«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
консультация
«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_obrazovatelnaya_sreda_kak_faktor_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_doshkolnikov.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хазова Наталья Дмитриевна
БДОУ горда Омска
компенсирующего вида № 400»
«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее актуальной. Укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое разностороннее отражение в научных трудах (Е.А. Аркин, С.М. Иванов, С.П. Кожин, В.Л. Страковская и др.). Активное исследование роли развивающей среды в педагогическом процессе ведется в трудах ученых (Е.В. Бондаревская, С.И. Григорьев, Л.И. Новикова, В.В. Сериков) и др.
Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4]. В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [10, c.2].
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Показателями культуры здоровья являются [5]:
— различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья;
— уровень самочувствия, активности, настроения;
— степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни;
— активность занятий спортивно-оздоровительными упражнениями.
Воспитание культуры здоровья – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни [3, с.45].
Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
Для сохранения здоровья ребенка необходимо создать условия образовательной среды. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. В. И. Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, выделяет ее истоки в предметности культуры общества [8].
Попадая в образовательную среду, дошкольник должен иметь возможность апробировать себя в разных учебных и игровых ситуациях, где могут проявить себя его непроявленные природные задатки. Поэтому образовательная среда должна обеспечить погружение ребенка в процессуально различные виды деятельности, должна быть напряженной, максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях [9, с. 37].
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности [11, с.13].
Г.В. Фадина, И.Г. Андреева, Е.А. Лобанова и др. выделяют в развивающей среде несколько подпространств [11, с. 15-16]:
1. Образовательное пространство: система занятий по развитию способностей детей, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром.
2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.
3. Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.
4. Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.
5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.
Используя рекомендации М. Маханевой, можно выделить ряд требований к проектированию развивающей среды и принципы ее построения [6]:
- Учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей детей;
- Организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве;
- Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей;
- Развитие любознательности и творческих способностей;
- Всемерное развитие эмоциональной личностной сферы ребенка.
Развивающая среда ориентирована на познавательную и эмоциональную активность детей, формирование творческого потенциала, использование афферентных стимулов для совершенствования способов познания и коммуникации, реализации индивидуальных способностей детей. Центральное место в построении развивающей среды в ДОУ занимает демократическое общение, основанное на субъект-субъектных взаимодействиях, что предполагает охрану психики ребенка от отрицательных воздействий социальной среды, сохранение физического и психического здоровья, формирование базовых составляющих психического развития и выявление индивидуальных особенностей ребенка.
Пространственно-игровая среда организуется с учетом возраста, способностей и уровня развития детей. Развивающая среда предоставляет ребенку автономность для реализации склонностей и фантазий.
В соответствии с рекомендациями «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой весь образовательный процесс состоит из трёх блоков: организованное обучение, реализующееся в процессе занятий, позитивное сотрудничество взрослых и детей, свободная самостоятельная деятельность детей [7].
Основные элементы развивающей среды:
- Предметно-игровая среда;
- Характер взаимодействия педагога с детьми;
- Использование современных технологий для воспитания и обучения детей, с целью максимального развития их способностей.
По мнению В. К Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей [2, с. 15].
Т.В. Ахутина считает, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей [1].
Таким образом, в современных социокультурных условиях изменяются критерии, формы, методы работы, уровни взаимоотношений между родителями, педагогами и детьми. Современные тенденции дошкольного образования содержат права детей на полноценное развитие. Программы обучения и воспитания детей должны ориентироваться на активизацию коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и двигательной сторон психического развития. Необходимо увеличивать время занятий музыкой, ритмикой, театрализованной, изобразительной, художественно-речевой деятельности. Это позволяет максимально реализовать возможности детей, адаптироваться в современной социокультурной среде.
Правильно организованная развивающая среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. — 2000. — Т. 7. — №2. — С.21-28.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. — 1990. — №1. — С. 14 — 25.
- Бикмухаметов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 45-50.
- Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
- Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. — М.: Владос, 2000. — 192.с.
- Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1999. — №11. — С. 6-14.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования // Вестник образования. — 1991. — № 12. — С. 17-20.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования — М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997, вып. №7, с.177-185.
- Урбанская М.В. Построение единого образовательного пространства в образовательной системе // Академия профессионального образования. – 2009. — № 1. – С. 35-39.
- Ушакова В.Т. Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения. – Белгород: БелГУ, 2010. — 41с.
- Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа предназначена для детей дошкольного возраста.
«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее акту.
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р.
Создание предметно-развивающей среды для сохранения и укрепления здоровья дошкольника.
Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откли.
В статье рассматривается использование нестандартного оборудования – степ – платформы на занятиях по физическому воспитанию у детей дошкольного возраста и её положительное влияние на.
