«Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация
«Развитие зрительного восприятия у детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelnogo_vospriyatiya.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие зрительного восприятия у детей
с ограниченными возможностями здоровья»
» Актуальность темы: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, ОНО ТЕСНО СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ, ПАМЯТЬЮ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И РЕЧЬЮ.
Восприятие включает способность получить зрительную информацию, обработать эту информацию и осмыслить её. Зрительное восприятие – это способность осмысливать то, что видишь. Зрительное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем мире. 80% ОКРУЖАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ ЧЕРЕЗ ЗРЕНИЕ. Но для детей с ограниченными возможностями здоровья замедленность, узость объема восприятия, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
Отечественные исследования показывают, что неправильность восприятия детей с ОВЗ состоит в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Так установлено, что зрительное восприятие у детей с ОВЗ носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета.
- Нарушена избирательность восприятия: дети с ОВЗ долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
- Нарушена обобщенность восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, наличии частных и случайно запомнившихся. Данные факты означают, что более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.
- Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Пространственные нарушения оцениваются как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития.
- Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире.
Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ уже в дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ являются дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия детей способствуют и развитию мелкой моторики. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук.
Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия:
- Наложенные изображения : предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга.
- Зашумленные изображения : предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Необходимо назвать все изображения.
- Незаконченные изображения : предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.
- Точечное изображение : предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
- Перевернутые изображения : предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
- Разрезанные изображения : предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
- Перекрытые изображения : карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
- Обобщенные схематические изображения : предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это может быть.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия играют большую роль позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьном обучении.
Источник
Статья «Особенности развития восприятия у детей с ОВЗ»
Содержимое публикации
Особенности развития восприятия у детей с ОВЗ.
Восприятие представляет собой основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Можно выделить качественные характеристики восприятия:
Осмысленность восприятия, которая достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Каждое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся у нас знаний, имеющегося опыта. Это дает возможность включить новые знания, которые мы получаем, в систему ранее сформированных.
Объем восприятия — показывает сколько различных свойств предметов или сколько различных предметов может воспринять человек одновременно.
Обобщенность восприятия — возможность включить новые знания в систему понятий конкретного человека.
Целостность восприятия – умение объединять в процессе восприятия отдельные элементы в единое целое.
Константность восприятия – возможность воспринимать тот же предмет, явление одинаково в различных условиях.
За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах. На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.
Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с ОВЗ, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с ОВЗ в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Такие дети имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Пространственные нарушения оцениваются как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данном нарушение развития. Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире.
У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ в младшем дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.
Специально организованные формы обучения и воспитания определяются следующими задачами:
Формирование умений различать предметы по величине, по цвету, по форме.
Формирование слухового внимания, умения различать предметы и действия по звуку.
Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества.
За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей младшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много — сказкотерапия, игротерапия, пальчиковые игры и др
Источник
Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»
консультация
«Развитие зрительного восприятия у детей
с ограниченными возможностями здоровья
по средствам игровых упражнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie7.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие зрительного восприятия у детей
с ограниченными возможностями здоровья
по средствам игровых упражнений»
Актуальность темы: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, ОНО ТЕСНО СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ, ПАМЯТЬЮ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И РЕЧЬЮ.
Восприятие включает способность получить зрительную информацию, обработать эту информацию и осмыслить её. Зрительное восприятие – это способность осмысливать то, что видишь. Зрительное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем мире. 80% ОКРУЖАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ ЧЕРЕЗ ЗРЕНИЕ. Но для детей с ограниченными возможностями здоровья замедленность, узость объема восприятия, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
Отечественные исследования показывают, что неправильность восприятия детей с ОВЗ состоит в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Так установлено, что зрительное восприятие у детей с ОВЗ носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета.
- Нарушена избирательность восприятия: дети с ОВЗ долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
- Нарушена обобщенность восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, наличии частных и случайно запомнившихся. Данные факты означают, что более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.
- Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Пространственные нарушения оцениваются как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития.
- Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире.
Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ уже в дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ являются дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия детей способствуют и развитию мелкой моторики. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук.
Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия:
- Наложенные изображения : предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга.
- Зашумленные изображения : предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Необходимо назвать все изображения.
- Незаконченные изображения : предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.
- Точечное изображение : предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
- Перевернутые изображения : предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
- Разрезанные изображения : предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
- Перекрытые изображения : карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
- Обобщенные схематические изображения : предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это может быть.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игровые упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия играют большую роль позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьном обучении.
Источник