Доклад на тему «Пути реализации образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»
материал (физкультура) по теме
Выступление на зонально-практической конференции «Содержание образования и воспитания в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_konferencii.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Правильно организованная предметная среда является гарантией безопасного развития ребёнка, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников.
В соответствии с новым Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей». Поэтому необходим активный курс на создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ .
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания.
Специалисты доказали, что интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Отсюда возникают следующие проблемы:
-интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей;
— воспитатели и руководители физического воспитания, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются осуществлять реализацию интегрированного подхода в образовательном процессе в ДОУ в меру своих возможностей.
-стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К.Спирина, 2000).
— отсутствие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников;
— недостаточная компетентность педагогов в реализации ФГТ.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в основном используются стандартные формы работы, подобранное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь не являются многофункциональными. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Многообразие дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
В нашем учреждении проблемой является отсутствие полноценного спортивного зала, что влечет за собой ограниченный набор спортивного инвентаря.
Наряду с этим администрация учреждения заинтересована в постоянном пополнении спортивного оборудования (в проекте создание мини стадиона на территории ДОУ); методической базы и повышении педагогической компетентности инструктора по физической культуре в моем лице.
В этом учебном году
— я посетила курсовую подготовку на базе АПК и ППРО у ведущего специалиста в области дошкольного образования Егорова Баатара Борисовича по теме «Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГТ;
-побывала на марафоне издательского дома «Первое сентября», где Тамара Степановна Комарова читала лекцию «ФГТ в действии на примере программы «От рождения до школы»;
Практики не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: отбор оборудования, содержание физкультурно-оздоровительной работы, содержание двигательной деятельности детей в группе, на прогулке, дома в процессе интеграции с другими видами детской деятельности, дифференцирование физической нагрузки в процессе интегрированной двигательной деятельности.
Причинами являются:
1. недостаточные знания специфики процессов интеграции;
2. неумение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности;
3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.
Решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдет само по себе. Необходима систематическая и целенаправленная работа. В каждом учреждении накоплен богатый опыт работы по данному направлению. Задача для нас на сегодня преобразовать имеющийся опыт в контексте с ФГТ (Федеральными государственными требованиями).
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:
– изучение имеющегося опыта работы по данному направлению;
– повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению;
– просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и приобщение их к созданию оптимальных условий для физического развития и здоровья детей в ДОУ и дома.
Образовательная область «Физическая культура» наряду с решением задач по формированию у ребенка дошкольного возраста физических качеств (силы, ловкости, гибкости, скорости) предполагает формирование педагогами и ряда личностных качеств ребенка – настойчивости, внимательности (сосредоточенности). Это не исключает того, что в данной области будут формироваться и некоторые интеллектуальные качества, например, креативность. На занятиях физической культуры при выполнении ряда определенных упражнений я стимулирую воспитанников к созданию ими нового комплекса упражнений, включению новых движений, особенно на занятиях сюжетного характера.
Формы образовательной деятельности, используемые в нашем МДОУ «Райсеменовский детский сад «Родничок»:
- Организованные;
- Полуорганизованные, связанные с проведением режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей.
- Подвижные игры
- Физкультурные занятия (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические)
- Игровые беседы с элементами движений
- Физкультурные минутки
- Ритмическая гимнастика (в системе дополнительного образования)
- Игры и упражнения под музыку
- Прогулки
- Физкультурные досуги (1-2 раза в месяц)
- Спортивные праздники (2-3 раза в год)
- Соревнования
- Дни здоровья и т.д.
Воспитателями образовательная деятельность осуществляется и в проведении режимных моментов: закаливающие процедуры подвижные игры на прогулке, во второй половине дня и т.д.
Самостоятельная деятельность детей проходит в форме самостоятельных подвижных игр, игр на свежем воздухе, спортивных игр и занятий (катание на санках, лыжах, велосипеде и т.д.).
Проводится работа по интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация».
По мере роста и развития ребенка, становления основных функций его организма, возрастает активность и самостоятельность детей. Поэтому в нашем дошкольном учреждении педагоги уделяют особое внимание гигиеническому воспитанию детей, как одной из составляющих его здоровья в будущем. Постепенное и систематическое привитие культурно-гигиенических навыков способствует гармоничному физическому развитию и закаливанию детей, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, формированию потребности следования принципам здорового образа жизни.
Мы проводим мониторинг физического развития.
Параметры оценки физического развития — это определение уровня развития:
- антропометрических показателей (рост, масса тела);
- основных физических качеств;
- основных двигательных умений и навыков.
Параметры оценки культурно-гигиенических навыков – это определение уровня развития:
— личностных качеств (аккуратность, социализированность);
— социальных навыков: культуры еды, навыков опрятности, моторной умелости и др.
Параметрами оценки оздоровления , в том числе эффективности закаливания и коррекционной работы с детьми по подготовке к школьному обучению являются:
- уровень заболеваемости;
- уровень физического и нервно-психического развития;
- функциональная готовность к школьному обучению.
Медико-педагогическая диагностика (оценка уровня физического развития и здоровья) также состоит из двух составляющих – медицинской и педагогической.
Медработником МДОУ осуществляется диагностика и оценка уровня физического развития по антропометрическим показателям, физиометрическим показателям, состоянию костно-мышечной системы, а также анализ заболеваемости детей.
Педагоги оценивают уровень развития двигательных умений и навыков у детей, их уровень физической подготовленности и двигательной активности, функциональную готовность к школьному обучению, сформированность культурно-гигиенических навыков.
Работу по данному направлению ведут все без исключения педагоги всех учреждений. Главное переосмыслить тот богатый опыт, накопленный поколениями педагогов и направить этот потенциал воспитательно-образовательной работы на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, желания быть здоровым и наличие представлений о том, как этого достичь, умение объяснить, что такое «здоровый образ жизни», какими качествами обладает здоровый человек и применить эти знания к себе, другим детям и взрослым.
Источник
«Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС»
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_obrazovatelnoy_oblasti_fizicheskoe_razvitie_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС»
В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Сегодня мы поговорим об этом документе лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».
Реализация образовательной области «Физическое развитие» направлена на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура»), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.
Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…
На какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры
Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ.
Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.
Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах» в подготовит.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват.
Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». В 3 классе в предметной области «Физическая культура» изучается учебный предмет физическая культура.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, со.
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее — Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ.
В проекте представлен опыт работы по развитию связной речи в процессе физического воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик». Цель:- формировать умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, с использованием слов.
Источник