Развитие устной речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья — единая цель для специалистов ДОУ и ОУ
статья по логопедии
Как избежать дисграфии и дислексии в школе? Как связаны речь и интеллект? Зачем идти в логопедический детский сад? Эта статья поможет посмотреть на развитие устной речи в дошкольном возрасте как на важнейший источник дальнейшего развития и становления ребенка, ответить на частые родительские вопросы, еще раз убедиться в том, что именно благодаря речи идет интеллектуальное становление и взросление ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ustnaya_rech_barsukova.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Барсукова Елена Арсентьевна,
Учитель, учитель-логопед, высшая кв.категория
ГБОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга
Развитие устной речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья — единая цель для специалистов ДОУ и ОУ
Устная речь наравне с внешностью является визитной карточкой любого человека. Коммуникация начинается с обмена взглядами и первыми репликами между собеседниками. Часто говорят, что первое впечатление самое сильное, самое верное. В современном мире все происходит стремительно, порой нескольких фраз достаточно, чтобы сложилось мнение о собеседнике.
Устную речь формирует речевая среда. Все мы знаем, что усваивается речь по подражанию. Поэтому наиважнейший период – ранее детство. От того, какие образцы нормативной речи получал ребенок, зависит его речевое развитие в целом. Мы понимаем, что это речевая среда семьи и детского сада. Продолжает совершенствоваться устная речь и в дальнейшем, особенно с освоением навыков чтения и письма. Младший школьник получает больше речевых эталонов из художественных текстов, делает первые попытки выражать мысли в самостоятельной письменной речи.
При кажущейся простоте устная речь имеет довольно сложные механизмы. Речевое высказывание, прежде чем превратиться в фразу, проходит несколько стадий своего развития и требует участия многих психических функций. Принято выделять экспрессивную (устную) и импрессивную ( внутреннюю) речь. Рассмотрим модель движения от мысли к слову, которую первым среди ученых создал Лев Семенович Выготский:
- Мотив (Появляется потребность передать информацию, побудить к действию, задать вопрос)
- Мысль Мысль рождается в схемах, планах. Наиболее субъективная стадия, т.к. связана с мышлением и жизненным опытом данного человека.
Первый и второй этапы относятся к доязыковому периоду. Здесь принимает участие и эмоционально-волевая сфера и наиважнейшим психическим процессом является мышление.
3. Внутренняя речь Основное содержание этого этапа — «диалог мысли и слова». Этот этап охватывает 2 фазы построения высказывания:
— фаза перехода от мысли к плану внутренней речи;
— фаза перехода от плана внутренней речи к семантическому плану.
4. Семантический план (опосредование в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису). Поиск слов для передачи значения.
5. Внешняя речь (словесное синтаксирование).
Синтаксирование может быть смысловым (психологическим) и фазическим. Смысловое синтаксирование связано с правилами смыслового развертывания. В речи выделяется смысловым или логическим ударением. Фазическое синтаксирование связано с правилами того или иного языка, которым владеет говорящий. Сюда входит моторная (кинетическая) программа речи. Органы артикуляции занимают нужное положение.
Позже многие ученые создавали подобные модели речевого высказывания и к этапу уже непосредственно говорения добавился этап слухо-речевого контроля . На этом этапе говорящий может вносить коррективы в свой речевой замысел уже в ходе звучания высказывания.
Зная этапы формирования речевого высказывания специалисты могут легко сформулировать предпосылки для успешного формирования устной речи у ребенка. Многие виды логопедической диагностики сводятся к базовым критериям оценки сформированности устной речи. Наряду с правильным звукопроизношением, объемом словарного запаса, грамматическим оформлением высказывания важную роль играет такой показатель, как умение правильно строить высказывание в соответствии с задачей речи. Эта способность говорит о том, что ребенка в состоянии понять окружающие, что его высказывание, а значит его мысли, дойдут до других людей, коммуникация будет успешной. Так на первый план выступает коммуникативная функция речи.
