Меню

Развитие здоровье развивающей среды образования

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
консультация

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Скачать:

Вложение Размер
razvivayushchaya_obrazovatelnaya_sreda_kak_faktor_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_doshkolnikov.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хазова Наталья Дмитриевна

БДОУ горда Омска

компенсирующего вида № 400»

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее актуальной. Укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое разностороннее отражение в научных трудах (Е.А. Аркин, С.М. Иванов, С.П. Кожин, В.Л. Страковская и др.). Активное исследование роли развивающей среды в педагогическом процессе ведется в трудах ученых (Е.В. Бондаревская, С.И. Григорьев, Л.И. Новикова, В.В. Сериков) и др.

Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4]. В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [10, c.2].

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Показателями культуры здоровья являются [5]:

— различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья;

— уровень самочувствия, активности, настроения;

— степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни;

— активность занятий спортивно-оздоровительными упражнениями.

Воспитание культуры здоровья – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни [3, с.45].

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

Для сохранения здоровья ребенка необходимо создать условия образовательной среды. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. В. И. Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, выделяет ее истоки в предметности культуры общества [8].

Попадая в образовательную среду, дошкольник должен иметь возможность апробировать себя в разных учебных и игровых ситуациях, где могут проявить себя его непроявленные природные задатки. Поэтому образовательная среда должна обеспечить погружение ребенка в процессуально различные виды деятельности, должна быть напряженной, максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях [9, с. 37].

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности [11, с.13].

Г.В. Фадина, И.Г. Андреева, Е.А. Лобанова и др. выделяют в развивающей среде несколько подпространств [11, с. 15-16]:

1. Образовательное пространство: система занятий по развитию способностей детей, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром.

2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3. Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

4. Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Используя рекомендации М. Маханевой, можно выделить ряд требований к проектированию развивающей среды и принципы ее построения [6]:

  1. Учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей детей;
  2. Организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве;
  3. Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей;
  4. Развитие любознательности и творческих способностей;
  5. Всемерное развитие эмоциональной личностной сферы ребенка.

Развивающая среда ориентирована на познавательную и эмоциональную активность детей, формирование творческого потенциала, использование афферентных стимулов для совершенствования способов познания и коммуникации, реализации индивидуальных способностей детей. Центральное место в построении развивающей среды в ДОУ занимает демократическое общение, основанное на субъект-субъектных взаимодействиях, что предполагает охрану психики ребенка от отрицательных воздействий социальной среды, сохранение физического и психического здоровья, формирование базовых составляющих психического развития и выявление индивидуальных особенностей ребенка.

Пространственно-игровая среда организуется с учетом возраста, способностей и уровня развития детей. Развивающая среда предоставляет ребенку автономность для реализации склонностей и фантазий.

В соответствии с рекомендациями «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой весь образовательный процесс состоит из трёх блоков: организованное обучение, реализующееся в процессе занятий, позитивное сотрудничество взрослых и детей, свободная самостоятельная деятельность детей [7].

Основные элементы развивающей среды:

  1. Предметно-игровая среда;
  2. Характер взаимодействия педагога с детьми;
  3. Использование современных технологий для воспитания и обучения детей, с целью максимального развития их способностей.

По мнению В. К Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей [2, с. 15].

Т.В. Ахутина считает, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей [1].

Таким образом, в современных социокультурных условиях изменяются критерии, формы, методы работы, уровни взаимоотношений между родителями, педагогами и детьми. Современные тенденции дошкольного образования содержат права детей на полноценное развитие. Программы обучения и воспитания детей должны ориентироваться на активизацию коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и двигательной сторон психического развития. Необходимо увеличивать время занятий музыкой, ритмикой, театрализованной, изобразительной, художественно-речевой деятельности. Это позволяет максимально реализовать возможности детей, адаптироваться в современной социокультурной среде.

Правильно организованная развивающая среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. — 2000. — Т. 7. — №2. — С.21-28.
  2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. — 1990. — №1. — С. 14 — 25.
  3. Бикмухаметов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 45-50.
  4. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
  5. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. — М.: Владос, 2000. — 192.с.
  6. Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1999. — №11. — С. 6-14.
  7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования // Вестник образования. — 1991. — № 12. — С. 17-20.
  8. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования — М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997, вып. №7, с.177-185.
  9. Урбанская М.В. Построение единого образовательного пространства в образовательной системе // Академия профессионального образования. – 2009. — № 1. – С. 35-39.
  10. Ушакова В.Т. Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения. – Белгород: БелГУ, 2010. — 41с.
  11. Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа предназначена для детей дошкольного возраста.

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее акту.

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р.

Создание предметно-развивающей среды для сохранения и укрепления здоровья дошкольника.

Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откли.

В статье рассматривается использование нестандартного оборудования – степ – платформы на занятиях по физическому воспитанию у детей дошкольного возраста и её положительное влияние на.

