Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей
статья по физкультуре на тему
Данная статья посвящена аспктам физического воспитания ослабленных и часто болеющих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizra.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей»
Аннотация. Данная статья посвящена аспектам физического воспитания ослабленных и часто болеющих детей
Эффективное решение задач оздоровления ослабленных детей средствами физической культуры в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки, интенсивности и объёма, а так же от условий, в которых происходит их организованная или самостоятельная двигательная деятельность.
У большинства ослабленных и часто болеющих детей наблюдаются сочетания различных отклонений в состоянии здоровья. Чаще всего наблюдаются такие сочетания, как нарушения опорно – двигательного аппарата, повторные простудные заболевания, нарушения функций сердечно – сосудистой системы и заболевания носоглотки и др. Поэтому так же, как и при проведении закаливания, необходим тщательный отбор средств и методов физической культуры на организованных занятиях при участии врача дошкольного учреждения или специалиста по лечебной физкультуре.
Ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объёма физической нагрузки, хотя на определённый период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико – педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера их деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребёнка своей индивидуальной «зоны ближнего развития».
Нередко дети с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение играм, связанными с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Они не могут без помощи взрослого организовать самостоятельную игру или включиться в группу играющих сверстников, не проявляют желание участвовать в коллективных играх. К сожалению, это не всегда настораживает педагога. Напротив, педагог нередко стремиться необособленно ограничить их и без того низкую потребность в движениях, при этом дальнейшее двигательное развитие ребёнка происходит замедленными темпами.
По данным исследований, примерно 50 % ослабленных детей имели сниженную двигательную активность (на 20 – 30% по сравнению с большинством детей). Как правило, у них же отмечалось существенное отставание в двигательном развитии, и прежде всего это проявлялось при выполнении упражнений, требующих умения координировать движения, и в упражнениях на развитие скоростно – силовых качеств. Подобные примеры свидетельствуют о том, что дети, имеющие даже незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, чаще всего характеризуются отставанием в двигательном развитии. Однако и такие, подчас незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые чаще всего носят обратимый характер (гипертрофия миндалин 1 степени, остаточные явления рахита, уплощённая стопа и др.), не должны быть причиной освобождения ребёнка от занятий физической культурой. Дети нуждаются в полноценном физическом воспитании. Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей, если оно правильно организовано и педагог учитывает все обстоятельства, связанные с их здоровьем, способствует не только устранению имеющихся у них отклонений в развитии двигательных умений, но и улучшению их психофизического статуса.
Первый этап организации двигательного режима для ослабленных и часто болеющих детей должен включать все не противопоказанные им виды двигательной деятельности, однако содержание её должно быть щадящим. В этот период вводятся ограничения физических упражнений, связанных с интенсивной мышечной деятельностью и физическими усилиями. Это относится к таким упражнениям, как бег, прыжки, подвижные игры с высокой интенсивностью движений, игры – соревнования (игры – эстафеты); исключаются упражнения, выполняемые в ускоренном темпе, и упражнения, связанные преимущественно со статическими нагрузками. При выполнении детьми обычных упражнений, не требующих большого напряжения сил, темп и частота их повторений должны быть умеренными.
Подобные назначения делаются врачом индивидуально после тщательного медицинского обследования ребёнка. На основании анализа данных комплексного обследования детям рекомендуется определённое, наиболее адекватное для них содержание занятий по физической культурой, включающее эффективное в оздоровительном отношении сочетания упражнений.
Организуя занятия по физической культуре с детьми, имеющими некоторые ограничения по состоянию здоровья, целесообразно прежде всего широкое использование различных общеразвивающих упражнений, активизирующих разные группы мышц и улучшающих кровоснабжение внутренних органов. Особая роль в этом принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно – двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения – дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности. Для правильного выполнения дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции лёгких. Положение и движение рук на уровне головы и выше активизирует дыхательные функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается также использованием упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса. Положение рук «вверх», «вперёд», отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой в замедленном темпе или вращение руками из разных исходных положений также способствует укреплению мышц плечевого пояса и дыхательной мускулатуры. Сходные функции выполняют упражнения для мышц туловища, живота и нижних конечностей: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами, разнообразные движения туловища – наклоны в стороны, вперёд, лёгкое сгибание назад, вращательные движения туловищем. Значительное повышение внутрибрюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывают ответную реакцию со стороны диафрагмы – это один из путей повышения её тонуса, что способствует полноценному дыханию и нормальному газообразованию. Укрепление мышц туловища, живота, ног можно усилить за счет использования гимнастического оборудования и различных предметов – гимнастических палок, обручей, мячей.
