Меню

Развитие укрепления здоровья история

история ЗОЖ
учебно-методический материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
istori_zozh_1.doc 22 КБ

Предварительный просмотр:

по физической культуре

«История здорового образа жизни в России»

Ученицы 11А класса

В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья. Женщина успевала родить 5—10 детей, двое из которых умирали. Вели ли наши предки здоровый образ жизни? Конечно, они имели крепкую семью, хорошее нравственное и физическое здоровье, жили в полном согласии с собой и с природой по понятным законам жизни, изложенным в Святом писании.

Реформа власти и здравоохранения была очевидна, вероятно она бы и произошла мирным путем, как в других странах Европы, но Россия пошла иным путем.

Империалистическая война, революция и гражданская война привели к невиданной разрухе. Знаменитый писатель фантаст Герберт Уэллс, который был в России осенью 1920 года, писал:

«Основное впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию. Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна. Смертность в Петрограде —свыше 81 человека иа тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

Новые правители России — большевики — предприняли решительные и грамотные меры по спасению оставшегося населения. Удивительно, но факт, что именно большевики заложили первый камень в строительство здорового общества. Главный большевик В.И. Ленин заметил, что «здоровье — это казенное имущество» и его необходимо беречь. Уже в 1917 году был издан декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Это постановление рабоче-крестьянского правительства имело огромное значение для здоровья трудящихся: в царской России рабочий день длился до 12 и 15 часов; по 9—10 часов работали дети и подростки. Люди работали в тяжелых, антисанитарных условиях.

В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен убежденный большевик Николай Александрович Семашко (1874—1949). Уже в 1923—1924 гг. Были видны успехи реформы здравоохранения, целью которой было оздоровление нации и массовая физкультура. В Программе РКП(б), принятой VIII съездом в 1919 году, отмечено: «В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП(б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний» (Резолюции и решения съездов. 9—е изд. Том 2. 1917—1922 г.г).

Массовое физкультурное движение — это второй реальный шаг к здоровому образу жизни. В 1924 году при участии Н.А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.

Одновременно быстро развивается санаторно—курортная индустрия и санаторно—куротное лечение как наука. Н. Семашко в спешном порядке составляет подписанный в 1920 году Лениным декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Н.А. Семашко говорил о том, что профилактику надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко как заботу государства об укреплении здоровья народа.

Позже эта стратегия была закреплен законом «Об утверждении Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1969г.). В Основах декларировалась «охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства», а также ответственность государства за охрану здоровья и обязанность каждого гражданина бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества. Советское правительство планомерно заботилось о здоровье народа, успехи этой заботы очевидны.

Был такой здоровый образ жизни — «образ жизни советского человека». Вера в коммунизм — такая же вера, как и вера в бога, атеисты — такие же верующие люди, как и все прочие (одни верят, что бог есть, другие верят в то, что его нет). Допустим, искренне верит человек в коммунистические идеалы, верит так что живет в согласии со своей совестью, и при этом, соблюдая «моральный облик коммуниста», имеет крепкую семью, любимую работу, не курит, не пьет, занимается физкультурой, разумно питается, правильно организует свой досуг. Про такого человека можно сказать, что он ведет здоровый образ жизни. Но искренне верующих коммунистов было мало. Советские люди верили в переселение душ, в инопланетян, «в высший разум» и это нередко приводило к болезни души, к унынию и вредным пристрастиям, несовместимыми со здоровьем. Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

Кто автор термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно первым употребил это словосочетание применил академик Амосов, понимая под этим режим ограничений и нагрузок — образ жизни, обеспечивающий здоровье. В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы (healthy life—style) и прочие народы. Другие источники приписывают а вторство термина профессору-фармакологу Израилю Брехма. Он – первый, кто начал продвигать научную концепцию здорового образа жизни серди медиков: его доклады на конференциях пользовались небывалым успехом.

Источник

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЗДОРОВЬЮ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

Рассмотрим современное понятие здоровья. Здоровье в уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, т.е. современная концепция здоровья выделяет основные три составляющие — физическую, психологическую и социальную.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, их текущее состояние их функционирование. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно — эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств. Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов. Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровье связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т. д. Его основа — состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.