Повышение уровня здоровья дошкольников посредством степ – платформы.

Источник

Предметно- развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
консультация по теме

Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является прежде всего сохранение и укрепление здоровья детей.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Внедряя в практику новые подходы в организацию предметно – развивающей среды мы обеспечиваем полноценное развитие дошкольников; сохранение и укрепление физического, психического здоровья, повышение устойчивости к стрессам; развиваем полноценную личность, познавательную активность и творческие способности; развиваем коммуникативные качества личности дошкольников.

Что понимается под предметно-развивающей средой? Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Она должна предоставлять ребёнку свободу, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение. Среда должна быть удобной, целесообразной, настраивать на эмоциональный лад, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. К ним относятся природная среда, физкультурно- игровые и оздоровительные сооружения, предметно — игровая среда, детская библиотека, музыкально-театральная среда.

Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих зон в группе детского сада. Модели развивающих зон варьируются, исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ и опираются на принципы построения предметно — развивающей среды. Важно, чтобы создаваемые развивающие зоны строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей разных возрастов, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

При организации такой среды мы должны учитывать соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. В групповых комнатах при создании предметно-развивающей среды мы выделяли оздоровительную мини-среду, которая стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья, помогает освоить способы сохранения здоровья. Мини-среда состоит из уголков физического саморазвития, уголков уединения. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться. Методом уединения являются постройки домики-палатки, различные ширмы. Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т.е. быть мобильной. . Все имеющиеся в группах пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей.

Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию. Групповые помещения организованы с учетом реализации потребности дошкольников в движении, оформлены в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития, требованиями программы. Пространство групп можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

Для совершенствования физических качеств в группах используется нетрадиционное оборудование. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, косички, змейки; для подлезания – дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все физкультурное оборудование доступно для детей.

Физкультурное оборудование для занятий также подобрано с учётом современных требований, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, состояния их здоровья. Перечень физкультурного оборудования включает в себя : гимнастические стенки, приставные лестницы и наклонные доски, гимнастические скамейки, гимнастические маты, разновысокие дуги для подлезания, доски ребристые, обручи, палки гимнастические, скакалки, разноцветные флажки и ленты, мячи набивные, мячи резиновые( три вида), баскетбольные кольца, волейбольная сетка, бадминтонные ракетки и воланы, кольцебросы, кегли, вертикальные и горизонтальные мишени, сухой бассейн, дорожки для ходьбы (ширина 30 и 15 см.), массажёры.

Предметно-развивающая среда на территории ДОУ также организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Педагогами нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Прежде всего на территории д/сада и на участках групп выделено единое пространство физического развития, которое объединяет зоны, в наибольшей степени стимулирующие двигательную активность детей: сюда включаются специально выделенные зоны подвижных и спортивных игр на участках, На участке ДУ имеется спортивная площадка, оборудованная беговой дорожкой, ямой с песком для прыжков, а также оформлено разнообразное спортивно-игровое оборудование.

В нашем дошкольном учреждении разработана система общей психологической защиты детей. Она включает в себя :

— организацию режимных моментов, комфортную для психологического состояния детей;

— средства физического воспитания: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия по развитию движений, прогулки, закаливающие процедуры;

-солнечные и воздушные ванны,

— корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и

-упражнения с элементами психогимнастики,

-упражнения на релаксацию.

Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя», на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.

В каждой группе оформляется уголок для театрализованных игр. Основное место в театральном уголке — большое зеркало и вешалка ряженья, на которой размещаются различные костюмы, головные уборы, украшения, сумки и др. Это пространство используется для формирования у детей актерского мастерства. Насыщение театральной среды происходит постепенно, создавая определенный вид театра, дети учатся обыгрывать персонажи, драматизировать, использовать его в самостоятельной деятельности, только потом создается новый. Использование театрализованных игр не только развивают творческие способности детей, но и создает благоприятный эмоциональный фон у детей, снимает детские страхи, агрессию, развивают коммуникативные навыки.

Предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интенсивность упражнений, интересы девочек и мальчиков.

Педагогический коллектив активно использует предметно-развивающие пространства для успешного осуществления воспитания и обучения дошкольников, т.к. для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми. Позиция «не рядом», не «над», а «вместе», позволяет обеспечить чувство психологической защищенности детей, доверия к миру, радости существования.

Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда:

— развивает познавательную и творческую активность детей;

— предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;

— обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;

— безопасна и комфорта;

— соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого

— обеспечивает гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим

миром и организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел

возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Т.о. вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Дети могут получить из предметно-развивающей среды от инфраструктуры до группового помещения информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.

Скачать:

Вложение Размер
predmetnorazvivsreda.docx 18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является прежде всего сохранение и укрепление здоровья детей .

