Меню

Речевая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ в контексте ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему

Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ в контексте ФГОС ДО

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_raboty_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_ovz_v_kontekste_fgos_do.docx 30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ

в контексте ФГОС ДО

Речь — великая сила:

она убеждает, обращает, принуждает.

Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям воспитания и обучения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач нашего детского сада, в нашем детском саду создана компенсирующая группа для детей с нарушениями речи (диагнозом ОНР 1-3 уровня, ФФН, у некоторых детей диагноз Дизартрия).

Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда, специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую зависят сроки, характер и результат коррекционной работы.

Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

Компенсирующая группа представляет собой «сказочную страну», в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Компенсирующая группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет методически обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную деятельность и др.

Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно только занятий с учителем — логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями. Мы разработали план мероприятий для профилактики и коррекции нарушений речи детей, начиная со средней группы:

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие мелкой моторики и координации движений;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
  • Обучение грамоте.

Изучив множество различных методик, предложений, мы разработали методические рекомендации и пособия для воспитателей по использованию артикуляционной гимнастики в детском саду, куда вошли:

— требования к выполнению артикуляционной гимнастики;

— «Сказки о Веселом Язычке», стихи для артикуляционной гимнастики, различные веселые истории и приключения Язычка;

— упражнения для губ, динамические, статические упражнения для языка (с описанием положения артикуляционных органов при выполнении этих упражнений);

— комплексы артикуляционных упражнений для основных групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных. Со всеми этими материалами воспитатели, были ознакомлены на педагогическом совете, для них проводились консультации и для родителей проводились общие и индивидуальные консультации.

Взаимодействие специалистов ДОО включает в себя, прежде всего осознание педагогами себя как части команды единомышленников, объединенных одними целями и задачами работы с детьми.

Положительную роль в работе с детьми, в коррекционной группе, играют совместные занятия учителя — логопеда и инструктора по физической культуре. Объединяются две образовательные области: «физическое развитие» и «речевое развитие». Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

При правильной интеграции физического и речевого развития можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов.

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя- логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу учитель — логопед, и музыкальный руководитель учитывают:

  • структуру речевого нарушения;
  • индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивают личность дошкольника.

И учитель — логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Помощь родителей в обучении правильной речи просто необходима. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с учителем — логопедом и воспитателями, закрепляют их в повседневной жизни.

Задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Формы взаимодействия с родителями включает в себя:

  • родительские собрания
  • групповые консультации
  • беседы
  • индивидуальные беседы об особенностях развития их ребенка
  • анкетирование
  • проведения совместных мероприятий
  • показ открытых занятий
  • информационные выставки

Первое собрание для родителей проводится в июне, когда компенсирующая группа скомплектована. В доступной форме объясняем родителям суть речевого дефекта детей.

Первая встреча позволяет установить контакт с родителями, где происходит сбор анамнеза, цель которого:

1. Выявить сведений о ребенке, его психическом и физиологическом состоянии на момент его рождения и развития в раннем детстве.

2. Выяснить в каких условиях воспитывался ребенок и его наследственность.

Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам обследования логопеда и воспитателей группы. На этом собрании родители знакомятся с выводами педагогов и состоянием знаний детей в различных видах деятельности. Учитель-логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком дома и по индивидуальной тетради. В этой тетради, родители, после занятий с ребенком оставляют свою подпись, по которой можно проследить, занимаются родители с ребенком дома или нет.

Третье родительское собрание проводится в январе. На собрании, совместно с воспитателями, информируем родителей, об итогах обучения детей за истекший срок. На этом собрании учитель-логопед проводит открытое занятие.

Четвертое родительское собрание проводится в мае по итогам коррекционного обучения и заключения ПМПК. На собрании даются рекомендации на лето по закреплению полученных знаний. Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе с воспитателями и родителями, являются консультации. Это своеобразный всеобуч родителей.

Темы консультаций могут быть следующие:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Развитие мелкой моторики
  • Речевые игры дома.
  • Учите ребенка запоминать.
  • Постановка и автоматизация отдельных групп звуков.
  • Обучение детей с ОНР.
  • Готовность детей к звуковому анализу.
  • Обучение детей грамоте с ОНР
  • Пальцы помогают говорить
  • Обогащение словаря ребенка.
  • Комплекс артикуляционной гимнастики
  • Упражнения пальчиковой гимнастики, и другие

Консультации могут быть фронтальные и индивидуальные.

Родители в течение года могут посещать занятия, проводимые учителем-логопедом, воспитателями, специалистами.

В уголке для родителей, создан экран звукопроизношения, где выставляются фишки, по мере постановки и исправления звуков речи каждого ребенка, размещена папка – передвижка, в которой можно посмотреть и вспомнить, какие упражнения нужно проводить с ребенком дома, выставляются книги, рекомендованные для занятий с ребенком, существует «тетрадь связи логопеда с родителями», где учитель — логопед записывает задания на дом по выполнению и закреплению знаний, полученных на фронтальных занятиях. Проводятся родительские «пятиминутки», где учитель — логопед показывает, как нужно заниматься с ребенком дома.

Для работы с родителями составлен перспективный план с целью

1. пропагандировать необходимость коррекционной работы.

2. обучать родителей:

  • правильному проведению артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики.
  • приемам постановки звуков, их автоматизации и дифференциации.
  • развитию памяти, внимания, мышления.

Только совместная работа учителя — логопеда, специалистов, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основание рассчитывать на положительные результаты.

Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

1. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, Творческий Центр Сфера В.Секачев Москва, 2007

  1. Куницина Э.М., Тараева Л.А. Говорим правильно – Москва «РОСМЭН», 2008
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках – Москва, 2007
  3. Сластья Л.Н. Формирование связной речи детей 4-5 лет – Волгоград Издательство «Учитель», 2010
  4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать – Москва, 2008
  5. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры – Рипол Классик Дом.ХХ I век Москва, 2007

Источник

Читайте также:  Чем глисты вредят здоровью человека
Adblock
detector