Здоровье как основная ценность человека.
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему
Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Лучше всех об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, — счастья. Как сохранить здоровье? Поможет этот урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_kak_osnovnaya_tsennost_cheloveka.docx | 18.97 КБ |
zdorove_kak_osnovnaya_tsennost_cheloveka.pptx | 87.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Здоровье как основная ценность человека.
Имя. « Жизнь даётся один раз»
Воспитательная: формирование культуры здоровья как основной ценности жизни человека.
Образовательная: усвоение знаний посредством групповой коммуникации.
Развивающая: р азвитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Социализация личности: приспособление к меняющимся требованиям общества и сохранение индивидуальности.
- развитие представления о здоровье физическом, духовном, социальном;
- формирование представления о необходимости бережного и внимательного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Тип урока: объяснение нового материала (формирования новых знаний)
Материально-техническое и дидактическое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник ОБЖ, 8 класс (под редакцией А.Т.Смирнова)
— Здравствуйте, дорогие ребята!
Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.
С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
Надеюсь, наше общение будет приятным и полезным!
- Психологическая подготовка к изучению новой темы.
— Что всем желается, но не покупается?
— Давайте вместе определим тему урока. О чём пойдёт сегодня речь?
— Зачем нам это надо изучать? С какой целью?
— Какого здоровья принято желать?
— Этимология слова «здоровье»
3. Объяснение нового материала. (Групповая работа. Каждая группа составляет «Карту урока»)
1.Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Лучше всех об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, — счастья.
«Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым» Стендаль.
«Здоровье за деньги не купишь» Народная мудрость.
Задание. Постарайтесь каким-либо примером подтвердить обе мысли.
2. Что же такое «здоровье»? Попробуйте назвать все составляющие этого понятия.
Найдите определение в учебнике ОБЖ 8 класс, параграф , сравните с вашим определением.
Составьте структурную схему модели «Здоровье». (Защита каждой группы)
4. Работа по закреплению и обобщению знаний и умений.
Сейчас людям меняют их внутренние органы, как запчасти автомобилям. Правда, стоимость замены почки – от 1 миллиона рублей. А есть «запчасти» и по 2, и по 3, и по 5 миллионов… Например, пациенту повезло: деньги нашлись. Но главная удача – нашлась донорская почка. Так везёт лишь каждому десятому из тех. у кого есть деньги. Поэтому …(ваш вывод)
Чтобы не упустить своего счастья из-за различных болезней и недугов, нужно усвоить несколько важных истин.
Первое. Здоровье человека – в его собственных руках.
Известно немало случаев, когда благодаря воле люди не только сохраняли здоровье на долгие годы до самой смерти, но и возвращали, казалось бы, навсегда утраченное здоровье.
Юрий Власов – самый знаменитый в мире штангист – был не просто болен. Отнимались ноги. Это сказалась травма позвоночника, полученная на помосте. Несколько лет спал не более двух часов в сутки – не давали покоя головные боли. Приближалась гибель. Его спасли воля и физические упражнения.
Вопрос. Что вы знаете о подобных случаях?
Второе. Избыточный вес – враг здоровья.
Откуда он берётся? Некоторые люди не способны есть умеренно. С пищей они получают энергии больше, чем тратят при ходьбе, движении. Переедание – одна из основных причин избыточного веса тела.
Некоторые девочки, желая иметь стройную фигуру, вообще перестают есть или правильно питаться.
Вопрос. Наилучший ли это способ хорошо выглядеть и почему? Как иначе можно сохранить хорошую форму?
Третье. Движение – это основа жизни.
Работа мышц человека усиливает обмен веществ в организме. Некоторые из этих веществ являются источниками энергии для сердечнососудистой системы. Чем сильнее физическая нагрузка скелетных мышц, тем больше энергии получает сердце. Так природа тесно связала работу мышц с деятельностью сердца.
