Меню

Развитие возможностей дополнительного образования детей с особыми возможностями здоровья

Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности.
методическая разработка

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий средового или организации пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.docx 26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий средового или организации пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

Невозможность обучающихся данной категории получить коррекционную помощь в системе дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях, привело к тому, что возникла необходимость создания программы обучения детей с ОВЗ на базе учреждений дополнительного образования, в частности в Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР». При обучении по данной образовательной программе обучающиеся с ОВЗ не только получают заданный набор знаний, умений и навыков, но и в процессе обучения переходят в режим развития и интеллектуального совершенствования. У обучающихся появляется возможность физически и психически крепнуть. Создание программы продиктовано назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе.

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В этом и заключается перспективность выбранного мною направления работы.

Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей. Педагог, работающий с детьми –с ограниченными возможностями здоровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность, а также имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Обучающиеся, которые по состоянию здоровья, не могут обучаться в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждения и учреждения коррекционного типа (в связи с отсутствием на территории Рузаевского муниципального района) на базе МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района была разработана и успешно защищена авторская Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и методист — Пихиенко О.Ю.

Данная программа является победителем Республиканского конкурса: «Новое в образование»-2015, призёром в Республиканском конкурсе дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ социально-педагогической направленности в 2018 году.

На базе Центра набрана группа детей с ОВЗ «Надежда», которой руководят педагоги Центра Пихиенко Ольга Юрьевна и Живайкина Наталья Васильевна. Формирование контингента детей осуществляется в сотрудничестве с Центральной районной больницей. Прием на обучение по образовательной программе осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня в присутствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии.

Также обеспечивается психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей.

Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

На каждом возрастном этапе педагоги решают разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создаёт специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно — исследовательскую деятельность. Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» апробирована на базе МОУ «ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 6 — лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения ребенка по данной программе наблюдается значительная положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.

Обучающиеся с ОВЗ — Фомкин Влад, Голдобин Даниил, Маврин Андрей, Акимова Виктория, Изосимов Максим, Ефимов Илья активно участвуют в мероприятиях и награждены дипломами Международного детского экологического форума «Зеленая планета», дипломами 8 и 9 Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», дипломами международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века», являются призерами Республиканского конкурса «Защитим лес», победителями Республиканского конкурса «Подари улыбку», призёрами Республиканской орнитологической конференции «Наши зимующие птицы», победителями муниципальных конкурсов «Вторая жизнь отходов», «Дорога безопасности», «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РЕСПУБЛИКА», «Птичий дом»

За 6 лет работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района- 32 обучающимся «Надежды, трём- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Опыт свидетельствует: в первый год обучения небольшая часть детей смогла активно участвовать в мероприятиях, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В Центре с детьми проводятся различные мероприятия, занятия и праздники:

«Откуда к нам приходит хлеб», «Где прячется здоровье «Праздник Светлой Пасхи» — этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов, способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.

К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и мероприятий является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути — это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Цель труда педагога– оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Источник

«Роль дополнительного образования в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему

Из опыта рвботы.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 27.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль дополнительного образования

в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Есть в Петроградском районе замечательный дом, в котором живут замечательные жильцы.

Попадают в этот дом по разным причинам, но объединяет жильцов то, что им необходима помощь в жизнеустройстве. Этот дом называется «Центр содействия семейному воспитанию № 12»

Жильцам-воспитанникам просто необходима душевная теплота, любовь для того, чтобы заново поверить в простое семейное счастье и постараться его найти в жизни. В этом им помогаем мы – сотрудники центра. На территории Центра несколько зданий в одном из них располагается Отделение дополнительного образования детей, которое было открыто в 2010 году. Деятельность ОДОД ведётся по дополнительным общеобразовательным программам и направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Обеспечение доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации.

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Равные и разные», основополагающим принципом которого является обеспечение равных прав на образование и включение детей в социокультурную среду.

Перспективные задачи деятельности системы дополнительного образования определены в Плане реализации в Санкт-Петербурге Концепции развития дополнительного образования на 2015-2020 годы, утверждённом Распоряжением КО СПб от 25.06.2015 № 3075-р.

