Мониторинг здоровья дошкольника.
консультация
Мониторинг здоровья дошкольника.
Мониторинг — экспресс-диагностика направленная на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения.
Цель мониторинга:
выявить уровень физического развития, физической подготовленности и осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
— Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.
— Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста
Объектом мониторинга выступает:
-общая заболеваемость, в том числе и инфекционная;
-состояние здоровья воспитанников группы;
-группы здоровья и их динамика;
-физическое развитие детей;
Задачи:
1. Углублённое исследование, оценка состояния ребёнка и уровня физической подготовленности, определение группы здоровья ребенка и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния и полноценного здоровья.
2. Ранее выявление положительных и отрицательных тенденций изменений здоровья ребенка.
3. Разработка рекомендаций по созданию условий, стимулирующих здоровьесбережение и физическое развитие воспитанников(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
Методические основы.
Методы изучения состояния здоровья дошкольников: целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния здоровья на базе существующих источников информации, а также на базе специально организованных исследований и измерений.
Данная система включает в себя три аспекта:
1. медицинский
2. психологический
3. педагогический.
Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками.
Второй аспект – психологический направлен на изучение речевого развития, социально-личностного здоровья и психоэмоционального состояния детей. Воспитатели, под руководством педагога-психолога, дважды в год отслеживают уровень психического развития детей, выявляя уровень развития психических процессов и уровень социального развития. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей(законных представителей).
Третий аспект – педагогический направлен на выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя:
1. уровень физической подготовленности детей — отслеживается инструктором по физвоспитанию в начале и в конце года.
2. уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками ООП отслеживается воспитателями посредством срезовых диагностических мероприятий
3. уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения.
Важнейшим условием успешной деятельности является комплексное взаимодействие педагогов, медиков и специалистов по всем направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.
Основными задачами данного взаимодействия являются:
1. обнаружение и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
3. выявление резервных возможностей развития воспитанника;
4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в дошкольном учреждении возможностей;
5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.
Плановый мониторинг проводится 2 раза в год (начало года и конец), а по мере необходимости и больше.
Контроль за физкультурно-оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику их развития. Средние показатели в начале года, с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года, дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы. По мере совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличение моторной активности и повышения сопротивляемости детского организма, наблюдается снижение общего процента заболеваемости детей.
Развитие здоровьесберегающих ресурсов предполагает решение следующих проблем:
1) недостаточность исследований по разработке и обоснованию эффективных инновационных профилактических и оздоровительных технологий
формирования здоровья детей
3)недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов и медицинских сестер в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников
4)негативные последствия форсированной подготовки к школе
5)отсутствие преемственности технологий формирования здоровья детей в детском саду и школе
6)низкий уровень социального партнерства детского сада и семьи, внедрения новых форм взаимодействия родителей, воспитателей и детей.
Грамотное использование методических основ и организационных техноолгий, позволяет:
1. осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
2. планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;
3. своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
4. целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям.
Здоровье ребёнка зависит не столько от образовательного учреждения , сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_zdorovya_doshkolnika._metodicheskie_osnovy_i_organizatsionnye_tehnologii.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА В КАПОТНЕ». КОРПУС «ВОЛХОНСКИЙ»
Мониторинг здоровья дошкольника. Методические основы и организационные технологии.
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ГР.№8 ЛЕВИНА Н.И
Мониторинг — экспресс-диагностика направленная на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения.
Цель мониторинга:
выявить уровень физического развития, физической подготовленности и осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
— Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.
— Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста
Объектом мониторинга выступает:
-общая заболеваемость, в том числе и инфекционная;
-состояние здоровья воспитанников группы;
-группы здоровья и их динамика;
-физическое развитие детей;
Задачи:
1. Углублённое исследование, оценка состояния ребёнка и уровня физической подготовленности, определение группы здоровья ребенка и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния и полноценного здоровья.
2. Ранее выявление положительных и отрицательных тенденций изменений здоровья ребенка.
3. Разработка рекомендаций по созданию условий, стимулирующих здоровьесбережение и физическое развитие воспитанников(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
Методические основы.
Методы изучения состояния здоровья дошкольников: целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния здоровья на базе существующих источников информации, а также на базе специально организованных исследований и измерений.
Данная система включает в себя три аспекта:
1. медицинский
2. психологический
3. педагогический.
Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками.
Второй аспект – психологический направлен на изучение речевого развития, социально-личностного здоровья и психоэмоционального состояния детей. Воспитатели, под руководством педагога-психолога, дважды в год отслеживают уровень психического развития детей, выявляя уровень развития психических процессов и уровень социального развития. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей(законных представителей).
