Меню

Разработка критериев оценки здоровья

Разработка критериев оценки здоровья

Здоровый образ жизни студенту нельзя навязать извне. Он имеет возможность выбора значимых для себя форм жизнедеятельности и типа поведения. Имея свое отношение к ценности «здоровый образ жизни», каждый студент формирует свой образ действий и мышления.

Наблюдается корреляционная взаимосвязь между состоянием здоровья, здоровым образом жизни и здоровым стилем жизни. Здоровый стиль жизни — мотивационный или неосознанный выбор поведения в зависимости от природной среды, социально-экономических условий, пола, возраста, образования, уровня интеллектуального и физического развития, личностных качеств студента, ведущего здоровый образ жизни.

Важным для настоящего исследования представляется определение сущностных характеристик отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Проблемой исследования категории «ценностное отношение» в философии занимались С.Ф. Анисимов, В.А. Васильченко, А.М. Воронина, О.Г. Дробницкий, Л.Н. Столович, М.С. Каган, О.М. Панфилов, В.П. Тугаринов, в психологии — Б.С. Братусь, Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, в педагогике — М.Г. Казакина, А.И. Кирьякова, В.С. Лазарев, Л.П. Разбегаева, Р.М. Рогова и др.

Ценностное отношение и отношения к чему-либо как ценности близки по содержанию, можно сказать, являются синонимами. Отношения и ценностные отношения, с одной стороны, составляют общую инвариантную составляющую, с другой — ценностные отношения обладают своими, только им присущими свойствами.

Ценностное отношение понимается как отношение особого рода. С развитием ценностного отношения связывается становление личности, система ценностных отношений определяет своеобразие личности, являясь смысловым полем ее духовно-практической деятельности. В целом, ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта (4).

Разные аксиологические концепции исходят, прежде всего, из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки.

Универсальный подход исходит из широкого понимания ценностных отношений. Представитель данного направления В.А. Василенко полагает, «что носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом» [2].

Полагаем, что данный подход целесообразен в ходе философского обоснования общих теоретических положений, но при педагогическом исследовании такие широкие границы делают данное понятие расплывчатым.

Представители социологического направления (В.П. Тугаринов, О.Б. Дробницкий и др.) считают, что ценностные отношения обусловлены социально-экономическими факторами общественного развития. Эти отношения субъекта понимаются в качестве значимости объекта не только для отдельного человека, но и общества в целом. В результате оценки объекта с точки зрения его полезности происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему — ценностное отношение [4].

Представители утилитарного подхода (Дж. Дьюи, Р.Б. Пери) опираются на то, что ценность целиком определяется потребностями и интересами человека. Утилитарность позиции приводит к низведению свойств объектов до уровня удовлетворения сиюминутных нужд человека. Духовное содержание ценности исчезает, ценность понимается крайне узко. Исходя из позиций данного подхода, сам процесс воспитания ценностей становится бессмысленным, так как «соответствие объективным потребностям субъекта свойств того или иного объекта происходит чаще всего непроизвольно в процессе его практической деятельности» [1]. Однако нельзя не учитывать, что данный подход позволяет отразить один из главных аспектов отношения — ценностное отношение всегда тесно взаимосвязано с практической деятельностью человека.

В рамках аксиологического направления (М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Кирьякова, Б.С. Братусь и др.) рассматривают ценностное отношение в единстве отношения человека к окружающему миру. Оно является одной из главных форм освоения им действительности. «Ценность возникает и функционирует только на основе субъективно-объективного отношения, отношения «человек — предмет». Ценность существует не изолированно на одном из полюсов этого отношения, но только в рамках отношения этих полюсов. «Ценностное отношение является видом субъективно-объективного отношения, взаимосвязанного с практическими и познавательными отношениями» [3].

Несмотря на различные мнения представителей тех или иных подходов, можно отметить, что большинство из них говорят о том, что ценностные отношения являются одной из форм освоения действительности человеком. Развитие ценностных отношений тесно взаимосвязано со становлением личности, формированием ее мировоззрения.

Рассматривая присвоение студентами ценности здорового образа жизни, целесообразно говорить о том, что, отражая объективное содержание данной ценности, студент одновременно фиксирует и свое субъективное отношение к ней. При этом студент только в том случае будет относиться к здоровому образу жизни как ценности, если оно станет для него личностно значимым, приобретет личностный смысл, станет личностной ценностью.

