Тренинг для педагогов «Будем здоровы»
методическая разработка на тему
Тренинг направлен на повышение осознанного отношения педагогов к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_budem_zdorovy.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
Цель – повышение осознанного отношения педагогов к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья.
Форма проведения – тренинг.
Ведущий: Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души, иногда забывая про себя и свое здоровье. Мы не замечаем, как день за днем черпаем свои ресурсы и не беспокоимся о том, как их восстановить. Мы балуем себя, разрешая себе тяжелую еду, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, которые нас «расслабляют». Наши физические ресурсы постепенно истощаются. А как обстоят дела с нашим психическим здоровьем?
Как часто вы испытываете раздражение, усталость и обиду? Как часто вам кажется, что весь мир против вас? Когда в последний раз вы радовались самому факту вашего существования на этой земле? Прислушайтесь к себе, ответьте на эти вопросы и задумайтесь:
-К чему эту приведет?
-Как влияет ваше состояние на воспитанников?
-Хотим ли мы изменить этот потребительский подход к своему организму?
Ведущий: Попробуем доказать, в первую очередь, самим себе, что наша душа и наше тело достойны любви и заботы. Но прежде чем начать, я бы хотела попросить:
— хлопнуть в ладоши тех, у кого хорошее настроение;
— поднять вверх правую руку тех, кто хочет получить новую информацию;
— топнуть правой ногой тех, кто делает по утрам зарядку;
— поднять вверх левую руку тех, кто любит пешие прогулки;
— поднять обе руки вверх тех, кто заботится о своем здоровье;
— потрясти кистями рук тех, кто пытается правильно питаться;
— подпрыгнуть тех, кто умеет «отключаться от проблем» и отдыхать.
2. Телесно — ориентированное упражнение: «Погода»
Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он — бумага, второй — художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине)
- теплый ласковый ветер
- усиливающийся ветер
- дождь
- сильный ливень, переходящий в град
- снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка
- ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю.
По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
3. Упражнение «Встреча с ребёнком внутри себя» (под релаксационную музыку)
Ведущий: Примите удобную позу. Тело расслаблено, глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Теперь представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя очень комфортно. Вспомните себя маленькую. Представьте, что эта малышка сейчас перед вами. Попытайтесь понять, что она сейчас чувствует. Выглядит она радостной или печальной? Может быть она рассержена или обижена на кого-то? Может быть чего-то боится? Мысленно погладьте её по голове, улыбнитесь ей, обнимите её. Скажите, что всегда будете рядом с ней, будете поддерживать и помогать ей. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя такой, какая ты есть. Ты самая лучшая. Ты будешь счастливой».
Теперь представьте, что малышка улыбается вам в ответ, обнимает вас крепко-крепко. Поцелуйте её и скажите ещё раз: «Я люблю тебя. Я всегда с тобой» (пауза) Сделайте глубокий вдох, выдох, откройте глаза. Внутренне скажите: «Я себя люблю. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью. Я счастливая».
Каждый высказывается о своих ощущениях. Получилось ли увидеть себя маленькой? Какие чувства вы испытали? Хотелось бы вам по-настоящему вернуться в детство и что-то изменить? Какие мысли ещё у вас возникли?
4. Игра «Стиральная машина»
Трансляция мотивационного ролика.
Ведущий предлагает высказаться какое сейчас у каждого настроение и общее впечатление от мероприятия.
Источник
Педагогическая мастерская «Здоровье педагога как основа его успешной профессиональной деятельности»
Марина Смирнова
Педагогическая мастерская «Здоровье педагога как основа его успешной профессиональной деятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Октябренок»
Витаминный коктейль «Здоровье»
для педагогов
по теме «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ«
Муз.рук-ль: – Смирнова М. В.
Воспитатель – Мельникова Ю. В.
Педагогическая мастерская
«Здоровье педагога как основа его успешной профессиональной деятельности».
Цель: Формировать осознанное отношение педагогов к собственному здоровью.
• Поделиться опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
• Познакомить педагогов с методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.
• Продемонстрировать на практике приёмы внутренней мотивации и настроя на работу.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Девиз встречи: “Я здоровье берегу — сам себе я помогу!”
Место проведения: музыкально-спортивный зал
Дата проведения: 08.02. 2016 г.
Время проведения: 9.30
Оборудование и атрибуты: проектор, ноутбук, столы, интернет.
«К вопросу об актуальности здоровьесбережения педагогов ДОУ»
Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере дошкольного образования. Образовательные учреждения и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения. Но для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие.
Вместе с тем, исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровьясубъектов образовательного процесса: воспитанников и педагогических работников дошкольного учреждения.
Все более ярко проявляющейся тенденции к вырождению генофонда нации. Вот почему нужен новый подход в области теории и практики организации сохранения здоровья человека. Это означает,что в центре внимания должны быть: здоровые мать, отец, ребёнок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.
