Рекомендации по охране здоровья школьников
консультация
Консультации для педагогов, родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutki.doc | 36 КБ |
rekomendatsii_v_tablitsah.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
- Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
- И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
- И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
- И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
- И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
- И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
- ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Источник
О профилактике заболеваний в школе: 10 шагов к здоровью школьника
Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе
10 шагов к здоровью школьника
1) Перед выходом в школу проверь в портфеле наличие антисептических салфеток.
Антисептические салфетки используй для обработки рук по приходу в школу, а также по мере необходимости (после того как высморкал нос, покашлял или чихнул).
Протирай антисептической салфеткой рабочее место перед началом уроков, если пользуешься компьютерной техникой, протирай мышку и клавиатуру.
2) Обрати особое внимание на подбор одежды.
Помни про значимость комфортного теплоощущения, не перегревайся и не переохлаждайся.
В школе надевай сменную обувь.
3) Ежедневно измеряй температуру тела.
При входе в школу проходи через специально оборудованный фильтр, тебе измерят температуру тела.
Не волнуйся при измерении температуры.
Температуру измерят взрослые с помощью бесконтактного термометра.
Если температура будет выше 37,0 С – тебе окажут медицинскую помощь.
4) Занимайся в одном кабинете, закрепленным за классом.
Помни, что в период пандемии все занятия, за исключением физики, химии, трудового обучения, физической культуры, иностранного языка и информатики, проходят в специально закрепленном за каждым классом кабинете, это одна из значимых мер профилактики – не забывай об этом.
5) Что делать на переменах?
На переменах выполни упражнения на расслабление мышц спины и шеи, гимнастку для глаз.
Выходи из класса организованно для похода в столовую (в регламентированное для питания класса время) и перехода в специальные кабинеты (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык), неорганизованно – в туалет, медицинский кабинет.
6) Учись правильно прикрывать нос при чихании.
При чихании, кашле прикрывай нос и рот одноразовыми салфетками или локтевым сгибом руки.
Береги здоровье окружающих людей.
7) Регулярно проветривай помещения.
Организуй в классе сквозное проветривание во время отсутствия детей в кабинете – на переменах, предназначенных для организованного питания, а также во время уроков, которые проходят в иных кабинетах и помещениях (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык).
Помни, что недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе ухудшает самочувствие и снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям.
8) Не забывай делать физкультминутки во время урока.
Делай физкультминутки — на 25-30 минуте урока разминай мышцы рук, плечевого пояса, туловища, делай упражнения на дыхание, гимнастику для глаз, улыбайся друг другу.
Это поможет тебе чувствовать себя лучше, поднимет настроение, сохранит высокую работоспособность, а значит и успешность в освоении знаний.
9) Питайся правильно.
Помни, что горячее и здоровое питание в школе – залог хорошего самочувствия, гармоничного роста и развития, стойкого иммунитета и отличного настроения.
Перед едой не забывай мыть руки.
Съедай все, не оставляй в тарелке столь нужные для организма витамины и микроэлементы.
10) Правильно и регулярно мой руки.
Руки намыливай и мой под теплой проточной водой — ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей.
Суммарно время мытья рук должно составлять не менее 30 секунд.
Руки мой после каждого посещения туалета, перед и после еды, после занятий физкультурой.
Источник
Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
учебно-методический материал по зож на тему
Материал содержит рекомендации для учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.
По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков — в 2,1 раза. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, А 40 % учащихся относятся к группе риска. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.
Наряду с ухудшение здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%. Психические заболевания в 35% случаев являются причиной негодности к военной службе.
Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические факторы и школа.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы риска (далее — ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.
К числу ШФР относятся (в порядке убывания значимости):
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
- Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
- Провалы в существующей системе физического воспитания.
5. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе по профилактике вредных привычек, половому воспитанию и сексуальному просвещению, правильному использованию средств физического воспитания и спорта и т.п.).
Сила влияния ШФР усугубляется тем, что они действуют комплексно и системно, а также длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет). Опасность негативного влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение ряда лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений часто не привлекает внимания врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования, проведенные научными учреждениями РАО и РАМН, убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, одобренная Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а) реальной разгрузки содержания общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности детей и молодежи.
