Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
консультация по психологии на тему
Материал содержит характеристику синдрома эмоционального выгорания, стадий и симптомов СЭВ. В материале рассказывается о качествах, помогающих педагогу избежать профессиональное выгорание. Также содержит рекомендации по профилактике СЭВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya_i_podderzhka_psihicheskogo_zdorovya_pedagogov.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Педагог-психолог Коротких Е.В.
МКОУ Тутурская СОШ
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Стадии профессионального выгорания
- приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
- возникают недоразумения с коллегами;
- появляется антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
- безразличие ко всему.
Симптомы профессионального выгорания
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
- немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
- опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
- высокая мобильность;
- открытость;
- общительность;
- самостоятельность;
- стремление опираться на собственные силы.
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.
Профилактика профессионального выгорания
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Рекомендации для педагогов
1. Приемы саморегуляции.
Этими приемами саморегуляции можно пользоваться для избегания стресса. Но самое главное – это научиться прислушиваться к собственному организму, к тем сигналам усталости, которые он посылает. Лучше немного отдохнуть до того, как вы будете «валиться с ног».
Упражнение «Кольцо огня». Инструкция: «Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает все негативное, что может быть на вас направлено. Вам внутри тепло и спокойно».
Упражнение «Мысленное созерцание». Инструкция: «Не прерываясь и не отвлекаясь на что-нибудь, созерцайте любой предмет в течение 3-4 мин., затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях. После этого откройте глаза и сравните «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз.
2. Работа с негативными чувствами
Ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в вас различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и др. Самое главное – выговорится. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства на бумаге (написать, нарисовать что-то).
Упражнение «Кратер вулкана». Инструкция: «Представьте, что вы стоите на краю кратера вулкана. Выбросите в кратер все то, что вам мешает в жизни (это могут быть обиды, страхи и др.)».
Упражнение «Выбрасываем злость». Инструкция: «Представьте свою злость (обида, страх). Какого она цвета? Размера? Веса? Какой она формы? Может, она похожа на что-то? Нужно ли вам столько злости? Выбросите лишнюю злость в мусорное ведро или надуйте мяч из злости и киньте его подальше».
Упражнение «Пресс». Игровое упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности. Упражнение лучше делать перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Инструкция: «Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет».
3 . Упражнение на целеполагание.
Упражнение поможет осознать, сформулировать свои личные и профессиональные цели.
Упражнение «Цветок. Инструкция: «Нарисуйте цветок, в сердцевине напишите свое имя, на лепестках напишите то, что является важной частью Вашей жизни, то, что вы цените больше всего. На самом деле в вашей жизни эти лепестки неодинаковые – чему-то мы уделяем больше внимания, а чему-то меньше. Пусть размер лепестков показывает, сколько вы уделяете внимания этой частице вашей жизни. У вашего цветка может быть стебель и листья. Все ли вас устраивает? Подумайте, что вы можете сделать для каждой части вашей жизни, чтобы она вас устраивала. Не нужно общих фраз, напишите конкретные действия, которыми вы можете изменить каждую часть к лучшему. Вы можете изменить размер лепестков (нарисуйте пунктиром) или нарисовать новый цветок. Сделайте ваш цветок таким, каким хотите».
4 . Снятие напряжения.
Для того, чтобы преодолевать внутреннее напряжение, важно уметь расслабляться, то есть владеть приемами релаксации, которые основаны на расслаблении мышц.
Как этого достичь:
1) отложите на время решение проблемы, которая вас беспокоит;
2) в течение 2-3 мин. Займитесь расслаблением, используя один из приемов, представленных ниже;
3) освободившись от напряжения, вы можете вернуться к решению первоначальной проблемы.
«Релаксация»
Инструкция: 1. Лягте (в крайнем случае, присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений.
2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох – как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните 20 секунд.
3 . Волевым усилием сокращайте мышцы тела или их группы. Сокращение удерживайте 10 секунд, потом расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чем ни думайте.
4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как тряпичная кукла, наслаждайтесь испытываемым ощущением секунд 30.
6. Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладится состоянием расслабленности.
7. Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, и я буду чувствовать себя бодрым. При этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло».
Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им расслабление достигается быстрее.
Упражнение «Вопросы самому себе».
Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущение покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления) .
Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:
— Это действительно так важно?
— Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?
— Будет ли это так важно для меня через две недели, через месяц?
— Может ли что-то быть еще хуже?
— Стоит ли из-за этого так сильно переживать?
Таким образом, выбрав для себя наиболее эффективные способы расслабления, вы сможете более чем успешно справится со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для вас и вашего окружения.
Уделять внимание чувствам — занятие непривычное в повседневной жизни. Вероятно, влияет воспитание (с самого детства родителями, а затем учителями накладывается табу — запрет на открытое выражение чувств и эмоций ребенком) и обучение в школе, где больше времени уделяется мышлению. Вот почему впоследствии нам легче говорить о том, что думаем, чем о том, что чувствуем. В нашем обществе не принято открыто радоваться, не говоря уже о негативных чувствах, от которых вообще стремятся быстрее избавиться и забыть про них. В случае, когда негативные эмоции не осознаются и подавляются, они управляют нашим поведением. И наоборот, осознание негативных эмоций и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.
Источник
Рекомендации по сохранению здоровья педагогов и советы по предупреждению профессионального «выгорания»
Рекомендации по сохранению здоровья педагогов и советы по предупреждению профессионального «выгорания»
Наиболее распространенные заболевания педагогов
Профессию педагога смело можно отнести к группе риска по серьезности протекающих заболеваний и частоте нарушений здоровья. Согласно статистическим данным наиболее распространенными заболеваниями этой группы людей являются:
• желудочно-кишечные;
• сердечно-сосудистые;
• заболевания крови;
• болезни опорно-двигательного аппарата;
• различные нарушения функции щитовидной железы;
• нарушения зрения.
К сожалению, сложилось так, что педагоги, которые учат нас тому, что нужно обязательно вести правильный образ жизни, сами даже не соблюдают простейший режим. А в сочетании с неправильным питанием и постоянными перегрузками, как результат мы получает довольно внушительный букет заболеваний.
Одной из наиболее серьезных проблем педагогов является остеохондроз. Корни этой проблемы лежат в нарушении упругости межпозвоночных хрящей, которая является прямым следствием неправильного образа жизни. Заболевания крови – следствие нервных срывов и стрессов. Изменение состава крови происходит из-за поступления большого количества адреналина.
Еще две причины, разрушающие здоровье педагогов, их можно разделить на две группы – мировоззренческая и психическая. К мировоззренческим проблемам можно отнести следующие: неумение найти место в жизни и жить без критики, наличие слишком высоких притязаний, неумение воспринимать свой статус. Среди психологически причин нарушения здоровья лидируют неумение противостоять стрессам и управлять своими эмоциями и превышение психических возможностей.
Советы по сохранению здоровья педагога
Конечно, советы, которые мы дадим – не новы, но именно соблюдая предлагаемые простые правила, вы сможете сохранить свое здоровье. В первую очередь нужно подобрать комплекс упражнений для позвоночника и для осанки. Это можно сделать совместно с тренером или же самостоятельно.
Обязательно следите за своим физическим здоровьем – соблюдайте режим питания и следите, чтобы рацион был разнообразным и обеспечивал все потребности организма. Очень важным является и полноценный сон – для того, чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать.
Очень важным компонентом здоровья педагога является соблюдение психоэмоционального равновесия. Его компонентами являются – оптимизм, позитивное мышление, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к себе.
Согласитесь, выполнять все эти рекомендации очень просто. При этом результат вы заметите практически сразу. И всегда помните о том, что здоровье педагога – ваше здоровье – это величайшая ценность!
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как можно учесть и нивелировать влияние стрессогенных факторов, специфических для педагогической деятельности?
Профессиональная деятельность педагога являет¬ся одним из наиболее напряженных (в психологи¬ческом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной ха¬рактеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости в этом виде деятель¬ности приобретает в настоящее время особую значи¬мость в связи с ее всевозрастающим стрессогенным характером, обусловленным ломкой социальных сте¬реотипов, социальным заказом на воспитание моло¬дого поколения с учетом новых стратегий развития об¬щества, возрастающей конкуренции, усиливающимся расслоением общества и т. д. Важно учитывать в пол¬ной мере это обстоятельство, поскольку именно учи¬тель в первую очередь отвечает за организацию ком¬фортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для обучения школьников. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связан¬ным с их профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Стрессогенные факторы можно условно объеди¬нить в несколько групп. Стрессогенные факторы, за¬висящие от условий труда:
перегрузки работой в целом;
различные финансовые затруднения;
загруженность работой и отсутствие свободного времени;
быстрое переключение на работу по- новому;
отсутствие стимулов для качественной работы;
перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.
