Психологическое здоровье – залог успешной жизни
Что такое здоровье?
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная Организация Здравоохранения)
Категория здоровья складывается из трех компонентов:
Физическое здоровье, как правило, определяется удовлетворенностью человека функционированием своего организма (отсутствием болевых симптомов).
Труднее определить психическое и социальное здоровье. Очень сложно найти критерии психического и социального благополучия. Обычно человек жалуется окружающим на трудности в жизни и трудности общения, на проблемы психологического и социального характера. Таким образом, «здоровье» рассматривается, как мера способности человека быть активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности.
Что такое психологическое здоровье?
Психологическое здоровье – это отсутствие сильно выраженных отклонений душевной жизни человека, мешающих его социально-психологической адаптации, достижению целей и задач, которые человек ставит перед собой.
Психологическое здоровье — более широкое понятие по отношению к психическому здоровью. Нарушения психического здоровья — психозы, неврозы и другие расстройства, требуют, в большинстве случаев, компетентного вмешательства психиатра. Нарушения психологического здоровья — это лишь стойкие негативные изменения в работе психических процессов, склонность к дискомфортным психическим состояниям, расстройства характера, наличие аддиктивных зависимостей, проявление весьма необычных интересов и склонностей. К психологическому нездоровью относят также комплексные расстройства в душевной жизни, например излишнюю склонность к психологическим защитам.
Основные критерии психологического здоровья
- адекватное восприятие окружающей среды;
- осознанное совершение поступков;
- активность, работоспособность, целеустремлённость;
- способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь;
- чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям;
- способность составлять и осуществлять свой жизненный план;
- ориентация на саморазвитие;
- целостность личности.
Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами в изменяющемся мире, способен формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие полноценную жизнь.
3 уровня психологического здоровья:
— Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.
— Адаптивный, средний уровень , проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.
— Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:
— поведение при разрешении конфликта характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих.
— поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек «в любой монастырь идет со своей молитвой». Их девиз: «Нам все равно как, лишь бы по-нашему».
К признакам низкого уровня здоровья также относятся: непонимание своих потребностей, эмоций, способностей, конфликтов и нежелание их осознавать; игнорирование и искажение реальности с помощью защитных механизмов, ее замена фантазиями, ложью; неумение установить баланс своих и чужих потребностей, неуважение либо к потребностям других, либо к своим, эгоцентрический смысл жизни (обладание и разрушение), использование других как средства достижения своих целей, неспособность к самоотдаче и любви, забота только о самом себе и др.
Психолог А. Маслоу (Abraham Maslow) о психологическом здоровье
«Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее. Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен увидеть больше правды, и более высокой правды. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению».
Таким образом, психологическое здоровье – это неотъемлемая часть здоровья человека. Узнать больше о формировании и поддержании психологического здоровья можно в наших статьях:
Статью подготовила: медицинский психолог Шахрай Е.О.
Источник
Статья «Психологическое здоровье личности»
специалист в области арт-терапии
Психологическое здоровье личности
Проблема психологического здоровья личности, проживающей в неустойчивом, изменяющемся обществе, трудных, сверхэкстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в окончании прожитого — начале нового, XXI столетия — века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии [3].
Трудность обсуждаемой тематики заключается в том, что сам термин «здоровье», конкретно сопряжен с медициной, а его расстройство — с неотъемлемым лечением у врача, экстрасенса и иных разных направлений традиционной и нетрадиционной медицины. Психологическое здоровье связывается, как правило, со специалистами в области психиатрии и психотерапии.
Психология здоровья – это наука о психологических факторах здоровья, о способах и средствах его сохранения, поддержания и формирования. Цель психологии здоровья, согласно суждению В.А. Ананьева, не может быть полностью определена, так как она выходит за границы только сохранения здоровья. Само здоровье способно рассматриваться как требование для эффективного достижения человеком запланированных актуальных целей [1]. Подобным образом, В.А. Ананьев полагал, что «главный принцип формирования здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья собственную цель» [1, с. 103].
