особенности работы с детьми разных групп здоровья
статья на тему
в данном материале содержится информация о группах здоровья учащихся и даются рекомендации для учителей с учетом особенностей физического состояния школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_gruppy_zdorovya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
Согласно нормативным документам Министерства здравоохранения Российской Федерации каждый ребенок на основании результатов медицинских осмотров относится к определенной группе здоровья. В настоящее время выделяют 5 групп здоровья детей:
– здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;
– здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации.
Это дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие
Обучение по обычной программе, физиологический режим дня, рациональное соответствующее возрасту питание
Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения, а также часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие
Индивидуально-групповой подход. После длительной болезни в течение1–2 недель ребенок нуждается в щадящем режиме: постепенное увеличение нагрузки, возможно, более медленный темп работы на уроках, уменьшение времени на приготовление домашних заданий, освобождение от занятий ФВ,
замена их на ЛФК, нежелательна (недопустима) сдача зачетов в один день более чем по одному предмету (составление графика отчетов по пропускам).
Щадящий режим дня, предусматривающий дневной сон –1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дополнительная витаминизация пищи
Необходим тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление у детей, имеющих функциональные отклонения
Это дети с хроническими заболеваниями, с редкими не тяжело протекающими обострениями, от момента последнего обострения прошло более 3 месяцев, без нарушения общего состояния и самочувствия
Индивидуально-групповой подход.
Дети могут обучаться по обычной программе, но при появлении признаков утомления работа на уроках проводится в индивидуальном режиме. Дети нуждаются в диетическом питании.
Занятия ФВ в специальной группе
Это дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом выздоровления после острых заболеваний
Индивидуальный подход. Дифференцированное обучение, индивидуальная работа на уроках, когда каждый школьник получает свое задание, которое он выполняет независимо от других, темп работы не навязывается. Щадящий режим дня – предусматривающий дневной сон – 1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дети нуждаются в диетическом питании. Дополнительная витаминизация пищи. Занятия ФВ в специальной группе. Организация медикаментозного лечения в школе. Тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление. Возможен дополнительный выходной день или сокращение времени пребывания на уроках
Тяжелобольные дети с хроническими заболеваниями – дети-инвалиды
Обучение на дому
Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. При интенсивной или длительной умственной работе у школьников развивается утомление.
О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения заданий); ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм, координация движений); появление чувства усталости.
Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции. К сожалению, у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, особенно при несоответствии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы. Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях – комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Дети с выраженными признаками переутомления должны быть направлены к врачу. Санитарные нормы и правила предписывают во всех видах образовательных учреждений организовывать комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции. Методы оздоровительных и корригирующих мероприятий включают: оздоровление часто болеющих детей с нарушениями и заболеваниями носоглотки; профилактику возникновения и прогрессирования миопии; коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата; профилактику рецидивов заболеваний органов пищеварения, почек; профилактику ожирения у школьников; профилактику и коррекцию отклонений в нервно-психическом здоровье детей и подростков; методы психокоррекции при различных формах психической дезадаптации детей и подростков.
Источник
Рекомендации по охране здоровья школьников
консультация
Консультации для педагогов, родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutki.doc | 36 КБ |
rekomendatsii_v_tablitsah.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
- Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
- И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
- И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
- И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
- И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
- И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
- ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Источник
Рекомендации по мониторингу состояния здоровья учащихся образовательных учреждений
Процессы модернизации российского образования напрямую касаются всех направлений деятельности образовательных учреждений. Изменения, которые происходят в современной школе, меняют и сами подходы к организации современного урока. Ситуация, которая сложилась в настоящее время в сфере образования, между обучением и здоровьем наших учащихся, приобрела противоположную полярность. Погоня за знаниями, интенсификация процесса обучения, компьютеризация, оставляет здоровье наших детей, на втором плане и в результате статистика по состоянию здоровья обучающихся за последние годы, стала угрожающей, как для общества, так и для безопасности государства в целом. Снижение двигательной активности, увеличение психологических нагрузок, ухудшение экологической ситуации, резко повлияло на молодой и неокрепший организм учащихся и породило у многих детей болезни и нарушения состояния их здоровья. И здесь, на первый план, в этой непростой ситуации, выступает приоритет контроля, у наших учащихся, знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, контроля за состоянием своего здоровья, способности оценивать свои возможности.