Существует большое количество определений понятия «здоровье». В соответствии с трактовкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, необходимо указать на то, что профессиональное здоровье педагога — основа эффективной работы современных образовательных учреждений и их стратегическая проблема, и оно определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.
В последние годы широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни получил термин «здоровьесбережение». Под здоровьесбережением обычно понимают систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (как воспитанников и учащихся, так и педагогов).
Исследования здоровья педагогов показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Педагогическая деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми, что требует от педагога мобилизации всех ресурсов (физических, психологических и т. д.).
Современная социальная ситуация характеризуется высоким темпом жизни, большими скоростями, возросшей ответственностью в условиях модернизации образования, что ведет к увеличению нервно-психического напряжения педагогов. Постоянное напряжение может приводить к повышенной утомляемости, к снижению работоспособности, к снижению показателей психических процессов, к эмоциональному выгоранию, что напрямую отражается на результатах педагогической деятельности.
Профессию педагога относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения психосоматических и невротических расстройств.К числу причин относится: высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность, повышенная продолжительность дня. С одной стороны — педагоги хронически перегружены и не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающим требованиям. С другой – постоянный самоконтроль, напряжение внимания, эмоциональное возбуждение создают стрессовую ситуацию педагогической деятельности. Все это обостряет проблему здоровьесбережения в образовательных учреждениях.
К негативным факторам воздействия на здоровье можно отнести также отсутствие у большинства педагогов осознанной ценности собственного здоровья.
Вместе с тем, изменения в физическом и психическом здоровье педагогов приводят к снижению мотивации профессиональной деятельности. Это в свою очередь непосредственно связано с качеством образовательного процесса и не может не отразиться на таких показателях, как формирование культуры здоровья у воспитанников ДОУ, взаимодействие педагога с ребенком и родителями.
Признаками профессионального выгорания педагогов: чувство безразличия, скуки, эмоционального выгорания, чувство постоянной усталости (синдром хронической усталости); полная или частичная бессонница; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева, отказ от общения или уход в себя); ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; продуктивная творческая деятельность сменяется формальным исполнением обязанностей; утрата чувства юмора, ухудшение качественных и количественных показателей работы и другие.
В качестве причин отмечается низкая удовлетворенность профессиональным и социальным статусом; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность педагога; повышенная ответственность за исполняемые функции, увеличение трудового времени за счет работы на дому; нехватка положительной мотивации в работе.
Итак, актуальность создания условий для здоровьесбережения в профессиональной деятельности педагогическихработников ДОУ обусловлено рядом причин:
• состояние здоровья большинства педагогов нуждается в улучшении;
• только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей;
• значительное число педагогов не готовы принять ответственность за собственное здоровье на себя, соблюдать правила здорового образа жизни;
• для получения устойчивых положительных результатов необходима система оздоровительно-просветительской работы.
Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать достаточные условия не только для улучшения состояния здоровья педагогических работников ДОУ, но и осознания значимости, ценности здоровья, осознания личной ответственности за свое здоровье. А целенаправленная работа по здоровьесбережению педагогов в образовательном учреждении будет способствовать не только повышению эффективности профессиональной деятельности воспитателя, но и позволит сохранить и укрепить здоровье воспитанников.
План проведения программы:
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО инструктора по ФВ
Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме витаминного коктейля,для приготовления которого нам всем понадобятся: знания, опыт, творческий подход, креативное мышление, позитивный настрой и активные действия.
Согласитесь, что мы не можем научить ребенка тому, чего сами не умеем. (Да). Сегодня мы предлагаем поучиться этому всем вместе.
Девиз нашей встречи: “Я здоровье берегу — сам себе я помогу!”
2. Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Материал: листы бумаги и карандаши по количеству участников. Доска с маркером. Музыкальный фон.
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.
3. упражнение “В детском саду”
Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”,то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей.Спрашиваешь: “Вы болеете дети?”Все дружно говорят: “Да” — “А чем вас лечат?” — “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” — “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
С помощью каких технологий мы сможем это сделать? (здоровьесберегающих)
Давайте их перечислим.
Создание системы двигательной активности в течение дня:
— утренняя гимнастика (ежедневно);
— физкультурные занятия (3 раза в неделю);
— музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);
— прогулки с включением подвижных игр;
— пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях);
— зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях;
— оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
— физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
— эмоциональные разрядки, релаксация;
— ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
— спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).
— Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду
Давайте перейдем к практике.
Главный секрет долголетия и красоты – это движение и правильное питание. Об этом всегда много говорили и говорят, но как мы все знаем, навечно молодым остаться нельзя. Но мы в силах приостановить механизм старения при помощи несложных ежедневных упражнений.
В данном случае поговорим о первом условии. Научимся делать смешную зарядку, которая поможет всегда оставаться в бодром расположении духа и отличной физической форме. Предлагаю начать утро с утренней гимнастики.
4. комплекс гимнастики «Позитивная»
Многим знакома УГ. А вот гимнастике после дневного сна, к сожалению, не всегда уделяется должное внимание. А ведь именно от настроя после пробуждения зависит его психическое и физическое состояние на оставшийся день.