По взгляду И.В. Белашевой психологическое здоровье – это состояние личности, обеспечивающее ее стойкое формирование и успешный личностный рост. Психологическое здоровье, комплекс установок, свойств и функциональных возможностей, которые дают возможность индивиду приспособиться к окружению [2]. Это более популярное установление, хотя сформировать более применимое для абсолютно всех определение психического здоровья едва ли возможно, так как фактически невозможно объединить воедино все убеждения по данной проблеме, сформировавшейся в различных человеческих сообществах и культурах. Человек, существенно отклоняющийся от стереотипов собственного сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время понятия о психической болезни разнообразны в различных культурах и в различные времена внутри любой культуры. Образцом первого может служить тот случай, что многие племена индейцев, в отличие от многих других американцев, полагают галлюцинации нормальным явлением; пример 2-го — изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как правонарушение, затем как психическая болезнь, а сегодня — как вариант сексуальной адаптации [2].
С окончания ХIХ в., в последствии трудов З.Фрейда, а затем К.Юнга и иных ученых в психологии и психиатрии утвердилась теория о несводимости психической жизни к осознанному опыту. На изучения психики и ее расстройств очень воздействовало фрейдистское учение о том, что наша осознанная душевная жизнь обусловливается бессознательными понятиями, импульсами, чувствами и противостоящими им защитными механизмами [4].
Это влияние фрейдизма сберегается и вплоть до данного времени; исключение составляют бихевиоральные (поведенческие) концепции психической деятельности, пользовавшиеся огромным воздействием в течение некоторых десятков лет (вплоть до 1950-1960-х годов). Их приверженцы отвергали теорию о роли бессознательного в психической жизни, полагая, что она не требуется для пояснения поведения.
Для выполнения междисциплинарных изучений человеческого сознания современная психология ввела взаимосвязи с иными науками — антропологией, нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой. Концепция психического здоровья часто обусловливается в определениях данных наук ХХ в. Психологов Х I Х в., незнакомых с подобной терминологией, возможно, удовлетворила бы подобная формулировка нынешних взглядов на психологическое здоровье: здоровая психика — та, которая результативно отвечает на стимулы сферы осознанными и неосознанными реакциями [3].
Все более известной становится на сегодняшний день концепция французского специалиста по психологии ХIХ в. П.Жане о том, что некоторые психические понятия недосягаемы нашему сознанию. Данные подсознательные представления — не тот кипящий котел неприемлемых идей, о котором прописал Фрейд, однако все же большую часть времени они не осознаются.
Изучив абстрактные аспекты трудности с точки зрения научных работников, допускается особо отметить последующую классификацию нарушений психологического здоровья личности [2]:
1. Защитная агрессивность (основной первопричиной представляется несоблюдение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной домашней обстановкой, где главная роль агрессии – защита от внешнего мира, который кажется ребенку опасным). В этом случае личность часто конфликтует, громко разговаривает, выпаливает и выражает усиленную направленность к лидерству.
2. Деструктивная агрессивность (первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления). Такая личность стремится к употреблению слов анальной проблематики, стремиться что-либо сломать, порвать порезать, проявляет косвенную агрессию и радость при разрушении чего-либо, проявляет неуверенность, сверхконтроль.
3. Демонстративная агрессивность (такие личности желают получения негативного внимания. Их цель не защита от окружающих и не причинение вреда, а привлечение внимания к себе).
4. Страхи (личности с данной проблемой заявляют о большом количестве источников страха, многие страхи имеют постоянный характер, а реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают, но страх наносит ущерб качеству жизни).
5. Социальные страхи (дети с пассивным поведением в конфликте не могут проявить чувство гнева, они становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения). Поведенческие признаки детей с социальными страхами: соответствуют установленным нормам, образцам поведения; стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибиться, при этом не способны к агрессивным действиям; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; остро реагируют на неуспех и пр.
