Опыт 2. Качественная реакция на витамин Е (токоферол) с концентрированной азотной кислотой
К 5-6 каплям 0,1%-ного спиртового раствора токоферола в сухой пробирке прибавляют 0,5 мл концентрированной азотной кислоты и встряхивают. Образуется эмульсия, которая постепенно расслаивается, и ее верхний слой приобретает окраску, которая обусловлена окислением токоферола.
Опыт 3. Реакция окисления витамина В1 (тиамина) в тиохром.
К 0,5 мл раствора тиамина приливают 5-6 капель 5%-ного раствора К3[Fe(CN)6], и
1 мл 30%-ного раствора гидроксида натрия, перемешивают. Затем прибавляют 1 мл изобутилового спирта и сильно взбалтывают в течение 1-2 минут. Пробирку помещают в УФ-кабинет.
Затем смесь в пробирке при перемешивании нагревают на водяной бане.
Опыт 4. Качественная реакция на витамин В2 (рибофлавин).
В присутствии восстановителей рибофлавин превращается сначала в родофлавин красного цвета, а затем в бесцветный лейкофлавин.
К 0,5 мл раствора рибофлавина приливают 10 капель концентрированной соляной кислоты и вносят кусочек металлического цинка. Отмечают происходящие изменения.
Затем взбалтывают полученный раствор в течение нескольких минут. Отмечают изменение цвета раствора.
Опыт 5. Реакция витамина В6 (пиридоксина) с хлоридом железа (III).
Пиридоксин – общее название группы веществ, обладающих активностью витамина В6:
Реакция с хлоридом железа обусловлена наличием в молекуле витамина В6 фенольного гидроксила в 3-м положении пиримидинового кольца. Образуется комплексное соединение типа фенолята железа.
В пробирку вносят 0,5 мл 5% водного раствора витамина В6 и добавляют 1-2 капли 5%-ного раствора хлорида железа. Смесь встряхивают.
Источник
Витамин Е (токоферолы, витамин размножения)
Под общим названием витамина Е известен ряд веществ, обладающих витаминными свойствами и являющихся производными хромана. Самым активным из них является α-токоферол, выделяемцй из масла
пшеничных зародышей. Токоферолы в чистом виде представляют собой светло-жёлтое вязкое жидкое масло, не растворимы в воде, но растворимы в жирах и жирорастворителях. Они устойчивы к воздействию кислот, к нагреванию
(до 170°С), находясь в пищевых продуктах, стойки кулинарной обработке. Витамин Е необходим для процессов размножения. При отсутствии в пище крыс этого витамина у животных развивается
бесплодие. Наиболее богаты витамином Е масла из зародышей
пшеницы, семян яблок, шиповника, из облепихи, кукурузы, сои. Он содержится всеменах злаков, в мясе, жире, печени, в яичном желтке,
масле, молоке. Для усвоения организмом витамина Е необходимо наличие желчи в кишечном содержимом.
Витамин Е обладает противоокислительным действием: он тормозит окисление ненасыщенных жирных кислот и тем самым предохраняет от разрушения ненасыщенные липиды, входящие в состав таких важных клеточных структур, как митохондрии. Задерживая окисление ненасыщенных
жирных кислот, витамин Е уменьшает прогоркание жиров, а также окисление каротина и витамина А, находящихся вместе с ним в продуктах питания.
Витамин Е (антистерильный) по химической природе представляет собой
α-, β-, γ-, δ -токоферолы, суточная потребность которого в организме составляет 5 мг.
Источники: растительные масла (подсолнечное, кукурузное и т. д.), семена злаков, капуста, мясо, сливочное масло, яичный желток.
Биологическая роль
Витамин Е влияет на репродуктивную функцию и обмен селена в организме, выполняет антиоксидантную роль, защищая мембраны от перекисного окисления липидов, предотвращая тем самым гемолиз эритроцитов.
Гипо- и авитаминоз Е: у детей — гемолитическая желтуха, у взрослых — дегенеративные процессы в репродуктивных органах, выкидыши у беременных, жировая дегенерация печени и дистрофические изменения в скелетных мышцах.
Реактивы: спиртовой раствор витамина Е (токоферол), азотная кислота, концентрированная; хлорное железо (III) — 1% раствор.
