статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_potents._vozmozhnostey_detey_s_ovz.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из условий эффективности учебной деятельности является учет особых образовательных потребностей детей, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
При обучении детей с разными возможностями существует прямая необходимость в индивидуализации и дифференциации обучения на разных этапах обучения. Проблема формирования ребенка как субъекта учебной деятельности и в педагогической, и в коррекционной психологии стоит достаточно остро. Многие противоречия в ее решении связаны с невозможностью развития субъектности ребенка в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на учащихся, которое в традиционных педагогических системах обучения продолжает доминировать. Низкая эффективность таких воздействий побуждает многих психологов к поиску оптимальных путей организации образовательного процесса для различных, в том числе и проблемных детей.
Учащимся в различных условиях, возможность получения в том или ином виде обучающей помощи является необходимым условием развития. Поэтому образовательный маршрут этих детей, соответственно, должен иметь такую специфику. Кроме того, личностный смысл и значимость для ученика собственной траектории движения в образовании обозначаются некоторыми авторами таким понятием как « личностный познавательный маршрут».
Личностным познавательным маршрутом называется целостная структура личностных свойств ученика, в которой можно выделить направленность признаков, позволяющих ему наиболее успешно осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал .
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения.
Проблема дифференцированного обучения является актуальной и в рамках разработки и внедрения новых образовательных стандартов. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Осуществляя индивидуальный подход и обучение в зоне ближайшего развития ученика учителю необходимо знать:
что происходит в мышлении каждого конкретного ребенка в процессе обучения;
что именно мы развиваем в ребенке, на что ориентируемся в его интеллектуале, что конкретно изменяем в нем.
Признание идеи неповторимости и индивидуальности каждой личности побуждает к поиску таких технологий, методов и приемов обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию ребенка, сохраняя при этом уникальность его образа.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (он представляет содержательный компонент, отвечает на вопросы «чему учить?», «что должно измениться в личности?»), а также разработанный способ его реализации, прохождения учащегося по индивидуальному образовательному маршруту (а для этого необходимы специальные организация и технологии образовательного процесса, т.е. ответы на вопросы «как учить?», «как воспитывать?», «как организовать педагогическое взаимодействие и общение?»).
Базовым материалом построения индивидуального образовательного маршрута является создание системы диагностических исследований. Мониторинг особенно актуален при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты мониторинговых исследований оформляются в виде карты актуального развития ученика с ОВЗ, что позволяет систематизировать полученные результаты и более эффективно их применять в процессе консультационной и коррекционно-развивающей работы с педагогами, родителями и учащимися.
Наиболее эффективное психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса возможно через создание ситуации успеха — это итог определенного пути, когда приложено немало усилий педагога и ученика, и наступил тот момент, когда в полной мере проявилось «желаемое», то особенное, неповторимое, индивидуальное, которое было незнакомо даже самому ребенку. Именно в этот момент важно создать яркий и запоминающийся «образ успеха», к которому необходимо будет не раз памятью возвращать ребенка, чтобы он эмоционально пережил мгновение, когда он «приподнялся над самим собой», почувствовал себя «другим». Предсказать, когда, в какой момент это произойдет, достаточно сложно. Как сложно и почти невыполнимо возложить право на самого себя создать подобную ситуацию. Толчком к самораскрытию, к самодвижению может стать «другое сознание», и задача — создать максимально широкий диапазон «встреч», разнообразное окружение, как в шкале видов деятельности, так и в плане возможного общения с интересными, яркими, творческими людьми. Подобный путь еще раз убеждает ребенка, что учитель не «над ним», а «рядом с ним», ибо в «развивающей среде» «нуждаются» и взрослые, и дети.
Развитие самостоятельности является одним из важнейших направлений в реализации принципов личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Под термином «самостоятельность» здесь подразумевается создание таких условий («развивающей среды»), которые бы способствовали появлению личностных функций, могли бы «поколебать личностный смысл» (В.В. Сериков), стимулировали выстраивание индивидуальной системы ценностей, своего образа мира в соответствии, в согласовании с общекультурными традициями и ценностями. Проектная деятельность обучающихся уже на начальном этапе в полной мере способствует развитию самостоятельности. Этот основной этап сотрудничества и сотворчества, когда «содержание образования развертывается в контексте культуры учителя и ученика» (Ю.В. Сенько), только тогда будет эффективен, когда процессу «обучения» на смену придет процесс «научения», где предусматривается программа овладения способами деятельности, развития мнемических способностей. Один из главных аспектов научения, по мысли В.Д. Шадрикова, — развитие способностей.
Индивидуальная система ценностей, индивидуальный стиль мышления, индивидуальный способ видения мира определяют «качественную специфику способностей», от которых зависит, «что увидит и запомнит человек, какие решения он примет» (В.Д. Шадриков).