Третий аспект – педагогический направлен на выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя:
1. уровень физической подготовленности детей — отслеживается инструктором по физвоспитанию в начале и в конце года.
2. уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками ООП отслеживается воспитателями посредством срезовых диагностических мероприятий
3. уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения.
Важнейшим условием успешной деятельности является комплексное взаимодействие педагогов, медиков и специалистов по всем направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.
Основными задачами данного взаимодействия являются:
1. обнаружение и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
3. выявление резервных возможностей развития воспитанника;
4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в дошкольном учреждении возможностей;
5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.
Плановый мониторинг проводится 2 раза в год (начало года и конец), а по мере необходимости и больше.
Контроль за физкультурно-оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику их развития. Средние показатели в начале года, с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года, дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы. По мере совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличение моторной активности и повышения сопротивляемости детского организма, наблюдается снижение общего процента заболеваемости детей.
Развитие здоровьесберегающих ресурсов предполагает решение следующих проблем:
1) недостаточность исследований по разработке и обоснованию эффективных инновационных профилактических и оздоровительных технологий
формирования здоровья детей
3)недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов и медицинских сестер в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников
4)негативные последствия форсированной подготовки к школе
5)отсутствие преемственности технологий формирования здоровья детей в детском саду и школе
6)низкий уровень социального партнерства детского сада и семьи, внедрения новых форм взаимодействия родителей, воспитателей и детей.
Грамотное использование методических основ и организационных техноолгий, позволяет:
1. осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;
2. планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития каждого ребенка;
3. своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
4. целенаправленно осуществлять коррекционную помощь нуждающимся детям.
Здоровье ребёнка зависит не столько от образовательного учреждения , сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.
Источник
Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьясберегающей компетенции у детей разных возрастных групп
учебно-методический материал
Подборка диагностических методик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_diagnosticheskih_metodik_chahovskaya_e.n.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор диагностических методик изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп
Название метода (методики)
Автор или авторы
Цель или задачи метода/методики
Необходимый иллюстративный и другой материал
Источник (откуда взята методика)
Младший дошкольный возраст
Беседа «Что я знаю о строении человека»
Изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, и ребёнок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме.
2. Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их (что это? – помогает воспитатель малышу).
3. Зачем человеку голова?
4. Что делает человек с помощью рук?
5. Что делает человек с помощью ног?
6. Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что происходит внутри туловища? Назови, пожалуйста (или давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри).
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 35-36
Диагностическая игра «Режим дня»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок умывается, причесывается и т.д. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр.86
Средний дошкольный возраст
Диагностическая игра «Здоровые зубы»
Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровых зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с ним в игру.
Игровое двух цветное панно красного и зелёного цвета. Набор карточек с изображением вредных и полезных для зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций: зубная паста и щётка; щётки разных размеров; молоко и творог; фрукты; овощи; конфеты и шоколад; мороженое и горячий чай; ребёнок разгрызающий зубами орех; человек, открывающий бутылку зубами; чашечка с полосканием для зубов; жевательная резинка; улыбающийся ребёнок, посещающий врача-стоматолога; зуб здоровый и зуб больной.
На зелёной части панно располагается здоровый беленький улыбающийся зубик, на красной – грустный со слезинкой больной зубик.
Воспитатель раскладывает панно и предлагает малышу заполнить цветовое панно картинками, которые делают один зубик счастливым, а другой несчастным. После решения игровой задачи педагог уточняет у ребёнка, почему он расположил карточку именно в этой части панно. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребёнка.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 88
Беседа (с использованием диафильма)
Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни
«Кожа – наша защита от микробов»
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу. Показывая диафильм рассказывает ем, как нужно следить за кожей.
1. Не реже одного раза в неделю мыть тело мылом и мочалкой.
2. Не трогать чужих кошек и собак.
3. Открытые части тела: лицо, шею мыть два раза в день.
4. Быть осторожным с очень горячими и очень холодными предметами.
5. Руки мыть как можно чаще.
6. Не надевать чужую одежду и обувь и не давать надевать свою.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – стр. 82
Старший дошкольный возраст
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагогпредлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем,что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Димапросил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большойконверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснитьсвой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – стр.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен.
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и .
Консультация на тему:«Методика ознакомления детей разных возрастных группс элементами географии, природы, трудом людей,творчеством народным родной страны».
Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп.
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр.
Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний .
Источник