Если вспомнить слова Льва Семеновича Выготского о том, что речь – основа мышления, то мы придем к выводу, что наряду с коммуникативной функцией она выполняет и познавательную функцию, а также участвует в процессе обработки полученной информации. По Выготскому, мысль рождается из некоторого конфликта, решает какую-то задачу (как выразить ту или иную мысль). «Мысль не выражается в слове, а совершается в слове».
Обо всем этом редко задумываются родители, возможно даже недооценивают важность развития устной речи ребенка для формирования познавательной сферы в целом, для развития вербального интеллекта их ребенка. Зато такую цель обязательно ставит перед собой дошкольное образовательное учреждение. Наиболее продуктивно строится работа в специальных логопедических детских садах. Если говорить о развитии устной речи там, то нужно представить многообразную систему работы сразу нескольких специалистов с каждым ребенком. Ведущим специалистом является безусловно логопед. Он проводит групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Каждый ребенок ежедневно получает помощь логопеда в разной форме. Логопед взаимодействует с воспитателем группы и рекомендует лексическую тему на неделю, а также задания и игры по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и связного высказывания. Для осуществления связи с родителями проводятся еженедельные индивидуальные консультации. Так же существует тетрадь обратной связи логопеда и родителей, в которую заносят рекомендуемые для занятий дома упражнения. Логопед принимает участие в подготовке детей к праздникам и выступлениям, подбирает материал, соответствующий речевому развитию. Нередко логопед работает в тесной связи с учителем-дефектологом и педагогом-психологом, что позволяет достигать общих целей разными средствами.
При такой усиленной работе над совершенствованием устной речи параллельно решается еще одна не менее важная задача – подготовка к освоению письменной речи в школе. Одним из речевых умений необходимых для этого является способность к фонематическому и языковому анализу. Подразумевается умение определять наличие звука в слове, его позицию в слове, последовательность звуков в слове. Без этого умения формирование навыка письма и чтения будет затруднено, в судьбе ребенка появятся слова «дисграфия» и «дислексия» — стойкие специфические нарушения письма и чтения. Сегодня письменная речь нужна не только на уроках русского языка, для чтения книг, или чтобы написать сочинение на экзамене. Если мы оглянемся вокруг, то увидим людей, которые общаются в переписке, живого общения становится все меньше. Сегодня человек сталкивается с огромными объемами текстовой информации, которую он должен быстро проанализировать, выделить существенное, сравнить с прочитанным ранее. А это значит, что дискомфорт ребенка с нарушениями письменной речи — дисграфией и дислексией только усиливается.
Характер этих специфических нарушений может быть разным в зависимости от того, какой компонент устной речи либо неречевых психических функций был недостаточно сформирован у дошкольника. Стоит помнить, что предпосылками успешного овладения письменной речью являются правильное звукопроизношение, фонематический слух (различение близких по звучанию фонем языка), способность к языковому анализу и синтезу (количественному и позиционному) на уровне звука, слога, слова и предложения. Эти умения относятся к речевым. Неречевые умения также важны для овладения навыком письма. Это все то, что в дальнейшем поможет сложиться звуко-буквенным связям, усвоить зрительный образ буквы и ее положение на строке, в пространстве. Сюда относится зрительное внимание и память, зрительно-пространственные ориентировки (на листе, в схеме тела, в пространстве), зрительно-моторная и слухо-моторная координация, способность к самоконтролю и саморегуляции. Все эти базовые умения и способности безусловно являются задачами педагогического воздействия в дошкольном учреждении. Об этом не стоит забывать родителям, которые начинают учить читать своих детей без должной подготовки, начиная сразу с азбуки и букваря. Так перед педагогом как школы, так и детского сада встает еще одна важная задача – просветительская. Родители детей нуждаются в консультативной помощи, в доступных и понятных материалах о развитии их ребенка. Это позволит им избежать множества ошибок при выборе образовательного маршрута для их ребенка.