Социальное здоровье – это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Оно складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, ссузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений.

Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

На самых первоначальных этапах зарождения человечества борьба за существование играла значительную роль в выживании человека. Здоровье человека уже тогда непременно было связано с физической подготовкой. Физическая форма человека регулярно поддерживалась тренировками. Австралийские аборигены упражнялись с помощью метания бумеранга и стрельбы из лука, а так же, соревновались в прыжках и беге. Среди ацтеков и майя распространилась игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо. Индейские племена Америки занимались бегом на дальние дистанции, бросанием мяча в цель, поднятием тяжестей различного веса. Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей использовали борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах, фехтование на палках.

В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, физическое состояние связывалось с потусторонними силами, поэтому меры по сохранению здоровья осуществлялись в мистических обрядах. Затем исследователи заметили, что образ жизни, место обитания и другие природные факторы влияют на состояние здоровья, так постепенно начала развиваться медицина.

В условиях первобытного строя главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд «посвящения», когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности. На этой ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала осознаваться.

В родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, определяло социальный статус индивида. Физически и интеллектуально самые сильные представители общины становились вождями, предводителями племени, руководителями охотничьих групп. Как видим, индивидуальное здоровье для жизни племени было определяющим, оно осознавалось как витальная ценность и культивировалось в племени с детства.

В первобытнообщинном строе представления о здоровье, силах природы обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако в процессе эволюции человек наблюдал за своей жизнедеятельностью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между состоянием здоровья и: образом жизни, физической подготовкой, факторами окружающей среды, целебными и оздоровительными свойствами природы. Уже на этом этапе развития существовала прямая зависимость между состоянием здоровья человека и физической активностью, которую ему приходилось выполнять в процессе своей жизни, жизни семьи и общины.

Здоровье — это тема, которую изучали во все исторические периоды, это проблема которую человек пытается решить извечно. В древнегреческой мифологии здоровье как ценность, как идеал представлено богами и героями, олицетворяющими здоровье и красоту.

Античные философы едва ли не первыми в истории Запада смогли осмыслить здоровье в его аксиологическом аспекте, как подлинную ценность бытия и открыли непреходящие принципы здорового, гармоничного существования. Заслуга мыслителей этого периода состоит в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал».

В период древнейшей цивилизации отношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений, которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии.

Здоровье физическое лежало в основе древнегреческой цивилизация. Так в Спарте всех новорожденных младенцев спартанцы были обязаны показывать совету старейшин, которые решали: оставить ребенка в живых (если он был достаточно здоров и крепок) или же предать смерти (если ребенок казался им больным и хилым). Всех младенцев, которые не прошли отбор, старейшины безжалостно скидывали со скалы (хотя данный факт оспаривается рядом историков). Затем 7 летнего возраста они получали физическое воспитание от родителей, где основной упор делался на закаливание. После этого дети забирались от родителей и переводились в специальные общественные дома, которые больше напоминали казармы и занимались в основном физическими упражнениями. Каждый год воспитания завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска.

Эпоха Средневековья характеризуется раздвоением души и тела. Здесь преобладали религиозные ценности, а здоровье рассматривается как благо, ниспосланное богом. Именно с этого времени дошло до нас выражение: «Дай Бог здоровья!». В эпоху средневековья физическая культура пережила не самый благоприятный период. Католическая церковь, которая доминировала над обществом в то время, строго запрещала культ тела, а значит – и занятия спортом. Церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Отношение религии к физическим упражнениям в странах Востока было во многом специфичным.

Средневековье также ценило воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Эти античные принципы совпадали с основными христианскими добродетелями. По учению богословов тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования силы духа, выражающейся в вере в Бога.

Главный упор в трудах философов патристики делается на развитие духовности человека. Главными добродетелями признаются такие способности души, как вера, надежда, любовь, праведность, смирение, способность к лишению себя плотских утех: сытой еды, теплой одежды, красивого жилища, светских развлечений и т. п. Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.

В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание различных оздоровительных систем, основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления, а высокий уровень физического здоровья в Древней Спарте до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.

