Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры волкова
Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС
Автор: Зотин Виталий Владимирович
Организация: СибГУ им. М.Ф. Решетнева
Населенный пункт: г. Красноярск
Аннотация. В докладе рассматриваются основные требования к организации здорового образа жизни студента, выявляются ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.
Ключевые слова: здоровье, здоровье психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование.
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия определяются уровнем здоровья.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни. У студента должна быть высокая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние здоровья. А нормальная полноценная жизнь немыслима без достаточно хорошего здоровья.
«Народ здоров, если здорово общество», – так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчёркивается важность главного – здоровья человека.
Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения.
Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.
К основным составляющим здорового образа жизни относят режим труда и отдыха, организацию сна, режим питания, организацию двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, профилактику вредных привычек, культуру межличностного общения.
Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести чётко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к лёгкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.
Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный приём пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.
Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.
Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.
Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а её гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.
Общение, эффективность которого определяется, развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Развитию коммуникативной культуры, бесспорно, содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с её многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.
Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели.
Итак, здоровый образ жизни даёт студенту как хорошее самочувствие, способность успешно переносить большие нагрузки, так и уверенность в своих силах.
Использованные источники:
- Барчуков И.С. Физическая культура. – М., 2011. – 255 с.
- Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. – М., 2002.
- Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие/ Под общ. ред. Д.Н. Давиденко, СПбГТУ, БПА. СПб., 2001. – 348 с.
- Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие / Волков В.Ю., Волкова Л.М. – СПбГТУ, СПб., 1998.
- Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. ред. В.И. Ильинича. – М., 2013. – 448 с.
- Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. – М., 2014. — 391с.
Источник
Статья на тему: РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗАХ
специалист в области арт-терапии
И.С. Курбатов, г. Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ
Научный руководитель: кандидат педагогических наук
старший преподаватель кафедры Мхце Б.А.
Роль адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья в вузах
Аннотация. В статье рассматривается адаптивная физическая культура в вузах. Выявлена Роль адаптивной физической культуры в реабилитации студентов с отклонениями в состоянии здоровья в вузах.
Ключевые слова: адаптация, адаптивный спорт, адаптивная физическая культура, студенты с ограниченными возможностями, интеграция, реабилитация.
Вопрос сохранения и физического развития студентов, сегодня очень актуален, поскольку именно в молодые годы ухудшение физического, психического, умственного развития в настоящее время является особенно выраженным. Однако социальные и педагогические науки находятся в постоянном поиске новых приемов и методик, которые позволили бы глубже изучить внутренние мотивы.
Отдельные авторы определяют физическое состояние как уровень развития аэробных возможностей, которые являются количественной мерой оценки здоровья, другие — совокупность таких взаимосвязанных факторов, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, возраст, пол, физическое развитие, физическая подготовленность [2] .
Также физическое состояние определяется как результат взаимодействия различных аспектов двигательной деятельности и, прежде всего, силовых, скоростных, координационных и аэробных; адаптационных и функциональных возможностей организма, которые обеспечивают успешную реализацию двигательных задач; уровень адаптации различных морфофункциональных систем организма. Однако авторы едины в том, что в физическое состояние входят три основных компонента — антропометрические, двигательные и физиологические. Физическое состояние определяется совокупностью взаимосвязанных признаков, прежде всего физической работоспособностью, функциональным состоянием органов и систем, физическим развитием, физической подготовленностью. Изучение физического состояния позволяет оценить результаты педагогических воздействий и своевременно внести коррективы в учебный процесс.
Исследователи осветили систему эффективных коррекционно-двигательных упражнений и методических приемов их применения, учитывая данные о наиболее распространенные нарушения двигательной деятельности студентов с ОВЗ. Межман И. Ф., Ухина Н. В. выделили следующие упражнения:
а) коррекции и развития осязания, движений мелких мышц рук и микроориентации;
б) формирование умения использовать в двигательной деятельности сохраненные функции организма;
в) коррекция и развитие правильной координации движений;
г) коррекция и развитие правильной регуляции силы движений;
д) коррекция недостатков осанки [4].
Следует отметить, что у посещающих занятия по адаптивной физической культуре повышается общий уровень знаний о физической культуре и спорте, появляется интерес к занятиям, формируется потребность в самостоятельных занятиях в домашних условиях. Физкультурно-спортивные занятия оказались эффективной возможностью полноценного взаимодействия студентов, активного включения их в процесс восстановления, осмысление ими роли занятий физической культурой и спортом в расширении своих возможностей.
Однако, фактическое отсутствие методики обучения адаптивной физической культуры значительно осложняет процесс организации занятий, применения отдельных упражнений для развития двигательных качеств и дозировка нагрузки.
