подростков». Далеко не все проявления подросткового кризиса можно списать на гормональные бури — но во многих случаях виноваты именно они. Иногда эмоциональная нестабильность и подростковые комплексы приводят к развитию таких серьезных психических заболеваний, как депрессия, анорексия (навязчивое стремление к похуданию) и булимия (неконтролируемое потребление пищи). Так что очень важно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье подростков. Будьте очень внимательны и терпеливы по отношению к вашему ребенку. Сейчас ему как никогда нужна ваша поддержка и уверенность в том, что вы «на его стороне». Обязательно реагируйте на изменения в его поведении.
Подростковый возраст – время, когда в вашем общении с сыном или дочерью не должно быть запретных тем. Важно внимательно выслушивать вопросы ребенка и давать на них исчерпывающие ответы, каких бы сложных тем они не касались. Ваша откровенность и серьезность может удержать подростка от самостоятельного поиска информации.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Родителям необходимо следить за тем, чтобы подросток вовремя ложился спать, больше гулял на свежем воздухе, больше ходил пешком и занимался физическими упражнениями, не засиживался допоздна у телевизора или компьютера. Врачи утверждают: «Лучшая мера, предупреждающая возбудимость ребенка, его раздражительность – соблюдение режима дня». Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие.
Немаловажную роль в формировании взрослеющего организма подростка играет правильное питание, включающее витамины и микроэлементы. В рацион питания подростка должны входить укрепляющие чаи и отвары, каши, овощи, фрукты, ягоды. Разнообразие в питание могут внести молочные продукты, рыба и мясо, но сладости должны быть ограничены небольшой порцией черного шоколада, способствующего выработке в организме гормона удовольствия. Сбалансированное питание обеспечит организму подростка выработку необходимого количества энергии.
Залогом нормального развития и функционирования организма ребенка в будущем является подростковая гигиена. Недостаточное соблюдение правил личной гигиены подростком способствует появлению различных воспалительных процессов в организме, которые могут повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем.
Нельзя недооценивать влияние на здоровье подростков вредных привычек. Конечно, далеко не все подростки начинают курить, выпивать. Но некоторые юноши и девушки пытаются доказать свою взрослость именно таким способом, а для растущего организма вредные привычки еще более опасны, чем для уже сформировавшегося.
Если вы заметили, что ваш ребенок начал курить или употреблять спиртные напитки, ни в коем случае не следует ругать его или в жесткой форме запрещать что-то. Лучше спокойно и обстоятельно объясните ему, какими могут быть последствия подобных пристрастий. Говорите с подростком как с равным, чтобы он мог почувствовать ваше уважение к нему и серьезное отношение к его проблемам. Если же вы сами курите или злоупотребляете спиртным – будьте готовы к тому, что вам придется признать это как ошибку перед вашим ребенком. Не бойтесь уронить свой авторитет. Наоборот, подобное признание упрочит доверие между вами и вашим сыном или дочерью.
Продуманный, здоровый режим, спокойная обстановка, интересные для подростка и посильные для него занятия, доброжелательность и понимание со стороны окружающих его людей, контроль за состоянием его здоровья – основные условия того, что подростковый период пройдет для ребенка благополучно.
Источник