Меню

Разработка урока здоровья по физкультуре

Урок здоровья
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Урок здоровья предусмотрен для учащихся начальной и средней школы.

Скачать:

Вложение Размер
Дарить людям радость 34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Гдовского района Псковской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБ щеобразовательное УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

С. Чернёво, ул. Молодёжная, 6 тел. (881131) 35-232

Разработка « Урока Здоровья» под девизом «Формула здоровья: обсуждаем, учим, советуем…»

ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ

Учитель физической культуры

МБОУ «Чернёвская СОШ»

Болушева Елена Николаевна

Гдовского района, Псковской области

– формирование необходимых знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья;

– развитие умений использования полученных знаний в повседневной жизни.

– сформировать смысловые представления об элементарных правилах по здоровьесбережению;

– активизировать деятельность обучающихся по выполнению правил здоровьесбережения;

– обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Оборудование, материалы: анализ состояния здоровья детей, плакат «Улыбка», клубки ниток по количеству групп, памятки с физическими упражнениями, альбомные листы, фломастеры.

Х о д у р о к а

Звучит песня «Улыбка»

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ. Разные доктора встречаются в этой стране. А какой доктор помогает нам сохранить хорошее настроение и дарить людям радость? (Доктор любви, счастья.)

От того, какое у человека настроение, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.

Нарисуйте символ своего настроения. Если кто-то затрудняется подобрать такой символ, может воспользоваться цветовой гаммой:

∙ зеленый кружок – веселое, бодрое, жизнерадостное настроение;

∙ красный кружок – неуверенное, беспокойное;

∙ серый кружок – тревожное, унылое, сердитое.

Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

Давайте выработаем привычку улыбаться друг другу. Улыбка – залог хорошего настроения. (Открывается плакат «Улыбка».)

– А что помогает сохранить хорошее настроение? (Добрые слова, доброжелательность, хорошие пожелания, комплименты.)

– Каждое доброе слово несет в себе силу и положительную энергию прежде всего тому, кто их сказал, а затем тому, кому они адресованы. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Так давайте прямо сейчас подарим друг другу улыбку и добрые слова.

II. Работа в группах. Игра «Добрые слова».

Группы выбирают ведущих. Ведущий берет клубок ниток и начинает игру. Каждый участник, держась за нить, передает клубок следующему участнику и говорит ему добрые слова. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг.

Учитель . Ваша ниточка образовала круг, она объединила вас в единое целое. А теперь скажите, вам приятно было слышать добрые слова, пожелания, комплименты? Что вы чувствовали? (Улучшается настроение, становится радостно, приятно на душе.)

Сейчас вы убедились, что доброе слово имеет волшебную силу. Какой вы можете сделать вывод?

Вывод. Каждый день надо начинать с улыбки и добрых слов. Чаще говорить друг другу комплименты. Дарить добрые слова не только близким и родным людям, но и незнакомым.

III. Создание проблемной ситуации.

Учитель . Конечно, Доктор любви и счастья улучшает здоровье человека, но, к сожалению, не может излечить нас от серьезных заболеваний.

При поступлении в первый класс все дети проходят медицинское обследование. Я обратилась к нашему фельдшеру, чтобы выявить, какие показатели здоровья у наших учеников.

По данным анализа видно, какими заболеваниями страдают учащиеся нашей школы в большей степени, какими – в меньшей.

–Из анализа видно, что больше всего детей с нарушением осанки, на втором месте – с аллергическими заболеваниями, на третьем — с плоскостопием, на четвёртом- с болезнями зрения и сердца.

Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. При заболевании человек должен обратиться к врачу и строго выполнять все его рекомендации.

– Скажите, от чего зависит выздоровление человека? (От самого человека.)

– Только ли с помощью лекарств можно поправить свое здоровье? Что помогает быть человеку здоровым? (Физические упражнения, закаливание, правильное питание.)

– Как вы думаете, почему ребят с ослабленным зрением и нарушением осанки больше, чем ребят с другими заболеваниями? Причем, как мы видим из диаграммы, год от года процент этих заболеваний растет. (Сказываются многие факторы: долгое просиживание за компьютером, телевизором, малоподвижный образ жизни, неправильная посадка за столом.)

– Сегодня мы с вами изучим некоторые упражнения, которые помогут вам сохранить зрение и красивую осанку (изучение упражнений).

Г л а з о д в и г а т е л ь н ы е у п р а ж н е н и я

1. «Взгляд влево вверх».

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым глазом нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого выполняются упражнения в течение 7 секунд. Смотреть надо на карандаш в левой руке, затем взгляд переводится вперед, «прямо перед собой» (7 секунд).

Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, упражнение повторяется.

2. «Горизонтальная восьмерка».

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

У п р а ж н е н и я д л я ф о р м и р о в а н и я п р а в и л ь н о й
о с а н к и

1. Встать у стены, прислонившись к ней затылком, плечами, ягодицами и пятками, подтянуть живот. Слегка напрячь все мышцы и постоять 15 секунд. Затем, сохраняя эту позу, походить по комнате. Снова подойти к стене и проверить, удалось ли сохранить правильное положение тела. Запомнить его и постараться сохранять в течение всего дня.

2. Встать прямо, положить на голову какой-нибудь предмет, например книгу, кубик. Развести руки в стороны, подняться на носки и постараться удержать тело в этом положении 20–25 секунд. Попробовать с предметом на голове походить по комнате на носках.

3. Лечь на коврик на спину и принять такое же положение, как в упражнении 1. Перевернуться на живот, затем снова на спину. Повторить 5 раз. Дыхание стараться не задерживать.

Выполнять данные упражнения самим и обязательно научить этим упражнениям других.

*(Можно предложить учащимся упражнения для профилактики плоскостопия)

IV. Практическая работа.

Учитель . Немаловажное значение для человека имеет питание. Именно в продуктах питания содержатся витамины и минеральные вещества. Всем хорошо известно, насколько полезны витамины. А для чего они необходимы нашему организму? (Они необходимы для нормального обмена веществ, роста и развития организма, для защиты от болезней, вредных факторов внешней среды.)

– А может организм человека запастись впрок витаминами? (Нет. Витамины в наш организм должны поступать регулярно.)

– А что является источником витаминов? (Фрукты, овощи.)

– Витамин С – очень важный витамин. В каких фруктах он содержится? (Лимон, апельсин, грейпфрут.)

– Как вы думаете, достаточно ли съедать в день одно-два яблока или апельсин, чтобы пополнить свой организм витамином С?

– Суточная норма витамина С для детей (7–10 лет) – 60 мг, взрослых – 70 мг. Давайте сейчас выясним, какое количество свежевыжатого сока должен выпивать человек, чтобы получить суточную норму витамина С.

∙ 100 мл (0,5 стакана) апельсинового – 40 мг;

∙ 100 мл грейпфрутового – 40 мг;

∙ 100 мл мандаринового – 25 мг;

∙ 100 мл томатного – 10 мг;

∙ 100 мл яблочного или виноградного – 2 мг.

Вывод. Употребление апельсинового, грейпфрутового и мандаринового сока восполняет суточную норму витамина С.

– Какие комбинации напитков вы можете предложить еще?

– Если достаточно выпить 1 стакан апельсинового или грейпфрутового сока, тогда, может, не стоит употреблять овощи и фрукты?

Вывод. Овощи и фрукты употреблять обязательно! Все они являются источником пищевых волокон, клетчатки, минеральных солей, богаты органическими кислотами. А еще они просто приятны на вкус и не содержат много калорий. Поэтому ешьте фрукты и овощи на здоровье!

V. Подведение итогов.

Учитель . Современные научные исследования состояния здоровья школьников показали, что правильное питание в сочетании с комплексом профилактических и оздоровительных мер позволяет добиться улучшения состояния здоровья у 10–15 % обучающихся с заболеваниями сердца, желудка, кишечника и у 75–80 % – улучшения состояния опорно-двигательного аппарата и снижения заболеваемости ОРВИ.

Давайте вспомним тему нашего урока.

– Что полезного и ценного дал вам этот урок?

– Какой информацией вы могли бы поделиться с другими?

– Какая работа вам понравилась больше всего?

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Нарисуйте символ своего настроения.

Данный опыт по реализации здоровьесберегающих технологий обучения поможет достигнуть таких параметров результативности, как:

∙ снижение заболеваемости среди детей;

∙ повышение качества обучения;

∙ создание сплоченного коллектива учащихся и развитие коммуникативных навыков;

∙ личностный рост учащихся;

∙ положительная динамика в достижении ремиссии хронических заболеваний;

∙ принятие учащимися здорового образа жизни как основной необходимости.

Мероприятие завершается также песней «Улыбка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики с практической работой с электронными таблицами, охватывающий такую проблему как курение.Работа содержит презентацию, план урока и раздаточный материал.

Урок предназначен для учащихся старших классов по теме «Здоровый образ жизни».

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека».

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как .

УРОК ЗДОРОВЬЯ«Докажем мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!» звучит песня о здоровье голос за кадром Сегодня праздник в 31-ой школе!Пусть возвестят .

