Меню

Рекомендации для учителей по состоянию здоровья

Рекомендации по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
статья на тему

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.

На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:

Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Скачать:

Вложение Размер
Рекомендации по сохранению фи-зического и психологического здо-ровья педагога 520.5 КБ
Рекомендации по сохранению фи-зического и психологического здо-ровья педагога 1.85 МБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова »

Рекомендации по сохранению

физического и психологического здоровья педагога

Рекомендации по сохранению физического и психологического

Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.

По состоянию физического здоровья педагогов можно составить список наиболее распространённых заболеваний:

I м. Сердечно-сосудистые заболевания

IV м. Желудочно-кишечные заболевания

V м. Заболевания органов дыхания

VI м. Опорно-двигательные заболевания

VII м. Нервно-психические заболевания

VIII м. Другие (гинекологические, кожные, диабет, онкология и др.)

Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения и др..

Принципиально важно, что значительное ухудшение здоровья и физической работоспособности приходится на самый продуктивный для учителя период — 35-45 лет. С возрастом существенно уменьшается число лиц с удовлетворительной адаптацией и увеличивается процент педагогов со срывом механизмов вегетативной регуляции. Заслуживает внимания то, что состояние здоровья иногда зависит и от специализации учителей. Так, наиболее выраженные невротические изменения обнаружены у учителей литературы и русского языка, а наименее выраженные — у преподавателей физической культуры и труда. Возможно, это является еще одним подтверждением антистрессового эффекта физических упражнений.

Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:

1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни) .

2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.

Таким образом, речь идет об осуществлении индивидуальной здоровьесберегающей работы с педагогами в области их физического здоровья.

Преуспев в информационных технологиях, сделав одно за другим открытия в разных областях наук, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Будто закалившийся в битвах воин. Но на «поле брани» неизменно остается огромное количество раненых. А именно: нас самих. Не потому что природа гораздо могущественнее (хотя это так), а потому, что душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима.

Большинство учителей, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств: «Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел».

Это своеобразное состояние получило название «выгорание личности» .

Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как «прекращение горения». Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Посмотрите, как это подтверждают исследованиям специалиста Гари Чернисса. Риску выгорания подвержены:

*люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

*стремящиеся к непременному успеху;

*не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

*уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:

— стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности

— беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость

— не всегда разумная организации труда

— невнимание к своему здоровью

Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы «вернуться», ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслах полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.

Хочется верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:

Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно.

За активную работу может быть введена следующая система поощрений педагогов:

премия по итогам года и участия в методической работе;

благодарность в приказе;

отгул (ходатайство перед администрацией школ);

направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации;

творческий отпуск в каникулярное время (ходатайство перед администрацией школ);

дополнительные дни к отпуску;

представление к награждению.

Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит — восстановить эмоционально-психологический баланс.

Как его восстановить?

1. Ограничить степень «рабочей» заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом — таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.

2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.

3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной — еще одной причиной профессионального выгорания.

4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.

Хочется отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья но свойственных только образовательным учреждениям:

— увеличение объема двигательной активности

— рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.

— включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

— повышение роли психологической помощи педагогам и учащимся в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.

— организация систематической научно-методической работы с педагогами и специалистами, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.

Хочется отметить, что в нашей школе для поддержания здоровья педагогов существуют:

— массажный кабинет, где сотрудники могут бесплатно воспользоваться массажной кроватью;

— медпункт, где сотрудникам измеряют давление, оказывают необходимую медицинскую помощь.

Наши педагоги принимают активное участие в городских спортивных мероприятиях.

Так на зимней Спартакиаде среди трудящихся г.Горно-Алтайска педагоги нашей школы заняли 2-е место в беге на коньках и в лыжных гонках, а в эстафете заняли 3-е место. Так же принимали участие в таких видах спорта как, Футбол, полиатлон, горные лыжи, спортивное ориентирование, хоккей. В командном зачёте на зимней Спартакиаде наши педагоги заняли 2-е место.