Повышение уровня здоровья дошкольников посредством степ – платформы.
Источник
Укрепление здоровья детей через организацию в группе предметно-пространственной среды
Анна Шипковская
Укрепление здоровья детей через организацию в группе предметно-пространственной среды
Укрепление здоровья детей через организацию в группе здоровьесберегающей предметно-пространственной среды.
По Уставу всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.
Нет ничего важнее для любой страны, чем здоровье детей, т. к. оно определяет будущее государства, его научный и творческий потенциал.
В современном мире проблема здоровья детей – это комплексная государственная задача, это проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Я задумалась, как же мы, как педагоги, можем помочь детям в укреплении и сохранении здоровья? Как создать для детей здоровьесберегающую среду, как сделать нашу группу местом, где дети каждодневно будут получать неустанную заботу о своём здоровье, успешно жить и развиваться? Большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе, и поэтому от того, насколько грамотно будет организована здоровьесберегающая среда и режим детей — зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Таким образом, идея укрепление здоровья детей лежит через создание условий в образовательном пространстве, способствующих общему оздоровлению и повышению иммунитета.
Обогащая предметно-пространственную здоровьесберегающую среду,необходимо придерживаться следующих принципов:
-принцип эмоционального благополучия и психологической комфортности;
-принцип ориентации на зону ближайшего развития;
-принцип гибкого зонирования;
-принцип эстетической организации среды.
По мнению кандидата педагогических наук Гайдукевич С. Е., «Образовательный процесс не может осуществляться вне определённого социального, пространственного и предметного окружения, называемого образовательной средой. Она выступает, во-первых, в качестве разнообразных здоровьесберегающих технологий, во-вторых, как условие для их практического применения».
Я так же считаю, что среда, окружающая ребёнка и непосредственно влияющая на его развитие, должна способствовать укреплению его здоровья, должна быть безопасной для маленького человека, способствовать созданию комфортных условий для образования. Первоочередная задача образовательной среды – обеспечение ребёнку чувства психологической защищённости (психологическое здоровье, развитие его индивидуальности, формирование знаний, умений и навыков не как самоцель, а как средство полноценного личностного развития.
По моему мнению, чем больше здоровьесберегающих средовых ресурсов содержит среда, тем она богаче, тем больше обеспечивает дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружает его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывает у него культуру здоровья.
Создавая здоровьесберегающую образовательную среду — реальную действительность, в условиях которой происходит укрепление здоровья и развитие ребёнка, стремилась сделать её насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Наполняя ее, необходимо учитывать, что никто лучше самого ребёнка не знает, какое пространство жизнедеятельности оптимально и привлекательно для него. Поэтому мы с детьми действуем как партнёры, даём возможность детям участвовать в изменении среды, создавать её вместе с нами вновь и вновь в соответствии со своими вкусами и потребностями. В здоровьесберегающей среде группы заложена реалия того, что ребёнок становится творцом своего здоровья.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей путем создания здоровьесберегающей среды в пространстве группы.
1. Наполнение и обогащение предметно-развивающей среды средствами, материалами, пособиями, играми, атрибутами валеологической направленности.
2. Обеспечение валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).
3. Развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни.
4. Формирование мотивации и потребности в ЗОЖ, профилактика негативного поведения.
Деятельность по реализации проекта.
Для реализации поставленных задач, вся среда группы создавалась как единое пространство по сохранению, укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.
В группе оборудован уголок «Здоровейка». Он наполнен детскими книжками, раскрасками, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
В уголке создан центр дидактических и развивающих игр по ЗОЖ: «Малыши-крепыши», «Аскорбинка и ее друзья», лото «Правильное питание», «Валеология или здоровый малыш» и другие.В свободное время дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Скорая помощь» и другие. Так же детей привлекает подборка познавательной детской литературы по теме «Моя первая книга о человеке», «Гигиена и здоровье», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра».
Выделено место и подобран материал, позволяющий регулярно проводить выставки плакатов, эмблем, детских работ изобразительной деятельности по здоровому образу жизни («Наше здоровье в наших руках», «Мы — здоровая семья», «Я и йога», «Наш день здоровья», «К здоровью все вместе» и т. п.).
В группе оформлен информационный стенд для родителей «Корабль здоровья», где мы регулярно выставляем рекомендации по здоровому образу жизни. Полученную информацию родители применяют при оздоровлении в семье. Часто темы для консультаций («Точечный массаж», «Игры, которые лечат», «Дыхательные упражнения для всей семьи» и другие) исходят от самих родителей.