Утренняя зарядка способствует окончательному пробуждению ото сна. Она выводит организм из сонного состояния. Она настраивает на рабочий лад. Улучшается кровоснабжение тканей. Более глубоким становится дыхание. Возрастает подвижность грудной клетки. Укрепляется сердечная мышца. Увеличивается поступление кислорода в лёгкие и в кровь.
Немало молодых людей думают так: «Жил без зарядки и проживу»
Задание. Попытайтесь нарисовать плакаты, отражающие два образа жизни – с зарядкой и без зарядки. У плаката обязательно должен быть сопровождающий текст. Каждая группа проводит защиту своего плаката.
Четвёртое. От закаливания зависит прирост жизненных сил организма.
Закаливание – это постоянное воздействие солнца, воздуха и воды. Организм постепенно приспосабливается к их влиянию. Тогда он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и другие явления природы.
Таким образом, закаливание предохраняет человека от простуд и инфекций. Улучшается сон и настроение. А тем, кто слишком худощав, закаливание помогает обрести аппетит.
Света знала о пользе зарядки и закаливания. Сначала она хотела делать всё это с 1 января. Но засиделась в новогоднюю ночь, и утро пропало. Тогда было решено всё начать во время каникул. Но на каникулы поехали к бабушке в деревню. А там – вода из колодца. Тогда Света отложила всё до лета…
Вопрос. Как вы думаете, что было летом? Какой разумный совет вы могли бы дать Светлане?
Пятое. Любые вредные привычки губительны.
Курить можно в том случае, если человек решил распрощаться со своим здоровьем как можно быстрее. Если человек курит, ему уже не стоит вспоминать об экологических проблемах – о чистоте воздуха и воды, о хорошем качестве продуктов. Даже если он будет это иметь – сигареты всё перечеркнут.
«Безобидным» алкоголь никогда не был и не будет, особенно в школьном возрасте. Пиво только на рекламных картинках бывает красивым и полезным. А в молодом организме – это «дьявол, поменявший квартиру». Из красивой банки он переселяется в молодое тело и устраивает там настоящий разгром.
Шестое. ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ ЛЕНЬ!
Поговорим о режиме дня.
Летние каникулы. Витя решил круто изменить жизнь и развить себя физически. В первое же утро каникул будильник сработал в 7 часов утра. «Для здоровья нужен хороший сон», — подумал будущий Геракл и поспал ещё 3 часа. Затем он, превозмогая холод, забрался в холодную ванну и сидел, пока можно было терпеть. Затем съел пачку чипсов и начал делать зарядку. Первое упражнение – поднятие штанги, второе – подтягивание на перекладине, третье – растягивание резины, четвёртое… утомившись, делать не стал и лёг спать. Проснувшись, плотно пообедал и до полуночи смотрел телевизор. Ночью вызвали «скорую помощь»
Какие ошибки совершил Витя?
Как бы вы начали заниматься укреплением здоровья?
Ваши исследовательские работы.
Исследовательский проект «Секреты хорошего настроения»
— Давайте проанализируем зависимость вашего самочувствия и настроения от организации дня. Для этого нужно определить, какой тип значков преобладает в каждой из граф и совпадает ли он со значком в графе «Итог». Сколько таких совпадений в течение недели? С чем связаны эти совпадения?
Итак, каждый из вас за счёт правильной организации дня, соблюдения основных требований к режиму дня может повысить эффективность своей деятельности – много успеть и при этом не устать. Сохранить хорошее настроение.
5. Подведение итогов. Оценивание деятельности .
Источник
Классный час «Здоровье — главная жизненная ценность»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Становое»
Классный час на тему:
Провела Никитина Галина Ивановна,
классный руководитель 8в класса.
Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; дополнить представления восьмиклассников о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.
Формировать навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: ИКТ, карточки, раздаточный материал.
Ход классного часа.
— Что такое жизненные ценности?
Жизненные ценности — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры.
— Выбери из представленных ниже ценностей, по вашему мнению, самое важное для человека: профессиональная карьера, крепкое здоровье, хорошая дружная семья, яркая насыщенная жизнь, материальное благополучие.