6. Замкнутость (пассивная личность замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах, где у замкнутых личностях снижено внимание, отсутствует спонтанность, живость и невелико количество контактов со сверстниками) [2].
Классификация нарушений психологического здоровья личности продемонстрировала, что психологическое здоровье представляется весьма широким определением, включающим в себя огромное количество компонентов, оказывающих воздействие как друг на друга, так и на единую картину развития человека. И, безусловно, несомненна значимость изучения проблемы психологического равновесия личности.
Таким образом, в нынешних условиях жизни, когда неприятности и стремительный жизненный ритм проявляют ежедневное влияние на психику человека, резко встаёт проблема сохранения психологического здоровья.
1.Ананьев В.А. Основы психологии здоровья, М.: Академия, 2012. -212 с.
2.Белашева И. В. Толерантное поведение как критерий психологического здоровья личности // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – 342 с.
3.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2014. — 352 с.
4.Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье, М.: Сфера, 2013.-288 с.
Источник
В чём заключается психологическое здоровье?
Понятие психологического здоровья
Впервые термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной, которая и определила психологическое здоровье как необходимое условие полноценного функционирования и развития личности в процессе своей жизнедеятельности.
Более целостное и развёрнутое описание психологически здоровой личности даёт профессор, доктор педагогических наук О.В.Хухлаева:»это человек спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно-умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Про эмоциональное здоровье и благополучие подробнее
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония» или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс»
Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной полноценной жизни. Безусловно каждому необходимо стремиться укрепить психологическое здоровье и постараться сохранить его. Ведь устойчивое психологическое здоровье – это общее благополучие личности, адаптивность, активность, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п., что само собой ведёт к успешной жизни во всех её проявлениях. Закон Паркинсона — секрет финансового успеха
Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации внутриличностных ресурсов. Основы сохранения психологического здоровья
Что способствует становлению психологически здоровой личности?
Многие учёные обосновывают положительную роль трудных ситуаций и различных препятствий в процессе развития личности. Несомненно конфликты и всевозможные трудности могут приводить к негативному влиянию на личностное развитие, но они же способствуют и развитию воли, и накоплению опыта преодоления препятствий, а также мотивируют к саморазвитию. Ещё В. Франкл писал о том, что всякая трудная ситуация, принесшая страдание, только тогда имеет смысл, когда она делает человека лучше, т.е. имеет развивающее и обучающее значение.
Выделяют следующие условия формирования психологически здоровой личности:
1 Баланс между интеллектуальным, эмоциональным и физическим напряжением и расслаблением;
2 Положительный фон настроения;
3. Формирование социального интереса.
Уровни психологического здоровья
Высший уровень психологического здоровья — креативный. Такой уровень психологического здоровья имеют люди с устойчивой адаптацией к среде, которые постепенно накапливают внутренние ресурсы для преодоления стрессовых ситуаций. Людям с развитым уровнем психологического здоровья характерно активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции и тому подобные признаки душевного и психического благополучия.
К среднему уровню — адаптивному уровню психологического здоровья относят людей, в целом адаптированных к окружающей действительности и социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют достаточного резерва прочности психологического здоровья и могут периодически нуждаться в психологическом сопровождении. Жизнь после стресса. Последствия сильного стресса
Низший уровень психологического здоровья — дезадаптивный. Люди с таким уровнем психологического здоровья — это люди, которые используют для разрешения внутреннего конфликта ассимилятивный стиль поведения, характеризующийся прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям.
Неконструктивность данного стиля проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих, а это зачастую приводит к разрушению личности и её психологического здоровья.