Опыт 3. Качественная реакция на витамин Е
Взаимодействие α-токоферола с концентрированной азотной кислотой приводит к окрашиванию реакционной смеси в красный цвет. Это обусловлено тем, что продукт окисления а-токоферол имеет хиноидную структуру. При взаимодействии с хлорным железом (III) а-токоферол окисляется до α-токоферилхинона — соединения, окрашенного в красный цвет.
Ход работы
1. Реакция с азотной кислотой. В сухую пробирку вносят 5 капель спиртового раствора витамина Е и добавляют 1 мл концентрированной
азотной кислоты. Пробирку интенсивно встряхивают и наблюдают постепенное появление красного окрашивания.
2. Реакция с хлорным железом. В сухую пробирку вносят 0,5 мл спиртового раствора α-токоферола, затем 0,5 мл 1%-го раствора хлорного
железа (III) и тщательно перемешивают содержимое пробирки. Наблюдают появление красного окрашивания.
Качественная реакция на витамин Е
С концентрированной азотной кислотой
Витамин Е окисляется при действии сильных окислителей (марганцовокислый калий, азотная кислота). Данная реакция обусловлена окислением токоферолов под влиянием
концентрированной азотной кислоты в соединения, имеющие хиноидную структуру и окрашенные в красный цвет.
Витамин К (антигеморрагический) по химической природе представляет производное нафтохинонов, суточная потребность которого в организме составляет 1 мг.
Источники: капуста, ягоды рябины, арахисовое масло, тыква, печень свиньи томаты.
Биологическая роль
Витамин К участвует в свертывании крови, являясь кофактором
γ – глутамилкарбоксилазы, которая катализирует превращение
глутаминовой кислоты в γ — карбоксиглутамат, необходимый для биосинтеза четырех факторов свертывания крови: ф — II — протромбина, ф — VII- проконвертина, ф — IХ- ф. Кристмаса и ф –Х — ф. Стюарта — Проуэра.
Гипо- и авитаминоз К приводит к снижению свертывании крови вследствие нарушения биосинтеза γ-карбоксиглутамата, а также к капиллярным и паренхиматозным кровотечениям.
Широкое практическое применение нашел синтезированный в 1942 г. академиком А. В. Палладиным препарат «викасол» (бисульфитное соединение метилнафтохинона, растворимое в воде). Он является производным витамина К3 (метилбензохинона):
О п ы т 4 . Качественная реакция на витамин К
В пробирку к 2 мл спиртового раствора витамина К прибавляют 2 мл 5%-го раствора диэтилдитиокарбамата и 0,5 мл 2%-го раствора гидроксида натрия в этаноле, Раствор приобретает голубое окрашивание.
Витамин F по химической природе представляет эссенциальные, полиненасыщенные ВЖК. Суточная потребность витамина F в организме составляет 10—30 г.
Гипо- и авитаминоз F приводит к снижению биосинтеза эфиров холестерина, простагландинов, лейкотриенов, тромбоксанов. Следствием
этого является сухость кожи и слизистых, шелушение кожи, выпадение волос, ломкость ногтей.
Эссенциальные, полиненасыщенные ВЖК (витамин F):
С17Н31СООН Δ 9,12 — линолевая,
С17Н29СООН Δ 9,12,15 — α -линоленовая,
C17H29COOH Δ 6,9,12 γ -линоленовая,
С19Н31СООН Δ 5,8,11,14 — арахидоновая.
Витамин F участвует в регуляции обмена липидов. Особенно важно, что непредельные высшие жирные кислоты способствуют выведению из организма животных и человека холестерина, а это препятствует развитию атеросклероза. Отмечено также положительное действие витамина на состояние кожного и волосяного покровов. Арахидоновая кислота служит субстратом для биосинтеза простагландинов,
тромбоксанов, лейкотриенов в организме человека.
Контрольные вопросы
1. Каково химическое строение и биологическая роль витаминов A? D3? E? К? F? Их суточная потребность в организме человека.
2. Принцип метода количественного определения витамина А.
3. Принципы методов качественного обнаружения витаминов A, D, Е, К.
Источник
Статья «Витамин Е (исследовательская работа учащегося)»
статья по химии (11 класс) по теме
В статье представлен план реферата, практическая часть (результаты исследования) и приложения ученической работы по узученной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotaik.doc | 798 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Л.Е., Корявикова Н.Т.
