Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии, сборник игр и игровых упражнений, Метиева Л.А., Удалова Э.Я., 2007
Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии, сборник игр и игровых упражнений, Метиева Л.А., Удалова Э.Я., 2007.
В пособии представлен большой объем игровых упражнений, заданий, дидактических игр, подобранных по всем разделам сенсорного воспитания. Кроме того, впервые даны методические рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников и младших школьников, имеющих отклонения интеллектуального развития.
Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных учреждений; учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения для проведения работы с детьми, испытывающими трудности в учебе; всем заинтересованным педагогическим работникам. Будет полезно родителям, которые самостоятельно готовят своих детей к школе.
Сенсорное развитие детей.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного (от лат. «sensus» — чувство, ощущение) развития ребенка.
Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Целостное восприятие как бы «подготавливает» некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок детально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого.
Отметим, что ребенку сложно иметь дело с абстракциями. Поэтому вплоть до младшего школьного возраста для детей достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. В этом случае формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием) и др., который и называют сенсомоторным. Тогда способ осуществления познавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта.
Содержание.
Введение.
Сенсорное развитие детей.
Особенности сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Основные направления работы.
Моторика и графомоторные навыки.
Тактильно-двигательное восприятие.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Восприятие формы, величины, цвета предметов.
Зрительное восприятие.
Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.
Слуховое восприятие.
Восприятие пространственных отношений.
Восприятие временных отношений.
Организация коррекционно-развивающей сенсорной среды занятий.
Список рекомендуемой литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии, сборник игр и игровых упражнений, Метиева Л.А., Удалова Э.Я., 2007 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
«Э.Я. Удалова РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Москва ББК 88 М54 Научный руководитель серии И.Ю. Левченко, доктор психологических наук, профессор Метиева Л.А., . »
Серия «Специальная психология»
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Научный руководитель серии И.Ю. Левченко,
доктор психологических наук, профессор
Метиева Л.А., Удалова Э.Я .
Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможМ54
ностями здоровья. — М.: Национальный книжный центр,
2016. — 192 с. — (Специальная психология.) ISBN 978–5–4441–0070–7 В пособии раскрываются методические и организационые подходы к сенсорному развитию дошкольников и младших школьников .
Представлены конспекты занятий, разработанные в соответствии с авторской программой по развитию психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников в условиях коррекционных образовательных организаций .
В электронном приложении к книге представлены раздаточный и демонстрационный материалы, необходимые для проведения занятий и способствующие более объемному восприятию программы ребенком .
Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных организаций, учителям начальных классов корреционно-развивающего обучения, студентам педагогических вузов, родителям .
ББК 88 Оригинал-макет данного издания является собственностью ООО «Национальный книжный центр» (НКЦ), и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещено Дополнительные материалы к пособою вы можете скачать на странице сайта www.nbcmedia.ru/download ключ: 5444100707 © Метиева Л.А., Удалова Э.Я., 2012 © Оформление ООО «Национальный книжный центр», 2015 ISBN 978–5–4441–0070–7 Содержание Содержание Введение. 5 Организация.занятий. .
по.развитию.сенсомоторики. 7 Особенности развития сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. 7 Коррекционные занятия в структуре образовательного процесса. 13 Специфика занятий по развитию сенсомоторики в школах VIII вида. 18 Принципы формирования коллектива детей для коррекционных занятий по развитию сенсомоторики
Внедрение в процесс обучения форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в овладении школьной программой, имеет большую социальную и педагогическую значимость. Кроме того, существует категория детей с особыми образовательными потребностями, для которых реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении весьма значима, – это дети, обучающиеся в коррекционных школах .
Одна из форм оказания дифференцированной психологической помощи детям – специальные коррекционные занятия. Как составная часть учебного плана такие занятия введены только в специальных (коррекционных) школах VIII вида .
Коррекционные занятия – это специальная пропедевтическая работа, которая позволяет через использование практических упражнений подготовить ребенка к усвоению системы знаний об окружающей действительности. Деятельность психолога на занятиях нацелена на исправление недостатков психического развития ребенка и повышение его возможностей в обучении с помощью специальных средств психологического воздействия .
В данном пособии представлены конспекты коррекционных занятий, разработанные в соответствии с авторской программой по развитию психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников в условиях коррекционных образовательных организаций .
Такие коррекционные занятия нацелены на обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, обонятельного, вкусового – в единстве с двигательным развитием. Сенсомоторное развитие, осуществляемое через интеграцию сенсорных процессов и движений тела, позволяет прорабатывать базовые жизненные и учебные функции ребенка: видение, слушание, запоминание, ориентировку, тонкую моторику кисти руки, речевой аппарат, глазодвигательные координации и др .
