Меню

Реклама опасна для здоровья

Статья на тему «Влияние наружной рекламы на здоровье людей»

специалист в области арт-терапии

Целуйко Д.И.

Влияние наружной рекламы на здоровье людей

Сегодня рекламная деятельность очень распространена в нашей повседневной жизни. Реклама помогает завлечь покупателя, заинтересовать его каким-либо товаром, привлекает человеческое внимание. С каждым годом наружная реклама, часто принимающая откровенно агрессивные формы, занимает все больше места на фасадах домов, а рекламные баннеры освещают очень ярко с использованием множества цветовых оттенков.

Актуальность темы заключается в том, что наружная реклама оказывает вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Влияние наружной рекламы на водителей. Яркие, кричащие плакаты рассеивают и отвлекают внимание водителей и пешеходов. Рекламные щиты нередко провоцируют транспортные происшествия, создают аварийные ситуации на дорогах, приводят гибели людей, при этом неважно, какой вид рекламы используется производителем – традиционная реклама (рекламные щиты, тумбы, перетяжки, другие стационарные средства наружной рекламы) или динамическая (плазменные экраны, электронные табло, рекламные конструкции с часто меняющимся изображением и т.д.).

Влияние рекламы на психику и зрение человека. Заметное или скрытое, грубое или деликатное, воздействие рекламы не всегда заметно человеку, он скорее будет отрицать, что на его решение оказала влияние рекламная информация. Любое рекламное сообщение отличается убедительностью, краткостью, способностью внушать, поэтому оно часто воспринимается на бессознательном уровне. Основным механизмом воздействия рекламы на психику человека является внушение, другими словами, реклама «зомбирует». Реклама привлекает внимание людей любыми способами: шокирующими надписями, слишком яркими цветами, агрессивной подсветкой, раздражающим мерцанием и др.

Раздражение мозга в результате просмотра агрессивных реклам травмирует психику человека, вызывает беспричинные приступы злости, способствует развитию «синдрома большого города», может даже вызвать эпилептические припадки.

В большинстве рекламных баннеров применяют освещение различных видов ламп, это и лампы накаливания, и люминесцентные «энергосберегающие» лампы, и светодиодные лампы. У каждого вида освещения имеются вредные факторы, воздействующие на здоровье человека, например:

— инфракрасное (тепловое) и ультрафиолетовое изл учение безвредно для человека в небольших количествах. Но при наличии агрессивной рекламы влияние «избыточного» солнце на кожу может проявиться в виде фотодерматоза, при котором под действием ультрафиолетовых лучей на коже проявляются отечность, покраснение, жжение, зуд, последующее отшелушивание кожи, крапивница, при которой на коже появляются сильно чешущиеся волдыри, и другие аллергические реакции.

— радиоактивные элементы и тяжелые металлы . Лампы накаливания и галогенные лампы в этом смысле безопасны для человека, а вот люминесцентные (энергосберегающие) лампы, используемые в наружной рекламе, содержат в себе пары ртути. Если герметичность энергосберегающей лампы не нарушена, то опасности она не представляет, а в случае разрушения пары ртути могут вызвать поражение дыхательной системы, почек и других внутренних органов. При длительном воздействии даже относительно малых концентраций (порядка сотых и тысячных мг/м 3 ) происходит поражение нервной системы, в отдельных случаях с летальным исходом.

— прямое попадание лучей света в глаза . Однозначным риском для человека является прямое кратковременное попадание в глаза направленного яркого луча светодиодной лампы, используемой в наружной рекламе, что может повлечь за собой повреждение сетчатки глаза.

— эффект мигания (пульсации) ламп . Заметить эти пульсации невооруженным глазом невозможно — они происходят с очень высокой частотой и возникают из-за колебаний в напряжении. Проблема в том, что, попадая на сетчатку глаза, высокочастотная пульсация корректируется и воспринимается зрением как ровный свет, но эти невидимые пульсации воспринимаются головным мозгом и вызывают повышенную утомляемость, головную боль и плохое самочувствие.

Раздражителем для органов зрения человека является свет. Под воздействием света вызываются нервные импульсы, которые передаются в кору головного мозга, где и происходит обработка зрительной информации. От центра к краю сетчатки глаза падает острота зрения, и одновременно увеличивается чувствительность к передвижению и мельканию объектов. Это можно легко проверить! Если отвести глаза от экрана монитора в сторону, то в периферическом поле зрения можно заметить мерцание изображения на экране. Аналогичным образом можно зафиксировать пульсацию люминесцентных светильников. Видимое мерцание света оказывает негативное влияние на самочувствие и зрение, вызывает ощущения сухости, «песка» в глазах при разглядывании мерцающих объектов.

