Реабилитация людей с отклонениями здоровья
Сегодня в мире важнейшими в системе мер социальной защиты людей с ограниченными возможностями становятся её активные формы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.
Россия относится к странам с самыми высокими темпами роста численности инвалидов. Поэтому перед нашим государством крайне остро стоит проблема адаптации данной группы населения, создания условий для достойной жизни людей с физическими недостатками.
Все чаще и чаще в средствах массовой информации, в общении с представителями различных политических и общественных организаций мы слышим слово реабилитация: реабилитационный центр для трудных подростков, реабилитация инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, психологическая реабилитация и т. д., и т.п. Принято законодательство, требующее оказание услуг инвалидам в таких областях, как образование, реабилитация и здравоохранение, физическая культура и спорт. Министерство физической культуры и спорта РФ координирует всю работу по развитию спорта для инвалидов.
Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе. Занятие физической культурой с инвалидами во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности, социальной занятости и достижений.
В государственной политике развития физической культуры и спорта среди инвалидов безусловный приоритет отдается физкультурно-оздоровительной направленности и решению задач социально-психологической адаптации в обществе.
Систематические занятия инвалидов физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, но и благоприятно воздействует на психику воздействует на физическую сферу инвалидов и опосредованно через нее на эмоциональную и интеллектуальную сферы [1, с.105].
Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическая культура способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно связь инвалидов с окружающим миром, что лежит в основе развития его психических взглядов и организма в целом [6, с.57].
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это отдельная область физической культуры, специализирующаяся, главным образом, на лечение заболеваний и нормализации работы органов и функций организма, частично нарушенных или вовсе утраченных по причине различных заболеваний, полученных травм, чрезмерной утомляемости, а также целого ряда других причин. На сегодняшний день оздоровительно-реабилитационная физическая культура – важный аспект реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалидов. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая.
Одним из путей привлечения инвалидов c определенными отклонениями по здоровью в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, создания благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.
Физическая культура ставит своей целью не только улучшение состояния здоровья инвалидов, но и восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния. Целью физической культуры является адаптация инвалидов в социуме и трудовой деятельности.
Средства системы физического воспитания инвалидов должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами с учетом особенностей каждого инвалида. Необходимы специальные упражнения по коррекции и компенсации для инвалидов, испытывающих значительные трудности при движении координации и сохранения равновесия.
Существует несколько основных направлений реабилитации инвалидов, прописанных в 9 статье федерального закона «О социальной защите инвалидов» No 181-ФЗ:
— медицинская реабилитация: восстановительные медицинские процедуры, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение и отдых;
— профессиональная реабилитация: профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, помощь в производственной адаптации;
— социальная реабилитация: социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая адаптации;
— физкультурно-оздоровительные мероприятия, лечебная физическая культура, спорт.
В этом случаи особую значимость приобретают занятия адаптивной физкультурой, так как физические упражнения влияют не только на костно-мышечную систему, но и на психологическое состояние инвалидов с отклонениями в состоянии здоровья.
К числу наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся: дефекты зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата и нередко эти пороки сочетаются. При слепоте и глухоте задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений и развитие эмоциональной сферы. При дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития остаточного слуха и зрения.
Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, коррекционных и тренировочных целях двигательной сферы инвалидов должно быть реализовано преподавателем на основе руководства следующими закономерностями:
— глубокое знание функционального состояния нервной системы инвалидов;
— физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы студентов с патологией, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными с учетом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов[7, с.63].
Оздоровительное действие физических упражнений связано с систематическими и существенными по объему и интенсивности нагрузками, что предъявляет повышенные требования к физиологическим системам организма инвалидов с ограниченными возможностями. Применение систематических нагрузок способствует развитию компенсаторных механизмов, восстановлению способности к манипулятивным действиям. Профессиональная деятельность и социальная активность инвалида в значительной степени определяется физическим состоянием и функциональными возможностями организма [3.c,21].
Чтобы проанализировать процесс реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с помощью занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой, в первую очередь необходимо понимать, какими социальными, эмоциональными и экономическими последствиями оборачиваются те или иные нарушения здоровья, что представляет собой реабилитационный процесс, какую он преследует цель; какие направления входят в него и почему.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями по ряду признаков делятся на несколько групп:
— по возрасту (дети, взрослые);
— по происхождению инвалидности (детство, общее заболевание);
— по причинам возникновения инвалидности (врожденное нарушение, несчастный случай, спортивная травма).