Конспекты занятий сопровождаются краткими методическими рекомендациями по изучению основных направлений сенсорного развития, а именно:
– восприятие формы, величины, цвета;
– восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
– восприятие пространственно-временных отношений .
Особое внимание уделяется моторно-кинетическому и кинестетическому развитию .
Отметим, что содержание программы и разработанные в соответствии с ней конспекты являются ориентировочными. Педагог, исходя из уровня развития детей, может сам расширить программный материал или, напротив, сократить его, дозировать время на изучение отдельных тем, самостоятельно выстраивать последовательность их прохождения и сочетания .
В пособии рассмотрены вопросы о комплектовании и специфике занятий по развитию сенсомоторики, создании коррекционноразвивающей среды занятий .
Представленные методические и практические разработки окажут помощь не только педагогам-психологам и дефектологам коррекционных учреждений, но и учителям начальных классов коррекционноразвивающего обучения общеобразовательных школ при проведении индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в учебе; будут полезны студентам педагогических институтов и колледжей; родителям, которые самостоятельно готовят своих детейдошкольников к школе .
Условные обозначения:
— Приложение на сайте www.nbcmedia.ru
Особенности развития сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья Восприятие – необходимый этап познания, который заключается в целостном отражении предметов (явлений), возникающем при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств .
Целостное восприятие является важным условием правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром . Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведет к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит очень неравномерно .
Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции .
Процесс восприятия характеризуется рядом свойств .
• Для восприятия любой модальности свойственна избирательность (выделение объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка);
• Предметность – основной результат процесса восприятия, определяющий, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отражена ли в восприятии его структура .
• Для нормального функционирования восприятия характерна константность – способность узнавать объект вне зависимости от условий восприятия (расположения, удаленности, освещенности и т.д.) .
Рассмотрим, как проявляются указанные свойства у детей с нарушениями интеллектуальной сферы .
В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие у данной категории детей. Установлено, что восприятие носит предметный характер, то есть все свойства предмета не отделяются от самого предмета. Причем ребенок с интеллектуальной недостаточностью выделяет, преимущественно, наиболее яркие свойства, а иногда – всего лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. В обозреваемом объекте «выхватываются» отдельные части, при этом недооценивается важный для общего понимания материал, что подтверждает узость объема восприятия. Нарушена избирательность восприятия: дети с интеллектуальными отклонениями долго не могут выделять главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности у них постепенно развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать схожие свойства в разных предметах и разные – в одном предмете .
Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется в узости и недостаточной точности представлений об окружающей действительности, наличии частных и случайно запомнившихся фактов. Кроме того, как показывают исследования отечественных психологов (П.Б. Шошин и др.), скорость восприятия у детей становится значительно ниже из-за любого отклонения от оптимальных условий: малая освещенность; поворот предмета под непривычным углом; контурные, зашумленные и перекрытые изображения; частая смена сигналов (объектов); сочетание или одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии). Большое количество ошибок дети с интеллектуальной недостаточностью допускают при восприятии изображения перевернутых, по-разному расположенных предметов, ошибочно принимая их за иные изображения, за «новый» предмет, расположенный правильно (К.И. ВереОрганизациязанятийпоразвитиюсенсомоторики 8• сотская). Также дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы. Данные факты означают, что восприятие более сложных форм аналитикосинтетической деятельности зрительного анализатора отстает от более простых форм .
Ученый-психолог И.М. Соловьёв подчеркивал, что многопредметный участок действительности оказывается для таких детей «малопредметным». Слабость обозрения объясняется особенностями зрительного восприятия: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью – последовательно, а значит, воспринимают меньший объем и большинство деталей «теряют» .
Недостаточная активность, слабая целенаправленность у детей с интеллектуальными нарушениями проявляется в отсутствии стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах. При этом наблюдается снижение остроты зрения, что не позволяет выделить в объекте присущую ему специфику .
Обозначенные особенности сказываются на различении цвета. Доктор психологических наук Ж.И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом характерным является соединение в одну группу малосходных цветов, неразличение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков .
Своеобразие зрительного восприятия детей с интеллектуальными нарушениями отчетливо проявляется при рассмотрении сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным (И.М. Соловьёв, Н.М. Стадненко) .
Итак, нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и отсутствии дифференциации зрительных образов, инертности, непрочности зрительных следов, а также в отсутствии адекватной связи слова с визуализацией предмета .
Указанные особенности являются характерными практически для любого вида восприятия, что подтверждают имеющиеся научные исследования .