Читайте также:  Детско родительские проекты по здоровью

Определение содержательного наполнения когнитивного, эмоционального, смыслового и деятельностного компонентов позволило определить отношение к здоровому образу жизни, как профессиональной ценности, как интегративное, личностное образование, характеризующееся связью личности с ценностью «здоровый образ жизни», включающее в себя знания о здоровом образе жизни как профессиональной ценности, эмоциональное отношение к нему, осознание здорового образа жизни как личностно, социально значимой и профессиональной ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения.

Для решения задач данного исследования необходимо было выделить критерии и уровни сформированности у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Критерий дает возможность получить наиболее полное представление о качественном и количественном состоянии компонентов отношения у студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности [5].

Это позволяет принять понятие «критерий» как мерило, на основе которого осуществляется оценка [6].

Для создания целостного представления об эффективности образовательного процесса необходима разработка критериев по каждому из компонентов, поскольку именно они обеспечивают реализацию функций обучения и непосредственно ведут к достижению поставленной цели.

Наглядно компоненты отношения у студентов к здоровому образу жизни как профессиональной ценности и показатели их сформированности представлены в таблице

Критерии и показатели сформированности у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности

Компоненты

Критерии

Показатели

1. Полнота знаний о ценности «здоровый образ жизни».

2. Системность знаний ценности о «здоровом образе» жизни.

— знание о ценности здорового образа жизни на уровне представления;

— знание о ценности здорового образа жизни на уровне понятий;

— знание о ценности здорового образа жизни на уровне идей (идея ценности здоровья, идея ведения здорового образа жизни, идея человека как ответственного субъекта).

1. Форма эмоционального отношения у студентов к здоровому образу жизни.

2. Характер эмоционального отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

— эмоциональные переживания по отношению к отдельным явлениям или идеям здорового образа жизни;

— эмоциональные переживания по отношению к отдельным компонентам ценности здорового образа жизни;

— эмоциональные переживания по отношению к ценности, здорового образа жизни;

— устойчивая эмоциональная реакция на восприятие ценности «здоровый образ жизни».

1. Степень осознанности личностной и общественной значимости ценности здорового образа жизни.

2. Характер мотивов активности в процессе формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

— личностный смысл ценности «здоровый образ жизни» присутствует, но не осознается;

— личностный смысл ценности «здоровый образ жизни» осознается для себя;

— личностный смысл ценности «здоровый образ жизни» осознается для себя и общества, как личностно и общественно значимая ценность.

1. Степень сформированности умений и навыков по реализации здорового образа жизни.ации зож

2. Полнота реализации деятельностных аспектов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

— умение оценки физического состояния собственного организма и его функциональных систем;

— умение владеть средствами, методами и навыками, необходимыми для сохранения и восстановления здоровья;

— умение проявлять самостоятельность, самоорганизованность, самосовершенствование в здоровом образе жизни;

-умение корректировать деятельность, связанную с проявлением ценности «здоровый образ жизни».

Специфика уровневых характеристик у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности находится в зависимости от специфики уровневых проявлений показателей данных компонентов. Исходя из вышесказанного, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме определения уровней развития личностных свойств и качеств (Л.А. Алешиной, О.Е. Аляевой, А.М. Васильевой, О.С. Гребенюка, В.С. Ильина, Л.А. Рует, Н.К. Сергеева и др.) представляется целесообразным выделение следующих уровней сформированности у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности: безразлично-потребительский, нейтрально-пассивный и осознанно-действенный.

Безразлично-потребительский уровень характеризуется несформированным отношением к здоровому образу жизни как к средству удовлетворения личностного потенциала. Наблюдается отсутствие осознания общественной, а значит и профессиональной значимости здорового образа жизни и ответственности студента за поведение, учебную деятельность и использование свободного времени. Студенты не считают здоровый образ жизни ценностью для себя и других, у них отсутствует потребность в приобретении новых знаний. Здоровье сберегающая деятельность носит избирательно-ситуативный характер, т.е. студент осуществляет данный вид деятельности редко, от случая к случаю, часто неосознанно.