Читайте также:  Налет от увлажнителя воздуха вреден для здоровья или нет

Влияние пульсаций рекламы на биоритмы мозга. В 60-е годы ХХ века советскими учеными было доказано, что наличие постоянных пульсаций приводит к перегрузке зрительного тракта человека, зрительному дискомфорту, переутомлению и расстройству естественной электрической активности мозга. Это происходит, потому что организм не успевает среагировать и адаптироваться к значительным изменениям уровня светового потока за короткие промежутки их воздействия, соответственно, теряется концентрация внимания, а также общее снижение работоспособности.

Мы видим рекламу по пути на работу и с работы, когда просто гуляем по улице, когда выглядываем в окно.

Да, «реклама – двигатель прогресса, торговли…», но она не должна вмешиваться в нашу жизнь, влиять на наше здоровье, психическое и эмоциональное состояние.

Настала необходимо снизить и ограничить рекламную деятельность в городах, исключить из освещения рекламы «ядовитые» цвета, убрать агрессивную мигающую подсветку, исключить пульсацию и раздражающее мерцание источников света в рекламе, которые воздействуют на человека, а также использовать качественные материалы, которые не будут негативно воздействовать на окружающую среду.

Источник

ФАС в СМИ: Рекламу лекарств считают опасной для здоровья

Публичная реклама лекарственных средств может быть опасна для здоровья граждан. Закон о рекламе лекарств необходимо изменить. К такому выводу пришли эксперты в пресс-центре на Вертковской.
На данный момент порядка 10% нарушений, которые обнаруживает Управление Федеральной антимонопольной службы, относятся к рекламе медицинских услуг и препаратов. По словам заместителя руководителя УФАС по Новосибирской области, начальника отдела рекламы Татьяны Лопаткиной, регистрировать случаи недобросовестной рекламы достаточно проблематично, так как сотрудники УФАС не всегда могут начать разбирательство без заявления граждан.
«На первый взгляд закон применять достаточно просто. Однако без заявления от граждан мы можем выявить не все. Обращений по поводу лекарств к нам поступает очень мало. Откровенно обманывают только в рекламе БАДов: часто оказывается, что они не соответствуют заявленному в объявлениях. Это нарушение статьи 25 закона «О рекламе», где предусмотрен штраф от 200 до 500 тысяч рублей. Однако на производителей и распространителей добавок это не действует – число нарушений не снижается», – отмечает Татьяна Лопаткина.
Очевидно, что законодательство в области рекламы медикаментов необходимо корректировать. В Государственной Думе в очередной раз подняли этот вопрос. Но едва депутаты коснулись больной темы, как начались горячие споры, сообщил председатель Правления Новосибирской областной ассоциации врачей, депутат Государственной Думы РФ Сергей Дорофеев.
«Когда мы только затронули этот вопрос в обсуждении в Думе, на нас уже было оказано давление. Тема очень сложная, затрагивает многие интересы. Как врач, я могу сказать, что нет безобидных препаратов. Даже витамины нужно употреблять с умом и желательно по рекомендации врача, а не рекламы. Тем не менее, запрет рекламы лекарств – это крайность. Необходимо запретить только огульную рекламу медикаментов и рекламу БАДов, которая сейчас ограничена намного меньше и часто вводит потребителей в заблуждение», – высказывает свое мнение Сергей Дорофеев.
Интересно, что присутствующий в зале в качестве эксперта производитель медикаментов в целом согласен с мнением представителей ФАС и ассоциации врачей. Генеральный директор производственной фармацевтической компании «Обновление» Владлен Калустов считает рекламу медикаментов крайне опасной для здоровья потребителей.
«Я считаю, что реклама медикаментов – это зло. Ее необходимо запретить, чтобы люди получали лекарства только через врача – по его рекомендации. Должна остаться только профессиональная реклама, ориентированная на докторов, рассказывающая им о препаратах. На данный момент, я, как производитель, вынужден рекламировать свой товар, чтобы не уступать конкурентам, активно пользующимся рекламой. Однако если повсеместно реклама будет запрещена, я буду только за. Все медикаменты имеют побочные эффекты. Все препараты должны быть рецептурными, это же фармакологическое активное вещество, которое оказывает влияние наши органы. А реклама провоцирует людей делать спонтанный выбор, что недопустимо», – заявил Владлен Кулустов.
Во время встречи все приглашенные эксперты согласились, что существующий закон о рекламе лекарств необходимо изменить.
«Я думаю, эта проблема имеет законотворческую и законодательную перспективу. Мы будем поднимать вопрос об изменении закон в Государственной Думе, не отступим так просто», – резюмировал Сергей Дорофеев.