За последние 10–12 лет число школьников с хроническими заболеваниями увеличилось практически в 1,5 раза. Физиологическая составляющая перегрузок в наших школах развивает у учащихся различные обострения хронических заболеваний, ухудшает зрение и состояние опорно-двигательного аппарата, приводит к нарушениям в работе жизненно важных систем организма. Сохранение здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, оптимизация учебного процесса, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающие технологий – становится одной из главных задач образования в современных условиях.
Для того чтобы отслеживать ситуацию состояния здоровья учащихся, с целью принятия конкретных мер изменения условий обучения, призванных помочь ребенку, улучшить показатели состояния своего здоровья, необходимо проведение комплексного мониторинга здоровья.
Мониторинг использовался еще нашими предками, как метод наблюдения, за определенными процессами в природе, что вело к познанию окружающего мира. Термин “мониторинг” появился лишь в XX веке и обозначал повторяющиеся события, при наблюдении за которыми, происходили изменения в пространстве, в течение определенного времени.
Мониторинг получил свое название, от латинского слова “Monitor”, которое означало – “надзирающий”, “напоминающий”.
Постепенно мониторинг проник во все сферы деятельности человека. Не обошел он и сферу образования.
В настоящее время существует большое количество видов мониторинга, но хотелось бы выделить некоторые из них.
Педагогический мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности в процессе обучения.
В последнее время много говорится о качестве образования и здесь не обойтись без комплексного мониторинга процессов обучения. Комплексный мониторинг, необходим, для составления прогнозов и реального управления качеством образования.
Основной целью, комплексного мониторинга в системе образования, является определение уровня знаний и состояния здоровья, определение влияния на них новых (инновационных) программ.
Мониторинг, в настоящее время, важнейший элемент, в системе педагогического управления образованием, в целом. Он выступает в качестве метода отслеживания, оценивания, корректировки и прогнозирования образовательной деятельности.
В настоящее время, сложилась определенная методика мониторинговых исследований, которая позволяет надеяться, что уровень показателей здоровья наших учащихся, улучшится, за счет своевременно принятых государственными органами превентивных мер.
Методика мониторинговых исследований состояния здоровья включает в себя следующие направления деятельности, с помощью фактических измерений:
- Физическое развитие.
- Функциональная подготовленность.
- Физическая подготовленность.
Данные исследования являются инновационными, здоровьесберегающими направлениями, в сфере модернизации современного образования. В настоящее время, определены основные параметры данного вида мониторинга, но дополнения и изменения, в ходе внедрения в образовательный процесс, возможно еще будут.
Целью мониторинговых исследований состояния здоровья, является помощь в приобретении нашими преподавателями и учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для ведения систематического и постоянного контроля и оценки состояния показателей здоровья.
Задачи, которые будут решаться, в ходе этой работы, следующие:
- Освоение учащимися и преподавателями методики замеров, расчетов и системы тестирования.
- Обучение анализу полученных результатов.
- Использование ИКТ для сбора, обработки и хранения полученной информации о состоянии показателей здоровья.
- Анализ результатов тестирования, образовательным учреждением, с последующей передачей показателей, в базу данных, органов управления образовательной системой.
- Принятие, органами управления образованием, мер, способствующих улучшению состояния здоровья обучающихся, участвующих в образовательном процессе.
Технология мониторинга, включает в себя тестирование, показателей состояния здоровья, где необходимо проведение следующих мероприятий:
а) Подготовка к тестированию.
Издается приказ, по образовательному учреждению, о назначении ответственных, за проводимое тестирование. По приказу, основную работу по мониторингу, проводят учителя физической культуры или основ безопасности жизнедеятельности, учителя информатики, медицинские работники.
Кроме того, к этой работе, привлекаются классные руководители, которые отвечают за списочный состав, включающий 100% учащихся, в том числе и освобожденных от занятий, по предмету “физическая культура”.
Необходимо определиться с местом проведения тестирования и временем. По методике проведения мониторинга состояния здоровья учащихся, лучшее время проведения, это начало и конец учебного года (конец сентября и конец мая).
Учащиеся сдают тесты на уроках и во внеурочное время. Допускается использование результатов “Президентских состязаний”.
Рекомендуется начинать тестирование утром, согласно методике. Для освобожденных, от уроков физической культуры, упражнения с нагрузкой и тестирование физической подготовленности, проводятся с учетом рекомендаций врача.
Тестирование физического развития, проводится с помощью антропометрических методик измерения.
Физическая подготовленность, определяется с помощью шести жизненно необходимых показателей состояния здоровья и отдельных систем организма в целом – это сила, скорость, гибкость, выносливость, координация и скоростно-силовые результаты.