Практически все факторы данной группы присут¬ствуют в педагогической деятельности. Планирование деятельности, освоение путей оптимизации рабочего времени руководителей и подчиненных, внедрение си¬стемы мотивации и стимулирования профессиональ¬ной деятельности педагога снижают действие стрес¬согенных факторов данной группы.
Стрессогенные факторы, зависящие от личных ка¬честв работника:
боязнь администрации;
чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда;
ошибки в общении с коллегами и администраци¬ей;
возбудимость как доминирующая черта характе¬ра;
изолированная позиция в коллективе;
нехватка знаний по технологии профессиональ¬ной деятельности;
нехватка времени в следствие плохой самоор¬ганизации.
Страх лишь до определенной степени и в тече¬ние некоторого времени выступает в роли стимула. Выстраивание отношений в коллективе по типу «со¬трудничества» требует определенных временных, ор-ганизационных и эмоциональных затрат со стороны администрации, но вместе с тем это наиболее эффек¬тивный путь предупреждения «боязни администра¬ции». Нехватка знаний по технологиям профессиональ¬ной деятельности легко устранима через обучение. На сегодняшний день педагоги и руководители имеют возможность повышать квалификацию, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме. Рынок обра-зовательных услуг предлагает множество семинаров, тренингов, лекций по отдельным темам. Через обуче¬ние преодолеваются и ошибки в общении с коллегами, и как следствие изолированная позиция в коллективе.
Чувство чрезмерно высокой ответственности и воз¬будимость являются приобретаемыми чертами харак¬тера, в том числе могут рассматриваться и как про¬фессиональные деформации педагога. Осознание этого и освоение приемов саморегуляции способствуют снижению влияния данных стрессогенных факторов.
Стрессогенные факторы, обусловленные управлен¬ческими причинами:
конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры;
неадекватная оценка администрацией профес¬сионального труда работников;
унижение перед коллективом;
недоверие руководителя к возможностям и спо¬собностям работника;
оскорбления со стороны администрации отдель¬ных работников;
проблемы, связанные с аттестацией профессио¬нализма работников;
слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника.
Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов гласности и справедливо¬сти в организации профессиональной деятельности пе¬дагога, наличии четких, измеримых критериев оценки результатов труда, повышении уровня управленческой культуры. Кроме того, индивидуальный подход во вза¬имодействии руководителя с педагогами способствует снижению уровня стрессогенности ситуации на рабо¬чем месте.
Стрессогенные факторы, обусловленные межлич¬ностным общением с коллегами
оскорбления со стороны коллег;
негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе;
позиция «отвергаемых» в коллективе;
наличие группировок в коллективе;
психофизиологическая несовместимость, безот¬четность неприязнь.
Проведение мероприятий, направленных на спло¬чение коллектива (корпоративное обучение, корпора¬тивные праздники, сохранение традиций в коллективе, тренинги на сплочение коллектива) способствуют эф¬фективному преодолению стресса в ситуациях меж¬личностного общения.
Дополнительные, специфические стрессфакторы ха¬рактеризующие именно педагогическую деятельность:
конфликтные ситуации педагога с обучающимися;
подготовка к показательным мероприятиям;
неудачи в работе;
плохое поведение учащихся на уроке;
конфликтные ситуации педагога с родителями;
безответственное отношение учащихся к учебе;
плохая подготовка домашнего задания;
нецензурная брань и лень учащихся;
некомфортные условия труда;
смена видов деятельности.