Помимо физкультурного оборудования и специальных предметов на занятиях с часто болеющими, ослабленными детьми целесообразно использовать разные по назначению тренажёры. Один из них – «бегущая дорожка» – массажёр, приспособленный по размеру к росту дошкольника. Этот тренажёр позволяет детям и побегать, и походить в пределах заданного отрезка времени. Такие упражнения способствуют раздражению рефлексогенных зон стопы, предупреждая тем самым обострение заболеваний верхних дыхательных путей.
Индивидуальную работу по физической культуре с ослабленными детьми лучше проводить в игровой форме: детям предлагаются игровые упражнения, например, «космонавты готовятся к полёту», «туристы в походе»; воспитатель может включить игровой момент и при использовании тренажера «колибри» и диска «здоровье».
Для детей, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, нагрузка ограничивается и любые её изменения согласовываются с врачом; для них неприемлемы упражнения статического характера.
Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы – утренняя прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.
Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов лёгких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом. С этой же целью целесообразно предложить детям такие игры, как: «Филин», «Подуй на шарик», «Лети, пёрышко» и др.
Для тренировки мышц брюшного пресса и грудной клетки полезны упражнения, создающие «мышечный корсет», а так же упражнения для связочно – мышечного аппарата голени и стопы. Физические упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки, включают ходьбу с высоко поднятыми руками; поочерёдное выбрасывание рук вперёд «бокс»; наклоны корпуса вправо–влево; поочерёдное поднимание ног вверх, лёжа на спине (прямых и со сгибанием в тазобедренном суставе), – имитация езды на велосипеде, имитация ходьбы; одновременное сгибание правой руки в локтевом суставе и левой ноги в коленном и тазобедренном суставах, затем наоборот. Хорошим упражнением для улучшения осанки является поза «кошка притаилась» – прогибание и выгибание корпуса осуществляется стоя на четвереньках.
Важная роль в работе с часто болеющими и ослабленными детьми принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово– и лимфообращение. Это приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, бег по пересечённой местности. Эффект от подобных упражнений равноценен физиологическому действию тёплых ножных ванн; их целесообразно включить в начало занятий физической культурой.
Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в дошкольных учреждениях формах работы по физическому воспитанию. Лучше всего эти упражнения проводить в утренние часы. Четкое выполнение основополагающих рекомендаций к организации двигательной деятельности часто болеющих и физически ослабленных детей, безусловно, послужит укреплению их здоровья и коррекции имеющихся отклонений со стороны определённых функциональных систем организма. Однако этот процесс может быть значительно более эффективным, если осуществлять его в условиях рациональной организации других видов деятельности и полноценного отдыха детей.
Но наша работа заключается ещё и в том, чтобы проводилась профилактика заболеваний, и для этого мы применяем здоровьесберегающие технологии, вы их видели в занятии. В часности есть технология Пола и Гела Деннисона адаптированная Захаровым . Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5—7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Упражнение «Ленивые восьмерки».
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.
А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Упражнение «Двойной рисунок».
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
- разводя в разные стороны.
Т. Л. Богина Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие Мозаика-Синтез; М.
Захарова Р. А., Чупаха И. В. (по материалам книги Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с.)
Источник
Консультация для родителей детей средней группы «Дети с ослабленным здоровьем. Укрепляем иммунитет»
Пиховкина Татьяна
Консультация для родителей детей средней группы «Дети с ослабленным здоровьем. Укрепляем иммунитет»
Дети с ослабленным здоровьем. Укрепляем иммунитет.