Для реализации этих положений предпринимаются следующие меры:
- в программу деятельности образовательных учреждений включено диагностическое наблюдение за состоянием здоровья школьников.
- Проводится тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса с участием опытных экспертов-специалистов в области педагогики, возрастной физиологии и психофизиологии, школьной гигиены;
• используются новые педагогических технологий, основанные на знании возрастных физиологических и психологических особенностей ребенка на разных этапах индивидуального развития, определяющих его функциональные возможности в процессе обучения.
Результаты многолетних исследований Института возрастной физиологии РАО являются фундаментальной основой для этих разработок.
Разработка проблем здоровья детей в связи с модернизацией структуры и содержания общего образования.
Институт возрастной физиологии РАО совместно с Центром образования и здоровья Минобразования России в рамках проекта МО РФ «Апробация здоровьесберегающих технологий обучения» в 2001-2004 гг. провел комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки в 1,2-х и 11-х классах, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий. В возрастной физиологии РАО более 60 лет ведутся комплексные системные исследования состояния здоровья школьников и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, а также работа по внедрению результатов исследований в практику.
Полученные данные включают результаты анализа более 1300 школ из 79 регионов России (из них около 700 школ и более 60 тыс. учащихся в динамическом наблюдении).
Следует отметить, что это уникальное и первое столь масштабное (по охвату школ и школьников) исследование здоровьесберегающей деятельности школ. Ничего подобного даже в масштабах Советского Союза не проводилось.
Разработанная специалистами института методология физиологического и психофизиологического мониторинга строится на принципах, сформулированных в течение предыдущих десятилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи.
Физиолого-гигиенический и психофизиологический мониторинг необходим для решения целого ряда прикладных задач, возникающих в процессе совершенствования структуры и содержания образования. В их числе:
- анализ здоровьесберегающей деятельности школ на современном этапе;
- анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье и связанные с ним процессы;
- оценка эффективности использования различных схем и моделей здоровьесбережения в условиях общеобразовательного учреждения;
- создание и распространение эффективных моделей здоровьесберегающей школы.
В рамках этого исследования проводилось комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий (в рамках психофизиологического блока сопровождения эксперимента). Исследование (по специально разработанной методике) проводится дважды в течение учебного года (в октябре и апреле), а динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся осуществляется в течение всего учебного года.
Цель и задачи исследования были определены Программой модернизации структуры и содержания образования и включали:
- изучение и анализ инфраструктуры экспериментальных школ, обеспечивающей возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности;
- изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, режима
дня; - изучение и анализ состояния здоровья школьников 1-10-х классов;
- анализ форм и методов здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательных учреждениях.
Результаты мониторинга, охватившего свыше 70 тыс. учащихся 1-2-х и 10-11-х классов, показали, что от 1-го к 10-му классу в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. Особо следует отметить увеличение в пять раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в два раза — с заболеванием туберкулезом (в 10-м классе — 5,5%).
Отмечен закономерный рост текущей заболеваемости от первой к третьей учебной четверти, а также четко проявляющийся «всплеск» заболеваемости в начале ноября (конец I четверти), в конце декабря (конец II четверти) и в конце февраля (самый сложный период учебного года), что свидетельствует о снижении адаптивных возможностей и сопротивляемости организма в эти периоды.
Нарушение основных режимных моментов у школьников, по данным мониторинга, в основном одинаковы для всех регионов РФ. Школьная учебная нагрузка в 1/3 школ превышает нормативные показатели. Более 85% первоклассников ежедневно выполняют домашние задания в первой половине учебного года, что объясняется слабой предшкольной подготовкой, сниженными морфофункциональными возможностями, перегруженностью программы и завышенными требованиями педагогов. У всех учащихся наблюдается гиподинамия, что подтверждает недопустимо низкий объем двигательной активности (у 25% детей). Отмечаются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, дефицит ночного сна. У учащихся 10-х классов нарушения гигиенических требований, соблюдения режима дня носят примерно тот же характер, что и у первоклассников.