МБОУ СОШ № 32, г. Смоленск
«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А.Сент-Дьёрдьи
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Ольги
Важнейшей задачей современной школы, которая нашла отражение в ФГОС, является развитие самостоятельности, инициативности, формирование у школьников умений трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Одним из способов решения этой задачи рассматривается исследовательская работа учащихся, в ходе которой у школьников формируются универсальные способы учебной деятельности, дающие импульс к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации. Представленная исследовательская работа преследует следующие цели : развитие межпредметных связей, формирование ключевых компетенций, расширение кругозора учащихся, формирование здорового образа жизни. В ходе выполнения работы формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности; компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний, полученных из различных источников информации; познавательная компетентность (выполнение лабораторного практикума); коммуникативная компетентность. При организации деятельности учащегося реализуются следующие методические задачи : обучать работе с различными источниками информации; учить анализировать, систематизировать, сравнивать, делать выводы; социализировать учащихся; формировать навыки выполнения химического эксперимента, работы с продуктами мультимедиа и навыки продуктивного общения.
Аннотация. Актуальность работы определяется постоянным обсуждением проблем здорового питания в средствах массовой информации. Исследование продуктов питания на содержание в них питательных веществ, витамином, микроэлементов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, – объект постоянного внимания ученых, врачей, диетологов. Результаты этих исследований важны для всех тех, кто проявляет заботу о своем здоровье, красоте и долголетии.
Объект исследования: витамин Е. Предмет исследования: биологическая роль витамина Е. Цель работы: исследование роли витамина Е в жизнедеятельности организма человека. Задачи: рассмотреть классификацию витаминов, изучить физические и химические свойства витамина Е, обнаружить присутствие витамина Е в пищевых продуктах и выявить его биологическую роль в организме человека. Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы, химический эксперимент. Результаты исследования представлены в форме реферата и мультимедийной презентации.
Введение. Витамин Е: секрет женской привлекательности
1. Классификация витаминов 2. История открытия и изучения витамина Е
3. Свойства витамина Е 3.1. Качественные реакции (лабораторный практикум) 4. Биологическая роль витамина
5. «Где найти витамин Е?» Продукты, содержащие витамин Е
5.1. Обнаружение витамина Е в некоторых продуктах (Лабораторный практикум) Заключение/ Библиография/ Словарь терминов/ Приложения
Список приложений: «Лабораторный практикум. Обнаружение витамина Е в различных продуктах», «Классификация витаминов», «Формулы витаминов А, D, Е, К», «Биологическая роль витамина Е», «Источники витамина Е», «Рецепты масок для волос с витамином Е», «Тест «Есть ли у вас авитаминоз?»
Приложение 1. «Лабораторный практикум. Обнаружение витамина Е в различных продуктах»
Часть А. Изучение свойств α-токоферола. Цель: изучить физические свойства α-токоферола и провести качественные реакции.
Опыт 1. Физические свойства токоферола.
Опыт 2. Качественные реакции на α-токоферол
Реактивы: α-токоферол (0,1%-ный) в спирте (96%-ном); азотная кислота (конц.); раствор хлорида железа (III). Оборудование: штатив лабораторный с пробирками; водяная баня; водяной термометр; пипетка; плитка.
А. Взаимодействие с концентрированной азотной кислотой. Техника опыта:
1) В сухую пробирку берем 4—5 капель 0,1%-ного спиртового раствора
α-токоферола. 2) Прибавляем 10 капель концентрированной азотной кислоты и содержимое пробирки встряхиваем. 3) Пробирку помещаем в водяную баню, нагретую до 70°С.
Опыт 3. Взаимодействие с раствором хлорида железа (III). Техника опыта:
1) В сухую пробирку вливаем 4—5 капель 0,1%-ного спиртового раствора
α-токоферола. 2) Прибавляют 0,5 мл хлорида железа (III). 3) Тщательно перемешивают содержимое пробирки. 4) Пробирку помещаем в водяную баню, нагретую до 70°С.
Часть Б. Обнаружение α-токоферола в различных продуктах. Цель: провести опыты по обнаружению витамина Е в предложенной
Опыт 4. Обнаружение витамина Е в растительных маслах.
Опыт 5. Обнаружение витамина Е в различных продуктах. Техника опытов 4, 5: см. Опыт 2 и 3.
