Проблема здоровья детей дошкольного возраста
статья
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач — «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…». Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.). Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от согласованного взаимодействия в триаде ребѐнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:
∙ объективной необходимостью в организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и недостаточной методической разработанностью этой проблемы;
∙ необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребѐнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребѐнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребѐнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье — это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Как отмечает ряд авторов С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, О.Ю. Толстова — правильно организованная воспитательно- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [3, стр.23]. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.
Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам
Источник
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста
Ольга Прокопьева
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций,которые становятся фундаментом всей последующей жизни.
В этот период закладываются качества,делающие человека человеком,появляются его индивидуальные черты. Говоря о дошкольном возрасте,нельзя не подчеркнуть право ребенка не только на развитие,но и на счастье как ощущение полноценной жизни. Личностно-орентированная модель воспитания включает такой критерий психического здоровья,как чувство радости существования. Таким образом, фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.
По данным Института возрастной физиологии РАО оказыватся,что:
-80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;
-18-20% пограничные (негрубые)нарушения психического здоровья;
— около 60% нарушения речевого развития;
-около 30% несфомированность зрительно-пространсвенного восприятия;
-более 30% несформированность сложно- координированных движений руки и графических движений;
-более 70% несформированность интегративных функций (зрительно-моторных,слухомоторных,сенсорно-моторных координаций);
-примерно у 13% наблюдается компенсаторная леворукость,сопряженная с нарушениями речевого развития;
-около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).
Это означает,что существуют объективные причины,которые затрудняют процесс обучения, и учебные занятия должны быть организованы в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.
Современные медицинские исследования указывают. что 75% заболеваний взрослых людей были заложены в детстве. Данные о состоянии дошкольников вызывают тревогу. 50% детей нуждаются в психокоррекции,находятся в состоянии серьезного психологического неблагополучия,которое является причиной многих соматических заболеваний. В среднем каждый ребенок имеет 54 пропуска по причине болезни или карантина. Возрастает количество детей,страдающих ожирением-в среднем на 1% каждый год.
Поэтому,сейчас, как никогда актуальна задача воспитания интереса к движению,повышения естественной двигательной активности детей
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Источник
Ребенок с проблемами со здоровьем
Нельзя сказать, что здоровье школьников зависит только от школы, здесь имеет место быть экология, социальные условия, в которых живет ребенок, наследственные признаки. Но и школа накладывает свой отпечаток в виде приобретения детьми некоторых детских заболеваний.
Многие школьники сейчас так слабы, что даже не могут заниматься нормально физкультурой, сдавать нормативы. По данным специалистов, больше трети детей приобретают за годы учебы в школе хронические заболевания.
Например, принято считать, что девочки учатся лучше мальчиков, они старательнее, усидчивее. Но и стрессы, полученные во время учебы, действуют на их организм сильнее. Ведь для того, чтобы добиться успехов в школе, девочки тратят больше сил, эмоций.
Многие, наверное, удивятся этому. Ну откуда у детей в школе может быть здоровье, если им приходится учиться в две смены, парты, за которыми они сидят, не соответствуют эргономическим показателям (элементарно, росту ребенка), а домашнюю работу иногда задают в таких количествах, что многие не успевают все сделать.
В советских школах раньше действовала такая система: ученики начальных классов сидели в одних кабинетах, средние — в других, а старшие классы в третьих. При этом каждый класс по возрасту сидел за такими партами, который соответствовал их росту.
А сейчас получается так, что и малыши, и старшеклассники занимаются в одном кабинете, сидят за одинаковыми партами. Учителям, конечно, так проще. Им не надо бегать с пособиями, тетрадями по разным кабинетам, а вот дети от этого страдают.
Среди всех заболеваний среди школьников — заболевания опорно-двигательного аппарата. При этом школьники, особенно малыши, испытывают постоянное напряжение, когда им надо переходить из кабинета в кабинет на разные предметы. И детям даже иногда негде передохнуть на перемене, им приходится толпиться в коридоре, пока учитель не впустит их в кабинет.
А если говорить о нарушении зрения. Почти каждый второй школьник в очках. Число школьников от начальных классов до старших, которые испытывают проблемы со зрением, с каждым годом увеличивается. Виной этому не только школьные нагрузки, но также многочасовое времяпрепровождение перед компьютерами и телевизорами. В данном случает родители должны контролировать своих детей и отслеживать время проведения перед компьютерами и телевизором.