Далеко не всегда ослабленное здоровье должно обуславливаться отклонениями в физическом развитии и наличием хронических заболеваний. Многочисленные вирусные заболевания подрывают здоровье не меньше. К сожалению, понятие «часто болеющий ребенок» известно многим родителям. Для каждого возрастного периода педиатрами установлены свои нормы заболеваемости, до трех лет часто болеющим ребенком считается тот малыш, который подхватывает 6 и более ОРЗ за год. От трех до пяти лет эта цифра уменьшается на единицу, а для детей старше пяти лет нормой является 4 заболевания в год. Если малыш болеет больше, то родителям имеет смысл задуматься об укреплении его иммунитета, от которого во многом зависит состояние здоровья. Ребенок – это не только огромное счастье, но и большая ответственность. Родителям, которые пристально следят за здоровьем своего малыша важно знать, как укрепить иммунитет ребенка, потому как, существует множество заболеваний, способных навредить здоровью малыша. Иммунитет – это возможность организма отразить любую инфекционную агрессию. Иммунитет делится на:- Врожденный — этот вид иммунитета обусловлен физиологическими, анатомическими, клеточными особенностями, которые закреплены наследственно. — Приобретенный, который подразделяется на активный и пассивный. Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или после вакцинации. Приобретенный пассивный иммунитет возникает, когда в организм вводят готовые антитела. Естественный. Включает в себя приобретенный активный иммунитет (после заболевания) и врожденный. А также пассивный, который осуществляется при передаче антител от матери к ребенку. Искусственный, который включает в себя приобретенный пассивный (после введения сыворотки) и приобретенный активный (после вакцинации).По каким признакам родители могут понять, что их ребенок нуждается в повышении иммунитета?Ниже приведен список основных признаков:Количество и длительность протекания перенесенных ОРЗ (острых респираторных заболеваний)в год:ребенок до года – более 4 раз в году;от года до 5 лет – 6 раз в году;дети старшего возраста – чаще 4 раз в год. В группу «длительно болеющих детей» попадают детки, у которых ОРЗ длятся более 10-14 дней. Если ваш ребенок попадает под эти характеристики, то врач-педиатр определяет его в группу «часто/длительно болеющих детей». В этом случае можно говорить о снижении иммунитета и о мерах, направленных на его повышение. Протекание заболеваний без повышения температуры. Данный симптом говорит о том, что организм ребенка настолько обессилен, что не может сопротивляться вирусам и бактериям. Лимфатические узлы ребенка. Стоит обратить внимание на состояние лимфатических узлов вашего ребенка. Если иммунитет действительно слабый, то подмышечные и шейные узлы, как правило, постоянно находятся в увеличенном состоянии. На ощупь они мягкие, безболезненные. Бледность, синие круги под глазами и повышенная утомляемость ребенка. Эти симптомы могут свидетельствовать как о снижении иммунитета, так и о наличии у ребенка различных анемий и других заболеваний крови. В этом случае вам необходимо незамедлительно обратиться к врачу-гематологу. Аллергические реакции на продукты. Тоже зачастую являются свидетельством того, что иммунитет ребенка находится в ослабленном состоянии. Дисбактериоз. Наличие данного заболевания бывает характерно для организма с ослабленным иммунитетом.Дисбактериоз характеризуется:снижением аппетита;урчанием в животе;повышенным газообразованием;запорами и диареями, не связанными с кишечными заболеваниями;снижением массы тела. Первым действием родителей, заподозривших, что у их ребенка может быть ослабленный иммунитет, должен быть визит к участковому педиатру или к врачу-иммунологу. Не стоит пытаться решить проблему самостоятельно, так как в такой ситуации одних витаминов для укрепления иммунитета детей не достаточно. Но для того, чтобы укрепить здоровье, существуют общие рекомендации. Во-первых, это сбалансированное питание и прием витаминов, особенно в осенне-весенний период. В рационе ребенка должны присутствовать растительные и животные белки, молочные продукты, свежие фрукты и овощи, только так организм ребенка будет получать все необходимые вещества. Во-вторых, это закаливание. Часто родители чрезмерно опекают болезненных детей, запрещая им не только игры с водой, но и обычные прогулки в погоду, кажущуюся не идеальной. Для ослабленных детей существуют специальные щадящие схемы закаливания, но без него вырваться из порочного круга болезней будет трудно. В-третьих, это физические нагрузки. В детских дошкольных учреждениях для детишек с ослабленным здоровьем, отнесенных к 3 и 4 группе здоровья, существуют отдельные программы. Дозирование нагрузок для них планируется уменьшенное, но дети не отделяются от жизни всего остального коллектива. Это позволяет на психологическом уровне чувствовать себя увереннее. Когда лучше всего укреплять иммунитет ребенка?