Цели:1. Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2. Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з.

Источник

Методическая разработка урока по физической культуре в 9 классе по теме: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему

Тема урока: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»

Цель урока: оценить уровень собственного здоровья

Задачи:

1. знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.

2. выполнение функциональной пробы.

3. оценка полученных данных по расчетным формулам.

4. произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям

Ход урока сопровождают комментарии учителя и презентация с пошаговой инструкцией к работе.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_melnikova_l.yu_.docx 717.91 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс на лучшую методическую разработку

в области физкультуры и спорта

Номинация «Физическая культура в основной и старшей школе»

Методическая разработка урока по физической культуре в 9 классе

по теме: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»

Мельникова Людмила Юрьевна

ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК»

Урок физической культуры в 9 классе по теме «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»

Россия, Самарская обл., г.о. Отрадный

ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК»

Дата проведения: 16.04.2014г

Тип урока: урок развивающего контроля

деятельностные – формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции;

содержательные – закрепить умение осуществлять самоконтроль за уровнем собственного здоровья.

предметные – расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умения вести наблюдение за динамикой уровня здоровья; оценивать текущее состояние организма посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб;

личностные – владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

регулятивные – формирование умения владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные – понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;

коммуникативные – формирование умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тема урока : «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»

Цель урока : оценить уровень собственного здоровья

  1. знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
  2. выполнение функциональной пробы.
  3. оценка полученных данных по расчетным формулам.
  4. произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, средства «КМ-школы», компьютерная презентация урока, «Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности» (25шт.), «Карта оценки соматического уровня здоровья школьника» (25 шт.), секундомер.

  1. Мотивация к деятельности

Деятельность учителя: организует беседу, задает вопросы.

— Ребята, сегодня у нас необычный урок физкультуры. Мы не будем заниматься в спортзале, но все, что мы сегодня будем делать, непосредственно связано с вашим здоровьем. Знания и умения, которые вы сегодня получите, очень важны и значимы для вас.

На протяжении последних десятилетий резко ухудшилось здоровье детей и подростков (увеличение заболеваемости, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников). Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то сегодня к этим недостаткам добавились компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности. Ваша задача – укрепление и сохранение здоровья.

Вопросы к ученикам:

  1. что такое здоровье?
  2. можете ли вы определить уровень собственного здоровья?
  3. если да, то, по каким критериям?
  4. это субъективная или объективная оценка?

Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Сегодня на уроке я помогу вам освоить простейшие тесты для самоконтроля

здоровья, научу измерению, расчету и оценке ваших индивидуальных достижений.

  1. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя: ставит учебную задачу.

Деятельность учащихся: осуществляют осознанный выбор деятельности

Цель урока – оценить уровень собственного здоровья.

  1. знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
  2. выполнение функциональной пробы.
  3. оценка полученных данных по расчетным формулам.
  4. произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям

3. Осмысление изучаемого материала, закрепление нового знания

Деятельность учителя: знакомит с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.

Деятельность учащихся: работают по инструкции

Знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка (приложение №1).

У каждого из вас на парте лежит индивидуальная «Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности» (приложение №2). В ней уже имеются данные, полученные при медосмотре. Это вес, рост, АД, ЖЕЛ, динамометрия кисти. Мы заполним недостающие графы, выполнив функциональную пробу.

Измерим ЧСС за 15 секунд в положении сидя. Запишите в таблицу в графу Р 1 .

  1. Встаньте. Выполните 30 приседаний за 45 секунд, выбрасывая руки вперед.
  2. Сядьте, найдите пульс и подсчитайте за первые 15 секунд восстановления. Запишите результат в таблицу в графу Р 2 .
  3. Подсчитайте пульс за последние 15 секунд первой минуты восстановления. Запишите результат в таблицу в графу Р 3 .

Заполним «Карту оценки соматического уровня здоровья школьника» (приложение №3), произведя расчеты.

  1. Рассчитайте резерв функции внешнего дыхания по формуле:

Запишите результат в таблицу.

  1. Рассчитайте резерв функции мышечной системы по формуле:

Запишите результат в таблицу.

  1. Оцените соответствие массы длине тела (приложение 4). Запишите результат в таблицу.
  2. Рассчитайте резерв функции сердечно-сосудистой системы (двойное произведение) по формуле:

Запишите результат в таблицу.

  1. Рассчитайте резерв экономизации функции сердечно-сосудистой системы – индекс Руфье по формуле:

Запишите результат в таблицу.

