Меню

Рекомендации для родителей по сохранению психического здоровья дошкольника

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников
консультация

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».

1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».

2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.

3. Способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребенком.

Скачать:

Вложение Размер
психологическое здоровье дошкольников 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».

1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».

2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.

3. Способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребенком.

Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Большинство ребят нашего детского сада требуют той или иной психологической поддержки, т.к находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов оказывающих не самое лучшее влияние на психологическое здоровье. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Следствием этого, является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. Дети начинают видеть мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеют общаться со сверстниками, понимать требования взрослых, не умеют выражать свои эмоции.

Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье.

Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:

• Внутренний душевный комфорт

Старший дошкольный возраст особо значим для укрепления психологического здоровья ребенка, который задумывается над тем, какой он – «плохой» или «хороший». Испытывая потребность во внимании взрослых и не получая его, ребенок может начать нарушать правила поведения, не выполнять требования родителей, предпочитая быть наказанным, но обязательно замеченным.

Психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий.

Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Для того чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу дома каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:

1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.

2) Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Катей и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на неё».

4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.

5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.

Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.

В настоящее время много детей, испытывающих ущемление потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.

А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности?

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые направлены на формирование психологического здоровья вашего ребенка. В эти игры вы легко сможете поиграть со своим малышом дома.

1. Овладение языком эмоций.

Игра «Повторяй за мной»

Родитель ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Ребенок повторяет его движения.

2. Пантомима «Смелый зайка»

Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.

Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки) ».

3. «Подушка для битья»

Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.

4. Упражнение «Возьми себя в руки»

Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей.

Цель: научит сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

5. Игра «Мешочек криков»

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый «мешочек криков» вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в семье оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, тем самым сохраняется и укрепляется психологическое здоровье детей. Все в ваших руках, родители.

Источник

Консультация для родителей на тему «Как сохранить психологическое здоровье дошкольника».
консультация на тему

Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.

Взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение « затормозить» свои желания применяют метод запретов. Но ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремится познать окружающее, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет»: «нельзя», « не разговаривай», « не ерзай».

Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Процесс желания «действовать» — наталкивается на торможение процесса «активности». Если такие перегрузки повторяются часто,у ребенка может развиться невроз.

Если родительские запреты сопровождаются окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает или истеричность, крики, плач или замкнутость и агрессивность.

Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан, например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.

Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих ситуаций.

Если же ребенку предстоит встреча с непонятным, но впечатляющими воздействиями (посещение зоопарка), то малыша необходимо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.

Неврозы возникают иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, что смотрит ребенок. В какие игры он играет. Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не в коем случае устрашающими.

Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях, к сожалению, телевизор включен целый день. А рядом играют дети и смотрят все подряд . Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного «голубого экрана», никому объяснять не надо.

Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи отца или матери.

У таких детей отмечается неуверенность в своих силах, ослабление воли, памяти, внимания, нарушение сна. Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами «пожалуйста», «будь добр» .Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева.Наиболее уместен ровный, спокойный тон.

Родителям полезно помнить простую истину: Неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно вылечить.

А кто, как не вы. Родители лучше всего знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.

Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него- это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.

Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят.

Мой призыв к вам: «Играйте с детьми — это замечательно оздоравливает отношения!»

Шутки и веселье рождают сердечность. Совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Спойте вместе детскую песенку, проговорите с ним детские считалки, постройте вместе домик из песка или конструктора, почитайте книжки. Послушайте диски с записями детских произведений. Посмотрите вместе с ребенком добрый фильм. Делайте все то, что способствует созданию у ребенка позитивных эмоций, интереса. Что благотворно влияет на психологическое состояние, откроет ему много интересного и доброго.

Хотелось бы дать родителям следующие рекомендации, помогающие сохранить психическое здоровье ребенка:

1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть;

2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Контролируйте свое поведение;

3. Активно выслушивайте его переживания и потребности;

4. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним;

5. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется;

6. Помогайте, когда просит;

7. Поддерживайте успехи;

8. Делитесь своими чувствами;

9. Справедливо разрешайте конфликты;

10. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку.

И тогда его психологическому здоровью ничего не угрожает!

Источник

Консультация для родителей «Как сохранить психическое здоровье дошкольника»

Ольга Чекушкина
Консультация для родителей «Как сохранить психическое здоровье дошкольника»

Добрый вечер, уважаемые родители! Наверняка, каждый из вас хотя бы раз видел социальную рекламу, в которой наглядно демонстрируется, что невнимание к ребёнку, неуважение его личности лишают возможности самореализации в будущем.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растёт психологически здоровый человек.

Для сохранения и укрепления психического здоровья детей, психологическаяслужба нашего Центра развития осуществляет работу по основным направлениям:

консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское.

Консультативная деятельность проводится по мере поступления запросов. В ходе консультаций родителям и педагогам выдаются рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.