Итак, «поэтапное научение» есть один из элементов «развивающей среды», способствующей поиску ребенком «самого себя». И здесь важно, чтобы ученик почувствовал заинтересованность в этом «поиске», психолога-помощника, побуждающего к проявлению индивидуальности, оказывающего психолого-педагогическую поддержку, он — тот человек, который проявит необычайную радость, когда успех будет достигнут. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что под самообразованием здесь понимается не столько способность самостоятельно обучаться вне контроля учителя, сколько способность быть «творцом своей жизни», здесь самообразование рядом с таким понятием, как «самостроительство», бесконечное выстраивание и совершенствование своего «образа»..
«Выявление субъектного опыта» ребенка-главная ценность для составления индивидуальных образовательных траекторий. Изначально необходимо признать, что он, этот ребенок, является носителем уникального, неповторимого «субъектного опыта» (термин И.С. Якиманской), и поэтому первый «шаг», который необходимо сделать, — это выявить содержание этого опыта. «Выявление субъектного опыта» требует наличия такого фактора, как диалогичность, такого метода, как учебный диалог, в основе которого — согласие, понимание, взаимопонимание, сотрудничество.
Технология поддержки, по мысли Е.В. Бондаревской, помогает ребенку увидеть личностный смысл в образовании и выстроить вместе с наставником индивидуальную программу личностного развития.
« Рефлексивный анализ — самоанализ» позволяет осмыслить эффективность построения индивидуальных образовательных траекторий.
Рефлексивный анализ позволяет отслеживать, «что личность берет себе» из сознательного, духовного опыта, какие ценности становятся для нее личностно значимыми. Ориентация на «воспитание человека культуры» (Е.В. Бондаревская) предполагает помощь в выборе и выстраивании системы ценностей в такой тональности, когда ребенок должен находиться в состоянии осмысления своего опыта, самоанализа этапов своего развития.
Таким образом, основным условием, способствующим формированию и развитию потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоционально комфортный характер образовательной среды в школе. Формирование и развитие потенциальных возможностей, должно стать неотъемлемой чертой обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым.
Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как систем.
Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. Возникает необходимость в быстром освоении этих технологий и встраивания в любую возник.
Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся.
В данной статье представлена работа по формированию временных представленй у детей с легкой степенью умственной отсалости в условиях коррекционной школы.
Мнемотехника — это использование методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Источник
Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема
Дата публикации: 13.11.2016 2016-11-13
Статья просмотрена: 969 раз
Библиографическое описание:
Шелковникова, С. Л. Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема / С. Л. Шелковникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 539-540. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35103/ (дата обращения: 09.06.2021).
Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность — это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, кпрофессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.
Учитывая своеобразие педагогической и воспитательной работы с детьми с нарушениями в развитии, акцент в группировке методов обучения и воспитания мы делали с учетом специфики воздействия разных видов творчества, и опирались на классификацию, предложенную Ю. К. Бабанским, который выделяет три основные группы методов:
‒ методы организации учебно-воспитательной деятельности;
‒ методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
‒ методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
Проектируя и организуя систему работы, основывались на учете следующих принципов:
‒ принцип учета структуры дефекта;
‒ принцип создания ситуации успеха;
‒ принцип доступности материала;
‒ принцип эмоциональной насыщенности;
‒ принцип взаимосвязи разных видов деятельности;
‒ принцип реализации потребности в социальной принадлежности;
‒ принцип создания ситуаций, способствующих формированию
‒ социальных навыков и умений.
Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; слухового внимания и памяти; — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; — навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; — развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.
Исходя из опыта работы, мы определили, что большое значение в развитии творческих способностей детей с ОВЗ имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности детей и подростков преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности
Мы выделяем пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность детей на практических занятиях:
- Объяснение воспитателя. Этап теоретического осмысления работы.
- Показ. Этап инструктажа. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий. Сочетаю наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
- Выполнение работы — это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. На этом этапе особое внимание уделяю тем детям, которые плохо справляются с заданием. Практикую создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого задания. Учебный материал преподношу небольшими дозами, его усложнение осуществляю постепенно.
- Контроль. На этом этапе работы детей проверяются и оцениваются.
Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога, воспитателя.Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Коррекционно-образовательной работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1 / В. И. Андреев — Казанский университет, 2006. — 175 с.
- Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989. — 333 с.
- Белоусов В. И. Новаторство: от идеи до внедрения. — М.: «Советская Россия», 1985.- 126 с.
- Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности — СПб: издательство Буковского, 1994.- 60 с.
- Волков И. П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. — М.: «Педагогика», 1987. — 101–140 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, СПб., 2003. — 157 с.
- Горюнова Л. С. Развитие ребенка как его жизненное творчество. // Искусство в школе. 1993. — № 1.- 97 с.
- Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. // Школа — 1997. — № 2.- 49–53 с.
- Жигорева М. В. Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение — М.: Национальный книжный центр, 2016. -208 с.
- Кузнецов В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. — М.: «Академия», 2007. — 170 с.
- «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983. — 479 с.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 1996. — 280 с.
Источник