Влияние семейного воспитания на психическое здоровье дошкольника
Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоро¬вья ребенка. Именно с близкими (мамой, папой, бабушкой) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром. Впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в даль¬нейшем постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Так, если взаимодействие ребенка с взрослым ограничивается лишь формаль¬ным уходом и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым (например, при помещении ре¬бенка раннего возраста в дом ребенка), то он во многом начинает отста¬вать от своих сверстников в физическом, интеллектуальном и эмоцио¬нальном развитии. Такие дети пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и за¬ботой родных, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появ¬ление которых обусловлено не наследственными, а социальными факто¬рами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотно¬шений. Более того, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому родителям с пер¬вых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие его. Можно выделить три основные группы фак¬торов, которые оказывают влияние на психологическую атмосферу в се¬мье, и, следовательно, на психическое здоровье ребенка: социально-пси¬хологические, социально-культурные и социально-экономические.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоп¬риятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением тем¬па современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условия¬ми для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической по¬мощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отра¬жение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, такие, как не¬удовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, помещение ребенка в ясли. Помещение ребенка в д/у до трех лет или привлечение няни в этом возрасте является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно разлито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней. При частых и дли¬тельных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потреб¬ность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. К трем годам у ребенка появляется желание стать независи¬мым, желание общаться с другими детьми, и его можно помещать в детс¬кий сад, не опасаясь за его здоровье.
К социально-психологическим факторам, влияющим на психичес¬кое здоровье детей, относятся такие, как дисгармония семейных отно¬шений, семейного воспитания, нарушения в сфере детско родительских отношений. Дети-дошкольники имеют тесную эмоциональную привя¬занность к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимос¬ти от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок не может еще хорошо ориентироваться в тонкостях меж¬личностного общения, неспособен понимать причины конфликтов меж¬ду родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителя¬ми воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасно¬сти. Во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем кон¬фликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин любви. Таким образом, частые конф¬ликты, громкие ссоры между родителями вызывают у дошкольников по¬стоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Считается также, что психическое здоровье ребенка зависит и от сти¬ля родительского воспитания, от характера взаимоотношения родите¬лей и детей. В литературе встречаются различные классификации сти¬лей и типов родительского воспитания, анализ последствий. Так, выде¬ляют демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания. Демократический стиль характеризуется высоким уров¬нем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с деть¬ми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью по¬мочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, стремле¬нием контролировать других детей (причем сами не поддаются контро¬лю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле вос¬питания родители берут на себя функцию контроля за поведением де¬тей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. Дети послушны, неагрессивны, нерешительны. При смешанном стиле воспи¬тания дети чаше всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, нелюбопытные, с бедной фантазией.
Особый интерес представляют изучение и классификация неправиль¬ных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Н. Исаев выделяют три типа неправильного воспитания:
1. Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контро¬лирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти¬тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее воспитание — тревожно-мнительное отноше¬ние родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его ста¬тус среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи».
Все эти типы воспитания ведут к невротизации ребенка. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состо¬яния здоровых детей. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понима¬ние родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и пере¬живаний, умение поставить себя на место своих детей.
Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, приложить к своему ребенку. Но можно дать некоторые рекомендации:
1. Поверьте и уникальность своего ребенка, он не похож на вас самих, поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной вами жиз¬ненной программы, и достижения поставленных вами целей, предос¬тавьте ему право прожить жизнь самому.
2. Позвольте ребенку — быть самим собой, со своими недостатками, слабо¬стями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опи¬райтесь на сильные стороны ребенка.
3. Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, дайте ему по¬нять, что будете его любить всегда, при любых обстоятельствах.
4. Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте ею тогда, когда ему этого хочется.
5. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и по¬ощрение, чем наказание и порицание.
6. Постарайтесь, чтоб ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтоб их было немного, самые основные на ваш взгляд) и позвольте ребенку действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установ¬ленных запретов и разрешений.
7. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инст¬рукции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
8. Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. В процессе игры вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, поня¬тия о жизненных правилах и ценностях.
9. Чаше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему необходимые явле¬ния и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку на¬учиться словесно выражать свои чувства и переживания, научиться понимать и анализировать свое поведение и поведение других людей.
10. Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаше полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.
Источник
Психическое здоровье родителей, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них:
Практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с особенностями в развитии. Это может объясняться следующими причинами.
В результате рождения ребенка с особенностями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Качественные изменения в таких семьях проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом.