Проведенное исследование подтверждает значительное превышение учебной нагрузки, особенно в тех образовательных учреждениях, где применяются усложненные варианты программ и педагогических технологий.
Нарушения гигиенических требований к режиму обучения наблюдаются в определенной степени как в городских образовательных учреждениях, так и (реже) в сельских, но особенно часто — в школах с углубленным изучением ряда предметов.
Анализ данных по состоянию здоровья детей экспериментальных школ проводился с целью оценить возможное влияние проводимых изменений в учебных планах начальной школы в виде добавления двух образовательных дисциплин (английского языка и информатики) на функциональное состояние организма учащихся 2-х классов. При этом в качестве важнейших факторов рассматривались такие базовые компоненты здоровьесбережения, как объем и интенсивность учебной и дополнительной нагрузки. Данные, полученные в результате мониторинга, свидетельствуют о том, что введение в учебный план одновременно информатики и английского языка отрицательно сказывается на состоянии адаптации детей данного возраста к изменившимся условиям обучения. Это проявляется в виде повышения острой заболеваемости второклассников на протяжении всего учебного года, и особенно в феврале, когда в силу естественного снижения иммунитета в зимне-весенний сезон организм учащихся начальной школы становится более чувствителен к неблагоприятному воздействию учебных факторов.
Детальный анализ данных позволил выявить более выраженное негативное воздействие нового учебного предмета — информатики — на здоровье второклассников по сравнению с другим новым предметом — английским языком.
Очевидно, привычная, хорошо организованная практика проведения уроков английского языка в младшей школе позволяет уменьшить риск для здоровья детей, несмотря на увеличенную учебную нагрузку. И наоборот, отсутствие достаточного опыта проведения занятий информатикой во 2-х классах приводит к напряжению адаптационных механизмов организма детей данною возраста.
В тоже время у большинства первоклассников (96%) и второклассников (97%), обучающихся в общеобразовательных учреждениях России, отсутствует выраженное функциональное напряжение организма, и у 3% младших школьников отмечено умеренное функциональное напряжение организма. При умеренном функциональном напряжении организма могут отмечаться усталость, снижение работоспособности, нарушения общего самочувствия, не переходящие в комплекс нервно-психических расстройств и срыв адаптации. Проведенное нами исследование показало, что как в 1-м, так и во 2-м классах при увеличении суммарной учебной нагрузки (свыше 25 часов в неделю), недостаточной продолжительности ночного сна в будни (7-8 часов) и прогулок возрастает число детей с неблагоприятной адаптацией, умеренным функциональным напряжением организма и низким уровнем учебной мотивации.
Среди учащихся 10-11-х классов половина школьников (соответственно 51 и 50%) имеют низкий уровень психологического напряжения. Это, как правило, школьники с высокой самооценкой, уверенные в себе, хорошо адаптированные к обучению, с достаточной учебной мотивацией. В то же время в эту группу могут входить школьники с низкой самооценкой, смирившиеся со своим положением в классе, с низкой успеваемостью, со сниженной учебной мотивацией.
Средний уровень психологического напряжения отмечен у 25% десятиклассников и 27% учащихся 11-х классов. Эти юноши и девушки уравновешенны, умеют мобилизоваться в нужный момент, соотнести свои внутренние резервы с внешней ситуацией, достаточно адаптированы, однако цена психологической адаптации у таких школьников выше, чем у их сверстников с низким уровнем психологического напряжения.
Высокий уровень психологического напряжения выявлен у 24% десятиклассников и 23% учащихся 11-х классов. Для этих старшеклассников характерны высокая психологическая тревожность, когда остро воспринимаются насмешки, шутки, отрицательные отзывы, неуверенность в себе и своих знаниях, низкая стрессоустойчивость. Нередко психологическое напряжение отмечается у хорошо успевающих, мотивированных учащихся. Излишне высокая мотивация может приводить к выраженному напряжению и развитию нервно-психических нарушений. Высокое психологическое напряжение почти у трети старшеклассников свидетельствует о физической, интеллектуальной и эмоциональной перегрузке организма, что подтверждает и анализ режима этой группы учащихся.
