Меню

Развитие слуха у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ
консультация на тему

Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ

консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_na_stend.docx 51.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи, понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Для развития слухового сосредоточения, внимания и памяти учите ребенка определять направление шума и узнавать звучащий предмет. Поиграйте в игру «Где звенит колокольчик? ».

Следующая задача – научиться соотносить шум с реальной ситуацией, определять звук в быту: звонок в дверь, телефон, шум воды; определять голоса членов семьи, голоса животных и птиц; узнавать звуки и шумы, доносящиеся с улицы: машина, ветер, дождь.

Необходимо научить дифференцировать шумы по тональности. Хорошо, если дома будет набор игрушек: колокольчик, дудочка, погремушка, барабан. Начинать нужно с различения двух звуков. Предложите ребенку игру «Угадай, что звучит? » (колокольчик, или барабан). Постепенно количество звучащих игрушек увеличивайте до 5-6 шт. Слушайте с ребёнком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега, весной – капель и т. п.

Хорошо развитое слуховое внимание является основой для формирования у детей навыков звуко-буквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грамоте.

Таким образом, недостатки в развитии слухового восприятия может

вызвать затруднения в различении и произнесении звуков, а так же

в освоении грамоты детьми.

Однако, последовательная и систематическая работа

в данном направлении позволит избежать или по

крайней мере, минимизировать трудности в

овладении ребёнком письменной и устной речью.
учитель-дефектолог Аппакова А.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения .

В статье описаны этапы развития слухового восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей.

Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности.

Раннее детство — особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития.

Виды работ с детьми со сложной структурой дефекта.

Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха.

Источник

Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ
материал по логопедии (старшая группа)

Скачать:

Вложение Размер
na_sayt.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ

Ребенок с самого рождения слышит множество звуков: шум ветра, стук дождя, мяуканье кошки, музыка, речь людей и др. Чтобы ребенок научился правильно и четко произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, уметь пользоваться голосом, меняя громкость и скорость речи, различать звуки, он должен научиться внимательно слушать и слышать звуки.

Л.А. Метиева рассматривает слуховое восприятие как последовательный акт, начинающийся со слухового внимания и приводящий к пониманию смысла слов через узнавание и анализ речевых сигналов, дополненных восприятием невербальной составляющей частью общения (мимика, жесты, поза). [1, с. 98]

Развитие функции слухового анализаторов имеет важное значение для формирования речи. Дифференциация звуков речи является необходимым условием для их нормативного произношения. При этом н есформированность фонематического слуха может стать одной из причин дислексии и дисграфии.

Л.А. Метиева выделяет два направления развития слухового восприятия: развитие восприятия неречевых звуков и развитие фонематического слуха (восприятие речевых звуков). [1, с. 101]

Развитие восприятия на материале неречевых звуков направлено на различение, а затем использование в качестве сигнала к определенным действиям. Для этого проводится последовательная работа с использованием дидактических игр и упражнений. На первом этапе для различения неречевых звуков требуется зрительная опора: ребенок должен видеть предмет, который издает новый звук, для сопоставления между слуховым образом и предметом. Можно использовать игры такие, как «Что звучит?», «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит», «Шумящие коробочки», «Тихо-громко», «Далеко-близко», «Быстро или медленно?», «Высокий и низкий звук», «Повтори по образцу» и др.

В развитии слухового восприятия существенное значение имеет выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка. Подстраивая свои движения к ритму музыкальных произведений, ребенок начинает чувствовать этот ритм. Вот некоторые примеры упражнений для формирования чувства ритма:

— отхлопывание, оттопывание, отстукивание простого ритмического рисунка по показу и на слух с постепенным усложнением ритмического рисунка;

— повторение на музыкальном инструменте или с помощью другого звучащего предмета заданного ритмического рисунка;

— изменение темпа деятельности/ изменение движений при изменении ритма или темпа музыки;

— прекращение выполнения заданного движения при прекращении музыки;

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, сосредоточенность, помогает развивать координацию движений, оказывает дисциплинирующее воздействие.

Кроме того, восприятию ритмических отношений также способствует использование наглядных моделей, например, обозначение короткой полосой — короткого звука, длинной полосой – длинного звука, или вертикальные полосы: длинная — акцентированный звук, короткая — неакцентированный звук.

Различению звуков по высоте, длительности, силе звучания способствуют приемы работы, требующие активной деятельности самих детей: игра на музыкальных инструментах (в том числе шумовых), пение с различными заданиями, прослушивание отрывков из музыкальных произведений и выполнение при этом определенных заданных движений. Например, звуковысотные отношения точнее улавливаются, если повышение и понижение мелодии изображается при помощи прыжков игрушки по «лесенке» вверх и вниз, или исполняется песенка голосами «медведя» и «лисички» (то есть в различных регистрах). Громкость звучания осознается в процессе прослушивания спокойной и маршевой музыки и т.д.

Таким образом, в процессе обучения у детей вырабатываются обостренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, слуховая память, а значит, происходит обогащение имеющихся представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Источник

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» — это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Источник

Читайте также:  Правильное питание как залог здоровья реферат
Adblock
detector