Меню

Речь развиваем здоровье сохраняем

Консультация «Играем, развиваем речь и укрепляем здоровье»

Ольга Поснова
Консультация «Играем, развиваем речь и укрепляем здоровье»

Играем, развиваем речь и укрепляем здоровье.

“Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”

За последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые сильно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Все это, несомненно, прогресс.

А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются! Отставание в развитии детей младшего дошкольного возраста не компенсируется в полной мере в последующие годы.

Одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры. Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет больше шансов рассуждать логически верно, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Поэтому пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.

Очень хорошую тренировку движений пальцев рук дают народные игры – потешки. Можно сказать, что потешка – это веселая народная школа для самых маленьких. И все эти «бабушкины сказки» — не что иное, как массаж в игре. На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока

белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж и затем увеличивайте круги —по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слога). Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейсяспирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки — белобоки» на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием «этому дала, этому дала.». Каждого «детку», то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.

Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного

желудка. Большой палец (которому «не дала» потому что дрова не рубил, кашу не варил — тебе ничего нет!»)не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан».

Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Консультация «Играем пальчиками — развиваем речь» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский В последнее время мы часто слышим о мелкой.

Конспект организационно-образовательной деятельности «Играем, играем и здоровье укрепляем» Цель: формировать у детей интерес и ценностное отношение занятиям физической культурой. Задачи: Обучающие: • Способствовать профилактике.

Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей. «Играем пальчиками — развиваем речь» Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками? Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии упражнений для рук (пальцев) на.

Консультация для родителей логопедической группы «С детьми играем — речь развиваем» «Играем вместе» Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «Выполняй задания». Ребенок после однократного.

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕГО ГАРМОНИЧНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД. ПЕРВОЕ СЛОВО МАЛЫША — ЭТО ПОВОД ДЛЯ ВЕЛИКОЙ.

Консультация для родителей «Летом играем, речь развиваем» Слайд 1 Слайд 2 Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему.

Консультация для родителей «На улице играем — здоровье укрепляем!» Прогулки на свежем воздухе играют значимую роль для физического развития дошкольника, так как способствуют повышению его выносливости и.

Консультация «С игрушками играем, речь развиваем» Любому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок учился правильно познавать мир с самого своего рождения. И в этом немаловажную роль играют.

Консультация «С пальчиками играем — речь развиваем» Приступая к пальчиковым играм, следует помнить о следующих принципах их проведения: • Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание,.

Источник

Сохрани своё здоровье сам
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Научить детей любить себя и свой организм

Читайте также:  Как восстановить здоровье после развода

Закрепить знания о полезных и вредных привычках. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.

Воспитывать желание помогать себе сохранить здоровье. Прививать любовь к физическим упражнениям.

Скачать:

Вложение Размер
sohrani_zdorove_sam.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сохрани своё здоровье сам»

Автор: Бойкова.АА
Воспитатель первой категории
МБДОУ «ДСКВ№57»
г. Братск

Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму: бережно и заботливо к нему относиться.

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Научить детей любить себя и свой организм

Закрепить знания о полезных и вредных привычках. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.

Воспитывать желание помогать себе сохранить здоровье. Прививать любовь к физическим упражнениям.

развитие связной речи, давать полный ответ на вопрос, направлять детей на логичное и последовательное грамматически правильное выражение своих мыслей.

закрепление понятий: закаливание, организм, здоровый образ жизни, вредные привычки.

цветок здоровья, сундучок с предметами гигиены, плакат с изображенным зубом, плёнка с методами закаливания, стихотворение и загадки о здоровье, письмо Мойдодыра.

Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Налетел ветер и разбросал лепестки этого цветка. А это цветок не простой, это цветок здоровья. И мы сегодня с вами постараемся собрать этот цветок. Но цветок будем собирать постепенно. Ребята, а вы знаете, что каждый человек, может сам себе укрепить здоровье. Недаром говориться:

Я здоровье берегу

Сам себе я помогу! ;

А как мы можем сами себе помочь, мы сейчас поговорим (садимся на коврик).