По традиции, в группе регулярно проходят Недели здоровья, в которых активно принимают участие как дети, так и родители. Дети вместе с родителями придумывают сказки о здоровье, иллюстрируют их семейными фотографиями, а затем презентуют их на «Празднике здоровья». Сказки, придуманные детьми, вызывают интерес, дети их с удовольствием драматизируют, пересказывают. Для драматизации подобраны и изготовлены различные виды театров, расположенные в театральном уголке «Жемчужинка». Это помогает формировать у детей мотивацию и потребность к ЗОЖ.
Обогатили средуцелым комплексом специальных дыхательных тренажеров: «Ветер-ветерок», «Геометрические ворота», «Вертушки», «Волшебный фонтан», «Хитрая змейка», «Веселые мышата», «Рыбаки», «Поймай бабочку», различные поддувалочки, сделанные своими руками. Тренажеры находятся в речевом уголке «Говорунок». Дети умеют ими пользоваться самостоятельно и принимают активное участие в их изготовлении.
Практика показала, что дыхательная гимнастика помогает детям правильно сформировать органы дыхания, укрепляет мышечный корсет лёгких, а главное, ставит мощный заслон простудным заболеваниям, так как дыхательные упражнения включают в себя вдох и выдох, быстрое короткое дыхание, придыхание со звуком и задержку дыхания.
Так же в группе отведено место для организации нетрадиционных техник оздоравливания, которые мы вместе с детьми используем на занятиях и в свободной деятельности. Очень любят воспитанники массажеры “Су-Джок”.
Как известно, массаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Поэтому в группе мы подобрали для детей различные массажеры для рук «Колючий ежик», «Колобок – колючий бок», «Чудесные шарики» и другие.
Использование данных массажеров способствует активизации деятельности у спокойных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику.
Для профилактики острых простудных заболеваний использую элементы ароматерапии. В группе отведено отдельное место, где подобраны аромамасла, аромалампа, аромабижутерия на каждого ребенка.
Обогащая среду наиболее эффективными здоровьесберегающими средствами, нетрадиционными формами оздоравливания детей, много читаю специальной литературы. Изучив положительное влияние йоги на здоровье детей, стала широко применять в своей работе элементы детской йоги. В группе есть специальные коврики. Воспитанники уже знают, что йога и упражнения на внимание позволяют сохранять отличное здоровье и способность к концентрации, а значит, дают возможность воспринимать мир во всей его полноте. Так же знают, что йога учит правильно дышать, способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов. Занимаются дети этим с удовольствием.
При поступлении в группу на каждого ребенка заведена «Карта здоровья», в которой отражаются особенности физического здоровья детей, результаты диагностики физического развития. Опираясь на эти сведения, определила фронт индивидуальной и коррекционной работы с детьми. Также большое место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления индивидуальных возможностей детей. Это различные коммуникативные игры, проблемно-игровые ситуации, подвижные и спортивные игры, для которых изготовлены и подобраны атрибуты, инвентарь.
Среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ и может самостоятельно обеспечить активность в разных видах деятельности. Для этого предметно развивающая среда организована нами с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Моя же задача – создавать положительное эмоциональное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Для положительной мотивации к ЗОЖ обогатила предметно-развивающую среду своей группы, наполнили ее символами, атрибутами, плакатами, тренажерами валеологической направленности. Созданная среда дает детям знания о здоровье, учит их поддерживать и сохранять его, формирует осознанное отношение к здоровью и жизни, расширяет знания о здоровьесберегающих технологиях
В результате систематической работы по сохранениею и укреплению здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в пространстве группы были получены следующие показатели. В группе нет детей с 4-й и 3-ей группой здоровья, а количество детей со 2-й группой здоровья уменьшилось с 60% до 22%. Количество детей с первой группой здоровья увеличилось с 40% до 78%.
Ресурсы, применяемые в работе по укреплению здоровья детей не требуют больших финансовых затрат, а самое главное, как показала практика – эффективны.
Консультация «Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду» Курзова Ольга Михайловна, воспитатель; Виноградова Елена Брониславовна, учитель-дефектолог. Требования к среде развития – важный компонент.
Оформление предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет важно учитывать возрастные физиологические и психические особенности.
Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.
Организация пространственной предметно-развивающей среды в первой младшей группе «Букашечки» Дорогие гости! Добро пожаловать в нашу группу «Букашечки»! Эта группа для самых маленьких и самых любимых девочек и мальчиков. Мне хотелось.
Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным,.
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе (часть 1) Часть 2 Уважаемые коллеги в июле этого года я проходила курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе — «Федеральный.
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе (часть 2) Часть 1 Образовательная область — Художественно-эстетическое развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе В наше время большое внимание обращают на создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС. РППС в группе.
Знакомство с традициями как условие социального воспитания через организацию предметно-пространственной среды Знакомство с народной культурой и традициями как условие социального воспитания детей через организацию предметно-пространственной среды.
Источник