Меню

Развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие коммуникативных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

В статье раскрывается понятие «коммуникативные качества», представлены направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО, особенности коммуникации детей с ОВЗ; рассматриваются методы развития коммуникативных качеств через игру, беседы и творческую деятельность.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_kommunikativnyh_kachestv_detey_s_ovz.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ №1637»

111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.(495) 672-02-35

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.

Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.

Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.

Итак, что же это за качества:

— желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей

— знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими

— умение организовывать общение и слушать собеседника

— умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)

«. Социально-коммуникативное развитие направлено на

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

« Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).

Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

— снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;

— речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

— нежелание вступать в контакт;

— трудности понимания обращенной речи;

— часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

— замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

— трудности в употреблении невербальных средств общения — выразительных движений, мимики, жестов;

— при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

— некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

— другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Как развивать коммуникативные качества детей?

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности

1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:

1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.

2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.

5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.

6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.

7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.

8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.

9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.

10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.

11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

12. Расширять общий кругозор детей

Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.

Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.

2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.

Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.

3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование). В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.

Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:

— в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;

— передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. Специальное образование, №4, 2010.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каж.

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел.

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос.

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматрива­ются с позиций обучения практическим умени­ям, формирования у детей жизненной ком.

Инклюзия в дополнительном образовании.

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле.

Даная статья позволит коллегам разобраться в применении методик развития коммуникативных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

развитие коммуникативных навыков у детей с овз
статья по коррекционной педагогике на тему

Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи,умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков , это совмещение элементов игры и учения, переход от игр — забав через игры — задачи к учебно – познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности. Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Скачать:

Вложение Размер
igry_na_razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx 19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие коммуникативных навыков

Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.

Хороводная игра «Ау!»

Цель . Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель. Развивать навыки общения, умения просить.

Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Творческая игра «Рукавички»

Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Игра-драматизация « Подарок на всех»

Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ход игры. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик — Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.

Ход игры. Педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.

Подвижная игра «Не намочи ног»

Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.

Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».

Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.

Ход игры. Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник урожая.

Дидактическая игра « Не поделили игрушку»

Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Ход игры . Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.

Подвижная игра «Танцоры и музыканты»

Цель. Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.

Ход игры. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом, он позывает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошке). После пляски, передают свои куклы, тем кто еще не плясал, выражая свою симпатию определенному ребенку.

Творческая игра «Страна вежливости»

Цель . Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

Творческая игра «Кто здесь кто?»

Цель. Учить средствам жестикуляции и мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки

Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель. Дать детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Ход игры. Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса.Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.

Цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Две девочки поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

Игра — инсценировка «Мой день»

Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.

Ход игры. Чтение стих. «Мой день». Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.

Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»

Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.

Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.

Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает — все шагают, обезьянка поднимают руку — и дети тоже.

Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»

Цель . Приучать детей помогать в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.

Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.

1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.

3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. — “Детство-Пресс” Спб, 2004.

4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни личности. Это период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ра.

Описаны приёмы развития коммуникативных навыков у детей.

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия.

В статье описана методика работы по решению проблем у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

Источник

Читайте также:  Социальная работа с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья это
Adblock
detector