Ребята, а кто может ответить, что такое здоровье (это сила, красота, ум, это когда всё получается).

А как можно укрепить своё здоровье? (заниматься физкультурой, спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться).

Как много вы знаете! Молодцы! Это нужно делать каждый день. Давайте начнём с самого утра.

Утро настало, солнышко встало

Эй, братец, Федя, разбуди соседей.

Вставай большак! Вставай указка!

Вставай середка, вставай сиротка!

И крошка Митрошка! Привет ладошка! 1

Все проснулись, потянулись! Молодцы!

А теперь поспешим на весёлую зарядку! (ритмическая гимнастика).

-Ребята, после нашей гимнастики, попробуйте, крепче ли наши мышцы? (Дети проверяют свои мышцы). Нам надо собрать цветок здоровья, не забыли? А есть ли такой цветок у нас? (лепесток с зарядкой).

Дети ищут лепесток! (Нашли и прикрепляем на цветок!)

-(Садимся на коврик.)

— Ребята, а знаете, сегодня к нам в группу приходил Мойдодыр. Он хотел вас так увидеть, и так жалко, что он вас не дождался. У него утром очень много забот.

Но он вам оставил вот этот чудесный сундучок. А давайте отгадаем, что там внутри. Слушайте загадки. (Дети отгадывают и беседуют о каждом предмете).

Нужно, чтоб у каждого было

На брюшке щетинка

По частоколу попрыгала

Всю грязь повыгнала

Между зубок прыткая

4 . Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков

И под каждым, под зубком

Лягут волосы рядком.

5. Лёг в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю

Им утру потоки слёз

Не забуду и про нос.

Все эти предметы для чего нам нужны? (Необходимо соблюдать гигиенические процедуры).

А теперь, давайте, посмотрим, есть ли у нас нужный лепесток? ( Лепесток №2 — гигиенические процедуры.)

Ой, какой молодец Мойдодыр! Давайте скажем ему спасибо за такие необходимые предметы

Ребята, посмотрите, а Мойдодыр написал нам письмо, что же он здесь пишет?

«Ребятишки, если вы внимательно осмотрите группу, то найдёте очень интересный рисунок. »

Дети ищут, находят плакат с изображенным зубом, что же здесь нарисовано? (зуб).

Ребята, но почему-то он какой-то странный. Одна половинка грустная, другая, наоборот, — весёлая, смеётся. Что здесь произошло?

Дети рассказывают, какие продукты разрушают зубы, а какие укрепляют, перечисляют: конфеты, торт, сладости; морковка, капуста, фрукты, творог и т.д.

А есть ли у нас нужный лепесток? (Ле песток №3 — полезные продукты.)

Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь нашим зубкам, чтобы с ними не случилось, что произошло с этим зубиком. Как уничтожить вредных микробов?

(Чистить зубы, полоскать рот, грызть фрукты и овощи).

А как часто следует чистить зубы? (2 раза вдень, утром и вечером).

Лучшие друзья для наших зубов — это зубная щётка и зубная паста.

Но если всё-таки зубы разболелись, что делать? (идти к стоматологу)

А ещё ребята наше здоровье укрепляет закаливание. Так жалко, что у нас в группе нет телевизора. У меня есть замечательная плёнка, я хотела бы вам показать фильм. А может, и без телевизора разберёмся. Садитесь все за столы, и будем смотреть фильм. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает плёнку, где изображены различные методы закаливания, рассказывая о каждом кадре).

Какой полезный фильм мы посмотрели! Все запомнили? Не забывайте делать эти важные процедуры.

Все, кто хочет быть здоров, Закаляйтесь вы со мной Утром — бег и душ бодрящий, Как для взрослых настоящий На ночь окна открывать, Свежим воздухом дышать Ноги мыть водой холодной Й тогда микроб голодный Вас вовек не одолеет.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает пословицы о здоровье, о закаливании? «Хочешь быть здоров — прояви волю и терпение» «Крепким стать нельзя мгновенно — закаляйся постепенно!» «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

А теперь посмотрите, есть ли у нас нужный лепесток? ( Лепесток №4 — закаливание)

Есть,давайте его прикрепим.