Также распространено деление по степени трудоспособности на три группы:
1 группа — нетрудоспособные;
2-я — группа — временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах;
3-я группа — трудоспособные в щадящих условиях труда.
Разнообразие психофизических особенностей и нарушений развития зрения, слуха, ДЦП существенно затрудняет контроль уровня физической подготовленности инвалидов. В качестве комплексного подхода для определения уровня физической подготовленности инвалидов можно применять тестирование.
При должной степени точности измерений оно позволяет, во-первых, получить исходные данные, служащие отправной точкой использования педагогических воздействий и уточняющие их характер, во-вторых, выявить потенциальные личностные и функциональные возможности инвалидов, обеспечивающие успешное решение коррекционно-развивающих задач в процессе физического воспитания, в-третьих, контролировать эффективность процесса коррекции, оперативно управлять им.
Реализация принципа единства диагностики и коррекции как одного из ведущих в методике физической культуры требует не только учета структуры нарушений развития, правильной интерпретации исходного своеобразия возможностей лиц с особенностями психофизического развития, но и постоянной оценки в процессе физкультурно-педагогической деятельности состояния их двигательных функций и способностей[2, c.23].
Выработка рационального способа выполнения теста формируют у инвалидов представления о собственных возможностях и механизмах их реализации, обеспечивает необходимые условия коррекции нарушений двигательной деятельности.
При тестировании следует использовать внешние ориентиры, способствующие технически правильному выполнению контрольного испытания. Важно, чтобы организационное обеспечение не только создавало у инвалидов внешнюю ориентировочную основу, но и при своей простоте и конкретности делало доступным выполнения контрольного упражнения, соответствующего характеру имеющихся психофизических особенностей развития. Отмечено, что ведущими выступают не кенестезические (внутренние) ощущения, возникающие в результате работы опорно-двигательного аппарата, а внешние (визуально воспринимаемые) ориентиры, представляющие собой систему, в рамках которой должно происходить выполнение двигательного действия [7, с.97].
Эффективность физических занятий обусловлена структурой движений, последовательностью, частотой и продолжительностью занятий, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений. При ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета [3, с.265].
Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми.
В зависимости от вида заболевания, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства физической культуры в реабилитации инвалидов с отклонениями по здоровью выбирают разные.
Тестирование направлено на выполнения контрольного испытания. Каждое контрольное испытание имеет свои ориентиры, они позволяют:
— создать общее представление о контрольном испытании и его элементах (исходном положении, направлении, амплитуде движения);
— управлять процессом двигательного умения контрольного испытания, задавая способы выполнения упражнения посильные имеющимся у инвалидов возможностям;
— указывать на допускаемые ошибки, объяснять возможные варианты их устранения.
Важно у инвалидов сформировать умение самоконтроля. Владение им позволяет избежать во время тестирования ошибок, дает возможность корректировать свои действия. Самоконтроль несет в себе воспитательное и образовательное значение.
Пример удачной реабилитации инвалидов при помощи физической культуры можно наблюдать на примере научно-практического центра методико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта. На протяжении более десяти лет, в центре разрабатываются и воплощаются в жизнь разноуровневые программы по включению инвалидов в занятия физической культурой. Лица с ограниченными возможностями вовлекаются в спортивные команды по волейболу, баскетболу, настольному теннису. Кроме всего прочего, центром разработаны программы физкультурных тренингов, где инвалиды с помощью профессиональных тренеров выполняют упражнения, направленные на полное или частичное восстановление органов, ослабленных в силу травм и различных заболеваний. Работа в командах, участие в тренингах, помогает инвалидам избавиться от установок пассивного отношения к жизни, разработать поврежденные органы, увеличить двигательный режим. Таким образом, возможность общения с другими инвалидами, соперничество, стремление к активной жизненной позиции – укрепляет реабилитационные меры, принятые в отношении человека.