Читайте также:  Анкета как писать состояние здоровья

Источник

Реклама опасна для вашего здоровья

Внесенный в Госдуму законопроект вводит почти полный запрет на рекламу лекарств. Фармацевты уверены: проблему самолечения запрет не решит

ПОКАЗАН ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ

Депутат Государственной думы от партии «Справедливая Россия» Антон Беляков продолжает реализацию национального проекта «Здоровье» собственными силами. Для него обеспечение здоровья нации, прежде всего, означает борьбу с рекламой. Внесенные Беляковым проекты по полному ограничению рекламы пива на телевидении и радио пока находятся в стадии обсуждения профильными комитетами Госдумы. Но уже в осеннюю сессию он

«Реклама безрецептурных лекарственных препаратов должна быть ограничена специализированными СМИ»

Депутат фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков

провести в первом, а то и во втором и в третьем чтении свой новый проект – по ограничению рекламы лекарственных средств. Автор законопроекта предлагает полностью запретить рекламу безрецептурных лекарственных средств (продвижение рецептурных лекарственных средств в СМИ уже ограничено) на телевидении и радио, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями. Цель–оградить граждан от соблазна заниматься самолечением. Соответствующие поправки Беляков предлагает внести в статью 24 закона «О рекламе». В случае, если документ будет принят Государственной Думой, реклама лекарств, медицинской техники, изделий медицинского назначения будет разрешена только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Изменения не коснутся только рекламы медицинских услуг. В настоящий момент законодательные ограничения рекламы фармацевтических препаратов в России соответствуют принятым в Европе и США. Но, считает Беляков, население РФ гораздо более восприимчиво к рекламе фармпрепаратов и гораздо в большей степени склонно к самолечению, чем жители Запада. Он приводит данные опроса Nielsen: чаще всего россияне в случае болезни просто покупают лекарства в аптеке (48%) либо могут воспользоваться ранее купленным лекарством из домашней аптечки (45%), 36% ответили, что лечатся народными средствами, и лишь 17% сообщили, что со своей проблемой обязательно отправляются к врачу. При этом Беляков не считает нужным закрывать телепередачу «Малахов+» или популярный журнал «Вестник ЗОЖ». Все болезни от рекламы – уверен депутат (в прошлом врач-педиатр): «Человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, «сильнее боли», а потом узнает, что у него опухоль головного мозга».

Читайте также:  Опасна ли безоперационная ринопластика носа для здоровья

ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ

Объем рынка рекламы лекарственных препаратов и пищевых добавок составил в 2008 году около $540 млн, по данным Aegis Media/OKS. Это одна из крупнейших рекламных категорий, активно развивающихся– и в кризис – например, в прессе бюджеты рекламодателей категории «Медицина, лекарства, БАДы» выросли в августе по отношению к прошлому году на 4% (данные АЦВИ). В фармацевтических компаниях и агентствах, занимающихся продвижением лекарственных средств отказываются видеть связь между склонностью населения к самолечению и рекламой безрецептурных средств. Идеи Белякова кажутся рекламистам популистскими. «20 – 30 лет назад объемы рекламы лекарственных средств были несравнимо меньше, при этом предпочтения к самолечению были и тогда, причем приблизительно на том же уровне», –

«Нужно сокращать крайне широкий список безрецептурных препаратов, а не их рекламу»

Заместитель генерального директора по развитию компании «Нижфарм» Иван Глушков

заместитель гендиректора по развитию компании «Нижфарм» Иван Глушков. «Риск отравиться витаминами или средством от насморка – это не угроза для общества, –

«Запрет только подстегнет волну самолечения»

Генеральный директор группы компаний MedInform, кандидат медицинских наук Елена Стрелецкая

Елена Стрелецкая, кандидат медицинских наук, генеральный директор коммуникационной группы MedInform. – Таблетки от головной боли не смогут серьезно замаскировать опухоль мозга». По мнению Стрелецкой, запрет на рекламу в СМИ – контролирующих наличие необходимых лицензий и точность формулировок – вызовет обратный эффект: самолечения будет только больше. На потребление пива ограничение пивной рекламы в 2005 году, кстати, оказало как раз такой эффект: при снижении продаж водки и вина потребление пива увеличилось с 62,3 литра на душу населения в 2005-м до 70,4 литра в 2006-м. В своем докладе «Обоснование запрета рекламы лекарственных средств» Антон Беляков приводит еще один аргумент в пользу ужесточения рекламы безрецептурных препаратов: «Приемлемый для стран ЕС запрет на рекламу рецептурных препаратов для РФ недостаточен, так как большая часть рецептурных препаратов просто «перетекает» в безрецептурные в силу отсутствия жестких критериев в законодательстве, и доля препаратов, продаваемых по рецепту, все время уменьшается». Однако, как

«Доля безрецептурных препаратов из года в год не увеличивается»

Директор центра маркетинговых исследований компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов

Источник

Adblock
detector