Предметно — пространственная развивающая среда «Здоровый образ жизни»
Ирина Попова
Предметно — пространственная развивающая среда «Здоровый образ жизни»
Здоровы образ жизни
Формирование основ здорового образа жизни является важным условием в воспитании детей дошкольного возраста. Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствителен к взаимодействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от этого, каковы эти взаимодействия – благоприятные или нет, зависит, каким будет его здоровье.
Для этого необходимо обеспечить взаимодействие взрослого и ребенка в рамках содержания образовательных областей:
• социально – коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Важное место в воспитании основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – пространственной развивающей среды. Предметно – пространственная развивающая среда является главным условием, определенных концепцией ФГОС дошкольного образования. Её необходимо выстраивать в соответствии с «золотыми» принципами, данными в концепции В. А.Петровского: динамичность, гибкость.
В нашей группе № 38 – 4 «Пчелки» созданы все необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, имеется в группе спортивный уголок, где расположен необходимый спортивный инвентарь, а также пособия, изготовленные своими руками.
Совместно с детьми и родителями создан в этой группе уголок здоровья под названием «Айболит», для формирования основ здорового образа жизни и проявления у детей интереса к своему здоровью.
Здесь собран разнообразный материал по здоровьесбережению, приобретены книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы по выражению эмоций, схемы тела. Частей лица, точечного массажа. Представлены плакаты по закаливанию по уходу за зубами, волосами, кожей и др.
В «Уголке здоровья» особое место отведено для предметов, снимающих у дошкольников напряжение, агрессию, негативные эмоции. Это массажеры, четки, грецкие орехи, каштаны, разнообразные запахи (ароматерапия, бусы, игрушки – антистресс. Все эти предметы вызывают у дошкольников наибольший интерес и позволяет им незаметно для себя оздоровиться.
Большим помощником в формировании у детей здорового образа жизни,являются различные дидактические игры: «Здоровые продукты», «Будь здоров», «Спорт – это здоровье», «Чистим правильно зубки» и др. Много игр на развитие правильного дыхания. Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задуматься о своем здоровье.
Важным условием в формировании здорового образа жизни детей является работа с родителями. Во втором квартале этого года проводилось родительское собрание, на котором родители знакомились с планом мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, освещалась роль родителей в этом процессе. Родители получили практические рекомендации по соблюдению режима дня дома.Систематически даются консультации родителям: «Здоровый образ жизни», «Правильное питание детей», «Закаливание – основа здоровья» и др. Совместно с родителями выпущена стенгазета «Путь к здоровью».
Таким образом, только благодаря тесному взаимодействию взрослого и ребенка мы можем заложить у детей основы здорового образа жизни.
Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» Консультация для родителей. «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» Дошкольный возраст – это важный.
Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОУ «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка технологии формирования основ здорового образа.
Источник
консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей»
консультация на тему
Данная консультация содержит рекомендации для воспитателей по наполнению разнообразным содержанием уголков ЗОЖ в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-soderzhanie_ugolkov_zozh.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ
Составила: старший воспитатель Утина Н.П.
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма. Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную активность; личную гигиену; умеренное и сбалансированное питание; ритмичность жизни; безопасность жизни.
Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть: разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной (требования ФГОС ДО).
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни воспитанников, учитываются следующие факторы:
- индивидуальные социально-психологические особенности детей;
- особенности эмоционально-личностного развития ребенка;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- особенности физического развития и здоровья детей.
Поэтому уголок здоровья необходим в каждой возрастной группе детского сада и Основными компонентами уголка здоровья являются:
- Полезная информация для родителей
- Интересная информация для дошкольников
- Рисунки и поделки детей по теме здоровья
- Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию
- для детей – это (алгоритмы мытья рук, одевания, полоскания рта и т.д.),
- немаловажным является организация и устройство тематических выставок рисунков детей, разнообразные конкурсы детских работ, посвященные здоровому образу жизни, размещение детской художественной литературы, раскрасок по данной теме.
Поэтому материалы уголка здоровья могут располагаться в раздевалке, в группе, в разных других уголках группы (книжном, изо, ОБЖ, психологической разгрузки, физкультурном и т.д.)
