Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова,
О.Г. Приходько
В настоящем учебном пособии изложены современные научные подходы к проблеме речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также представлены методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы с указанным контингентом. Теоретические и методические сведения интегрированы в единое концептуальное пространство и адаптированы для профессионального применения в логопедической практике.
Для студентов и магистрантов педагогических вузов (профиль подготовки «Дефектологическое образование), логопедов, дефектологов, воспитателей, учителей начальных классов.
Серия «Наука — практике»
- Вес:
- Страниц:
- Формат 70х100/16
- Бумага офсетная, печать офсетная
- Год издания: 2016
О пособии
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Контингент детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднороден, его составляют дети с различными нарушениями в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, а также дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Достаточно часто при этом наблюдаются и комплексные (сочетанные) нарушения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии освоить образовательные программы вне специальных условий обучения и воспитания, они требуют особого подхода в данной области, так как традиционные общепедагогические методы и приемы работы с ними оказываются явно недостаточными.
Особого внимания в силу своей специфики требует речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектологи уже давно заметили, что практически нет ни одной аномалии развития, при которой в той или иной степени не страдала бы речь. Выраженные нарушения в формировании сенсорно-перцептивных органов и систем, двигательной, когнитивной, аффективно-волевой сфер неизбежно приводят к тем или иным отклонениям в становлении речи. В речи, как в зеркале, отражаются интеллектуальные, личностные, поведенческие и любые другие особенности человека. В то же время речь является мощнейшим средством полноценного, всестороннего развития ребенка.
Все вышеперечисленные факторы предопределяют актуальность настоящего учебного пособия, инновационная сущность которого заключается в изложении материала разных научных дисциплин в рамках единого концептуального пространства. Этот информационный комплекс адаптирован для профессионального восприятия и интегрирования непосредственно в логопедическую практику.
Для будущих дефектологов важно не только усвоение теоретических основ вузовского курса русского языка, педагогики, психологии и других учебных дисциплин, но и четкое понимание прикладного значения этих сведений, осознание их необходимости для практической профессиональной деятельности.
Пособие содержит теоретические сведения о речеязыковом феномене, о русском языке как системе, типологических особенностях русского языка, онтогенезе и дизонтогенезе речеязыкового развития ребенка, диагностике речи детей различных возрастных групп.
В методической части пособия представлены материалы для коррекционно-развивающей работы по предупреждению и преодолению речевого недоразвития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова,
О.Г. Приходько
В настоящем учебном пособии изложены современные научные подходы к проблеме речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также представлены методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы с указанным контингентом. Теоретические и методические сведения интегрированы в единое концептуальное пространство и адаптированы для профессионального применения в логопедической практике.
Для студентов и магистрантов педагогических вузов (профиль подготовки «Дефектологическое образование), логопедов, дефектологов, воспитателей, учителей начальных классов.
Серия «Наука — практике»
- Вес:
- Страниц:
- Формат 70х100/16
- Бумага офсетная, печать офсетная
- Год издания: 2016
О пособии
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Контингент детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднороден, его составляют дети с различными нарушениями в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, а также дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Достаточно часто при этом наблюдаются и комплексные (сочетанные) нарушения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии освоить образовательные программы вне специальных условий обучения и воспитания, они требуют особого подхода в данной области, так как традиционные общепедагогические методы и приемы работы с ними оказываются явно недостаточными.
Особого внимания в силу своей специфики требует речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектологи уже давно заметили, что практически нет ни одной аномалии развития, при которой в той или иной степени не страдала бы речь. Выраженные нарушения в формировании сенсорно-перцептивных органов и систем, двигательной, когнитивной, аффективно-волевой сфер неизбежно приводят к тем или иным отклонениям в становлении речи. В речи, как в зеркале, отражаются интеллектуальные, личностные, поведенческие и любые другие особенности человека. В то же время речь является мощнейшим средством полноценного, всестороннего развития ребенка.
Все вышеперечисленные факторы предопределяют актуальность настоящего учебного пособия, инновационная сущность которого заключается в изложении материала разных научных дисциплин в рамках единого концептуального пространства. Этот информационный комплекс адаптирован для профессионального восприятия и интегрирования непосредственно в логопедическую практику.
Для будущих дефектологов важно не только усвоение теоретических основ вузовского курса русского языка, педагогики, психологии и других учебных дисциплин, но и четкое понимание прикладного значения этих сведений, осознание их необходимости для практической профессиональной деятельности.
Пособие содержит теоретические сведения о речеязыковом феномене, о русском языке как системе, типологических особенностях русского языка, онтогенезе и дизонтогенезе речеязыкового развития ребенка, диагностике речи детей различных возрастных групп.
В методической части пособия представлены материалы для коррекционно-развивающей работы по предупреждению и преодолению речевого недоразвития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Речевое развитие воспитанников с ОВЗ
Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие воспитанников с ОВЗ»
Речевое развитие воспитанников с ОВЗ
Одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Из этого следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Педагог, развивая речь и умственные способности детей с ОВЗ, способствует переходу этой категории детей в массовые образовательные учреждения.
Важнейшей целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
Исследования таких педагогов-психологов, как Г.А. Каше, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой показывают, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, фонематические процессы, звукослоговая структура слов, несформированность монологической связной речи, языковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, память, мышление, внимание, моторная функция; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, а соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с ОНР при обучении письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Нужно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим, занимательным. Для себя я определила следующие цели и задачи своего исследования.
Цель работы: поиск эффективных методов и приемов повышения качества речевого развития детей.
изучить современную научно-методическую литературу по проблеме;
определить содержание работы педагога по речевому развитию детей с ОВЗ в ДОО;
проанализировать эффективные методы и приёмы речевого развития воспитанников с ОВЗ.
Организация образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста
1. Содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда, специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и результат коррекционной работы.
Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет методически обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную деятельность и др.
Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно только занятий с учителем — логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями.
В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:
предотвращение наступления утомляемости;
активизация познавательной деятельности;
проведение подготовительных занятий;
обогащение знаниями об окружающем мире;
коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
проявление педагогического такта.
2. Нетрадиционные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ
У каждого педагога своя технология, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ. Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
А). Кинезиологические упражнения.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» сказал И. Кант. Выполняя кинезиологические упражнения, мы развиваем у детей мозолистое тело, повышаем стрессоустойчивость, синхронизируем работу полушарий, улучшаем мыслительную деятельность, способствуем улучшению памяти и внимания, облегчаем процесс чтения и письма. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам:
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Б). Использование Су-Джок массажера.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.
Актуальность использования массажера Су-джок в коррекции у детей с ОВЗ состоит в том, что:
во-первых, ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с различными нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Приемы работы Су – Джок массажером:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.
В). Массаж карандашами.
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Г). Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми с ОВЗ.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с детьми ОВЗ нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
рисование ватными палочками;
рисование печатками и различными предметами;
Источник