Диагностическая деятельность представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, проблем эмоционально-личностного развития дошкольников, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

В процессе консультирования диагностика проводится для определения проблемы и ее причин, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

В рамках коррекционно-развивающего направления, проводятся групповые развивающие занятия с детьми подготовительных групп по психологической подготовке к обучению в школе.

Данная деятельность направлена на развитие у воспитанников качеств, необходимых для успешной адаптации в школе

и преодоления трудностей в познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной сферах.

С детьми старших групп, занятия проводятся с целью развития их эмоционально – личностной сферы, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Так же, по итогам стартовой диагностики и запросам родителей с детьми старшего дошкольного возраста проводится подгрупповая коррекционно – развивающая работа.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

-развитие и коррекция познавательных процессов, эмоционального состояния;

-работа с агрессией, страхами;

-развитие коммуникативных навыков.

Просветительская деятельность с родителями и педагогами реализуется в различных формах,таких как:

— выступления на родительских собраниях;

— осуществление работы клуба для родителей будущих первоклассников «На пороге школы», в рамках которого родители имеют возможность поприсутствовать на занятиях, проводимых с детьми в нашем Центре развития и оценить деятельность своего ребёнка в процессе занятия. А так же, возможность получить рекомендации специалистов и повысить свою компетентность в вопросах подготовки детей к школе;

— просветительская деятельность педагога — психолога организуется в форме беседы в процессе индивидуальных консультаций с педагогами и родителями по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.

Хочется отметить, что психологическая деятельность многогранна, сложна, требует самоотдачи и больших эмоциональных затрат, но полученный положительный результат несомненно помогает в преодолении этих трудностей. И очень немаловажна роль родителей в работе педагога – психолога по сохранению психического здоровья детей.

Опыт работы с родителями показывает, что одна из частых проблем в дошкольном возрасте – детские страхи. Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других – независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о страхе, а о страхах – поскольку это явления неодинаковые по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства, тревожности в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.Признаки детской тревожности многообразны: это и чрезмерная послушаемость, неуверенность, могут быть вспышки агрессивности, навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальца и т. д., рассеянность, капризность, излишнее фантазирование.

С целью выявления тревожных детей в нашем Центре развития было проведено анкетирование педагогов «Детские страхи – психическое здоровье детей». Уровень тревожности определялся по пяти критериям. Результаты обследования детей показали, что из 243детей, по первому критерию

«Ребёнок испытывает постоянное беспокойство» выявлено 20 детей, что составило 8%;

По второму критерию «Ребёнок испытывает трудности при концентрации внимания» 45 детей – 19%;

По критерию «Ребёнок испытывает напряжение мышц (например лица и шеи)» – 5 детей – 2%;

Четвёртый критерий «Ребёнок раздражителен» помог выявить 20 детей, что составило 8%;

По последнему критерию «Ребёнок имеет нарушение сна» выявлен 21 ребёнок – 9%.

Анализ результатов обследования показал, что из 243 детей — у 30% (73 человека) – наблюдается тревожность различной степени.

19% детей — 45 человек имеют лёгкую степень тревожности;

8% — 20 детей среднюю степень;

У 5% детей — 8 человек выявлен высокий уровень тревожности.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Важно помнить,что детскую тревожность порождают:

1. Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребёнку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.

2. Повышенная тревожность самих родителей, стремление всё делать правильно.

3. Противоречивые требования к ребёнку (нет единства в семье, неровное отношение родителей к нему.

4. Стремление сравнивать своего ребёнка с другими детьми, с братьями и сёстрами.

5. Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.

Как же предупредить страх, снизить его остроту, предотвратить появление тревожности у ребёнка?

Могу сказать, что лучшее средство профилактики тревожности и страхов – это взаимопонимание родителей и детей. Оно возможно только в том случае, если взрослые осознают причины происходящих в детях возрастных изменений и в соответствии с ними корректируют своё отношение к детским проблемам.

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!». Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им, выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

И помните, одно из основных условий полноценного развития ребёнка – психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Не просто слушать и чувствовать ребёнка, а общаться с ним, потому что, именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача в воспитании ребёнка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

Уважаемые родители! Если у вас возникли вопросы по данной теме, вы можете подойти ко мне на консультацию в индивидуальном порядке. Режим работы с родителями размещён в родительском уголке на центральном входе в детский сад. Буду рада встрече с вами. Спасибо за внимание.

Фотоотчёт «Праздник осени в саду» Добрый вечер,уважаемые коллеги!Наверняка,уже во всех детских садах прошли осенние развлечения. И мы-не исключение!Предлагаю просто отдохнуть.

Пасхальные открытки Добрый вечер, уважаемые коллеги! Вот такими яркими открытками мы с детьми решили поздравить родителей со Светлым праздником Пасхи. У каждого.

Источник

Читайте также:  Уксусная кислота вред для здоровья
Adblock
detector