Однако по мере имущественного и социального расслоения людей в рабовладельческих сообществах отношение к здоровью постепенно менялось. Рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей и лечение болезненных состояний. Именно это обстоятельство, по всей видимости, способствовало тому, что медицина начала постепенно утрачивать свое профилактическое назначение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. Вместе с тем, корифеи медицинской науки еще в средние века указывали на то, что наиболее эффективным путем к долголетию является сохранение здоровья, а не лечение болезней. Активным проповедником такого направления в медицине был Авиценна (980-1037), который в «Каноне врачебной науки» весь первый том посвятил вопросам формирования и сохранения здоровья.

Поэтому отношение к здоровью меняется в средневековой медицине. В это время происходит углубление специализации медицинского труда, выделение его из системы других знаний, в том числе философских. Отношение к здоровью «очеловечивается» и «спускается на землю».

Медицина в IX — X вв., преимущественно на Востоке, достигла чрезвычайно высокого уровня. Здесь творили такие выдающиеся ученые, как Ар Рази, Абу-Мансур Курми, Ибн Сина, аль Фараби, аз-Захрави. Здоровье в их трактовках уже рассматривается в оппозиции здоровье-нездоровье, а не в оппозиции здоровье-болезнь, что подчеркивает необходимость не только лечения болезни, но и исследования режима здоровых людей.

Физическая культура в ранний период феодализма в еще большей степени отдаляется и обособляется от других видов физической деятельности по сравнению с рабовладельческим строем.

К началу этапа развития феодализмав Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания, которая носила исключительно военный характер. До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Владение оружием в тяжелых доспехах на коне предъявляло повышенные требования к этим специфическим условиям. Однако все спортивные соревнования проводились не ради физического развития человека, а преимущественно ради зрелищ, которые пользовались большой популярностью в средних веках.

Наступление новой эпохи Возрождения приходит на рубеже XIV-XV вв. В это время снижается значительная значимость рыцарства, что приводит к ослаблению роли физического воспитания. В этот исторический период человеческое здоровье не подразделяется на физическое и духовное и вновь переходит в разряд наиболее значимых ценностей.

В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане.

В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием. Регулярно устраивалась «стрелковые праздники» которые имели огромную популярность среди жителей и являлись любимым развлечением. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.

Таким образом, культура физического и психического здоровья – это один из древнейших институтов человеческого общества.

Здоровье во всех обществах, в любом этносе входит в число социальных ценностей. Степень его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то, что здоровье всегда считалось ценностью — этот факт, установленный многими этнографами и социологами.

С точки зрения медицины, очень важно, как относятся к своему здоровью в реальности сами люди. Если здоровье рассматривается как ценность, а не данность, то оно сразу включается в систему всех общественных ценностных отношений. Тем не менее, подходы к рассмотрению здоровья менялась вместе с ростом цивилизованности, культуры, сменой способа производства, естественнонаучной картины мира.

В дальнейшем, на протяжении всего Нового и Новейшего времени, позиция здоровье-нездоровье концентрируется в наибольшей степени в пространстве спорта — укрепления своего тела и формирования физической культуры. Уделяется огромное внимание развитию физической культуры, особенно, у детей. Начинают активно открываться специализированные спортивные школы для детей и юношества. Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время более 200.

В наше время понятия здоровье, физическая культура и спорт, — понятия неразделимые.

Таким образом, основы здоровье сберегающего поведения человека глубоко национальны и связаны с древними обычаями и духовным опытом православия по сохранению телесного, душевного и духовного здоровья. Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека и волнующее его во всех аспектах жизни, а культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – это один из древнейших институтов человеческого общества.

Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее влиятельных воззрений, эталонов, моделей (античный, адаптационный, антропоцентрический), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.

Говоря о социокультурных эталонах здоровья, мы исходим из представления о парадигмальном основании, которое обнаруживается в любой системе знания и выступает в качестве своего рода системы координат в соответствующей этому знанию социальной практике.

Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека.

Список литературы.

Свитавская Д.С., Сегеда Л.Н. Отношение человека к здоровью: исторический аспект. // Бюллетень медицинских Интернет — конференций (ISSN 2224-6150), — 2016. Том 6. № 1, с. 75

Малярчук Н.Н. Валеология. Учебное пособие. — Издательство Тюменского государственного университета. — 2010, 354с.

Источник

Читайте также:  Суры корана для здоровья детей
Adblock
detector