Разработка урока по биологии «Витамины» 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Методическая разработка урока «Витамины». Включает планирование урока с дидактическим материалом и презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока «Витамины» 8 класс | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Красноармейска Саратовской области»
Урок биологии в 8 классе
2012-2013 учебный год
Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в
обмене веществ и их практическом значении для здоровья
Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской
деятельности, умения делать выводы, выделять главное,
применять свои знания на практике.
Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как
творческой личности с положительными нравственными
качествами; прививать культуру здорового образа жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация
«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,
пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего
лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные
карточки для проведения практической работы.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации , беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.
Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса (по желанию) дается задание: подготовить сообщения по заданным темам. Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
— Что помогает нам сохранить здоровье?
— Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?
— Какие питательные вещества содержатся в пище?
— Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?
— Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?
— Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.
При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.
— Что вы слышали о витаминах? ( Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению ).
Мы часто слышим разную информацию о витаминах:
- Витамины есть только в овощах и фруктах.
- Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
- В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
- Витамины нужно принимать только зимой и весной.
- Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
Постановка проблемного вопроса:
— Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
- Изучение нового материала.
- Из истории открытия витаминов.
Сообщение учащегося. Приложение 1.
- Определение витаминов, их роль в организме.
Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
(Учащиеся записывают определение в тетрадь).
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В 1 , В 6 , В 12 ). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.
- Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.
Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).
Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 2.
Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3.
Сообщение учащегося о витамине А.Приложение 4.
Сообщение учащегося о витаминах группы В. Приложение 5.
Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и таблицу 4 на стр. 154 учебника. Сделайте выводы.
— Какой витамин самый важный?
— Что является источником витаминов в организме?
— Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?
— Как восполнить недостаток витаминов в организме?
— Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?
Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.
- Практическая работа по определению витамина С.
А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.
Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.
“Определение витамина С”
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.
5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.
6. Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
- витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;
- витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
- Сохранение витаминов в продуктах питания.
Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр.155-156 и ответьте на вопрос.
— Как сохранить витамины при приготовлении пищи?
Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
— А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Что мешает усвоению витаминов:
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В 12 , сильно снижают уровень кальция.
- Закрепление изученного материала.
- Решение проблемной ситуации.
Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.
Витамины есть только в овощах и фруктах.
Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Витамины нужно принимать только зимой и весной.
Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
- Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.
«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».
- В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.
( Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь).
- Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
- Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
- Больше времени бывать на улице.
- Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
- Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
- Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
- Не злоупотреблять витаминами.
(О рганизую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).
— Понравился ли тебе урок?
— Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?
— Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?
— Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.
изучить параграф 38 «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В 6 , В 12 , РР, F, Н.
Из истории открытия витаминов
В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?
Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.
Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.
Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.
В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.
Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.
Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.
Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.
Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.
Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.
Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,
на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.
При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.
Различают несколько видов данной группы: В 1, В 2, В 6, В 12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В 1 . Витамин В 1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
Отсутствие витамина В 2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В 12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В 6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.
- Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах «Практик-теоретик».
данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» В. В. Пасечник.
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема «Право». Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг.
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ.
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли.
Источник