— музыка для пробуждения (аудио) – в это время дети просыпаются, оставаясь в кровати.
— комплекс пробуждения (с включением самомассажа, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз)
— закаливание (босохождение по дорожкам здоровья)
(показ видеоролика подъема детей после сна).
Такую гимнастику мы проводим с детьми в ДОУ. Но она показана и взрослым. Мы предлагаем вам комплекс упражнений, который может пригодиться лично вам.
К сожалению, на сегодняшний день телевидение оказывает большое влияние. Неправильное представление о ЗОЖ дает реклама. Сейчас мы предлагаем создать свою, полезную рекламу. Нужны 3 желающих. (уходят готовиться).
Реклама здорового образа жизни (3 педагога изображают бабушку, Фею и Красную Шапочку)
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому, что я не любила умываться по утрам, внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я не любила их чистить, моя внученька.
— Бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам я никогда не делала зарядку.
Фея: если не хочешь, чтобы тебя съел серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!
Красная Шапочка: (удивленно) здоровый образ жизни? Это как?
Чтобы быть здоровым,
Бегать и играть,
Надо тебе, девочка,
5 правил соблюдать:
Можешь прыгать и скакать,
Можешь бегать и играть.
Доброй быть, весёлой быть.
Руки всегда с мылом мыть.
Зубы чисти в день два раза,
Чтоб не выпали все сразу.
Береги ты с детства уши
И не лезь ты, друг мой, в лужи.
Будешь спортом заниматься,
Тебе нечего бояться.
И зевать ты не будешь,
Если про зарядку не забудешь.
Мойся в бане, закаляйся.
Правильно всегда питайся.
Правильно всегда сиди,
За осанкою следи.
7. Упражнение «Внутренний настрой»
Профессия педагога относится к группе риска, т. к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, физических упражнений, оптимистического взгляда на жизнь.
Показ фрагмента из к/ф «Самая обаятельная и привлекательная»
Предлагаем вам один из вариантов позитивного настроя на день.
Педагоги встают в круг
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым,потом правым глазом повторить:«Я очень собой горжусь, я на многое пригожусь».
2. Положив на лоб левую ладонь,затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удачи».
3. Потирая ладонь о ладонь,повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо,повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
5. Руки в стороны, кулаки сжать,делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
6. Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево,повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»
7. Руки на поясе, наклоны вперед-назад,повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен, и я прекрасна»
8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге,повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
9. Разводим руки в стороны. «Работу я свою люблю, всем радость и тепло дарю»
10. Положив руки в замок,делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
8. показ «рекламы»
Наши участники уже готовы. Предлагаем посмотреть рекламу здорового образа жизни в исполнении наших коллег.
Вед: Видно, настроение у всех улучшилось. Прибавилось радости. Ведь не зря народ веками складывал о ней пословицы. Предлагаю вспомнить некоторые из них. Я начну, а вы продолжите.
Кто в радости живет… (того и кручина неймет).
Здоров будешь… (все добудешь)
От радости и старики … (молодеют)
Радость молодит… (а горе старит)
От радости кудри вьются… (в печали секутся).
Смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители похохотать действительно реже болеют — это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять — пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” — хорошее настроение.
А если настроение пропало – помоги себе сам – посмотри веселый ролик.
(видеоролик “Когда тебе грустно”).
Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может — релаксация.
Наша встреча “Я здоровье берегу, сам себе я помогу» подошла к концу. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.
В заключение предлагаем всем поделиться положительными эмоциями и впечатлениями о встрече. Вам нужно выбрать камушек, сказать свое мнение и пожелания всем участникам тренинга и положить в сундучок.
12. «Сундучок пожеланий».
13. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Педагогический совет с элементами деловой игры «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога» Савленкова Галина Александровна ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Внедрение стандарта профессиональной.
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Сведения о профессиональном образовании и дополнительном образовании Я, Кузнецова Раиса Владимировна имею высшее педагогическое образование.
Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО. Вы никогда не сумеете решить возникшую.
Консультация «Инициатива педагога как залог успешной работы» В поселке Отрадное в конце 2017 открылся новый детский сад Ритм. Он располагает обширной материальной базой, которая сподвигла молодых инициативных.
Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога ___ (Ф. И. О.) 1. Как Вы реализуете.
Консультация «Мотивация — основа успешной учёбы» Советы родителямМотивация – основа успешной учёбы!Чтобы ребёнок учился с интересом и выполнял задания педагога не «из-под палки», а ради.
План самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ» Цель: Повышение качества профессионального опыта в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся: — люди, перегруженные ответственностью,.
Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей» Сегодня каждый из нас стремится к.
Взаимодействие педагога-психолога с музыкальным руководителем для реализации успешной социализации дошкольников Семинар-практикум для педагогов на тему: «Интеграция образовательных областей как средство повышения качества музыкального воспитания дошкольников.
Источник