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Внедряя в практику новые подходы в организацию предметно – развивающей среды мы обеспечиваем полноценное развитие дошкольников; сохранение и укрепление физического, психического здоровья, повышение устойчивости к стрессам; развиваем полноценную личность, познавательную активность и творческие способности; развиваем коммуникативные качества личности дошкольников.

Что понимается под предметно-развивающей средой? Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Она должна предоставлять ребёнку свободу, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение. Среда должна быть удобной, целесообразной, настраивать на эмоциональный лад, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. К ним относятся природная среда, физкультурно- игровые и оздоровительные сооружения, предметно — игровая среда, детская библиотека, музыкально-театральная среда.

Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих зон в группе детского сада. Модели развивающих зон варьируются, исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ и опираются на принципы построения предметно — развивающей среды. Важно, чтобы создаваемые развивающие зоны строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей разных возрастов, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

При организации такой среды мы должны учитывать соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. В групповых комнатах при создании предметно-развивающей среды мы выделяли оздоровительную мини-среду, которая стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья, помогает освоить способы сохранения здоровья. Мини-среда состоит из уголков физического саморазвития, уголков уединения. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться. Методом уединения являются постройки домики-палатки, различные ширмы. Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т.е. быть мобильной. . Все имеющиеся в группах пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей.

Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию. Групповые помещения организованы с учетом реализации потребности дошкольников в движении, оформлены в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития, требованиями программы. Пространство групп можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

Для совершенствования физических качеств в группах используется нетрадиционное оборудование. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, косички, змейки; для подлезания – дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все физкультурное оборудование доступно для детей.

Физкультурное оборудование для занятий также подобрано с учётом современных требований, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, состояния их здоровья. Перечень физкультурного оборудования включает в себя : гимнастические стенки, приставные лестницы и наклонные доски, гимнастические скамейки, гимнастические маты, разновысокие дуги для подлезания, доски ребристые, обручи, палки гимнастические, скакалки, разноцветные флажки и ленты, мячи набивные, мячи резиновые( три вида), баскетбольные кольца, волейбольная сетка, бадминтонные ракетки и воланы, кольцебросы, кегли, вертикальные и горизонтальные мишени, сухой бассейн, дорожки для ходьбы (ширина 30 и 15 см.), массажёры.

Предметно-развивающая среда на территории ДОУ также организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Педагогами нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Прежде всего на территории д/сада и на участках групп выделено единое пространство физического развития, которое объединяет зоны, в наибольшей степени стимулирующие двигательную активность детей: сюда включаются специально выделенные зоны подвижных и спортивных игр на участках, На участке ДУ имеется спортивная площадка, оборудованная беговой дорожкой, ямой с песком для прыжков, а также оформлено разнообразное спортивно-игровое оборудование.

В нашем дошкольном учреждении разработана система общей психологической защиты детей. Она включает в себя :

— организацию режимных моментов, комфортную для психологического состояния детей;

— средства физического воспитания: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия по развитию движений, прогулки, закаливающие процедуры;

-солнечные и воздушные ванны,

— корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и

-упражнения с элементами психогимнастики,

-упражнения на релаксацию.

Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя», на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.

В каждой группе оформляется уголок для театрализованных игр. Основное место в театральном уголке — большое зеркало и вешалка ряженья, на которой размещаются различные костюмы, головные уборы, украшения, сумки и др. Это пространство используется для формирования у детей актерского мастерства. Насыщение театральной среды происходит постепенно, создавая определенный вид театра, дети учатся обыгрывать персонажи, драматизировать, использовать его в самостоятельной деятельности, только потом создается новый. Использование театрализованных игр не только развивают творческие способности детей, но и создает благоприятный эмоциональный фон у детей, снимает детские страхи, агрессию, развивают коммуникативные навыки.

Предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интенсивность упражнений, интересы девочек и мальчиков.

Педагогический коллектив активно использует предметно-развивающие пространства для успешного осуществления воспитания и обучения дошкольников, т.к. для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми. Позиция «не рядом», не «над», а «вместе», позволяет обеспечить чувство психологической защищенности детей, доверия к миру, радости существования.

Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда:

— развивает познавательную и творческую активность детей;

— предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;

— обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;

— безопасна и комфорта;

— соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого

— обеспечивает гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим

миром и организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел

возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Т.о. вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Дети могут получить из предметно-развивающей среды от инфраструктуры до группового помещения информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это статья как создать в современном саду предметную среду для детей.

Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн.

Из опыта работы музыкального руководителя. Развитие эмоциональной сферы особенно важно в период дошкольного возраста. Музыка, слово, развивают духовные силы, создают основу для раз.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра.

Выбор темы определён тем, что количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной реч.

Моделирование предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада в ходе реализации проекта «Собаки — наши верные друзья».

Детский сад — это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего.

Источник

Читайте также:  Сколиоз 1 степени степень здоровья
Adblock
detector