Продукты для обнаружения витамина Е: 1) Подсолнечное масло «Юг России» г. Ростов-на-Дону, 2) Подсолнечное масло «Слобода» г. Алексеевка,
3) Подсолнечное масло «Золотая семечка» г. Ростов-на-Дону, 4) Растительное масло г. Краснодар, 5) Оливковое масло г. Минск, 6) Молоко «Простоквашино» г. Санкт-Петербург, 7) Сметана «Простоквашино» г. Санкт-Петербург, 8) Сливочное масло «Дедушкин горлачик» г. Орша, 9) Крем для рук «Ромашковый» г. Минск.
Выводы: а) подсолнечное масло «Слобода» и оливковое масло подтвердили нахождение в них витамина Е с помощью двух реактивов. В подсолнечном
масле «Золотая семечка», «Юг России», домашнем растительном масле нахождение α-токоферола проявилось при помощи одного из реактивов; б) нахождение витамина Е в креме для рук «Ромашковый» полностью подтвердилось с помощью обоих реактивов. При обнаружении α-токоферола в сливочном масле и молоке наблюдались лишь незначительные признаки его нахождения. В сметане витамин Е не обнаружен.
Приложение 2. «Рецепты масок для волос с витамином Е»
Питательная маска для волос с витаминами А, Е, РР (витамин B3): 0,5 чайной ложки каждого из витаминов: А, Е, РР (никотиновая кислота – B3); 2 ст. ложки масла льняного; 1 ч. ложка элеутерококка настойки; 1 желток. Все смешать и нанести на кожу головы и волосы на один час. Затем хорошо промыть волосы. Маска питает кожу головы.Ускоряет рост волос и оживляет их.
Маска для роста волос с витаминами А и Е: 1 ч. ложка каждого из витаминов А, Е; 1 ч. ложка репейного масла; 2 ст. ложки теплой воды; 2 ст. ложки горчицы в сухом виде; 1 желток. Все ингредиенты смешать. Нанести на кожу и волосы. Укутать. Держать минимум 10 минут в первый раз. Будет чувствоваться жжение из-за горчицы. В следующие разы время увеличивать постепенно до часа. Стоит проводить такие процедуры раз в неделю. Эта маска дает замечательный результат – волосы оживают, начинают блестеть и быстрее расти.
Травяная маска с витаминами А, В1, В12, Е: 1 ст. ложка липы; 1 ст. ложка крапивы; 1 ст. ложка ромашки. Залить 200 мл кипятка, настоять, процедить через 30 минут. Добавить небольшое количество измельченного ржаного хлеба и несколько капель витаминов А, В1, В12, Е. Пусть постоит минут 10-15, затем нанести на кожу головы и волосы. Смыть через час. Такая маска призвана укрепить корни волос, придать им блеск и жизненную силу. Для жестких волос ржаной хлеб следует заменить яйцом.
Авитамино́з — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.
Анеми́я — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов (или общего объёма эритроцитов)
Витаминная недостаточность — заболевание, возникающее при дефиците витаминов в пище, а также если поступающие с пищей витамины не всасываются из кишечника, либо интенсивно разрушаются в организме. В зависимости от степени витаминной недостаточности различают авитаминозы и гиповитаминозы.
Гемоглоби́н — сложный железосодержащий белок кровосодержащих животных, способный обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани.
Гипервитаминоз — интоксикация, вызываемая приёмом резко повышенных доз витаминов А, D, E.
Гипереми́я — переполнение кровью сосудов кровеносной системы какого-либо органа или области тела.
Гиповитаминоз — болезненное состояние, возникающее при нарушении соответствия между расходованием витаминов и поступлением их в организм; то же, что витаминная недостаточность.
Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза (конъюктивы), вызванное, чаще всего, аллергической реакцией или инфекцией (вирусной, реже бактериальной). Различают аденовирусный (фарингоконъюнктивальная лихорадка), герпетический, бактериальный, хламидийный, острый и хронический конъюнктивит.
Панкреатит — группа заболеваний и синдромов, при которых наблюдается воспаление поджелудочной железы. При воспалении поджелудочной железы ферменты, выделяемые железой, не выбрасываются в двенадцатиперстную кишку, а активизируются в самой железе и начинают разрушать её (самопереваривание).
Пролиферация — разрастание ткани организма путём размножения клеток. Механизм пролиферации отличается от других механизмов изменения объёма клетки (клеток), например, отёка.
Синдро́м — совокупность симптомов с общим патогенезом.
Эритроциты — клетки крови человека, позвоночных животных и некоторых беспозвоночных
Источник