Искаженность предметно-пространственных представлений (Т.Н. Головина) проявляется в сглаживании представлений, бы
Дети с интеллектуальной недостаточностью неточно понимают и употребляют в активной речи предлоги. Это свидетельствует о нарушении осознания пространственных отношений между предметами, сложность в обобщении и адекватном обозначении этих понятий. Дефектное развитие словесно-логического мышления не обеспечивает базы для полноценного осмысления пространственной ситуации .
Становится ясно, что характерные трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире .
Особенно отчетливо указанные проблемы становятся видны в процессе овладения грамотой, счетом, на уроках труда, географии, рисования, физкультуры .
Нарушения ориентировки в пространстве оценивается многими исследователями (Т.И. Головина, И.М. Соловьёв и др.) как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов данной патологии развития .
В области изучения проявления осязания у детей с интеллектуальными нарушениями имеются лишь единичные исследования. А.П. Гозова изучала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их контурных изображений .
По результатам исследований было выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью детей .
Кроме того, у многих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отмечаются скованность, неполный объем движеОрганизациязанятийпоразвитиюсенсомоторики 10 • ний, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием .
Характеризуя различные виды ощущений и восприятия, необходимо сослаться на положение доктора психологических наук В.И. Лубовского о том, что всем детям с ОВЗ свойственны снижение темпа и качества переработки информации; ограниченность, неполнота формирования образов и понятий. А.Н. Цымбалюк отмечает также общую пассивность восприятия, проявляющаяся в желании подменить сложную задачу более легкой.
Низкий уровень анализирующего наблюдения детей с интеллектуальными отклонениями проявляется в следующем:
– ограниченный объем анализа;
– преобладание анализа над синтезом;
– смешение существенных и несущественных признаков;
– преимущественная фиксация внимания на видимых различиях объектов;
– редкое использование обобщенных терминов, понятий .
Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта вне зависимости от канала восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность .
Итак, у детей с ОВЗ наличествуют нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Каждый анализатор, входя в систему органов чувств, несет на себе влияние деятельности всей системы. Это означает, что при недоразвитии одного из них изменяются взаимодействие всех анализаторов, модифицируются межанализаторные связи. При этом, как отмечают психологи и психофизиологии (С.В. Кравков, И.М. Соловьёв и др.), межанализаторное взаимодействие сказывается на точности, полноте и скорости процессов создания образов. Например, исследования взаимодействия осязания и зрения в процессе восприятия детьми стимульного материала показывают лучшие результаты, не
Совершенствование системы образования, происходящие в ней процессы интегрирования требуют внедрения в практику работы всех видов образовательных организаций комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования .
Одной из форм оказания дифференцированной психологической помощи детям с проблемами в развитии могут стать специальные коррекционные занятия. Однако как составная часть учебного плана, коррекционные занятия введены только в специальных (коррекционных) школах VIII вида (Приложение 1) .
Коррекционные занятия – это специальная пропедевтическая работа, которая позволяет через использование практических упражнений подготовить ребенка к усвоению системы знаний об окружающем. Деятельность педагога-психолога на таких занятиях нацелена на исправление недостатков психического развития ребенка и повышение его возможностей в обучении с помощью специальных средств психологического воздействия .
При организации коррекционных занятий следует ориентироваться на основополагающие принципы, которые разработаны в отечественной психологии и дефектологии (Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, А.Н. Леонтьев, В.Г. Петрова,
У.В. Ульенкова и др.):
1. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах (Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина):
– началу осуществления коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования с целью определения задач коррекционной работы;
– коррекционно-развивающая деятельность требует постоянного контроля за динамикой изменения познавательных способностей .
2. Деятельностный принцип коррекции. Основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в отечественной науке (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), центральный момент которой – положение о роли деятельности в психическом развитии
Коррекционныезанятиявструктуреобразовательногопроцесса • 13
ребенка. Деятельностный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей .
Основным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной предметно-практической деятельности, в ходе которой создаются условия для ориентировки в окружающем мире и максимально возможного при этом развития всех познавательных способностей. Органическое единство практической и мыслительной деятельности способствует усвоению детьми базисных знаний и умений, что так важно в школьном обучении .
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка. Знание возрастных норм психического развития позволяет педагогупсихологу учитывать, насколько каждый ребенок приблизился к оптимальному уровню развития психики на данном возрастном этапе, дает возможность оказать необходимую психологопедагогическую помощь ребенку в тот период, когда он наиболее восприимчив к ней, то есть в сензитивный период развития .
4. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов свидетельствует о том, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на более развитые психические процессы. Использование методов, активизирующих эти психические процессы, оказывается эффективным путем коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Учитывая, что развитие человека не является единым процессом – оно гетерохронно, следует опираться на те составляющие, что уже сформированы. Например, если отстает развитие произвольных процессов, то непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах .
5. Принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, разработанный Л.С. Выготским, предполагает, что под руководством педагога у ребенка возникают операции и формы деятельности, которые в дальнейшем становятся его самостоятельной деятельностью. Эффективно только то обучение, которое осуществляется, несколько опережая развитие ребенка, однако не превышает его возможностей и ведет за собой развитие .
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия определяет необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Основными подходами применения системы учебно-практических заданий на коррекционных занятиях должны быть следующие:
– овладение способами самоконтроля;
– усложнение и варьирование заданий;
– уменьшение помощи педагога;
Принципиально важным является условие формирования положительного эмоционального отношения к деятельности .
Обучение на коррекционных занятиях строится таким образом, что позволяет совершенствовать мыслительные и оперативные возможности детей за счет использования различных дидактических игр и упражнений, тренинговых заданий, элементов продуктивных видов деятельности и др .
7. Принцип отбора и комплектования подгрупп детей для коррекционных занятий. Коррекционные занятия строятся на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода, что диктует необходимость тщательного отбора и комплектования подгрупп детей, имеющих идентичные характерные недостатки развития. От этого и будет зависеть эффективность работы на занятии .
Неоднородность состава первого (и любого другого) класса требует учитывать готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести дефекта, индивидуально-типические возможности ребенка . В каждом классе встречаются дети, которые усваивают материал медленно и не полностью, плохо запоминают и удерживают в памяти то, что изучается на уроках; их знания недостаточно прочны и четки. Кроме того, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других значительно ослаблены процессы зрительного восприятия, не сформирована ориентировка в пространстве и др. Есть дети с расторможенным поведением, поэтому им трудно сосредоточиться, прилагать длительные усилия, достичь конечный результат в деятельности. Выполняемая школьниками деятельность имеет качественные различия, которые могут касаться темпа выпол
Полноценные представления о предметах, объектах, явлениях окружающего мира складываются благодаря совокупной деятельности различных анализаторов. Этот процесс двуедин: с одной стороны – чувственный опыт является основой для формирования познавательных способностей, а с другой стороны – формирование любых образов и представлений об окружающей действительности в определенной степени всегда связано с мышлением, памятью, вниманием .
Основная идея курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (Приложение 1) состоит в том, чтобы показать ребенку с интеллектуальной недостаточностью способы познания окружающего мира через максимально возможное использование всех анализаторов. В результате ребенок должен научиться накапливать фактический материал, путем наблюдений устанавливать имеющиеся зависимости, научиться анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, оценивать, сопоставлять факты, делать выводы .
Коррекционная направленность занятий по развитию сенсомоторики проявляется в исправлении нарушенных психических функций – недостаточность зрительного, слухового восприятия, трудности осязательного восприятия, нарушения временной и
«Георгий Гурджиев ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ Георгий Гурджиев ВСТРЕЧИ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ ВВЕДЕНИЕ С тех пор как я закончил писать свою первую книгу, прошел один месяц период, который необходимо было посвятить отдыху. Как вы можете узна. »
«1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы с актуально одаренными детьми и с мотивированными. »
«Голощапов Н. М. Сорогин А.С. БОГ И ЧЕЛОВЕК (взаимоотношения между ними) ТОМ ТРЕТИЙ Тюмень ББК 86.2 Г61 Голощапов Н.М., Сорогин А.С. Бог и человек (взаимоотношения между ними). В трёх томах. Том третий. – Тюмень: ИД «Титул», 2016. – 480 с. ISBN 978-5-98249-055-5 В это. »
«А. А. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ 1898 — 1920 ОБЩИНА ХУДОЖНИКОВ ОБЩИНА ХУДОЖНИКОВ А. А. Л А П П О Д А Н И Л Е В С К И Й ТЕКСТ К. С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА, БЕНИТЫ Э С С Е Н, Я. Ч А Х Р О В А И П. Л О Ш К А Р Е В А ШЕСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕНИНГРАД Ленинградский Областлит M 5697. Тираж 500 — 2 л. »
«О7787Э1 Тихонов Анатолий Сергеевич ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДУШИ И ТЕЛА Специальность онтология и теория познания 09.00.01 Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Чебок. »
«Философские науки – 8/2016 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Конференции, семинары, круглые столы «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ФИЛОСОФИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ИННОВАЦИИ» IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, МИРЭА, 2015. »
«Деловая психология Морозов Александр А. Морозов Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельства. »
2018 www.new.pdfm.ru — «Бесплатная электронная библиотека — собрание документов»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник