Меню

Развитие внимания у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Развитие внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья .

Алимова Надежда Александровна

Учитель МКОУ «Коробчеевская школа-интернат», г. Коломна, МО

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Внимание как психический феномен занимает особое место среди других явлений. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья низкая устойчивость внимания, они испытывают затруднения при распределении внимания, малый объем – эти факторы отражают актуальность этой педагогической проблемы.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Оно ограничивает поток информации для последующего анализа, усиливает восприятие одной информации и игнорирование другой. Направленность сознания определяет выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Существует два вида внимания — непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает само собой, появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п., поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным. Иной характер имеет произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или сделать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. В основе произвольного внимания лежат волевые процессы.

Свойствами внимания являются:

Предметность — это направленность на конкретный (реальный или воображаемый) предмет, явление. Привлекать внимание надо к конкретному предмету или явлению.

Объем внимания — количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью за один акт восприятия. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одновременно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.

Устойчивость — это длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению и отвлечению, благодаря чему школьник длительное время может быть сосредоточен на предмете или действии. Во многих случаях внимание не обнаруживает достаточной устойчивости. В частности, оно не может долго фиксироваться на неподвижном предмете. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.

Интенсивность — характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания.

Концентрация – это степень сосредоточения. Выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Это одновременное повышение уровня значимости информации при сужении поля восприятия.

Сосредоточенность – это необходимое условие в осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Распределение внимания — умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Способность к сосредоточенному или распределенному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

Переключение внимания — сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому.

При обучении организация внимания учащихся означает и организацию педагогического процесса. Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия учащимися учебного материала, быстроту и четкость их мышления.

Преобладающим видом внимания младшего школьника является — непроизвольное внимание, физиологической основой которого, является ориентировочный рефлекс. В младшем школьном возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения.

Говоря о произвольном внимании, можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Предлагаемые далее задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.

Найди два одинаковых предмета.

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется их найти, показать и объяснить.

Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

Выкладывание узора из мозаики или палочек.

Предлагается выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор.

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

Учитель раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их.

Предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «С» и подчеркнуть все буквы «О» (можно указать любую букву) ». По мере овладения заданием правила усложняются:

  • меняются отыскиваемые буквы;
  • по-разному зачеркиваются и др. ;
  • одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;
  • на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:

Б солнце итранв стол орюджиме ток ноггщиашат машин аро

Детям предлагается вслед за педагогом повторить его действия (как отдельные движения, так и их последовательность).

Таким образом, особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья определяются спецификой нарушения их психического развития, в частности продуктивности, объема и переключаемости внимания, и диктуют необходимость формирования особой структуры, подбора разнообразных форм и содержания их образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными .

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности.

Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенны.

Использование наглядности и дидактических игр в начальных классах помогает снять ряд трудностей в обучении и сделать учебный процесс интересным.

Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров.

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об.

Источник

Коррекция и развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями
статья по теме

В работе описаны особенности внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья, предложены игры и упражнения для коррекции и развития внимания.

Скачать:

Вложение Размер
Особенности внимания у детей с особыми образовательными потребностями, упражнения и игры на коррекцию и развитие внимания. 861 КБ

Предварительный просмотр:

II городская конференция

«Современная практика модернизация образования»

Коррекция и развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями

Петрова Светлана Анатольевна,

муниципального бюджетного специального (коррекционного)

образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа «Возможность»» г. Дубны Московской области

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения. В их число входят и умственно отсталые дети. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга. (Слайд 2)

Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности отсталых детей. (Слайд 3) В связи с этим у умственно отсталых отмечаются следующие особенности: значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания; плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила, слабость, инертность нервных процессов, нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. (Слайд 4)

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.

Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Положение о единстве закономерностей нормальной и аномального развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основание полагать, что концепция развития нормального ребенка в общем может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка.

Развитие детей с умственной отсталостью определяется биологическими и социальными факторами. (Слайд 5) К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия.

Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, школа. Правильно организованное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития стимулирует продвижение детей в общем развитии.

Младшие школьники с умственной отсталостью не способны самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Имеют сниженную активность, гораздо более узкий круг их интересов, своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.

Особенности внимания детей

с особыми образовательными потребностями.

Внимание есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Внимание – это концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов. (Слайд 6)

Назовём основные свойства внимания, которыми ребёнок должен владеть:

  1. концентрация
  2. устойчивость
  3. распределение
  4. переключение (Слайд 7)

Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых с достаточной ясностью и отчетливостью в сознании объектов. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.

Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Распределение внимания — это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи. (Слайд 8)

Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

Существует два вида внимания : непроизвольное и произвольное . (Слайд 9)

Представим, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это – непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности. У детей с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объем и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.

Отвлекаемость — непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. (Слайд 10)

Рассеянность — неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.

Чрезмерная подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность — малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Нынешнее поколение детей учёные называют «поколением невнимательных». Действительно, сейчас все учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания.

Причин может быть несколько. Учёные склонны предполагать, что, возможно, существуют некоторые циклические процессы в развитии детской популяции. Был период акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился или даже пошёл вспять. А что при этом происходит со вниманием? Внимание напрямую зависит от развития лобных отделов головного мозга. Если ребёнок в период своего раннего развития не получает достаточно тактильной и зрительной информации, идущей от матери, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребёнком (их заменяют няни, телевизоры, компьютеры). У детей, которые довольно рано начали смотреть телевизор, не развивается речь, мышление. Ведь ребёнок воспринимает речь во взаимодействии с взрослыми и в игре.

Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.

Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.

Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.

Источник

Читайте также:  Здоровье антонова сегодня новости
Adblock
detector