Большинство факторов данной группы относятся к ситуациям взаимодействия педагога с учащимися. Повышения уровня профессионального мастерства, гуманизация отношений – вот возможные пути преодо¬ления стресса в этом случае. Достаточно субъективной является позиция «неудачи в работе». При склонно¬сти педагогов к чрезмерному чувству ответственности за результаты труда, высоких требованиях к себе и дру¬гим, отсутствии четких, относительно стабильных кри¬териев оценки результатов труда, переживание неуда¬чи в работе может стать не только фактором стресса, но и фактором развития эмоционального выгорания. Развитие уверенности в себе, ситуации успеха позво¬ляют предупреждать эмоциональное неблагополучие педагога и как следствие, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности.
По данным опроса, руководители образовательных учреждений в качестве стрессогенных факторов выде¬ляют: перегрузки (93%), конфликтные ситуации (89%), частые проверки вышестоящих организаций (87%), предъявление противоречивых требований (67%), но¬вовведения и частые изменения в образовательных программах (53%), неудовлетворенность социальным статусом (52%).
Стресс – это не напряжение, а перенапряжение ре¬гуляторных систем организма. Это в первую очередь снижение контроля над собой и ситуацией. В стрессо¬вой ситуации важную роль играют навыки волевой пси¬хофизиологической саморегуляции человека, которые позволяют добиваться оптимального состояния для управления резервными возможностями организма.
Можно выделить следующие способы ситуативной саморегуляции:
• Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спо¬койное состояние, самовнушение спокойствия и вы¬держки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я совершенно спокоен» и т. д.
• Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантоми¬мике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контроли¬ровать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявле¬ния признаков напряженности необходимо произволь¬но расслабить мышцы, удобно сесть (стать), устано¬вить спокойный ритм дыхания: сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.
• Дыхательные упражнения успокаивающей на¬правленности (успокаивающее дыхание, глубокое ды¬хание). Можно использовать следующее дыхательное упражнение: сделать глубокий вдох, направляя воз¬душный поток в низ живота, задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустить воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3–5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, созда¬ется уравновешенное состояние.
• Использование образов концентрации и визуа¬лизации -сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, теле¬сных и других ощущениях).
• Счет до 10, прежде чем совершить ответное дей¬ствие.
• Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мыс¬ленно представить агрессивного партнера в комиче¬ской ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке и т. д.), простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
• Отвлечение – постараться как можно ярче пред¬ставить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
Если в стрессовой ситуации не удалось справить¬ся с эмоциями, то для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния используем приемы эмоци-ональной саморегуляции после действия стрессовых факторов:
• Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете поможет отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
• Произвести общую переоценку значимости ситу¬ации по типу: «не очень-то и хотелось» или суметь из¬влечь что-то положительное даже из неудачи, исполь¬зуя прием «зато».
• Применить способ успокоения по принципу «зелен виноград». Сказать себе: «То, к чему я только что без¬успешно стремился, не так уж хорошо, как казалось».
• Спокойно проанализировать ситуацию, постарать¬ся четко осознать возможные негативные последствия и примириться с самыми худшими из них. Осознав худ¬ший исход и примирившись с ним, спокойно обдумать решение ситуации.
• Возникающее чувство раздражения, агрессии мож¬но снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побок¬сировать подушку, «выпустить пар».
• Разрядить эмоции – выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
• Чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную фи¬зическую нагрузку (20–30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3–5 й этаж).
• Найти место, где можно вслух проговорить, про¬кричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.
• Другой способ – «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чув¬ства. Ему сейчас можно сказать все, что хочется.
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие приемы:
• Экономно расходовать свои эмоционально-энерге¬тические ресурсы. Сила разума способна нейтрализо¬вать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.
• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается – делается к лучшему».
• Воспринимать неудовлетворительные обстоя¬тельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфлик¬ты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сде¬лать выводы и найти выход.
• Если возникла проблема, конфликт, решать их сво¬евременно и обдуманно.
• Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодей¬ствие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагиро¬вать эмоционально.
• Признавать за любым человеком право на свобод¬ное проявление его индивидуальности.
Очевидными являются те общие основания, ко¬торые позволяют сделать педагогический процесс школьного обучения более комфортным и благоприят¬ным. Это: целенаправленное профессиональное вли¬яние каждого участника на формирование комфорт¬ной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного про¬цесса; адресная помощь ребенку в решении актуаль¬ных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т. д.); активное предупреждение возник¬новения острых, деструктивных проблем развития ре¬бенка в процессе обучения; эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой рабо¬ты в условиях стресса.
Источник