Факторы, приводящие к психологическому нездоровью
К серьёзным последствиям нарушения психологического здоровья человека можно отнести всевозможные формы социопатии, психопатии, невротизм, алкоголизм и т.д. Психологическое нездоровье может проявляться в различных формах агрессии, во враждебности, в депрессивных состояниях, в постоянном чувстве вины, страхе, патологических привязанностях, в преобладающей позиции жертвы и др. Что приводит к таким нарушениям?
К факторам риска нарушения психологического здоровья относят: объективные факторы или факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Под объективными факторами риска понимаются семейные неблагоприятные факторы, а также факторы, связанные с воспитательным процессом, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. К субъективным факторам относят индивидуальные особенности темперамента, уровень тревожности, особенности саморегуляции, уровень притязаний, устойчивость к стрессу, включающая в себя контроль, самооценку и т.д.
К факторам, провоцирующим пограничные расстройства психики относят биологические факторы (влияние сложных физических, химических, климатических и других явлений); социальные факторы (материальные проблемы, финансовые лишения, отсутствие или потеря работы и т.д.);
и психологические факторы (конфликты в семье или на работе, несчастная любовь и т.п.)
Критерии психологического здоровья
Психологически здоровый человек адаптирован к той среде, в которой проживает, к социуму, умеет нормально переносить процесс адаптации к изменяющимся социальным и другим условиям жизни, работы или окружающей среды в целом, уверен в том, что его поведение определяется прежде всего им самим, а не только культурными стереотипами.
Человек, который психологически здоров имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно проходит возрастные кризисы, позитивно относится к себе и к окружающим, не испытывает страхов, когда для этого нет реальных оснований, ответственен за свои поступки, самостоятелен.
К другим критериям психологического здоровья человека можно также отнести: адекватность понимания общества, осознание поступков, работоспособность и активность, целеустремлённость и коммуникабельность, в целом благополучная семейная жизнь, чувство привязанности к родным, умение планировать, ориентированность на саморазвитие, целостность, гармоничность.
Психологическое здоровье личности также характеризуется позитивной, конструктивной мыслительной направленностью, критическим мышлением, стремлением человека активно разрешать возникающие проблемы и не впадать в уныние или панику, искать положительные стороны жизни и т.д.
Как же сохранить психологическое здоровье?
Укрепление и сохранение психологического здоровья целиком зависит от самой личности и во многом зависит от того, насколько человек готов работать над собой.
Принятие ответственности-это первый шаг на пути к сохранению психологического здоровья.
Необходимо понимать, что никто другой не способен решить ваши личностные или внутриличностные проблемы. Принимая на себя ответственность, человек раскрывает свои подлинные способности, обнаруживает свою сущность. В этом случае мы перестаем обвинять кого бы то ни было в собственных проблемах, что снижает риски утраты психологического здоровья и психического благополучия.
Развитие уверенности укрепляет психологическое здоровье.
Развивать уверенность в себе необходимо для того, чтобы поддерживать своё эмоциональное равновесие. Ведь уверенность в себе начинается с понимания себя, а затем с постепенным самопринятием возникает вера в себя. В меру уверенный в себе человек перестаёт себя обвинять или критиковать, не боится непредсказуемых последствий, он берёт на себя ответственность за свои поступки, а если в чём-то и ошибается, то принимает свои ошибки за опыт, а полученный урок служит для него поводом стать ещё более уверенным.
Психологическое здоровье предполагает, что личность готова эффективно работать над собой, систематически претворять в жизнь новые идеи и стремления.
Если человек психически и эмоционально благополучен, то он сумеет отстоять свою правоту при любых обстоятельствах. Тот, кто хочет добиться в жизни чего-то значительного, не должен опускать руки перед малейшими преградами. Нет ничего грустнее, чем перестать верить в себя и подолгу зацикливаться на происходящих неудачах. Психологическая устойчивость
Чтобы сохранить психологическое здоровье старайтесь ценить себя и окружающих. Проявляйте добродушие и уважение, толерантность, сопереживание, взращивайте доверие к людям и к миру в целом, Как избавиться от плохих навязчивых мыслей?
Источник