В заключении хочется сказать, что грамотная красивая речь — это ключ к многим дверям. От педагогов и родителей зависит, сколько из них окажутся запертыми, а сколько ребенок сможет распахнуть перед собой, шагая по жизни.
Источник
Речевое развитие детей с ОВЗ
Слынько Анастасия
Речевое развитие детей с ОВЗ
В трудах современных исследователей выделяется ряд особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ,притом что закономерности ее формирования одинаковы в норме и патологии:
— у большинства таких детей отмечаются отклонения в сроках становления речи и своеобразие этого процесса;
— различные нарушения в развитии речи у данных детей встречаются чаще, чем у здоровых сверстников;
— число детей с речевыми нарушениями, в том числе и со сложными формами, постоянно растет.
У большинства из них речевые отклонения являются доминирующими, так как у них нарушается способность к приему и переработке информации.
По мнению Е. А. Стребелевой, отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Несформированы такие предпосылки речевого развития, как интерес к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частностиэмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.
Нарушения речевой деятельности у детей разнообразны и многоплановы.Они могут возникнуть при разных видах отклонений: при умственной отсталости, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, социально-психологической запущенности, эмоциональной депривации, при ограничении речевых контактов ребенка, при общении с детьми, имеющими дефекты речи, и др.
Нарушение речевой деятельности при дефектах развития детей является общей закономерностью их психического развития. Суть данной закономерности состоит, по мнению Е. А. Стребелевой, в том, что если не осуществляются необходимые коррекционные воздействия, наступает деформация речевого общения и взаимодействия ребенка с социальной средой, ограничивается круг представлений об окружающем мире, нарушается способность к приему и переработке информации, возникают трудности социальной адаптации, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка.
Одновременно с речевыми нарушениями в той или иной мере страдает личность ребенка. Естественно, степень нарушения общего психического и личностного развития и отдельных функций ребенка при речевых нарушениях не одинакова и во многом зависят от характера имеющегося дефекта, степени выраженности расстройств отдельных психических процессов и функций, от эффективности медико-педагогического воздействия, условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов.
Поэтому для всех детей, у которых наблюдается нарушение речевой функции, необходимо раннее выявление их причин и организация своевременной коррекционно-развивающей и социально-реабилитационной помощи, что является важным условием преодоления и создания более благоприятных возможностей в формировании ребенка как личности.
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Основными задачами занятий по развитию речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, воспитание интереса к художественному слову.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме должны обучаться вместе. Дети с особыми образовательными потребностями в этом случае будут иметь возможность обучаться в общеобразовательном учреждении путем создания в них специальных педагогических условий. То есть в образовательном учреждении должны быть реализованы специальные образовательные программы, методы и приемы работы с детьми, доказавшие за многолетний период их применения свою эффективность. В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений, о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Специальные условия обучения — это кадры (учителя, владеющие педагогическими технологиями, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу.
Таким образом, коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей.
Влияние колыбельной песни на речевое развитие детей Родившись, ребенок попадает новый удивительный мир. И что первое его встречает – это забота и внимание. С первых дней ребенок чувствует.
Консультация для родителей «Речевое развитие детей до 3-х лет» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Консультация логопеда «Речевое развитие детей от 3 до 4 лет» Речевое развитие детей от 3до 4 лет В возрасте от 3 до 4 лет дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении.
Логоритмика как нетрадиционный метод воздействия на речевое развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов Работая логопедом в реабилитационном центре для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, встречаюсь с различными отклонениями в речевом развитии у.
Презентация к педсовету «Речевое развитие детей» Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года.
Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности» Цель проекта: оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного.
Раннее речевое развитие детей от 0 до 3 лет Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте. Развитие детской речи до трех.
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста для детей с ТНР КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. Выступление Казьминой Т. А. на городском методобъединении на базе.
Речевое развитие детей в детском саду 2. Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Приобщение новых поколений к.
Эссе «Речевое развитие детей» При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. ….К основным.
Источник