Посмотрите на таблицу «Экспресс-оценка соматического уровня здоровья» (приложение №5).

Соотнесите свои расчеты с таблицей и поставьте себе в соответствующие графы количество набранных вами баллов, запишите себе в таблицу. Определите общее количество набранных вами баллов.

  1. Самооценка учащимися результатов учебной деятельности

Деятельность учителя: организует самооценку учащимися собственного уровня здоровья.

Деятельность учащихся: оценивают уровень собственного здоровья

Посмотрите на таблицу «Группы здоровья детей и подростков» (приложение №6).

Зная количество набранных баллов, вы можете определить уровень собственного здоровья.

1 группа – здоровые дети

2 группа – «группа риска»

3 группа – больные дети

2 и 3 группы нуждаются в углубленном обследовании.

К какой из них вы относитесь?

5.Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка

Деятельность учителя: подводит итоги проведенной работы, организует диалог с учащимися.

Деятельность учащихся: оценивают свои результаты деятельности, участвуют в диалоге с учителем

Сегодня вы освоили тесты для самоконтроля здоровья, научились измерению и оценке собственных достижений. Вы путем расчетов определили свой уровень здоровья. Кого-то результат порадовал, а кто-то не может этим похвастаться. Теперь вы сможете оценивать уровень здоровья самостоятельно и заносить результаты на свою персональную страничку в автоматизированном рабочем месте ученика. Необходимо проводить мониторинг два, три раза в год, сравнивать результаты исследований. В случае изменений в худшую сторону – корректировка образа жизни, обследование у врача. Ваше здоровье в ваших руках. Необходимо укреплять и приумножать его.

Давайте вспомним основные составляющие здорового образа жизни. Назовите их.

Учащиеся называют составляющие ЗОЖ (по слайдам презентации)

«Самая первая и лучшая победа человека — покорить самого себя» (Платон).

— Спасибо за внимание. Все свободны.

  1. В.В. Колбанов Валеологический практикум. СПб., ЭЛБИ-СПб, 2011.
  2. Б.Х. Ланда Мониторинг физического развития и физической подготовленности. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

Методика количественной экспресс-оценки

уровня здоровья детей и подростков

(по Г.Л. Апанасенко)

В основу методики количественной экспресс-оценки уровня здоровья положены показатели антропометрии (рост, вес, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая динамометрия)., а также состояние сердечно-сосудистой системы.

Критерием резерва и экономизации функций сердечно сосудистой системы является показатель индекса Руфье и «двойное произведение» в покое, величина которого определяется по формуле

Где ДП – двойное произведение,

ЧСС – частота сердечных сокращений в 1мин,

САД – систолическое артериальное давление, мм рт. ст.

Критерий резерва функции внешнего дыхания определяется по формуле

Критерий резерва мышечной системы определяется по формуле

Оценивается также соответствие массы длине тела (приложение № 4). Все показатели ранжированы. Им присвоена оценка в баллах отдельно для мальчиков и девочек

После получения каждого показателя определяется общая сумма баллов, по которой оценивается уровень здоровья: 5 баллов и менее – низкий, 6-10 – средний, 11-15 – высокий.

Исследование желательно проводить в первой половине дня. При оценке результатов необходимо учитывать, что они будут искажены, если исследованию предшествуют физическая нагрузка; обильный прием пищи; нервно-эмоциональный стресс; употребление крепкого чая, кофе; обострение хронических болезней, недосыпание.

По общепринятым методикам измеряют рост, массу тела, ЖЕЛ, кистевую динамометрию, артериальное давление. Затем в положении обследуемого сидя подсчитывают пульс за 15 секунд (Р 1 ). Затем обследуемый выполняет 30 приседаний, выбрасывая руки вперед за 45 секунд. После выполнении нагрузки в положении сидя подсчитывается пульс в первые 15 секунд (Р 2 ) и последние 15 секунд (Р 3 ) первой минуты восстановительного периода. Имея цифровые данные, рассчитывают индекс Руфье по формуле

С помощью нормативной таблицы (приложение № 4), сравнивают и оценивают соответствие массы длине тела, подсчитывают сумму баллов и производят общую оценку здоровья по соматическим показателям.

Информативность и возможность метода

В соответствии с результатами экспресс-скрининга детей и подростков можно распределить на три массива: здоровые дети (группа I), «группа риска» (группа II) и больные дети (группа III здоровья). Группы II и III нуждаются в углубленном обследовании

Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности

Источник

Читайте также:  Физкультура для детей с отклонениями здоровья
Adblock
detector