В связи с этим важно, чтобы тестирование физической подготовленности являлось компонентом системы диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, предпринимаемых педагогом для оказания дифференцированной помощи инвалидам, носило системный характер и протекало в органической взаимосвязи с решением оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания. Процесс тестирования следует рассматривать как неотъемлемые, взаимосвязанные с другими частями коррекционно-развивающего процесса, поскольку они позволяют влиять на уровень психосоматического здоровья инвалида, создавать благоприятные условия для рационализации двигательной деятельности.
Это возможно только в случае комплексности и целостности педагогических воздействий, их ориентации на каждого инвалида с подбором способов и сроков реализации в соответствии с его двигательными, дидактическими и психологическими особенностями. Двигательный опыт, в свою очередь, является необходимым условием для формирования социального опыта, благодаря которому индивид осваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему взаимодействовать внутри общества [1, c.274].
При тестировании следует использовать систему облегчающих понимания учебной задачи, способствующих технически правильному выполнению контрольного испытания, стимулирующих достижение максимального результата, формирующих у инвалидов положительные эмоции.
Тенденция к повышению объективизации методов контроля, достижению большей глубины и высокой степени их достоверности зависят от психофизического состояния инвалидов. Важнейшие положения этого процесса касаются единства системы диагностических, коррекционных, организационных мер, предпринимаемых преподавателем для оказания дифференцированной помощи студенту в решении оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания.
Таким образам, активизация деятельности инвалидов в области физической культуры и спорта, несомненно, будет способствовать гуманизации нашего общества, изменению его отношения к этой социальной группе населения, и поэтому имеет большое социальное значение.
Источник
Центр психической реабилитации
Практически любая патология психики приводит к трудности в общении, на работе, по месту учебы, в семье. Для преодоления возникших барьеров клиника «Кордия» в Москве предлагает курс психиатрической реабилитации. Чтобы пройти участие в восстановительной программе, звоните нам по телефону +7 (495) 367-23-13. Наши специалисты подберут наиболее подходящий вариант и помогут полностью, или частично восстановить своё социальное положение, вернуть навыки самообслуживания, приспособиться к утраченным на фоне болезни функциям. Мы улучшим качество жизни и устраним негативные переживания.
Содержание:
В каких случаях требуется реабилитация людей с психическими расстройствами
Участие психиатров и реабилитологов может понадобиться практически при любой психопатологии. Роль психосоциального восстановления растёт в зависимости от степени утраты социального уровня пациента.
Реабилитационный процесс необходим после перенесения и на фоне:
- Последствий нарушений мозгового кровообращения, вызвавшего нарушений речи, двигательных функций, возможностей самообслуживания.
- Старческой деменции.
- Врожденного слабоумия.
- Зависимости от психоактивных веществ и азартных игр.
- Психических заболеваний: шизофрении, биполярного расстройства, психозов.
- Запущенных форм неврозов с фобиями, навязчивыми состояниями, паническими атаками.
- Перенесённых суицидальных попыток.
- Заболеваний, сопровождающихся энурезом, энкопрезом, бессонницей.
Некоторые люди нуждаются во временном адаптационном процессе, другим требуется постоянная поддержка.
СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Доставка в стационар с психозом | БЕСПЛАТНО |
Размещение в двухместной палате | 10 000 руб./сутки |
Одноместная палата повышенного комфорта | 15 000 руб./сутки |
Лечение в одноместной VIP палате | 20 000 – 25 000 руб./сутки |
Задать вопрос психиатру | БЕСПЛАТНО |
Консультация врача психиатра (первый прием) – бесплатно при госпитализации | 3 000 руб. |
Полная психодиагностика (все анализы и процедуры) | от 5 000 руб. |
Прием главного врача клиники | 4 500 руб. |
Консультация психиатра на дому | от 4 000 руб. |
Какие методы применяются при прохождении реабилитационного периода
Восстановительные центры психических больных используют множество методологий, обладающих возможностью возвращения клиентам здоровья. Их выбор зависит от причинной патологии.
Для этих целей применяют:
- Образовательные программы для пациентов и родственников. Они используются для помощи при избавлении от зависимостей.
- Тренинги по выработке навыков повседневной жизни. В них нуждаются люди, страдающие дезадаптивными формами неврозов и пограничных состояний.
- Развитие социальных моделей поведения в обществе при страхах, неуверенности.
- Когнитивно-поведенческая терапия, необходимая болящим с проблемами памяти, речи, поведения.