Рождение ребенка с особенностями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Деформируются:
- сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;
- система отношений членов семьи с окружающим социумом;
- особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.
- психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка;
- наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;
- отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.
Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с особенностями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, согласно нашим наблюдениям, не столь сильно подвергается изменениям, так как бóльшую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Отец особенного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка. Приведенные характеристики, как правило, являются наиболее распространенными. Но, безусловно, есть и исключения из правил.
Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую особого ребенка, неизмеримо значительнее. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми постоянно. Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов.
Вследствие того что рождение особенностями ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, личность матери может претерпевать значительные изменения (В. А. Вишневский, 1987). Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности и существенно нарушить ее социальную адаптацию.
После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда).
Рождение ребенка с проблемами в развитии оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи, является развод. Не всегда внешней причиной развода называется ребенок (родители ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств). Тем не менее объективным стрессором, фрустрирующим психику членов семьи, является сам факт рождения особого ребенка и состояние его здоровья в последующий период. Сложившаяся новая ситуация становится испытанием для проверки подлинности чувств как между супругами, так и между каждым из родителей и больным ребенком. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Однако часть семей не выдерживает такого испытания и распадается, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с особенностями в развитии. В силу этой причины некоторые семьи отказываются от рождения других детей.
Есть семьи, в которых воспитывается еще один или два здоровых ребенка. В большинстве из них ребенок с нарушениями развития является последним из родившихся. Тем не менее в таких семьях имеется больше благоприятных возможностей для нормализации психологического состояния родителей по сравнению с объективными возможностями родителей, воспитывающих единственного ребенка с особенностями.
Отношения в семье могут ухудшаться не только между супругами. Они могут изменяться между матерью и ее родителями или родителями ее мужа. Особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку. Жалость к своему внуку и его матери могут длительное время пронизывать взаимоотношения близких людей.
Различен образовательный уровень родителей. Неверным оказывается бытующее до сих пор в обществе мнение о том, что «больные» дети рождаются лишь в семьях с низким социальным и культурным уровнем. Многие родители имеют высокий и очень высокий социальный статус.
Однако часть матерей в силу сложившихся обстоятельств после рождения ребенка с особенностями в развитии вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить ее. Уход женщины с любимой работы не только лишает ее заработка, но и изменяет ее социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи. Некоторые матери находят в себе силы и возможности для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения как своего ребенка, так и других детей.
Некоторые родители занимают иждивенческую или безынициативную позицию. Родители считают, что преодолением проблем их ребенка должны заниматься специалисты и сотрудники учреждений, в которых их дети воспитываются, обучаются или продолжительно лечатся и живут.
Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей.
Согласно литературным данным соматические заболевания у родителей детей с особенностями в развитии имеют следующие особенности. Матери жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают: расстройства менструального цикла и ранний климакс; частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом. Матери часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние общей депрессии и тоски.
Наличие огромной физической нагрузки, которая, несомненно, истощает силы и влияет на соматическое состояние родителей, психологический фактор и ничем не измеримая тяжесть переживаемого играют первостепенную роль. Как известно, «патогенно то переживание, которое занимает значимое место в системе отношений личности к действительности». Для родителей особых детей в первую очередь патогенными являются психологические особенности развития их детей. Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий — все эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией их личности на травмирующее переживание, но и ответной защитной реакцией всего их организма.
Особо значимым является воздействие на отдельных матерей повторных психотравм, уже не связанных непосредственно с состоянием здоровья и особенностями развития их ребенка. К таким травмам могут относиться как достаточно легкие — конфликты в транспорте или в магазине, конфликт с начальством, увольнение с работы, ссора с родственниками, страх перед исключением ребенка из учебного учреждения по причине неуспеваемости, так и более тяжелые — уход мужа в другую семью, развод, смерть близкого человека. Новая травмирующая ситуация оценивается такими родительницами как более тяжелая, длительная и глубокая. Они как бы принимают от жизни удар за ударом, и каждый новый травмирующий их психику стресс низвергает их все ниже и ниже.
Оказывается, что отзвучавшие системы переживаний при определенных условиях могут иметь влияние на переживания данного момента. Важнейшими из этих условий являются степень завершенности отключенной системы переживаний и ее эмоциональная значимость. По мере взросления детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться, и то не всегда, однако это вовсе не означает, что переживание завершается и отключается от настоящего.
Источник