Меню

Реализация образовательных областей физическая культура здоровье

Доклад на тему «Пути реализации образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»
материал (физкультура) по теме

Выступление на зонально-практической конференции «Содержание образования и воспитания в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Скачать:

Вложение Размер
doklad_dlya_konferencii.docx 21.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Правильно организованная предметная среда является гарантией безопасного развития ребёнка, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников.
В соответствии с новым Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей». Поэтому необходим активный курс на создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ .
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания.

Специалисты доказали, что интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Отсюда возникают следующие проблемы:

-интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей;

— воспитатели и руководители физического воспитания, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются осуществлять реализацию интегрированного подхода в образовательном процессе в ДОУ в меру своих возможностей.

-стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К.Спирина, 2000).
— отсутствие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников;

— недостаточная компетентность педагогов в реализации ФГТ.

В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в основном используются стандартные формы работы, подобранное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь не являются многофункциональными. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Многообразие дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

В нашем учреждении проблемой является отсутствие полноценного спортивного зала, что влечет за собой ограниченный набор спортивного инвентаря.

Наряду с этим администрация учреждения заинтересована в постоянном пополнении спортивного оборудования (в проекте создание мини стадиона на территории ДОУ); методической базы и повышении педагогической компетентности инструктора по физической культуре в моем лице.

В этом учебном году

— я посетила курсовую подготовку на базе АПК и ППРО у ведущего специалиста в области дошкольного образования Егорова Баатара Борисовича по теме «Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГТ;

-побывала на марафоне издательского дома «Первое сентября», где Тамара Степановна Комарова читала лекцию «ФГТ в действии на примере программы «От рождения до школы»;

Практики не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: отбор оборудования, содержание физкультурно-оздоровительной работы, содержание двигательной деятельности детей в группе, на прогулке, дома в процессе интеграции с другими видами детской деятельности, дифференцирование физической нагрузки в процессе интегрированной двигательной деятельности.

Причинами являются:
1. недостаточные знания специфики процессов интеграции;
2. неумение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности;
3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.

Решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдет само по себе. Необходима систематическая и целенаправленная работа. В каждом учреждении накоплен богатый опыт работы по данному направлению. Задача для нас на сегодня преобразовать имеющийся опыт в контексте с ФГТ (Федеральными государственными требованиями).

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:

– изучение имеющегося опыта работы по данному направлению;
– повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению;
– просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и приобщение их к созданию оптимальных условий для физического развития и здоровья детей в ДОУ и дома.

Образовательная область «Физическая культура» наряду с решением задач по формированию у ребенка дошкольного возраста физических качеств (силы, ловкости, гибкости, скорости) предполагает формирование педагогами и ряда личностных качеств ребенка – настойчивости, внимательности (сосредоточенности). Это не исключает того, что в данной области будут формироваться и некоторые интеллектуальные качества, например, креативность. На занятиях физической культуры при выполнении ряда определенных упражнений я стимулирую воспитанников к созданию ими нового комплекса упражнений, включению новых движений, особенно на занятиях сюжетного характера.

Формы образовательной деятельности, используемые в нашем МДОУ «Райсеменовский детский сад «Родничок»:

  1. Организованные;
  2. Полуорганизованные, связанные с проведением режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  1. Подвижные игры
  2. Физкультурные занятия (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические)
  3. Игровые беседы с элементами движений
  4. Физкультурные минутки
  5. Ритмическая гимнастика (в системе дополнительного образования)
  6. Игры и упражнения под музыку
  7. Прогулки
  8. Физкультурные досуги (1-2 раза в месяц)
  9. Спортивные праздники (2-3 раза в год)
  10. Соревнования
  11. Дни здоровья и т.д.

Воспитателями образовательная деятельность осуществляется и в проведении режимных моментов: закаливающие процедуры подвижные игры на прогулке, во второй половине дня и т.д.

Самостоятельная деятельность детей проходит в форме самостоятельных подвижных игр, игр на свежем воздухе, спортивных игр и занятий (катание на санках, лыжах, велосипеде и т.д.).

Проводится работа по интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация».

По мере роста и развития ребенка, становления основных функций его организма, возрастает активность и самостоятельность детей. Поэтому в нашем дошкольном учреждении педагоги уделяют особое внимание гигиеническому воспитанию детей, как одной из составляющих его здоровья в будущем. Постепенное и систематическое привитие культурно-гигиенических навыков способствует гармоничному физическому развитию и закаливанию детей, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, формированию потребности следования принципам здорового образа жизни.

Мы проводим мониторинг физического развития.

Параметры оценки физического развития — это определение уровня развития:

  1. антропометрических показателей (рост, масса тела);
  2. основных физических качеств;
  3. основных двигательных умений и навыков.

Параметры оценки культурно-гигиенических навыков – это определение уровня развития:

— личностных качеств (аккуратность, социализированность);

— социальных навыков: культуры еды, навыков опрятности, моторной умелости и др.

Параметрами оценки оздоровления , в том числе эффективности закаливания и коррекционной работы с детьми по подготовке к школьному обучению являются:

  1. уровень заболеваемости;
  2. уровень физического и нервно-психического развития;
  3. функциональная готовность к школьному обучению.

Медико-педагогическая диагностика (оценка уровня физического развития и здоровья) также состоит из двух составляющих – медицинской и педагогической.

Медработником МДОУ осуществляется диагностика и оценка уровня физического развития по антропометрическим показателям, физиометрическим показателям, состоянию костно-мышечной системы, а также анализ заболеваемости детей.

Педагоги оценивают уровень развития двигательных умений и навыков у детей, их уровень физической подготовленности и двигательной активности, функциональную готовность к школьному обучению, сформированность культурно-гигиенических навыков.

Работу по данному направлению ведут все без исключения педагоги всех учреждений. Главное переосмыслить тот богатый опыт, накопленный поколениями педагогов и направить этот потенциал воспитательно-образовательной работы на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, желания быть здоровым и наличие представлений о том, как этого достичь, умение объяснить, что такое «здоровый образ жизни», какими качествами обладает здоровый человек и применить эти знания к себе, другим детям и взрослым.

Источник

«Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС»
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
realizatsiya_obrazovatelnoy_oblasti_fizicheskoe_razvitie_v_sootvetstvii_s_fgos.docx 19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС»

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Сегодня мы поговорим об этом документе лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».

Реализация образовательной области «Физическое развитие» направлена на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

Дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура»), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.

Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…

На какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».

В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры

Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ.

Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.

Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах» в подготовит.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват.

Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». В 3 классе в предметной области «Физическая культура» изучается учебный предмет физическая культура.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, со.

Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее — Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ.

В проекте представлен опыт работы по развитию связной речи в процессе физического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик». Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов.

Источник

Читайте также:  Здоровье легкоступовой последние новости
Adblock
detector