Меню

Развитие нравственного здоровья дошкольников

Формирование нравственного здоровья дошкольника

ирина верещагина
Формирование нравственного здоровья дошкольника

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»

Формирование

нравственного здоровья дошкольников

Верещагина Ирина Федоровна

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека.

Развитие личности происходит по двум направлениям:

— социализации (присвоение общественного опыта)

— индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и организации своей деятельности)

Современная ситуация в образовании, и особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в ДОУ общеразвивающего вида, а также учащиеся СОШ.

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Структурные единицы системы личностно-социального развития дошкольников:

— целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в ДОУ (методики: «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Доска настроений»)

— профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности (методики: «Сонные игрушки», «Коробочка добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем»

— целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре «Коробочка добрых дел», «О дружбе», «Изготовление вымпела группы», «Правила нашей группы», «Клубочек», «Виноградная гроздь», «Летопись нашей группы», «Домино», «Лото»)

— насыщение нравственным содержанием занятий по основным разделам программы («Работа над эмоциями по ознакомлению с искусством», «Музыкальные игры», «Занятия по ознакомлению с окружающим» Тема «Хлеб»)

— работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания «Психологическая гостиная»

Использование такой системы методик и игр позволит:

— повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье

— повысить общую социальную зрелость, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми

— овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте.

Не мало важным фактором является то,что:

— введение режимных ритуалов сплотило детей, способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу.

Самомассаж и массаж парами помогал не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию

— использование «сонных игрушек»решило проблему с дневным сном: дети перед сном были возбуждены, крикливы, долго не могли заснуть, сон был непродолжительным. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали

— дежурство по «кубикам-неделькам» помогло детям осознанно планировать свой день. К концу года дети знали дни недели, все режимные моменты

Читайте также:  Что нужно для детского здоровья

— дневник школьника и «Коробочка добрых дел» помогли лучше понимать ребенка, вместе с ним радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.

Пособие «Формирование нравственного здоровья дошкольников» (игры, занятия, упражнения) Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова, М. ТЦ Сфера, 2003 г.

1. Ритуалы в жизни и на занятиях

формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей

-снятие тревоги в период адаптации ребенка в ДОУ

— развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам

— развитие самостоятельности и сотрудничества

-повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе

2. Счастье – это когда тебя понимают

— развитие, осознание своих желаний, эмоций

— развитие эмоциональной децентрации

— повышение интереса и уважения к себе, к своей семье

— развитие понимания неоднородности социального мира

3. Хорошо, когда рядом друг

— осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения

формирование взаимодействия дошкольника с детьми и с взрослыми

— обучение навыкам сотрудничества

формирование позитивных детско-родительских отношений

Анкета для педагогов и родителей «Навыки общения»

Ф. И. ребенка___группа___

1.Изменился ли в положительную сторону ребенок за время пребывания в ДОУ:

а) в общении- с взрослыми дома (да, отчасти, нет); — с взрослыми вне дома (да, отчасти, нет); — с детьми (да, отчасти, нет)

б) в эмоциональном развитии (да, отчасти, нет)

в) в физическом развитии (да, отчасти, нет)

2. Снизилось ли количество ссор и конфликтов у ребенка по сравнению с началом года (да, отчасти, нет)

3. Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие в момент ссоры (да, отчасти, нет)

4. Умеет ли ребенок самостоятельно познакомиться с новыми детьми или взрослыми (да, отчасти, нет)

5. Как реагирует ребенок на просьбы,замечания:

— агрессивно; — игнорирует, не слышит; — действует в соответствии с просьбой

6. Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать (да, отчасти, нет)

7.Уитывает ли ребенок эмоциональное состояние:

— детей (да, отчасти, нет); — близких взрослых (да, отчасти, нет)

— незнакомых взрослых (да, отчасти, нет)

8. Под влиянием каких средств воздействия ребенок изменяет свое поведение

— крик (да, отчасти, нет); — физические угрозы (да, отчасти, нет); — физические наказания (да, отчасти, нет); — просьбы (да, отчасти, нет); — внушения (да, отчасти, нет)

9. Какие черты характера необходимо развивать ребенку для успешного общения с людьми___

10. Пожелания, рекомендации работникам ДОУ___

Ф. И. О. лица, заполнявшего анкету___

Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств дошкольника» формирование нравственных качеств дошкольника Нравственность –правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые.

Доклад из опыта работы «Развитие творческой активности, укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные методы оздоровления» МКДОУ «Детский сад № 10» Доклад на тему: «Развитие творческой активности, сохранение и укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные.