Слово классного руководителя.
— Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?»
Как вы думаете, что он ответил? Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым», — и затем добавил фразу, ставшую пословицей.
Ответ: Здоровый нищий счастливее больного короля.
— Как вы объясните смысл этого высказывания? (Лучше быть небогатым, но здоровым, чем иметь власть и деньги, но быть больным.)
— Как вы думаете, чему посвящён наш классный час? (Предположения детей)
— Правильно. Сегодня мы с вами вспомним основные правила здорового образа жизни, ведь наше здоровье – в наших руках. И если будет здоровье, то можно добиться и блестящей карьеры , и материального благополучия.
— А что такое здоровье? ( Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия )
— Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел?
— А кто болеет один раз в год? А кто – два и более раз?
Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть. А ведь это неверно. Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет. Как этого можно добиться? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные принципы здорового образа жизни.
4. Работа со словами-карточками в группах. Но вначале нарисуем портрет здорового человека.
— Из данных слов и словосочетаний выберите те, которые относятся к характеристике здорового человека, и прикрепите их на доску:
Ловкий, подтянутый, истощённый, закалённый, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, сутулый, стройный, неуклюжий, имеет лишний вес.
— Каким способом можно достичь этих качеств? Соблюдать правила здорового образа жизни.
— Назовите основные компоненты здорового образа жизни.
5.Конкурс социальной рекламы «Береги себя».
Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение. «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.
Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.
Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.
Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится как знаменитый диетолог.
На столе имеется конверт, в котором представлены названия разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны, газированные напитки, чипсы, гамбургеры)
Задания : выберите продукты, необходимые для школьника среднего и старшего звена.
Кальций весьма актуален в период формирования костей. Богаты кальцием следующие продукты: нежирный творог, йогурты, твёрдый сыр и молоко, сок апельсина.
Для того чтобы происходило нормальное умственное развитие, организму требуется железо. Оно – поставщик кислорода во все клетки организма. Продукты с высоким содержанием железа могут быть как животного, так и растительного происхождения: говяжье, свиное и птичье мясо, яйца, устрицы, моллюски;
спаржа, овощи, зелёный горох и шпинат. А ещё полезны разных сортов орехи, фасоль, обогащённые железом рис, макароны и хлеб.
Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.
«Профилактика вредных привычек».
К факторам, негативно влияющих на здоровье человека, относятся табак, алкоголь, наркотики. Особенно вредны они для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. А курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.
В качестве социальной рекламы «Береги себя» мы инсценируем стихотворение.
Мое имя – сигарета,
Я красива и сильна.
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам.
Скажем прямо – слабакам.
Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, жить осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода.
Меня так душит никотин.
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные –
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас нe спасете
Мы от куренья пропадем!
Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас люди:
«А вы курите зачем?»
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд.
Наши бронхи он сжигает.
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Иссушил меня проклятый злодей.
Нету больше светлых идей.
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет.
Запомни – человек не слаб.
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету.
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен сильным быть!»
Человеческий организм – система, насквозь пронизанная ритмами. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца, частота дыхания, активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья, успеваемости, активности продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.
Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию.
В основе правильно организованного режима дня лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня.
Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Подростки 13 – 14 лет должны спать 8 – 9 часов в сутки.
Если они спят меньше (5 – 7 часов), уровень их работоспособности понижается на 30%, что негативно сказывается на умственной деятельности. Иногда школьники, кроме выполнения домашних заданий, много времени проводят за компьютером и/или телевизором. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно отразиться на состоянии здоровья. Прогулки, игры на воздухе не менее 3 часов вдень, половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, так как это может негативно отразиться на растущем, ещё не полностью сформировавшемся организме. Например, катание на коньках, лыжах не должно превышать полутора – двух часов, игра в футбол – одного часа. В выходные дни подростку следует выспаться. Восстановить утраченные за учебную неделю силы помогают пребывание на свежем воздухе, участие в походах, занятия спортом.
Источник