Как правило, родители начинают заниматься укреплением детского иммунитета, когда ребенок начинает болеть сезонными вирусными инфекциями. Чаще всего это происходит осенью. Однако такой подход в корне неверен. Ведь моментально усилить защитные функции организма не могут никакие, даже самые действенные средства. Чтобы иммунитет окреп нужно не менее двух месяцев систематически им заниматься. Так что уделять внимание этому вопросу стоит уже с середины лета, чтобы первые вирусы и холода не подкосили ребенка. Летом, когда вокруг масса средств, укреплять иммунитет ребенка одно удовольствие. К вашим услугам и витамины, и курорты, и водоемы для закаливания, и полноценное питание. Как укрепить иммунитет ребенка народными средствами. Хорошим народным средством является отвар шиповника с добавлением меда, который можно давать ребенку в качестве компота.Для его приготовления вам понадобится:200 гр. свежих плодов или 300гр. сушеных плодов шиповника;100 гр. сахара или меда;литр воды. Залейте плоды водой и поставьте на огонь. Варите до тех пор, пока не разварятся ягоды. Укутайте тару с отваром в махровое полотенце и дайте настояться. После остывания процедите отвар и добавьте мед или сахар. Для детей старшего возраста хорошим способом поднятия иммунитета является чеснок:головка чеснока;липовый мед (100 г).Пропустите очищенный чеснок через чесночницу и смешайте с медом. Дайте настояться смеси около недели. Давайте ребенку по одной чайной ложке смеси во время еды (3 раза в день). Примите во внимание факт того, что при наличии у ребенка склонности к пищевой аллергии данное средство нельзя употреблять. У детей, которые ходят босиком, отмечается значительное восстановление иммунитета. Это происходит из-за того, что на подошве ступней человека находится большое количество активных точек, при стимуляции которых значительно повышается иммунитет. Также рекомендуется проводить с ребенком как можно больше времени на свежем воздухе. Существует много других способов повышения иммунитета ребенка, но мы надеемся, что ваш малыш обладает достаточно крепким иммунитетом, чтобы противостоять бактериям и вирусам.
Здоровья Вам и Вашему малышу!
Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Когда иммунная система ребенка плохо работает, это.
Консультация для родителей детей второй младшей группы: «Что умеют дети 3–4 лет?» [b]«Что умеют дети 3–4 лет?» [/b]Физическое развитие. В возрасте трёх- четырёх лет дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной.
Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.
Консультация для родителей «Дети и мультфильмы» Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Многие родители прибегают к магической силе мультфильмов, чтобы на какое — то время.
Консультация для родителей дошкольников «Укрепляем иммунитет. Скажем простуде — нет» Консультация для родителей дошкольников: «Укрепляем иммунитет. Скажем простуде — нет!» Иммунитет — это защита нашего организма. Иммунная.
Консультация для родителей «Интернет и дети» Интернет-это пространство,в котором растет и развивается нынешнее поколение детей. Количество времени,которое проводит ваш ребенок в Интернете.
Консультация для родителей «Повышаем иммунитет ребёнка» Почему дети болеют чаще взрослых? Что бывает в том случае, если родители создают для своего ребёнка «стерильные» условия жизни? Как на самом.
Консультация для родителей «Взрослеющие дети» Родители с появлением ребёнка задумываются кем он будет когда вырастит. И по истечением какого-то срока отдают его на различные секции..
Тренажеры для проведения зрительной гимнастики своими руками с детьми средней группы «С кошечкой играем, глазки укрепляем» Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в.
Укрепляем иммунитет ребёнка Укрепляем иммунитет ребёнка Иммунитет — это биологическая система защиты организма от инфекций. Он очень важен для здоровья ребенка,.
Источник