Функциональная подготовленность, позволяет судить о состоянии отдельных систем организма.
Все упражнения с нагрузкой выполняются после разминки. Это предохраняет от возможных травм и повреждений, во время тестирования. Разминка должна в себя включать упражнения, близкие по структуре и содержанию, к заданиям тестов.
Здесь необходимо остановиться на материально-техническом обеспечении процесса тестирования. Для качественного и полного мониторинга состояния показателей здоровья, потребуются приборы и оборудование, специального назначения, а именно:
- компьютер, для обработки данных;
- весы, для определения массы тела;
- спирометр, для замера жизненной емкости легких;
- тонометр, для замера артериального давления;
- ростомер, для определения роста;
- динамометр, для замеров силы правой и левой кистей рук (со шкалой от 25 до 120 кг.);
- секундомер, для замеров ЧСС, задержки дыхания, времени выполнения тестов, упражнений и проб;
- сантиметровая лента, для измерения окружности грудной клетки, окружности талии, кисти, длины прыжка;
- метрическая линейка, для измерения результатов гибкости, выполнения теста на быстроту;
- кроме того, необходимо будет иметь под рукой: маты, скамейки, перекладину и другое необходимое оборудование, для выполнения тестовых упражнений.
в) Учет и регистрация результатов.
Во время проведения тестирования, результаты показателей физического состояния организма, каждого учащегося, заносятся в специальную ведомость, для дальнейшей передачи данных, на информационно – компьютерную обработку.
Заполненные карты тестирования, на электронных носителях, в программе Microsoft Office Excel, отправляются дальше, на обработку, в лабораторию мониторинга показателей здоровья.
Данные, по результатам тестирования, хранятся в базе данных образовательного учреждения, все годы обучения учащихся. Это позволяет, на протяжении длительного времени, вести контроль, за состоянием здоровья учащихся и при необходимости вносить поправки в физкультурно-оздоровительную и учебную работу, конкретно, с каждым обучающимся.
Планируется создание базы данных, по мониторингу состояния здоровья, всех обучающихся, во всех учебных заведениях России. Это поможет оперативно и на регулярной основе, отслеживать ситуацию со здоровьем обучающихся в образовательных учреждениях и своевременно принимать необходимые меры и решения, на законодательном уровне, по улучшению ситуации в области состояния здоровья наших детей.
В своей статье, ниже, предлагаю вариант проведения тестирования физической подготовленности учащихся, в форме урока-практикума, по контролю знаний, умений, навыков и общего уровня физической подготовленности.
С целью применения на уроке инновационных методов и приемов обучения, предлагаю использовать при тестировании, личностно-ориентированный метод и обучение в сотрудничестве, где построение всей работы происходит в группах. Роль старших, в группах, выполняют сами учащиеся, из числа физкультурного актива класса. Они являются помощниками учителя, во время урока, так как предстоит выполнить большой объем работы.
Такой подход в обучении, помогает решать, самую главную задачу наших уроков – прилагая конкретные усилия, добиваться общих, положительных результатов совместной деятельности.
“Оценка индивидуального уровня физической подготовки учащихся”
Цель: проверить физическую подготовленность учащихся, по рекомендованной методике мониторинга состояния здоровья.
- способствовать развитию физических качеств методом круговой тренировки;
- закрепить технику выполнения тестовых упражнений, изученных ранее;
- формировать умение проводить оценку состояния своего здоровья самостоятельно;
- воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности, коллективизма.
Продолжительность урока – 45 минут.
Место занятия – спортивный зал.
Материальное обеспечение: групповые листы учета показателей физической подготовки, скакалки, гимнастические скамейки, поворотные стойки, гимнастическая перекладина, гимнастические маты, тренажер для отжимания, карточки с номерами станций работы и нормативами тестов, секундомеры, свисток, мерная линейка.
