Методы оказания психотерапевтической помощи
Психотерапия – вмешательство в психику пациента с целью изменения ее состояния, поведения человека. Для этого применяют специальные научно обоснованные методики.
Есть вопросы? Получите бесплатную консультацию специалиста по телефону:
Виды психотерапевтической помощи специалистов медицинского центра «НаркоДок» отличаются целями, теоретическим обоснованием, опытом врача:
- психотерапия для улучшения состояния лиц с расстройствами поведения или сознания;
- консультация, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации;
- психологическую коррекцию – направленное воздействие на структуры психики для обеспечения полноценного развития, работы организма;
- разрешение кризисных ситуаций – экстренная помощь в сложных ситуациях, профилактика их возникновения;
- реабилитация – максимальное восстановление нарушенных функций, повышение уровня жизни;
- психологический тренинг – выработка у пациента необходимых навыков, например, преодоления стресса или принятия решений.
Виды психотерапевтической помощи
В зависимости от проблемы и специализации доктора могут использоваться различные виды воздействия. Часто эффективно комплексное их применение, но врач-психотерапевт должен обладать достаточной квалификацией для использования методов разных направлений.
Телесно-ориентированная психотерапия
Воздействие на проблемы через телесный контакт пациента с окружающим миром. Тактильный контакт позволяет проще «достучаться» до больного.
После прохождения курса улучшается понимание пациентом собственной чувственности. Также он учится самоконтролю, умению осознанно выбирать дальнейшие пути развития жизни. С помощью телесной психотерапии можно вылечить некоторые соматические проблемы.
Не стоит путать этот метод с массажем и мануальной терапией, методика может включать в себя физические и дыхательные упражнения.
Аутогенная тренировка
Суть метода состоит в самовнушении, саморегуляции. Эффективна при борьбе с зависимостями, в преодолении излишнего эмоционального напряжения, а также некоторых вегетативных нарушений.
Арт-терапия
Основа — использование визуального ряда, творческого потенциала человека для преодоления проблем. Благодаря образности и метафоричности метода, арт-терапия позволяет устранить возможные сложности пациента с устным выражением своих сложностей. Пациент учится не только выражать себя, свои проблемы, но также понимать их, находить способы разрешения. В процессе творческого самовыражения человек учится видеть позитивные аспекты жизни, развивает творческие способности, начинает использовать их для разрешения конфликтов.
Гештальт-терапия
Пациент учится находить доступ к своим потребностям, реальным переживаниям, управлять отрицательными эмоциями, чувствами (разочарованием, недовольством, злостью). Кроме этого человек развивает у себя способность прерывать нежелательные контакты, в конфликтах с важными людьми сохранять отношения.
Когнитивно-поведенческая терапия
Основная задача – изменение жизненных приоритетов, ошибочных поведенческих стереотипов. В результате у пациента формируется адекватное представление о себе, окружающем мире.
Суггестивная терапия
Один из «агрессивных» методов воздействия. Ее главный прием – убеждение и внушение. При лечении зависимостей обычно внедряются установки появления тяжелых последствий, в случае если пациент нарушит запрет на прием алкоголя или наркотиков.
Групповая психотерапия
С помощью грамотно проведенной групповой психотерапии можно значительно усилить другие виды воздействия. Так, при лечении зависимостей это проявляется в противостоянии попыткам оправдать прием наркотических веществ.
У всех участников сеанса будут общие проблемы, интересы и цели. Это способствует тому, что пациентам становится легче говорить, высказывать свое мнение, делиться трудностями, слушать, получать советы и ответы на волнующие вопросы. Пациенты получают возможность взглянуть на себя и зависимость со стороны, дать оценку своим поступкам, понять, что они не одиноки в своей проблеме. Созданная доверительная обстановка способствует формированию позитивного взгляда на жизнь.
Семейная психотерапия
Близкие больного человека постоянно находятся с ним рядом, это способствует разладу отношений. Нередко встречается созависимость. В этом случае вся семья должна проработать со специалистом клиники «НаркоДок» имеющиеся проблемы, выработать модели поведения, помогающие зависимому придерживаться установок на трезвость, жизнь без наркотиков.
С помощью психотерапии можно кардинально изменить отношение зависимого к своей проблеме, не только дать ему надежду на выздоровление, но и показать путь к нему.
Есть вопросы? Получите бесплатную консультацию специалиста по телефону:
Источник
Психологическая реабилитация
Современная медицина не стоит на месте и успешно борется с последствиями таких заболеваний как инсульты, онкология, тяжелые травмы и многих других, еще совсем недавно казавшихся неизлечимыми. Существуют целые клиники по физической реабилитации, однако, важнейшим звеном всех этих программ является психологическая помощь, полноценная реабилитация без которой не будет иметь должного эффекта.