Читайте также:  Реализация проекта интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нейтрально-пассивный уровень отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности характеризуется осознанием студентом ответственности. Чувство ответственности за здоровый образ жизни проявляется в отдельных жизненных ситуациях. При возникновении проблем профессионального здоровья появляются эмоциональные переживания, желание использовать знания о здоровом образе жизни на практике. Знания о здоровом образе жизни имеют личностный характер, студенты заинтересованы в регулярности их получения, но редко проявляют инициативу и самостоятельность. Студенты эпизодически, непроизвольно используют умения, связанные со здоровым образом жизни в практической деятельности. Использование умений и навыков для другого, как для себя, проявляется не регулярно.

Осознанно-действенный уровень сформированности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности характеризуется осознанием социальной значимости здорового образа жизни. Наблюдается потребность выстраивать свою жизнь с позиции здорового образа жизни, осознается значимость здорового образа жизни для самосовершенствования, самопознания, самоутверждения, саморазвития, проявляется стремление широко использовать принципы здорового образа жизни во всех жизненных ситуациях, в полной мере реализуется потребность в получении и дальнейшей передаче знаний и умений здорового образа жизни другим.

У студентов наблюдается полное представление о компонентах «здорового образа жизни», имеются знания о его роли в обществе. Студенты отличаются осознанным использованием умений, связанных со здоровым образом жизни, стремлением применять их для другого как для себя.

Источник

Методическая разработка по оценке уровня физического здоровья

В данной работе описана методика ознакомления и изучения с системой определения уровня физического здоровья по Г. Л. Апанасенко, которая считается одной из самых простых и доступных методик определения антропометрических измерений.

Скачать:

Вложение Размер
metod.razrabotka_po_ocenke_urovnya_fizicheskogo_zdorovya_.docx 39.07 КБ

Предварительный просмотр:

-Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва

ГОУ СПО РТ «Республиканский медицинский колледж

По теме: «Оценка уровня физического здоровья»

Подготовлено преподавателем Салчак С В.

Тема : Оценка уровня физического здоровья человека

(по Г.Л. Апанасенко)

Мотивация : формирование «психологии здоровья», укрепление индивидуального здоровья, еще точнее физического здоровья. Основными являются следующие мотивы: укрепление здоровья, формирование красивой фигуры, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и др.

Тип занятия : семинарско-практическое

Цель : ознакомить и изучить экспресс-оценку уровня физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1988).

  1. Экспресс-оценка физического здоровья
  2. Сравнительный анализ физического здоровья с критериями экспресс-оценки уровня физического здоровья по Апанасенко

Знать : основные показатели индивидуального здоровья человека; критерии состояния физического здоровья и его показатели; методы оценки состояния здоровья.

Овладеть умениями : проводить оценку индивидуального здоровья; анализировать материалы, полученные при обследовании, рассказать о значении оценки состояния здоровья.

  1. Эффективность взаимодействия с коллегами
  2. Соблюдение на рабочем месте правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Межпредметные связи : анатомия и физиология человека, терапия, русский язык, математика, физвоспитание.

  1. Лекционный материал.
  2. Раздаточный материал по теме (инструкция по выполнению практического занятия).
  3. Представление о здоровье, об образе жизни, образ жизни и факторы риска.

4.Инструментарии: ростомер, весы, динамометрия, тонометр, спирометр.

1. О.В. Масияускене, Ж.Г. Муравянникова. Валеология. Ростов-на Дону: Феникс, 2008.

2. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М.: ВУНМЦ, 1999

1. Устный опрос студентов по теме -5 мин.

2. Инструктаж практической части самостоятельной работы (проводит преподаватель).-3мин.

3. Практическая работа студентов -30 мин.

4. Тестовый контроль знаний.- 5 мин.

5. Заключительная часть.-2 мин.

  1. Что такое здоровье.
  2. Что такое индивидуальное здоровье.
  3. Что такое физическое здоровье человека. Показатели физического здоровья. Критерии физического здоровья.
  4. Антропометрические показатели. Дать определения.

2. Инструктаж проводит преподаватель.

1.Ознакомит с системой Апанасенко Г. Л.

2.Проведение оценки основных показателей.

3. Выделение проблем.

4.Рекомендации по улучшению индивидуального здоровья, в том числе и физического.

Основные мотивы занятий физическими упражнениями, оптимальная двигательная активность, уровень здоровья.

Любым видом человеческой деятельности предшествует выбор цели или мотивов. По данной теме большинство отметили следующие мотивы: укрепление здоровья, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и другие.

Каждому человеку, решающему задачу укрепления здоровья, раньше или позже приходиться заниматься самостоятельно, поэтому рассмотрим этот мотив более подробно.