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Построение, приветствие. Сообщение цели и задач урока. Проверка показателей ЧСС. | 3 мин. | Выявить учащихся, пришедших на урок, с неудовлетворительными показателями ЧСС и в плохом состоянии. Если такие есть, от сдачи тестов освободить. Тестирование для них, провести в другое время. |
Строевая подготовка: повороты на месте направо и налево. Движение строевым шагом. | 1 мин. | Обратить внимание на правильность выполнения упражнений, команды отдавать четко, громко, внятно. |
Ходьба: на носках, руки на пояс; на пятках, руки в стороны; Бег: равномерный, приставными шагами правым, левым боком, с ускорением по сигналу. | 1 мин. | Обратить внимание на осанку (плечи расправить, смотреть вперед, живот подтянуть). Следить за интервалом: 2 – 3 метра, между учащимися. |
Наклоны: вперед к правой, левой ноге, в стороны. | 1 мин. | Руки прямые, амплитуда выполнения средняя. |
Повороты: выполнение в широкой стойке, упражнения “мельница”. | 1 мин. | При выполнении руки прямые, отведены в сторону, повороты до касания ладонями рук носков ног. |
Приседания: пружинистые приседания. | 1 мин. | Приседания с полной амплитудой, руки за головой, соблюдать правильную осанку. |
Растяжка: стоя в глубоком выпаде в сторону, поочередные пружинистые движения на правой и левой ноге. | 1 мин. | Следить за техникой выполнения. Своевременно вносить поправки. |
Прыжки: на правой, левой ноге, на двух. | 1 мин. | Прыжки с носков ног, строго вверх; приземление мягкое, пружинистое. |
Медленный бег с переходом на ходьбу. | 1 мин. | При движении шагом, выполнить комплекс упражнений на восстановление дыхания. |
Распределение учащихся по группам, для сдачи тестирования по станциям (скоростная, силовая, координационная, скоростно-силовая, на гибкость, на выносливость). | 1 мин. | Деление провести на две группы: на мальчиков и девочек. Назначить старших групп, из числа инструкторов по физической культуре. Объяснить порядок передвижения, по станциям, для сдачи тестов. |
Тестирование физической подготовленности учащихся. | Тестирование по станциям, с переходом по команде учителя. Старшие групп – инструктора по физической культуре, из числа учеников, с которыми проводилась дополнительная подготовка. | |
1 станция: скоростная | 3 мин | Забег проводится на прямой беговой дорожке, с высокого старта. Участвуют не менее 2 человек. Контроль проводится учителем. |
2 станция: силовая. | 3 мин. | Учащиеся на этой станции, по выбору, выполняют: подтягивание, отжимания или вис на перекладине. Контроль ведется учителем и инструкторами. |
3 станция: координационная. | 3 мин. | По выбору учащихся, сдача возможна, в челночном беге 3х10 метров или прыжках через скакалку. Контроль осуществляется учителем, вместе с инструктором. |
4 станция: скоростно-силовая. | 3 мин. | По выбору учеников, они сдают прыжки в длину с места или подъем туловища, из положения, лежа на спине, за 30 секунд. Контроль осуществляют инструктор и учитель. |
5 станция: гибкость. | 3 мин. | Контроль осуществляет учитель, за техникой выполнения и результатами. |
6 станция: выносливость. | 13 мин. | Делается два 6-минутных забега, для мальчиков и девочек. Одна группа выполняет, другая ведет контроль и подсчет пройденного расстояния. Итог забега подводит учитель. Дать время на восстановление дыхания. Проверить ЧСС у отдельных учеников, с признаками утомления. |
Подведение итогов тестирования самостоятельно, учащимися класса, по результатам работы по станциям, под руководством инструкторов по физической культуре. | 2 мин. | После подсчета и определения результатов тестирования, инструктора передают учителю, готовые листы учета физической подготовленности учащихся. |
Объявление учителем итогов проведенного тестирования и выставление оценок за урок. | 1 мин. | Учитель объявляет результаты проведенного тестирования и выставляет оценки за прошедший урок. Высказывает свое мнение о работе отдельных учащихся, групп в целом и отдельно инструкторов по физической культуре. |
Измерить показатели ЧСС. Дать, при необходимости, рекомендации по восстановлению ЧСС. | 1 мин. | Проследить в норме или нет показатель ЧСС, после полученной, при тестировании показателей физической подготовленности, нагрузки. |
Домашнее задание. | 0,5 мин. | Дать домашнее задание, с учетом результатов тестирования. |
Поблагодарить учащихся за плодотворную работу на уроке, попрощаться с детьми. Организованный выход из спортивного зала. | 0,5 мин. | Отметить отличившихся учащихся, поблагодарить инструкторов, по физической культуре, за помощь. Дать команду классу, на организованный выход из спортивного зала. |
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. / Под ред. М.М.Безруких. – М., 2003.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Смирнов Н.К. – М., АРКТИ, 2003.
- Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. / Ланда Б.Х. – М.: Советский спорт, 2006.
- Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. / МО РФ. – М., 2002.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. / Лях В.И., Зданевич А.А. – М., “Просвещение”, 2008.
Источник