Правда, не всегда есть возможность побегать по траве босиком, или искупаться в речке. Но есть такой замечательный способ закаливания, который можно делать каждый день. Давайте его вспомним. (Дети садятся на ковёр и делают самомассаж)

Ребята, мы сегодня много узнали о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь улыбка — это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. А угрюмый злой человек, может принести нам здоровье? (нет и нет)

Давайте подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение. А посмотрите, весь ли цветок здоровья мы собрали? ( Лепесток №5 — за нятие спортом).

Остались ещё 2 лепестка, как вы думаете, они нам нужны в нашем цветке? (нет).

Дети объясняют, почему не нужны лепестки с сигаретой и алкоголем. Мы их отложим в сторону.

А теперь посмотрите, какой цветок здоровья у нас получился. Дарить здоровье и радость.

Какие вы сегодня у меня молодцы, и я вам приготовила сюрприз.

Источник

О речевом здоровье ребёнка
методическая разработка по теме

Данный материал раскрывает особенности формирования речи дошкольников и младших школьников; охватывает вопрос о гигиене органов речи и условиях развития правильной речи у детей. Родителям даны рекомендации по воспитанию культуры детского голоса.

Скачать:

Вложение Размер
o_rechevom_zdorove.docx 26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Актуально! Полезно! Доступно!

Речь- показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность ; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной.

Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

  1. Высокая пластичность мозга ( способность быстро переключаться на новую
    артикуляцию звука, повышенная подражательность речи взрослых.)
  2. Способность всё превращать в игру. ( дети охотно играют в разные игры с применением
    речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
  3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками,
    механически многократно повторяют их . они охотно играют в звуки, подмечают различия
    между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того
    или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед
    окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться , становятся более
    общительными.
  4. Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий
    не упорядочились и легко поэтому затормаживаются.

Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

Возможно, не лишне напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, т.е. лёгкие, бронхи, трахеи, органы голосоподачи и голосоведения, т.е. гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей , т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.

Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего ребёнка? Не выдаётся ли вперёд нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу-ортодонту, т.к. от прикуса зависит чистота произношения

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про язычок с любыми сюжетными импровизациями.

-язычок живёт в домике, который называется ротик. Покажи!

-в домике есть двери: зубки и губки. Язычок встаёт рано утром и выбегает из домика.

-каждое утро язычок делает зарядку- бегает по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

-затем язычок чистит зубки- кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

-язычок завтракает. Ест манную кашу: мня-мня-мня.

— язычок садится на лошадку и едет в гости к тётушке Щёчке, (предполагается пощёлкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно).

-у тётушки идёт ремонт и язычок помогает красить потолок и стены (кончиком языка погладить нёбо и внутреннюю поверхность щёк.)

-тётушка угостила язычок вкусным вареньем (широкое движение языком по верхней и нижней губе.)

— язычок покачался на качелях в парке (попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.)

-язычок сел на лошадку и поехал домой.

Гигиена голоса и условия формирования правильной речи

Родителям надо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. Полезны игры :

-дуть на ватные шарики, катая их по столу;

-дуть на лёгкие карандаши, бумагу;

-сдувать со стола ( или руки) пушинки, бумажные снежинки;

-надувать резиновые игрушки, мыльные пузыри;- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю и т.д.

-для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один два», далее «один два три», и т.д. не доводя число слов до перенапряжения .( нельзя

допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание . ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием .

Серьёзная задача родителей — воспитание культуры детского голоса.

Долгий и напряженный крик, плач, доходящий до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать ещё очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребёнок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса , а, следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе.

Вреден для голоса и нервной системы также излишне громкий и долгий , неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать , успокоив ребёнка или переключив его внимание . Песни, которые поёт ребёнок, должны соответствовать возрастным голосовым (без слишком низких и высоких нот) и умственным возможностям ребёнка.