Любые серьезные изменения в жизни и здоровье, не обязательно физические, нарушают привычный ход вещей и ведут к стрессу, который мешает окончательному выздоровлению, приводит к неуверенности в собственных силах, потере интереса к жизни, ухудшению отношений с близкими. Технология социально психологической реабилитации учитывает все эти моменты и разработана таким образом, чтобы восстановить эмоциональную стабильность, социальную и профессиональную активность, научить человека жить полноценной жизнью в новых для него обстоятельствах.
Квалификация психологов и психотерапевтов, проводящих подобные программы, должна быть на самом высоком уровне, поскольку необходимо «включить» самого пациента, добиться от него активных действий и желания самостоятельной работы. Особенности психологической реабилитации, подбираемые нашими специалистами в каждом конкретном случае, позволяют добиваться наилучших результатов.
Социально психологическая реабилитация: методы
Любой программе реабилитации предшествует полная диагностика психического состояния пациента с учетом его социального и семейного статуса и произошедших изменений. После получения полной картины формулируется индивидуальная программа реабилитации психологом из числа современных и наиболее эффективных методов. В процессе работы специалист оценивает полученные результаты и может дополнить или изменить методику в соответствии с изменениями психического статуса пациента.
Современные методы психологической реабилитации, одобренные к применению в нашем центре:
Принципы психологической реабилитации
В широком смысле медицинская реабилитация подразумевает физическое восстановление организма и нацелена на максимальное возвращение к функциям, присущим ему до болезни или травмы; психологическая же реабилитация работает на приобретение новых качеств, позволяющих человеку построить новое, счастливое будущее, несмотря на произошедшие с ним изменения. Для выполнения такой непростой задачи мы соблюдаем основные принципы психологической реабилитации:
- высокий профессионализм специалистов,
- обоснованное применение различных методов,
- индивидуальный подход и коррекция программы реабилитации в зависимости от клиента и его состояния,
- непрерывность процесса до достижения заявленных целей.
Показания при назначении психологической реабилитации
Основные направления социально психологической реабилитации позволяют работать с пациентами и изменениями привычного течения их жизни, которые произошли в результате:
- преодоления тяжелой болезни,
- инвалидности, потери трудоспособности,
- восстановления после алкогольной или никотиновой зависимостей,
- перенесенной психологической травмы,
- участия в военных действиях,
- трудной жизненной ситуации.
Кому же может быть необходима психологическая реабилитация? Это, прежде всего, пациенты, перенесшие тяжелые травмы, получившие инвалидность, онкологические больные. Давно доказана эффективность психологической реабилитации среди военнослужащих, особенно участников боевых действий.
Разработаны отдельные программы помощи детям и подросткам, пережившим потерю близких или семейное насилие, а также заикающимся старшего дошкольного возраста; комплексы помощи детям-инвалидам и их семьям.
Эффективны программы социально-психологической реабилитации также для людей, потерявших работу в результате болезни, после стресса.
Поскольку все программы подбираются индивидуально, специальных противопоказаний нет, пройти программы психологической реабилитации под наблюдением высококвалифицированных психотерапевтов нашего Центра могут и взрослые, и дети, и даже беременные.
Возможность вернуться к работе, личной жизни, открытие собственных внутренних резервов, восстановление дееспособности, полноценная общественная и социальная жизнь — все эти положительные изменения отмечают участники психологических реабилитационных программ, проводимых психотерапевтами ЦМЗ «Альянс».
Источник
Реабилитация психотерапия психология здоровья
PsyMedClinic
- Наша клиника
- Моя личность
- Диагностика (тесты)
- Статистика
- Диагностическая карта
- Проблемы и решения
- Новости
- Сообщество
- Обсуждения
- База знаний
- Обратная связь
Психотерапия и реабилитация
Психотерапия и реабилитация
Реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.
Концепция реабилитации включает и профилактику, и лечение, и приспособление к жизни и труду после болезни, и личностный подход к больному человеку. В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.
Реабилитация психически больных (Кабанов М. М., 1978; Воловик В. М., 1979; Кабанов М. М., Вайзе К., 1980, Вид В. Д., 1993, и др.) имеет свои особенности, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Личность больного в целом, его социальные связи страдают с самого начала психического заболевания, личность, а не только отдельные функции (моторные, речевые и др.), на нарушения которых уже вторично больной может дать и, как правило, дает реакцию. Снятие и коррекция личностной реакции происходят в зависимости от успеха «основного» комплекса мероприятий, направленных на восстановление (реституцию) или компенсацию нарушенных функций. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, как восстановление (сохранение) индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса. Основой всех реабилитационных мероприятий, всех методов воздействия является апелляция к личности больного. Реабилитация, по мнению М. М. Кабанова (1985), имеет свои основные принципы (партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий) и этапы (восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле этого слова). Таким образом, реабилитация представляет собой одновременно цель — восстановление или сохранение статуса личности, процесс (имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы) и метод подхода к больному человеку.