В работе со студентами с особыми образовательными потребностями, которые имеют стойкие нарушения в развитии, коррекционная функция проявляется во всех направлениях адаптивной физической культуры [1]. Процесс адаптивного физического воспитания с этими студентами основывается на общих методических и специальных методических принципах.
В образовательных учреждениях необходима реорганизация и совершенствование учебного процесса по физической культуре. Особое внимание необходимо уделить процессу преподавания физической культуры студентам специальной медицинской группы, так как содержание занятий именно с этой категорией студентов всегда вызывает много вопросов и споров из-за неоднородности контингента [5].
По этой причине для студентов специальной медицинской группы теоретический раздел по физической культуре должен быть значительно расширен, введены дополнительные темы занятий, имеющие оздоровительную и профессиональную направленность. Следует отметить, что из-за низкого уровня физического состояния студенты специальной медицинской группы не могут выполнять физические упражнения в течение всего занятия по физической культуре (90 мин.), так как они нуждаются в дополнительном времени на отдых, это влечет за собой нерациональное использование времени в ходе занятия. В связи с этим, была разработана и внедрена в практику лекционно-практическая форма занятий по физической культуре. Лекционнопрактическими называются такие занятия, включающие в себя изложение практического материала (примерно 30-40 мин.) и выполнение практических заданий на основе изложенного материала.
Образовательный процесс по учебной дисциплине «Физическая культура» со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, наиболее эффективен при построении учебной программы по 3-м модулям: образовательном, валеометрическом и практическом. Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим началом образовательного процесса является разработка студентами личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной программ оздоровления, базовой и дополнительной, текущей и перспективной. Адекватными состоянию здоровья формами занятий являются практическая работа по реализации лично-стно ориентированных, индивидуальных программ оздоровления и рекреативные занятия в виде циклических физических упражнений аэробного характера.
Особенно важна и необходима физическая активность студентов, когда еще продолжается процесс формирования физиологического и социального становления личности. Учитывая особенность учебной программы, необходимо суточная норма физической активности студентов не может выполняться на занятиях физической культуры. Подавляющее большинство студентов (93,2-97,3% в зависимости от возраста) занимается различными физическими упражнениями в свободное время.
Сегодня воспитанию интереса студентов вуза к физической культуре в общеобразовательных учебных заведениях уделяется недостаточное внимание. При этом повышение уровня знаний о физической культуре довели их положительное влияние на познавательный компонент отношения к физической активности [3] .
Таким образом, результаты исследования показывают, что внедрению адаптивной физической культуры способствуют:
1) включение адаптивной физической культуры виде физической реабилитации к индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида;
2) значительное развитие системы реабилитационных учреждений в разных регионах России по месту проживания студентов с особыми потребностями;
3) наличие в центрах потенциальной базы для организации систематических занятий (тренажерные залы, оборудование, кадры)
4) наличие условий для раннего приобщения студентов с различными отклонениями в развитии в реабилитации средствами физкультуры и спорта;
5) использование адаптивной физической культуры в комплексе с другими средствами реабилитации.
Однако, существует и ряд нерешенных вопросов, это:
— недостаточное внимание государства и общества к проблемам интеграции студентов -инвалидов средствами физкультуры и спорта;
— ограниченность знаний у руководителей, специалистов и родителей о показаниях и противопоказаниях к занятиям физкультурно-спортивной реабилитации студентов с особыми образовательными потребностями;
— проблема организации мобилизации студентов в центры (транспорт, сопровождение);
— фактическое отсутствие методики обучения адаптивной физической культуре студентов.
Тенденция к повышению объективизации методов контроля, достижению большей глубины и высокой степени их достоверности зависят от психофизического состояния студента. Важнейшие положения этого процесса касаются единства системы диагностических, коррекционных, организационных мер, предпринимаемых преподавателем для оказания дифференцированной помощи студенту в решении оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания.
Аношенкова Р.Н., Дидковский А.П., Татарченко Р.И. Роль медицины в спорте, физической реабилитации и адаптивной физической культуре // Проблемы научной мысли. 2016. Т. 12. № 8. С. 54-58.
Бобровский Е.А. Реабилитация инвалидов через адаптивный спорт и физическую культуру // Региональный вестник. 2017. № 2 (7). С. 24-26.
Логутков С.П. Рефлексивная культура педагога как фактор мотивации учащихся к занятиям физической культурой // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – Липецк, 2014. – с. 125-132.
Межман И. Ф., Ухина Н. В. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 427-429.
Ревенко Е.М. Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры // Образование и наука. – 2016. № 1(30). – с. 118 — 132.
Источник