Музыкальное сопровождение не должно заглушать пения, чтобы не побуждать этим детей напрягать голос.Без аккомпанемента ребёнок лучше прислушивается к мелодии. Полезно временами петь и без слов.( ля-ля-ля и т.п.)

Короче говоря, надо приучать ребёнка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса.В этом отношении большое значение имеет голос окружающих, которому ребёнок невольно подражает.Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом как между собой, так и с ребёнком.

Если ребёнок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить ему, что он может навсегда испортить и даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих.

В иных случаях следует обратиться к врачу — невропатологу.

Ребёнку 4-5-6 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом. Например, игра «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребёнок повторяет его тихо. И наоборот, что очень полезно.

При очень тихом голосе , что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, с ребёнком лучше разговаривать на большом расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос.То же надо делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора или превратится в «молчальника».

Ласковость , подбадривание -вот главные рычаги успеха в этом случае.

Охрана органов речи

Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов , с помощью которых она осуществляется.

Как предупредить речевые расстройства?

1.) оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла, ( но не укутывать излишне — это снижает сопротивляемость организма).

  1. )не давать маленьким детям мелкие предметы.(горох, бусинки и т.д.)
  2. ) соблюдать гигиену полости рта детей ( полоскать рот, чистить зубы,чтобы размножающиеся микробы не попали в ухо.)

4.надо щадить слух ребёнка, оберегать от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума.

Даже когда ребёнок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух. 5.)если родители заметят, что ребёнок часто переспрашивает, иногда неправильно

понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит, то обязательно следует обратиться к врачу — своевременное лечение всегда приносит исцеление.

6.)короткую уздечку языка (плёночку между кончиком языка и ротовым дном ) лучше

подрезать на 5-6-ом году жизни. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно

попытаться её растянуть. (упражнения на высовывание языка вперёд, облизывание им верхних зубов под губой, подтягивание языка к носу.)

7.)в случае искривления у ребёнка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу — стоматологу. Он выровняет неправильный прикус безболезненно.

8.)своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни,

затрудняющие дыхание: они нередко вызывают ночные страхи, приводящие к

9.)избавление ребёнка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.

10.) следить, чтоб дети не перенапрягали голосовые связки — не кричали, не пели слишком громко ( особенно на высоком тоне ), не выходили разгорячёнными на мороз, не пели на холоде.

11.)вреден для голоса пыльный прокуренный воздух. Он вызывает заболевание

голосовых связок. Результат: глуховатый, сиплый, маловыразительный голос ребёнка.

12.)своевременно лечить простуду ( особенно при хрипоте голоса). Во время болезни не разрешать много и громко говорить, запретить пение и т.т

13.)для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нарвной системы.

Было бы ошибочно думать, что из-за дефектов в органах речи обязательно пострадает сама речь. Часто этого не бывает — органы речи приспосабливаются к правильным движениям.

Но всё же дефекты этих органов , особенно резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению её недостатков.

Поэтому необходимо сделать всё, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше

Рекомендации родителям для развития правильной речи детей.

  1. Следить, чтобы произносимое ребёнком слово было понятно, (проговаривание всех звуков слова, достаточно громко и слитно, с правильным ударением , с умеренной скоростью)
  1. Речь должна быть выразительной.
  2. Речевой голос должен быть музыкальным, приятным на слух.
  3. Речь окружающих людей должна быть образцом для подражания.

( говорить с ребёнком простым языком, чётко выговаривая все звуки с правильным ударением. Говорить не спеша, выразительно 6 подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным, «тёплым» голосом.)

  1. Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это является вредным примером для ребёнка, травмирует его психику.
  2. Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит
    воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи.
  3. Не употреблять в разговоре с ребёнком грубых слов, слов- «паразитов»,жаргонных выражений.
  4. Говорить с ребёнком в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками.
  5. Вредно в присутствии ребёнка говорить с окружающими о его речевых недостатках , выражать по этому поводу своё огорчение и отчаяние.

Источник

Adblock
detector