К вопросу о группах здоровья и физкультурных группах современных школьников.
методическая разработка по физкультуре на тему
Доказано, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, т.е. во время обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени. А ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Таким образом, становится очевидным, что с егодня процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с Законом РФ «Об образовании», он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и молодёжи. В статье рассматриваются основные аспекты данной проблемы и возможные пути ее решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
группы здоровья | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. По данным Минздрав Минпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания . А за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические. С амыми распространенными болезнями среди учащихся являются: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства.
Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого человека к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Становится очевидным, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения ( http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/ ).
На сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку — это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе. В дошкольных учреждениях, в подготовительных классах, различных школах для малышей дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и подвижными играми. Это ведет к тому, что еще до поступления в школу создаются условия для нарушения состояния здоровья, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями (Т.В. Волосникова, 2009).
Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами: в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся; в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока — прогулки, экскурсии, игры и др.; также отмечается неправильная организация процесса обучения — это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.) (Т.Е. Виленская, 2007).
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показывает, что на фоне неуклонного прогрессирования дефицита двигательной активности, вызывающей нарушение обмена веществ, избыточность массы тела, эндокринные заболевания, происходит снижение физической и умственной работоспособности, приобретающие характер национального бедствия в последние десятилетия (А.Г. Паршиков, 2003; В.В. Белоусов, 2004; В.И. Столяров, 2005; А.А. Потапчук, 2005 и др.).
Поэтому приоритетной задачей государства и Правительства России на сегодняшний момент является укрепление и сохранение здоровья детей и подростков, что становится главным ценностным ориентиром дошкольного и школьного физкультурного образования. В течение многих лет данная проблема служит объектом пристального внимания ученых различных научных направлений: медиков, педагогов, психологов, социологов, правоведов и специалистов в области физической культуры.
Здоровье детей определяется влиянием целого комплекса факторов, соотношение которых меняется с возрастом, что важно учитывать при оценке здоровья и разработке мер профилактики и лечения. Нельзя забывать, что состояние здоровья детей — это важный показатель не только настоящего, но и будущего благополучия общества и государства. Поэтому, для необходимой своевременной коррекции каких-либо отклонений в здоровье ребенка и для проведения в должной мере профилактических осмотров, детей школьного возраста принято относить к определенным группам здоровья (http://pererojdenie.info/).
Группы здоровья — это наборы характеристик физиологического и психологического состояния детей, которые характеризуют его патологии, потенциальные опасности для здоровья, а также определяют ряд рекомендаций по ограничениям физических нагрузок. Кроме того, определение ребенка в ту или иную группу здоровья должно быть сигналом для родителей, которые должны принять все необходимые меры для диагностики потенциальных заболеваний и скорректировать образ жизни ребенка. Группа здоровья — это показатель, который может меняться у детей с возрастом, но, к сожалению, наиболее часто в сторону ухудшения.
Группу здоровья каждого ребенка определяет участковый врач-педиатр, исходя из основополагающих критериев:
— наследственность, течение беременности, роды, первый месяц жизни ребенка;
— физическое развитие ребенка и его гармоничность — вес, рост, окружность головы, груди и т.д.;
— нервно-психическое состояние — развитие речи, навыки;
— устойчивость организма к различным факторам внешнего воздействия;
— уровень функционального состояния органов и систем;
— наличие хронических заболеваний, пороков, аномалий развития.
На основании результатов медицинского обследования и, исходя из всех вышеперечисленных критериев, дети распределяются на пять групп здоровья.
Выделяется пять групп здоровья детей:
I группа – здоровые дети, с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций;
II группа – здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость заболеваниям;
III группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма;
IV группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
V группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
При заполнении классного журнала учителя сталкиваются с вопросом определения группы здоровья учащихся и физкультурной группы.
На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на три физкультурные группы:
основная группа: дети без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т.е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до 3Д. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по учебным программам, участие в соревнованиях, занятия в секциях;
подготовительная группа: дети с недостатками физического развития и слабо физически подготовленные, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью 3-4Д, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей, детренированные дети. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по учебным программам с отсрочкой сдачи нормативов и участия в соревнованиях;
специальная группа: учащиеся имеют отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по специальным учебным программам, освобождение от сдачи норм.
После некоторых тяжелых заболеваний, травм или операций требуется длительное освобождение от уроков физкультуры.
Оно оформляется на основании выписки из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой. Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них, кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.
Проведенный в разные годы анализ статистических данных по исследованию здоровья детей и подростков в различных регионах России, выявил, что они несколько отличаются друг от друга, но наблюдающаяся общая тенденция к стремительному ухудшению здоровья подрастающего поколения позволяет определить ситуацию в стране как кризисную (А.А. Потапчук, 2005).
Источник
Организация групп здоровья
Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Л.Н. Толстой
Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания.
С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.
Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.
В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:
— степень функционирования основных систем организма;
— отсутствие или наличие хронических заболеваний;
— степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
— степень гармоничности физического развития;
— уровень физического развития.
В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:
Группа здоровья
Характеристика
I группа состояния здоровья
здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений
II группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
— с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
— часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
— с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
III группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда
IV группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
— с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда
V группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
— дети-инвалиды.
На основании результатов профилактического осмотра и данных групп состояния здоровья врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Этих групп 3: основная, подготовительная и специальная.
Медицинская (физкультурная) группа
Характеристика
Занятия физкультурой
Основная медицинская группа
(I группа)
это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
— без нарушений состояния здоровья и физического развития;
— с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
занятия проводятся по государственной программе ФВ в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.
Подготовительная медицинская группа
(II группа)
это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
— имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
— входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
— с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе детям разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физ-культурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя ФК и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.
Специальная медицинская группа А
(III группа)
это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
— с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки разви-тия, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
— с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
— разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы.
Переход из СМГ в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.
Специальная медицинская группа Б
(IV группа)
— имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
— рекомендуются в обязатель-ном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятель-ных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
— с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
— с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
— инвалиды.
— Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.
рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.
По данным медицинского работника школы состояние групп здоровья за последние три года меняется.
Состояние групп здоровья за 3 года
Источник