Еще одна проблема школьников — расстройства нервно-психической системы. В школах почти не осталось психологов, а ведь они очень нужны детям. Иногда дети испытывают настолько сильные умственные и эмоциональные нагрузки, им порой срочно, бывает, нужна психологическая помощь. Иначе им может грозить нервный срыв. Иногда среди учителей встречается ошибка (такой особый авторитарный метод преподавания школьных дисциплин), что они считают, что есть только их мнение, а мнение школьников по вопросам, касающееся их предмета для них неважно. Дети, которые постоянно находятся под таким эмоциональным прессом, также испытывают нагрузки на нервную систему.
Хронические заболевания пищеварительной системы — тоже не редкость для школьников. Число таких школьников также стремительно растет. Многие родители считают (иногда со слов ребенка), что в школе еда невкусная, что лучше перекусить сухомяткой или шоколадкой. Однако детские врачи считают, что ребенок обязательно должен есть в столовой. Ему просто необходимо горячее питание.
И если на самом деле встречаются такие проблемы, что еда в школе невкусная, тогда должен собираться родительский комитет и принимать определенные меры.
В некоторых случаях проблем с питанием идут из самой семьи. Дети лучше съедят какую-нибудь сухомятку, чем полноценное горячее блюдо. Не следует забывать о том, что организм школьника — растущий организм, ему необходимы питательные вещества и правильное питание.
Также отметим, что какие-то мероприятия, связанные именно с учебным процессом, должны исходить от учителей. В первую очередь — это правильно организованный учебный процесс, то есть грамотное чередование легких и трудных школьных предметов, грамотно составленное расписание. Нельзя ставить детям в один день несколько проверочных или контрольных работ, и задавать много на выходные, единственный день, когда школьники могут отдохнуть.
Источник
Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации
Процесс развития общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, который оказывает значимое влияние на здоровье нации в целом и формирует ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал 1 . По определению Всемирной организации здравоохранения подростки – это молодые люди в возрасте от 10 до 19 лет 2 . В России окончанием детского возраста считается достижение совершеннолетия, то есть 18 лет, но некоторые демографические показатели рассчитываются для категорий от 10 до 14 лет и от 15 до 19 лет.
В настоящее время в России (на начало 2017 года) насчитывается 11293 тыс. детей в возрасте 10-17 лет, что составляет 8,1 % от общей численности населения страны. В сложившейся ситуации смертность населения подросткового возраста является актуальной социально-демографической проблемой, а ее тенденции, причины и возрастно-половая специфика – объектами пристального изучения. В РФ это, прежде всего, связано со сложившейся кризисной демографической ситуации, уменьшением численности населения и его плотности 3 . Потери жизни в подростковом возрасте сказываются на уровне средней продолжительности жизни, уменьшении числа лиц активного трудоспособного возраста и связанных с этим экономическими потерями государства. Главное экономическое последствие преждевременной смертности подростков – уменьшение численности трудового потенциала страны. В Российской Федерации за последних 10 лет показатель подростковой смертности сократился на 35,3 %. Однако более чем в 70 % случаев причинами смерти являются травмы и отравления 4 . Среди основных внешних причин смертности подростков особую тревогу вызывает уровень суицидов, на которые приходится около одной четверти травматической смертности в этом возрасте. Это самый высокий уровень в Европе. В России высока смертность от повреждений с неопределенными намерениями или повреждений без уточнений, которые маскируют значительную часть таких социально обусловленных причин, как убийства и отравления наркотиками 5 .
На фоне положительных достижений в снижении подростковой смертности, неутешительными остаются показатели, характеризующие заболеваемость детей подросткового возраста, особенно 15-17 лет. Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах.
Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения 6 . Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов. Унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на «среднего» ученика, не вызывает интереса к таким урокам, скорее, отталкивает. Около 10 % подростков их не посещают. А неправильно подобранные одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками усугубляют ситуацию 7 .
В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма. Большинство школьников едят слишком мало белковой пищи, испытывают нехватку витаминов, растительной клетчатки, а вот углеводов в их рационе слишком много. В развитие болезней желудочно-кишечного тракта (гастритов и гастродуоденитов, дискинезии желчевыводящих путей, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки) вносят свой вклад отсутствие регулярного питания, постоянное изменение режима, высокий уровень эмоционального напряжения 8 .
При чем, показатели заболеваемости не отражают в полной мере реальную ситуацию, т.к. пациенты и их родители обращаются в медицинские учреждения только в случае возникновения острой клинической ситуации 9 . С проявлениями функциональных нарушений в работе органов и систем детского организма они пытаются справиться сами. Данное предположение было подтверждено в ходе многоцентрового исследования заболеваемости детского населения ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России. Полученные в результате показатели истинной заболеваемости в 1,5 раза превышают данные официальной статистики, а в больших городах – в 2 раза 10 .
В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья подростков. За 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 11,3 %. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астено-невротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушения работы сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, нарушения ритма сердца), болезни органов зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) чаще отмечаются у учащихся 8–11 классов 11 . В это время организм становится очень чувствителен и малоустойчив к высоким учебным нагрузкам, эмоциональному напряжению, вызванному сложными взаимоотношениями с преподавателями и сверстниками, неблагоприятной атмосферой в семье, нарушением режима дня, недосыпанием.
Еще одной социальной проблемой является тенденция все более частого использования в обучении электронных гаджетов. К сожалению, внедрение новых средств информационно-коммуникационных технологий в школах (интерактивные доски, ридеры, ноутбуки, мобильные планшеты, компьютерные программы, Wi-Fi и др.) далеко не всегда сопровождается соблюдением требований санитарного законодательства и безопасных условий их использования. Свободное время школьники-подростки также проводят перед телевизором и перед компьютером. Все это сказывается на самочувствии детей: около 65 % подростков жалуются на усталость, не меньше 55 % – на проблемы со зрением и головные боли 12 .
Часто встречающейся проблемой подросткового возраста, являются такие пищевые отклонения как анорексия, булимия, другие расстройства приема пищи; расстройства сна, ночные кошмары и др.), невротические расстройства, связанные со стрессом (например, приступы страха, тревоги, депрессии), и расстройства, которые проявляются разными жалобами при отсутствии реальных подтверждений болезни (специалисты называют их соматоформными нарушениями). По данным ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, у 60 % подростков обнаруживаются так называемые «предболезненные психические расстройства» (например, зависимости – игромания; церебрастения – быстрая утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли). У значительной части подростков выявлена высокая предрасположенность к различным формам девиантного поведения (агрессивные наклонности были обнаружены у каждой третьей девушки и каждого шестого молодого человека, а склонность к саморазрушающему поведению – у 22 % девушек и 40 % юношей) 13 .
Важнейшей социальной проблемой, связанной с состоянием психического здоровья, являются случаи употребления подростками психоактивных веществ, что составляет более 30 % в структуре всех психических и поведенческих расстройств. В проведенном нами исследовании в ряде школ Московской области, где учатся дети из достаточно благополучных семей (дети инженерных и научных работников) более 66 % мальчиков и 80 (!)% девочек подтвердили опыт знакомства с алкоголем 14 .
Пробовали курить более 50 % опрошенных. Среди опрошенных подростков более 15 % мальчиков и 12 % девочек пробовали курить наркотические вещества, причем более 2 % респондентов делали это много раз. Почти 5% мальчиков и 0,6 % девочек (р≤0,05) пробовали вдыхать наркотические вещества через нос, 1,5 % подростков пробовали употреблять таблетки, содержащие наркотические вещества 15 .
С начала 90-х годов в России действует Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он определяет гуманное отношение к пациентам, и в какой-то мере повышает доверие людей к специалистам, облегчая обращение за психиатрической помощью. И все же сложившаяся за долгие годы система психиатрической помощи отпугивает подростков и их родителей, заставляя скрывать имеющуюся проблему. По мнению экспертов и по данным многочисленных исследований, проведенных врачами и социологами, статистика не отражает реальное положение дел в этой области, поскольку в нашей стране по-прежнему принято обращаться к врачу-психиатру только в случае крайней необходимости.
Последнее десятилетие ХХ века ВОЗ объявил десятилетием охраны репродуктивного здоровья подростков, поэтому во многих странах была проведена серия исследований, показавших основные социальные проблемы, с которыми сталкиваются юноши и девушки развитых стран, в том числе России:
- раннее начало половой жизни;
- пренебрежение средствами контрацепции;
- высокая заболеваемость инфекциями, которые передаются половым путем.