На летней Спартакиаде наши педагоги принимали участие в плавании, полиатлоне (2-е место), пневматической стрельбе, футболе (3-е место), волейболе.

Конечно, до полного решения проблемы профессионального выгорания ещё далеко, ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но хочется, чтобы педагоги поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам Гари Чернисса «Мы не можем быть большим, чем мы есть, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».

Источник

Рекомендации по сохранению здоровья педагогов и советы по предупреждению профессионального «выгорания»

Рекомендации по сохранению здоровья педагогов и советы по предупреждению профессионального «выгорания»

Наиболее распространенные заболевания педагогов
Профессию педагога смело можно отнести к группе риска по серьезности протекающих заболеваний и частоте нарушений здоровья. Согласно статистическим данным наиболее распространенными заболеваниями этой группы людей являются:
• желудочно-кишечные;
• сердечно-сосудистые;
• заболевания крови;
• болезни опорно-двигательного аппарата;
• различные нарушения функции щитовидной железы;
• нарушения зрения.
К сожалению, сложилось так, что педагоги, которые учат нас тому, что нужно обязательно вести правильный образ жизни, сами даже не соблюдают простейший режим. А в сочетании с неправильным питанием и постоянными перегрузками, как результат мы получает довольно внушительный букет заболеваний.
Одной из наиболее серьезных проблем педагогов является остеохондроз. Корни этой проблемы лежат в нарушении упругости межпозвоночных хрящей, которая является прямым следствием неправильного образа жизни. Заболевания крови – следствие нервных срывов и стрессов. Изменение состава крови происходит из-за поступления большого количества адреналина.
Еще две причины, разрушающие здоровье педагогов, их можно разделить на две группы – мировоззренческая и психическая. К мировоззренческим проблемам можно отнести следующие: неумение найти место в жизни и жить без критики, наличие слишком высоких притязаний, неумение воспринимать свой статус. Среди психологически причин нарушения здоровья лидируют неумение противостоять стрессам и управлять своими эмоциями и превышение психических возможностей.
Советы по сохранению здоровья педагога
Конечно, советы, которые мы дадим – не новы, но именно соблюдая предлагаемые простые правила, вы сможете сохранить свое здоровье. В первую очередь нужно подобрать комплекс упражнений для позвоночника и для осанки. Это можно сделать совместно с тренером или же самостоятельно.
Обязательно следите за своим физическим здоровьем – соблюдайте режим питания и следите, чтобы рацион был разнообразным и обеспечивал все потребности организма. Очень важным является и полноценный сон – для того, чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать.
Очень важным компонентом здоровья педагога является соблюдение психоэмоционального равновесия. Его компонентами являются – оптимизм, позитивное мышление, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к себе.
Согласитесь, выполнять все эти рекомендации очень просто. При этом результат вы заметите практически сразу. И всегда помните о том, что здоровье педагога – ваше здоровье – это величайшая ценность!