Рассмотрим содержание данных уголков по возрастам
-кукла для определения частей тела (голова, ноги, руки, спина, лицо)
-картинки с изображением органов чувств (нос-нюхать, глаза – смотреть, рука – хватать, язык – пробовать, ноги – ходить, голова — думать)
— Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);
— набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа);
— сюжетные картинки с изображением действий ребенка;
— блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.;
— шаблоны фигурок детей, взрослого человека;
— наборы иллюстраций: о девочке — девушке — женщине — бабушке; о мальчике — юноше — мужчине — дедушке;
— пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела;
— альбом фотографий каждого ребенка от новорожденного до 3-4-летнего возраста;
— дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю);
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);
-спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи,
— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)
— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)
— книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам», К.А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия);
— дидактические игры: «Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их); «Узнай на ощупь» (развивать тактильную чувствительность); «Какую пользу приносят?» (о значении частей тела для человека); «Папа, мама, хочу все знать и уметь» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);
— ширма «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливание для здоровья);
— схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы»; «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему»;
— альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.);
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);
— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи, кольцебросы;
— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)
— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)
— дидактические игры: «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Найди правильную осанку и опиши её», «Удивительное лицо» (мимика);
— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;
— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);
— книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др;
— индивидуальные мини-тетради: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж»;
— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);
— папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;
— ширмы по темам: «Можно — нельзя»; «Полезно — вредное»;
— пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»;
— папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости»,
— предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскопостопия, нарушения осанки;
— аптечка с предметами для оказания первой помощи;
— микроскоп, микропрепараты, песочные часы, муляжи для проведения наблюдений, экспериментирования;
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);
— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);
— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);
— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках);
— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни
Подготовительная к школе группа
— папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;
— дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно делиться с другом» (о личных вещах), «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот» (составление из частей тела, лица, движений человека);
— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;
— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);
— лото «Робота сердца»;- книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П.Абрахаме; «Главное чудо света», Г.Юдин; «Расти здоровым», Р.Ротенберг; «Скелет», С.Паркер; «Анатомический атлас», Т.Уэстон;
— плакат — сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03, 04»;
— схема, иллюстрации по темам: «Полезные упражнения для сердца (легких)»; «Помоги себе сам, окажи помощь другим»;
— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);
— микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи — для проведения наблюдений, экспериментирования;
— аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;
— советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины — это всегда полезно», «Правила ухода за больным человеком», «Тренируем память», «Как ты можешь закаляться», «Правильно оказывай первую помощь»;
— папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снята утомления», «Безопасная дорога в школу», «Какие блюда я умею готовить», «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине и др.»;
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см;
— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);
— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни
Наличие в уголках разнообразных дидактических игр и дидактических пособий, лэпбуков, пособий на развитие правильного дыхания:
- «Стаканчик с сюрпризом»,
- «Воздушный футбол»,
Пособий на развитие двигательных навыков:
Можно использовать разные виды терапий:
- Песочная терапия ( это инновационный метод, который объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости )
- Сказкатерапия (э то именно то общение с ребенком, которое ему больше всего понятно, тот способ, в результате которого без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций сможете помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту. )
- Цветотерапия ( это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние. )
- Музыкотерапия ( Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания .) поэтому необходимо иметь фонотеку с записями:
- весёлых, задорных, детских песен, такая музыка помогает при сердечных недугах, способствует долголетию
- звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано обладают расслабляющим действием;
- звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти) носят успокаивающий эффект;
- народная музыка помогает обрести временную безопасность
- классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» уменьшает раздражительность, нервное возбуждение, снимает депрессивные настроения. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца;
- различные марши повышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие;
- духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.
Сеансы цветотерапии хорошо сочетаются с музыкотерапией
- Фитотерапия ( это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. )
Комнатные растения улучшают воздушную среду, выделяя фитонциды. Фитонциды – это летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов. Все эти растения можно объединить в 3 группы:
1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов. Это герань, алоэ, толстянка, гибискус.
2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями: повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительными действиями. Это монстера, лимон, герань, мирт.
3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан. Это фикус, циссус, хлорофитум. Так, хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.
В настоящее время набирает обороты такая педагогическая технология как музейная педагогика. Поэтому в уголках ЗОЖ могут быть представлены разные мини-музеи.
А также инновационная технология макетирования должна широко применяется педагогами в организации РППС.
Источник