Необходимо заметить, что частота регистрации инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, среди 15–19-летних российских девушек снизилась за последние 15 лет в 4–6 раз, но при этом она по-прежнему остается высокой. Знания о том, как защититься от таких проблем, подростки черпают прежде всего из СМИ и Интернета. Опросы подростков показали, что данная тема на уроках биологии или основах безопасности жизнедеятельности обсуждается крайне редко и положительный ответ о том, что информация о личной гигиене подростков, в том числе о негативном влиянии инфекций на здоровье, была получена в школе, дали только 4 % опрошенных 16 .
Отсутствие знаний в области репродуктивного здоровья негативно влияет на поведение девочек-подростков. Так, опыт сексуальных отношений к возрасту 18 лет имеют 41,9 % девочек, больше половины девушек допускают возможность сделать аборт. Россия по-прежнему лидирует среди стран Европы по количеству рождений и абортов у матерей в возрасте до 20 лет, при чем в большинстве случаев девушки-подростки прерывают первую беременность, нанося тем самым непоправимый вред своему здоровью 17 .
Важным показателем здоровья детского населения является число детей с инвалидностью, т.е. стойким ограничением жизнедеятельности. Доля подростков среди детей-инвалидов приближается к 30 % и продолжает расти. Кроме того, по мнению ряда экспертов, значительная часть детей, нуждающихся в оформлении инвалидности остаются неучтенной официальной статистикой в силу ряда причин 18 .
Существующая структура проблем здоровья российских подростков показывает, что более 65 % из них имеют ограничения в выборе профессии и профиля обучения в средней и высшей школе. В связи с чем многие осваивают профессию, которая была выбрана вынужденно и не вызывает большого интереса. Опрос выпускников и их родителей показал, что решение о будущей профессии они принимали без профессиональной помощи психологов и педагогов (60 %), в том числе без учета рекомендаций врачей-педиатров (в 97 %). К сожалению, эта стратегия часто затрудняет полноценную профессиональную реализацию, приводит к появлению психологических проблем и обострению хронических болезней 19 .
Подавляющее большинство подростков считают себя здоровыми, однако, многие из них не доживают до взрослой жизни, умирая от негативного воздействия различных внешних причин или от болезней, которые можно было бы предотвратить или успешно контролировать Баранов А.А., Алексеева Е.И., Антонова Е.В. и др. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии, 2 изд. испр. и доп. Под ред. А.А. Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009. — 592 с.»>20 .
Сегодня самыми серьезными проблемами подросткового возраста являются:
- Ранние беременности и роды. Ежегодно на девушек 15–19 лет приходится более 10 % родов и более 20 % болезней, вызванных беременностью и родами. Более одной трети девушек сообщают, что их первый сексуальный опыт был принудительным.
- Болезни, передающиеся половым путем, особенно ВИЧ/СПИД.
- Неправильное питание (как недоедание, так и переедание).
- Снижение показателей психического здоровья. Так, 20 % молодых людей страдают депрессиями, расстройствами настроения и питания, токсикоманией, склонны вести себя небезопасным образом (суицидальные формы поведения, в том числе увлечение экстремальными видами спорта). Среди подростков 15–19 лет самоубийство – вторая по значимости причина смерти.
- Наличие вредных привычек: употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ (в России средний возраст начала постоянного курения – 12 лет!).
- Смерть от внешних причин: травмы, дорожно-транспортные происшествия, отравления, суициды.
На становление здоровья подростков большое влияние оказывают условия и образ жизни. Социальные изменения, произошедшие в России за последние 20 лет (миграция населения, материальное расслоение общества, высокое число разводов и гражданских браков) обострили такие проблемы, как увеличение числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, недостаточное количество структур, оказывающих медико-социальную помощь. По некоторым данным, около 20 % всего детского населения РФ находится в трудной жизненной ситуации. Поэтому современным подросткам так необходима своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, неотъемлемой частью которой должно стать повышение педагогической компетенции родителей и их активное участие в реализации назначений специалистов. Формирование у подростков привычки ведения здорового образа жизни и принятие мер по лучшей защите молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы.
Источник