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как можно учесть и нивелировать влияние стрессогенных факторов, специфических для педагогической деятельности?
Профессиональная деятельность педагога являет¬ся одним из наиболее напряженных (в психологи¬ческом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной ха¬рактеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости в этом виде деятель¬ности приобретает в настоящее время особую значи¬мость в связи с ее всевозрастающим стрессогенным характером, обусловленным ломкой социальных сте¬реотипов, социальным заказом на воспитание моло¬дого поколения с учетом новых стратегий развития об¬щества, возрастающей конкуренции, усиливающимся расслоением общества и т. д. Важно учитывать в пол¬ной мере это обстоятельство, поскольку именно учи¬тель в первую очередь отвечает за организацию ком¬фортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для обучения школьников. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связан¬ным с их профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Стрессогенные факторы можно условно объеди¬нить в несколько групп. Стрессогенные факторы, за¬висящие от условий труда:
 перегрузки работой в целом;
 различные финансовые затруднения;
 загруженность работой и отсутствие свободного времени;
 быстрое переключение на работу по- новому;
 отсутствие стимулов для качественной работы;
 перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.
Практически все факторы данной группы присут¬ствуют в педагогической деятельности. Планирование деятельности, освоение путей оптимизации рабочего времени руководителей и подчиненных, внедрение си¬стемы мотивации и стимулирования профессиональ¬ной деятельности педагога снижают действие стрес¬согенных факторов данной группы.
Стрессогенные факторы, зависящие от личных ка¬честв работника:
 боязнь администрации;
 чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда;
 ошибки в общении с коллегами и администраци¬ей;
 возбудимость как доминирующая черта характе¬ра;
 изолированная позиция в коллективе;
 нехватка знаний по технологии профессиональ¬ной деятельности;
 нехватка времени в следствие плохой самоор¬ганизации.
Страх лишь до определенной степени и в тече¬ние некоторого времени выступает в роли стимула. Выстраивание отношений в коллективе по типу «со¬трудничества» требует определенных временных, ор-ганизационных и эмоциональных затрат со стороны администрации, но вместе с тем это наиболее эффек¬тивный путь предупреждения «боязни администра¬ции». Нехватка знаний по технологиям профессиональ¬ной деятельности легко устранима через обучение. На сегодняшний день педагоги и руководители имеют возможность повышать квалификацию, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме. Рынок обра-зовательных услуг предлагает множество семинаров, тренингов, лекций по отдельным темам. Через обуче¬ние преодолеваются и ошибки в общении с коллегами, и как следствие изолированная позиция в коллективе.
Чувство чрезмерно высокой ответственности и воз¬будимость являются приобретаемыми чертами харак¬тера, в том числе могут рассматриваться и как про¬фессиональные деформации педагога. Осознание этого и освоение приемов саморегуляции способствуют снижению влияния данных стрессогенных факторов.
Стрессогенные факторы, обусловленные управлен¬ческими причинами:
 конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры;
 неадекватная оценка администрацией профес¬сионального труда работников;
 унижение перед коллективом;
 недоверие руководителя к возможностям и спо¬собностям работника;
 оскорбления со стороны администрации отдель¬ных работников;
 проблемы, связанные с аттестацией профессио¬нализма работников;
 слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника.
Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов гласности и справедливо¬сти в организации профессиональной деятельности пе¬дагога, наличии четких, измеримых критериев оценки результатов труда, повышении уровня управленческой культуры. Кроме того, индивидуальный подход во вза¬имодействии руководителя с педагогами способствует снижению уровня стрессогенности ситуации на рабо¬чем месте.
Стрессогенные факторы, обусловленные межлич¬ностным общением с коллегами
 оскорбления со стороны коллег;
 негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе;
 позиция «отвергаемых» в коллективе;
 наличие группировок в коллективе;
 психофизиологическая несовместимость, безот¬четность неприязнь.
Проведение мероприятий, направленных на спло¬чение коллектива (корпоративное обучение, корпора¬тивные праздники, сохранение традиций в коллективе, тренинги на сплочение коллектива) способствуют эф¬фективному преодолению стресса в ситуациях меж¬личностного общения.
Дополнительные, специфические стрессфакторы ха¬рактеризующие именно педагогическую деятельность:
 конфликтные ситуации педагога с обучающимися;
 подготовка к показательным мероприятиям;
 неудачи в работе;
 плохое поведение учащихся на уроке;
 конфликтные ситуации педагога с родителями;
 безответственное отношение учащихся к учебе;
 плохая подготовка домашнего задания;
 нецензурная брань и лень учащихся;
 некомфортные условия труда;
 смена видов деятельности.
Большинство факторов данной группы относятся к ситуациям взаимодействия педагога с учащимися. Повышения уровня профессионального мастерства, гуманизация отношений – вот возможные пути преодо¬ления стресса в этом случае. Достаточно субъективной является позиция «неудачи в работе». При склонно¬сти педагогов к чрезмерному чувству ответственности за результаты труда, высоких требованиях к себе и дру¬гим, отсутствии четких, относительно стабильных кри¬териев оценки результатов труда, переживание неуда¬чи в работе может стать не только фактором стресса, но и фактором развития эмоционального выгорания. Развитие уверенности в себе, ситуации успеха позво¬ляют предупреждать эмоциональное неблагополучие педагога и как следствие, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности.