- Индивидуальную, групповую и семейную психотерапию.
- Эстетотерапию. Данный вид помощи оказывается полезным лицам с умственными ограничениями.
- Кинезотерапию. Она помогает пациентам, перенесшим инсульт восстанавливать утраченные двигательные функции.
- Специальные программы, помогающие зависимым лицам обрести свободу от своих порочных страстей.
Специалисты, занимающиеся реабилитационной деятельностью
Реабилитацией при психических расстройствах занимаются сотрудники центров, имеющие разные профессиональные направления.
В процессе восстановления принимают участие:
- Психиатры.
- Наркологи.
- Психотерапевты.
- Психологи.
- Реабилитологи и социальные работники.
- Врачи ЛФК и кинезотерапевты.
- Педиатры, логопеды.
- Неврологи.
Каждый из них выполняет свои обязанности. Такое число специалистов уже однозначно свидетельствует о сложности решаемых проблем.
Основные этапы восстановительного процесса
Поступление в центр психической реабилитации начинается с первичного осмотра больного.
Направления работы с клиентами:
- Знакомство с нуждающимся в помощи.
- Опрос в форме беседы, при необходимости с родственниками.
- Диагностика с применением тестов, опросников, аппаратных видов обследования.
- Индивидуальные консультации и тренинги.
- Психотерапевтическая коррекция и участие в программах оздоровления.
Особенности восстановительного периода при зависимостях
В центре психической реабилитации лица, избавляющиеся от алкоголизма, наркомании и игромании находятся несколько месяцев. Этот срок необходим для полноценного устранения остаточных явлений болезни.
В процессе применяются:
- Требуемая медикаментозная поддержка.
- Сеансы индивидуальной рациональной психотерапии, внушение наяву, убеждение, гипноз.
- Программы избавления от зависимости: миннесотская модель, 12 шагов, Дейтоп и другие.
- Эстетотерапия с использованием анализа тематических и художественных фильмов, произведений литературы.
- Трудотерапия.
- Активные виды физической культуры: подвижные игры, походы.
Важная роль уделяется групповой психотерапии под контролем психолога.
Реабилитация детей с задержкой развития
Пациентам детского возраста с выявленным слабоумием требуется особое внимание. С ними занимаются психологи, логопеды, педагоги.
Для улучшения когнитивных возможностей применяется:
- Лекарственная терапия с назначением ноотропов, метаболических средств.
- Развивающие занятия по специальным программным разработкам.
- Арт-терапия с использованием кукольных постановок, рисования, музыки. Больным детям развивают способности владения пальцами при помощи пластилина, вырезания фигурок ножницами с тупыми концами под присмотром, работы с конструкторами.
В большинстве случаев специалистам удаётся достигнуть хороших результатов.
Восстановление после инсультов и развития возрастного слабоумия
Самая тяжёлая группа больных – перенесшие инсульты и страдающие деменцией. Для улучшения качества жизни этой категории клиентов каждому из них подбирается индивидуальная программа.
Специалистам центра приходится обучать и стимулировать навыки:
- Приёма пищи и посещения туалета.
- Хождения.
- Выполнения движений руками.
- Разговорной речи.
Большое подспорье в решении этих задач выполняет кинезотерапия.
Для восстановления утраченных функций используются:
- Пассивные и активные движения.
- Специальные приспособления для растягивания мышц, суставов и связок, массаж, бальнеологические процедуры.
- Рефлексотерапия.
Больным восстанавливают память, стимулируют мыслительные функции и положительные эмоции, улучшают внимание. Необходимым навыкам ухода обучают и близких болящего, для того чтобы реабилитационные мероприятия проводились и в домашних условиях.
Если вам, или вашим близким требуется психиатрическая реабилитация, обращайтесь в московский центр «Кордия». Обследование и лечение проходит анонимно. Наш многоканальный телефон для круглосуточной связи +7 (495) 367-23-13. Восстановление можно будет пройти как на базе нашей клиники, так и в специализированных центрах психической реабилитации.
Отказывается от госпитализации? Боитесь, что он причинит вред себе и окружающим?
Звоните +7 (495) 268-09-02 или закажите бесплатную консультацию.
Врач приедет в течение 1 часа. Сами заберем в стационар. Экстренная госпитализация – круглосуточно!
Источник