За короткий исторический период (чуть более 50-ти лет) доля тяжелого мускульного труда в процессе производства сократилась почти в 200 раз, что повлекло за собой проявление целого букета болезней, связанных недостатком движений (двигательной активности). Среди наиболее часто встречающихся при ведем атеросклероз, ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, ожирение, диабет, остеохондроз, неврастению и др.

Исследования, проведенные в области здоровья человека, позволили установить, что количество движений, позволяющих поддерживать организм в оптимальном состоянии, составляет 10 000 движений в сутки.

Деятельность, связанная с бытом занимает 3000-5000. Еще 5000 движений ежедневно остается невостребованным. Для того, чтобы их выполнить требуется не менее 30 минут непрерывной физической работы. Это составит в неделю 6-8 часов. Именно такая величина принята в качестве оптимальной двигательной активности человека.

Количественный подход позволил сформулировать еще одно очень важное понятие – уровень здоровья, под которым понимают сумму резервных мощностей кислородно- транспортной системы. Этот показатель оценивается по максимальному потреблению кислорода (МПК). Для расчета уровня здоровья сейчас используют ряд методик. На сегодняшний день наиболее доступной, наиболее приемлемой является система Г.Л.Апанасенко

3. Практическая часть самостоятельной работы студентов .

Из таблицы видно, что при определении уровня здоровья используются следующие физиологические показатели:

  1. Весо-ростовой индекс (Кетле) – соотношение веса к росту, измеряемого в гр/см;
  2. Жизненный индекс –соотношение жизненной емкости легких к массе тела (мл/кг);
  3. ЧСС – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин);
  4. АД – артериальное давление (мм.рт.ст.);
  5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (сек.);
  6. Силовой индекс – сила кисти руки (кг.)/ вес тела (кг.)  100.

Экспресс-оценка уровня физического здоровья (по Апанасенко Г.Л.)

Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.

Для оценки уровня здоровья, измеряются в состоянии покоя:

  1. жизненная емкость легких (ЖЕЛ),
  2. частота сердечных сокращений (ЧСС),
  3. артериальное давление (АД),
  4. масса тела,
  5. длина тела,
  6. динамометрия кисти (определение силы кисти руки)

Определив физиологические показатели организма, проведя расчет этих показателей, обследуемый делает вывод об уровне своего физического здоровья. Учитывая свой жизненный опыт, он выявляет причины проблем, связанных со здоровьем и дает себе рекомендации по укреплению физической активности.

Рекомендуемые процедуры по физической активности

1. принимать во внимание на 4 основных факторов:

* частота — физическая нагрузка 3 раза в неделю считается оптимальной, нежелательно заниматься физическими упражнениями подряд несколько дней подряд несколько дней во избежание боли, усталости, возможных травм.

* продолжительность — необходимо, чтобы занятие затрачивалось от 25 до 60 минут и чтобы они имели 3 фазы: разминку %-10мин.),нагрузку (15—40 мин), расслабление (5-10мин).Чем старше человек, чем менее он тренирован, тем важнее стадия разминки.

* интенсивность — оптимальная интенсивность для нетренированных составляет 30-50% в фазу разминки и расслабления 60-80%, в фазу нагрузки 70-90%.

* типы рекомендуемых физических упражнений могут включать комплексы с легкой, умеренной и тяжелой нагрузкой. Например, ходьба (быстрая и энергичная), езда на велосипеде (вместо машины), подъем по лестнице(вместо лифта). Также могут быть рекомендован такие виды физической активности, как работа в саду, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, игры, танцы. Чем больше вид физической активности подходит к образу жизни человеку, тем больше оснований его рекомендовать.

2. рекомендуемые частота, продолжительность и интенсивность упражнений должны соответствовать возможностям каждого конкретного человека и зависеть от исходного уровня его тренированности. Те, кто ведет сидячий образ жизни и недостаточно тренированы, должны начинать медленно, но регулярно с непродолжительных и не очень интенсивных нагрузок и повышать свою тренированность постепенно в течение несколько недель.

3. специальные советы по физической нагрузке могут понадобиться пациентам с определенными проблема здоровья, которые могут быть усугублены физическими упражнениями (кардиологические проблемы, высокое АД избыточный вес, диабет, хронический бронхит, заболевания вен нижних конечностей, заболевания костей и суставов).

Источник

Adblock
detector