По данным опроса, руководители образовательных учреждений в качестве стрессогенных факторов выде¬ляют: перегрузки (93%), конфликтные ситуации (89%), частые проверки вышестоящих организаций (87%), предъявление противоречивых требований (67%), но¬вовведения и частые изменения в образовательных программах (53%), неудовлетворенность социальным статусом (52%).
Стресс – это не напряжение, а перенапряжение ре¬гуляторных систем организма. Это в первую очередь снижение контроля над собой и ситуацией. В стрессо¬вой ситуации важную роль играют навыки волевой пси¬хофизиологической саморегуляции человека, которые позволяют добиваться оптимального состояния для управления резервными возможностями организма.
Можно выделить следующие способы ситуативной саморегуляции:
• Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спо¬койное состояние, самовнушение спокойствия и вы¬держки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я совершенно спокоен» и т. д.
• Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантоми¬мике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контроли¬ровать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявле¬ния признаков напряженности необходимо произволь¬но расслабить мышцы, удобно сесть (стать), устано¬вить спокойный ритм дыхания: сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.
• Дыхательные упражнения успокаивающей на¬правленности (успокаивающее дыхание, глубокое ды¬хание). Можно использовать следующее дыхательное упражнение: сделать глубокий вдох, направляя воз¬душный поток в низ живота, задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустить воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3–5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, созда¬ется уравновешенное состояние.
• Использование образов концентрации и визуа¬лизации -сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, теле¬сных и других ощущениях).
• Счет до 10, прежде чем совершить ответное дей¬ствие.
• Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мыс¬ленно представить агрессивного партнера в комиче¬ской ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке и т. д.), простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
• Отвлечение – постараться как можно ярче пред¬ставить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
Если в стрессовой ситуации не удалось справить¬ся с эмоциями, то для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния используем приемы эмоци-ональной саморегуляции после действия стрессовых факторов:
• Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете поможет отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
• Произвести общую переоценку значимости ситу¬ации по типу: «не очень-то и хотелось» или суметь из¬влечь что-то положительное даже из неудачи, исполь¬зуя прием «зато».
• Применить способ успокоения по принципу «зелен виноград». Сказать себе: «То, к чему я только что без¬успешно стремился, не так уж хорошо, как казалось».
• Спокойно проанализировать ситуацию, постарать¬ся четко осознать возможные негативные последствия и примириться с самыми худшими из них. Осознав худ¬ший исход и примирившись с ним, спокойно обдумать решение ситуации.
• Возникающее чувство раздражения, агрессии мож¬но снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побок¬сировать подушку, «выпустить пар».
• Разрядить эмоции – выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
• Чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную фи¬зическую нагрузку (20–30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3–5 й этаж).
• Найти место, где можно вслух проговорить, про¬кричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.
• Другой способ – «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чув¬ства. Ему сейчас можно сказать все, что хочется.
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие приемы:
• Экономно расходовать свои эмоционально-энерге¬тические ресурсы. Сила разума способна нейтрализо¬вать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.
• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается – делается к лучшему».
• Воспринимать неудовлетворительные обстоя¬тельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфлик¬ты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сде¬лать выводы и найти выход.
• Если возникла проблема, конфликт, решать их сво¬евременно и обдуманно.
• Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодей¬ствие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагиро¬вать эмоционально.
• Признавать за любым человеком право на свобод¬ное проявление его индивидуальности.
Очевидными являются те общие основания, ко¬торые позволяют сделать педагогический процесс школьного обучения более комфортным и благоприят¬ным. Это: целенаправленное профессиональное вли¬яние каждого участника на формирование комфорт¬ной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного про¬цесса; адресная помощь ребенку в решении актуаль¬ных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т. д.); активное предупреждение возник¬новения острых, деструктивных проблем развития ре¬бенка в процессе обучения; эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой рабо¬ты в условиях стресса.

Источник

Читайте также:  Здоровье ориентированный как пишется
Adblock
detector