В настоящее время вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где специальные ФГОС для детей с ОВЗ являются неотъемлемой частью федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. И нельзя недооценивать роль дополнительного образования в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 75 статье Закона «Об образовании в РФ» говорится:

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. ОДОД СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 12» работает по трём направленностям: художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. А таких у нас немало!

В настоящее время в ОДОД работает 11 человек, из них 10 педагогов дополнительного образования. Среди них есть опытные профессионалы и молодые кадры, только начинающие свою педагогическую деятельность. Всех их объединяет одно качество – доброта. Без неё невозможно работать с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья.

Основной целью работы с детьми с ОВЗ является их социальная адаптация посредством включения в разнообразные виды деятельности. А цель ОДОД — создание и развитие условий для формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка. Работа Отделения дополнительного образования детей направлена на реализацию этой цели через решение целого ряда задач: определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, возможностей здоровья и особенностей социокультурного окружения. Разработка и реализация программ дополнительного образования с целью творческого развития личности воспитанника. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и формирования здоровой личности, обеспечение гарантий права ребёнка на дополнительное образование, удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей воспитанников. Коррекция имеющихся нарушений развития и здоровья воспитанников, формирование общей культуры воспитанников с целью их адаптации к социальной среде, освоения духовных и культурных ценностей своего и других народов.

Наши дети имеют возможность обучаться по следующим программам:

  1. «Дизайн стеклянной плоскости»
  2. «Изобразительное творчество»
  3. «Волшебная глина»
  4. «Художественная обработка древесины»
  5. «Мастерим игрушки сами»
  6. «Рукодельница»
  7. «Вокальный ансамбль»
  8. «Калейдоскоп» хореографический коллектив
  9. «Профессия — столяр»
  10. «Авиамоделирование»
  11. «Картонажно-переплётное дело»
  12. «Тайны швейного дела»
  13. «Школа мяча»
  14. «ОФП»
  15. «Школа мяча — футбол»

Ребята могут себя попробовать во всех видах творческой деятельности без ограничения, главное желание и интерес.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные врождёнными или приобретёнными дефектами. И в силу этого наиболее остро нуждаются в организации такого процесса деятельности, воспитания и развития, который максимально учитывает их особенности (общую ослабленность здоровья, быструю утомляемость, низкую познавательную активность, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сферы, узкий кругозор, бедность и схематичность представлений о мире, недоразвитость личности, деформацию образа «Я»)

Первой особенностью организации творческой деятельности детей с ОВЗ является её коррекционная направленность, то есть система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Она проявляется в двух аспектах: общем и частном.

Общий аспект – это влияние, которое оказывает искусство на личность ребёнка, на формирование его как человека духовного, умеющего чувствовать красоту окружающего мира.

Специфический аспект коррекционной направленности выражается в положительном воздействии искусства и творчества на психофизическое состояние человека и в возможностях каждого конкретного элемента творческой деятельности исправлять речевые, двигательные, координационные и иные недостатки ребёнка.

Второй особенностью организации творческой деятельности детей с ОВЗ является опора на работу «механизма компенсации», то есть в свойстве организма замещать или перестраивать нарушенные функции организма.

В работе с «особенными» детьми необходимо ориентироваться не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые развиваясь, окажут влияние на формирование личности в целом. Это возможно лишь при условии, если принимать ребёнка таким, каков он есть, работать с ним так, чтобы сформировать у него ценностное отношение к себе и окружающим.

Третьей особенностью организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является яркая эмоциональная окрашенность этого процесса.

Создание благоприятной, доброжелательной, радостной атмосферы общения с искусством и педагогами ведёт к снижению эмоционального напряжения, побуждает стремление к творческой деятельности и самореализации, преодолению комплекса неполноценности, к укреплению физического и психического здоровья детей.

Работа в отделении дополнительного образования строится с учётом всех этих аспектов и на следующих принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса заключается в том, что они могут делать;
  • Разнообразие обогащает все стороны жизни человека.

Источник

Читайте также:  Вячеслав зайцев модельер состояние здоровья
Adblock
detector