Доклад «Игра — источник речевого развития дошкольника» «Игра-источник речевого развития дошкольника». Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Н. К. Крупская.

Доклад на тему «Использование детских мультфильмов в работе воспитателя» Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательных учреждений. Одна.

Читайте также:  Буддийская молитва для здоровья

Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа Формирование духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа В наше сложное время каждый.

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию. Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости — это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры дошкольника» Экологическая составляющая культуры педагогического труда. Жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура. Н. Рерих. Выживание.

Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.

Доклад «Формирование интереса к изодеятельности у детей 4–5 лет» Уважаемые Председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии! Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование.

Источник

Статья на тему «Формирование нравственного здоровья дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Формирование нравственного здоровья дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_nravstvennogo_zdorovya_doshkolnikov.docx 15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формирование нравственного здоровья дошкольников в системе педагогического воздействия»

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека — источника внимания и поддержки, партнёра по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его понимания.

Первые формы социального контакта — улыбка, комплекс оживления, возникает инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребёнка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются не обходимым условием полноценной жизни человека. Развитие личности происходит по двум направлениям : социализации(присвоение общественного опыта) и индивидуализация(развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).

Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребёнка и направлено образование, реализующее личностно — ориентированный подход.

Задачи нравственного развития детей и технологии её реализации специально не прописаны, хотя говорится о том, что само воспитание в контексте личностно-ориентированного подхода должно пониматься «как приобщение к миру человеческих ценностей» и что именно в дошкольном возрасте «формируются начала нравственного сознания». Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «изменить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или поручения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного, доброжелательного отношения к другому, ценность собственной деятельности.

Формирование нравственного здоровья у детей направлено на формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, агрессивности, повышенной нервотичности, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения.

Для целостной и мотивированной деятельности жизни ребёнка в ДОУ я применяю методику «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Моё настроение».

Для профилактики и психологической коррекции негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности, использую методики «Доска настроений», «Объединяющие игры с воспитателем».

Для развития и закрепления нравственных представлений и навыков, эффективно реализую в общении и игре «О дружбе», «Правила нашей группы», «Клубочек», «Летопись нашей группы», «Домино», «Лото».

Для формирования нравственного здоровья и воспитания ребёнка я выбрала социально-эмоциональное развитие.

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии, антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания. Маленький ребёнок отличается важнейшей основой нравственного воспитания. Маленький ребёнок отличается особой искренностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддержать, то наши дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому очень важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, т.к. передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении. Радость и грусть, гнев, обида и доверие — обо всём этом и о многом другом могут рассказать и выразительные жесты, и поза, и мимика. Я учу детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

Для детей младшего дошкольного возраста предусматриваю привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с моей помощью могут соотносить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Эти темы помогают мне беседовать с детьми о чувствах страха и одиночества. Вместе с тем, не следует забывать о собственной безопасности : в определенных случаях нельзя воспитывать у детей абсолютное бесстрашие, напротив им надо объяснять, как важно в некоторых случаях быть осторожными (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях, когда остаёшься один дома, и др.) при этом беседуем с детьми о необходимости доверять близким, которые не дадут ребёнка в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

В более старшем возрасте, дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты и поза. Поэтому обучаю детей не только выражать свои эмоции так, что бы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может использовать другой человек.

В старшем дошкольном возрасте учу детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, понимать настроение другого, принимать его позицию.

Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями соответствующими праздничному настроению, целесообразно развить у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.

Для того, что бы научить своих воспитанников строить отношения с другими людьми, уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, я предлагаю детям проблемные ситуации, разрешая которые, дети будут овладевать определёнными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр — драматизация различного содержания, например «Отнял игрушку», «Толкнул», «Долго катается на качелях».

Я стараюсь помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: это и опрятный вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей, когда сам выступаешь в роли хозяина дома. А для лучшего понимания другого порой так важно заинтересоваться, что он любит, как это отражается на его манере одеваться и др. Очень важно, что бы дети осознали, что социально принятые правила поведения(этикет) обуславливают лишь внешний слой общения. Хорошие манеры не только приятны окружающим, за ними скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений : деликатность, чуткая и внимательное отношение к переживанию другого. Провожу с детьми беседы об одиночестве, о преимуществе дружбы на примере того, насколько коллективные игры богаче и разнообразнее индивидуальных. Для глубокого понимания другого человека важно уметь читать мимику, жесты, выразительные движения(чувство, желательные взгляды).

Источник

Adblock
detector