Характерной ситуацией для старшеклассников является сочетание значительных учебных перегрузок с высоким напряжением функциональных систем организма, повышенной чувствительностью, психологическим и соматическим напряжением.
Исследование показало, что в школах, использующих здоровьесберегающие технологии в полном объеме (1-я категория), выявлено большее количество учащихся с низким уровнем напряжения по сравнению со школами, использующими минимально допустимый комплекс здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе (2-я категория), и школами, не уделяющими достаточного внимания вопросам здоровьесбережения (3-я категория) (соответственно 58 и 52%).
Важным показателем рациональной организации жизни школьника является достаточно высокая двигательная активность. По данным мониторинга двигательная активность у 35% школьников не соответствует оптимальному уровню, способствующему нормальному развитию и сохранению здоровья ребенка, что объясняется, прежде всего, неудовлетворительной организацией физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Анализ организации двигательной активности школьников убедительно доказывает, что резерв профилактики и сохранения здоровья школьников практически не используется. Это особенно существенно потому, что 94% обследованных школ имеют условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В то же время нельзя не отметить, что в 63,8% школ спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой проводятся только со здоровыми детьми, группы ЛФК и занятия с детьми спецмедгрупп проводятся лишь в 31,7% школ.
Из 358 учащихся нашей школы функциональное состояние детей ниже среднего уровня имеет около 9 % учащихся, средний уровень имеет 77 %, выше среднего — 14 %. Патологию органов дыхания имеют 58 % учащихся, болезни костно – мышечной системы – 42%, болезни нервной системы и органов чувств – 14 %, заболевания эндокринной системы – 10% и по 3 % болезни органов кровообращения и мочеполовой системы.
Наиболее распространенное заболевание учащихся начальной школы – патология органов дыхания, в средних классах – патология органов дыхания и болезни костно – мышечной системы, в старших классах – болезни костно – мышечной системы, патология органов дыхания и заболеваемость эндокринной системы.
Таким образом, результаты обследования школ России, проведенного Институтом возрастной физиологии РАО и Центром образования и здоровья Минобрнауки России, показали:
- состояние здоровья и физическая подготовленность современных, школьников вызывают обоснованную тревогу;
- наименее благополучное положение отмечено среди учащихся старших
классов, особенно девушек; - школы в большинстве случаев располагают достаточными ресурсами (инфраструктурой и кадрами) для обеспечения уроков по физической культуре в объеме двух часов в неделю и недостаточными для перехода на 3-часовой режим в неделю;
- свыше 60% школ в той или иной форме ведут физкультурно-оздоровительную работу, в которую вовлечено около половины учащихся школы;
- занятия спортом (в секциях, спортивных клубах и т.п.) — один из путей
формирования здорового образа жизни молодежи. Однако по данным исследований менее 5% школьников вовлечены в регулярную спортивную
активность; - в тех образовательных учреждениях, где плохо организована работа по
физическому воспитанию, значительно повышается риск вовлечения подростков в зависимость от алкоголя и наркотиков; - кадровый потенциал общеобразовательных школ нуждается в укреплении за
счет привлечения педагогов, имеющих высшее специальное образование; - программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров нуждаются в пересмотре на основе современных знаний физиологии и
психологии развития детей и подростков, теории и методики физического
воспитания.
В последние годы в институте в рамках НИР РАО и по заказу Минобразования России решаются актуальные для физического воспитания школьников проблемы:
- программно-методическое обеспечение уроков физической культуры в условиях введения в расписание третьего часа занятий;
- разработка требований к уровню знаний, умений, навыков и двигательной
подготовленности учащихся разных ступеней общеобразовательной школы (Государственный стандарт по физической культуре); - повышение мотивации учащихся общеобразовательной школы к занятиям
оздоровительными и спортивно-массовыми формами физической культуры; - разработка и программно-методическое обеспечение новых технологий в
физическом воспитании, в том числе на основе использования современных компьютерных средств, тренажерных устройств и новых видов спортивной деятельности; - программно-методическое и физиолого-гигиеническое обеспечение организации занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- создание и экспериментальная апробация программ и методик занятий с
детьми различного телосложения для реализации индивидуального подхода в физическом воспитании учащихся.
Источник