Наиболее адекватно целям реабилитации, направленным на восстановление личного и социального статуса больных путем опосредования через личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий, служит психотерапия. Изменение проявлений и течения психических заболеваний в сторону их смягчения и значительное расширение возможностей психофармакологического лечения способствовало возрастанию роли и повышению эффективности психотерапевтического воздействия. При этом «точкой приложения» психотерапии, в отличие от биологических методов лечения, является не сам патологический процесс (хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности индивида бесспорна), а личность пациента и система его отношения к действительности. В этом (если исключить различия в структуре личности и психофизиологической реактивности) кроется общее и отличительное в психотерапии больных неврозами и психически больных.
В первом случае она нацелена в большей мере на причину болезненного состояния, в последнем — на соучаствующие факторы и повышение адаптивных возможностей. Однако и там и здесь решаются сходные задачи реорганизации отношений и укрепления социальных позиций личности. Целесообразность применения при психических заболеваниях различных форм психотерапии (рациональной, суггестивной и др.) не вызывает сомнений. Однако групповая психотерапия во всех ее многочисленных вариантах рассматривается как наиболее адекватный метод реабилитации (ресоциализации) больных не только неврозами, но и психозами. Все большее распространение групповых форм психотерапии связывается, в частности, с растущим пониманием роли межличностных отношений как в развитии неврозов, других пограничных форм нервно-психической патологии, некоторых форм психозов, так и в их лечении. В условиях группы осуществляется одновременное влияние на все основные компоненты отношений — познавательный, эмоциональный и поведенческий; достигается более глубокая перестройка важнейших свойств личности, к которым относятся сознательность, социальность и самостоятельность. Групповая психотерапия больше, чем какой-либо другой метод психосоциального воздействия, способствует восстановлению системы отношений больных с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентации в соответствие с образом жизни, т. е. решению тех первоочередных задач, без которых невозможно успешное социальное функционирование пациентов. Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации психически больных.
- Терапевтические процедуры, направленные на социальное поведение больного, его коммуникабельность, способность к самореализации, разрешению психологических и преодолению социальных конфликтов. Они проводятся, во-первых, в психотерапевтических группах, в которых изменение нарушенных способов поведения и переживания становятся непосредственно предметом обсуждения и сознательной рефлексии. Это группы, фокусированные на конфликтной проблематике больного (разговорные группы и группы проблемных дискуссий). Во-вторых, терапевтические группы, в которых взаимодействия между пациентами опосредованы совместной деятельностью и переживанием (занятия художественным творчеством, совместное прослушивание музыки и т. п.). Это группы, использующие тренировочные техники, игровые и творческие формы занятий (психомоторные, коммуникативные, группы арт- и музыкотерапии). Творческая организация свободного времени наряду с трудом также рассматривается как средство формирования личности. В-третьих, здесь должен быть упомянут бифокальный терапевтический подход, при котором объектом психокоррекционной работы наряду с больным становятся члены его семьи (семейная психотерапия).
- Оптимальная организация социальной структуры коллектива пациентов, имеющая в основе так называемые средовые группы: совет и собрания больных, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т. п. Эти социально-терапевтические группы, ориентированные на социальную активацию больных и их приобщение к жизни в обществе, способствуют тренировке общения и прививают пациентам навыки адекватного поведения в семье и на работе. Они обеспечивают корригирующий социальный климат, позволяющий заново пережить межличностные связи.
Разграничение групповых методов носит в известной мере условный характер, что можно, в частности, проследить на примере коммуникативных групп. Активация и восстановление нарушенного общения больных в этих группах, с одной стороны, требуют тренировки и преодоления неуверенности в себе, с другой — выявления и разрешения личностной проблематики, затрудняющей эффективную реализацию функции общения.
С косвенной (невербальной) терапией в условиях совместной деятельности непосредственно смыкается терапия занятостью. Уже в занятия пантомимой могут включаться вербальные компоненты. Такое же промежуточное значение занимает методика психотерапевтического рисунка. С помощью этих методов пациент получает возможность выражения своих переживаний, зачастую трудных для воспроизведения.
Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии может решаться по-разному в сторону интенсивности той или другой. Индивидуальная работа с больным важна для выявления его основной внутри- и межличностной проблематики, формирования мотивации к эффективному участию в групповых занятиях, коррекции реакций на ситуации группового взаимодействия. Во всех этих случаях она служит ценным дополнением групповой психотерапии и социотерапии и необходимой предпосылкой их продуктивности.
В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение сомато-биологических (собственно процессуальных) и индивидуально-психологических факторов в формировании картины болезни, по-разному ущемлены способности больного к самореализации и к установлению адекватных и межличностных отношений. Соответственно должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре восстановительного лечения, но и сами методы, так же как и те конкретные задачи, которые при этом ставятся. Так, например, в препсихотическом периоде шизофрении, на выходе из затяжного депрессивного состояния в периоде становления ремиссии личностные реакции и изменение системы отношений к действительности (в том числе и вызванные порочными формами психологической компенсации) могут определять состояние и особенности социальной адаптации пациентов. Психотерапевтическое вмешательство приобретает в подобных случаях патогенетический характер и требует включения методов, способствующих раскрытию и осознанию больными сущности и источников конфликта, с одной стороны, и поиску путей его рационального разрешения — с другой. Иными словами, необходимо достижение тех же целей, что и в психотерапии неврозов, с той лишь разницей, что оно не устраняет процессуальной основы болезни. Групповая психотерапия больных с выраженными проявлениями дезинтеграции личности, сниженной психофизиологической и психосоциальной толерантностью на поздних этапах развития процесса имеет иную направленность.
Все это определяет необходимость дифференциации задач групповой психотерапии и соответствующих им методов и одновременно служит основанием для комплексного избирательного использования различных приемов. Выделены несколько уровней такого рода задач:
1) эмоциональная стимуляция, социальная активация и налаживание коммуникаций;
2) выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения и повышение социальной уверенности;
3) формирование правильного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекция установок и отношений и оптимизация общения;
4) раскрытие содержательной стороны психологического конфликта, перестройка системы отношений и нахождение адекватных форм психологической компенсации.
Наряду с этими общими задачами в ходе психотерапии могут решаться и другие, более частные. Их конкретизация требует многомерного учета сомато-биологического, психологического и социального компонентов функциональной недостаточности и ее динамики, в связи с которой могут меняться первоначально сформулированные задачи психотерапии.
Лечебные цели психотерапевтической работы достижимы лишь тогда, когда в достаточной мере учитывается активность патологического процесса, психическое состояние больного, его личность, особенности его непосредственного социального окружения, его доступность санации и индивидуальные жизненные условия, которые в совокупности определяют его реальные возможности. В зависимости от этого должен решаться, особенно в группе психотических больных, непростой вопрос о допустимой глубине вмешательства в сферу значимых отношений и о перестройке неэффективных, но сложившихся форм психологической компенсации. Практика дает немало примеров срыва адаптации и обострения болезненного состояния (вплоть до появления суицидальных тенденций) при неразумном вскрытии и обсуждении психологических проблем, имеющих неразрешимый для пациента характер.
Таким образом, психотерапия и социотерапия (так же, впрочем, как фармакотерапия, трудовая терапия, терапия занятостью и др.) не могут рассматриваться альтернативно в системе реабилитации психически больных. Они составляют единый комплекс психосоциальных методов, сочетанное применение которых на клинически дифференцированной основе является решающей предпосылкой достижения эффективного социального и трудового восстановления пациентов и оптимизации их личностного развития. Можно говорить лишь о смещении акцента в сторону психотерапии на различных этапах реабилитации.
Широко распространено мнение, что применительно к неврозам проблемы реабилитации как таковой не существует, так как психотерапия по своим целям идентична реабилитации и с ее помощью можно решить весь комплекс реабилитационных задач. Справедливо это положение лишь по отношению к личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, в особенности к групповой ее форме, направленной на реконструкцию нарушенных отношений личности, а вместе с тем и на восстановление здоровья и полноценного социального функционирования больного. Здесь действительно психотерапия и реабилитация сливаются в единый процесс. Однако поскольку в реальной практике помощь больным неврозами оказывается зачастую путем применения одних лишь симптоматических методов, то при тяжелых, затяжных формах неврозов и невротических развитиях вопросы реабилитации приобретают особое значение и должны быть постоянно в поле зрения врача.
Описанные выше общие принципы реабилитации больных с нервно-психическими заболеваниями и роль в ее осуществлении методов психотерапии оказали существенное влияние в последние десятилетия на разработку и внедрение реабилитационных программ практически во всех областях медицины. Цели, задачи и конкретное их содержание определяются особенностями клинических проявлений болезни, ее течением, прогнозом, соотношением биологических, психологических и социальных механизмов в возникновении и развитии патологических расстройств.
Источник