«Правильное питание — залог здоровья школьника»
консультация на тему
Родительское собрание. Беседа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правильное питание школьника. Родительское собрание. | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ 2 им. А. С. Пушкина
залог здоровья школьника
учитель начальных классов
Оформление: Плакат «Счастье для матери – это здоровый ребёнок. Здоровый ребёнок – это правильное питание»; выставка рисунков по теме.
Уважаемые родители! Ваш ребёнок ходит в школу, он включён в напряжённый ритм школьной жизни. Одной из первоочередных задач семьи является обеспечение физического развития ребёнка. Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние не его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому, забота родителей о нормальном питании ребёнка является залогом его здоровья.
Всякое нарушение питания, как количественное, так, ещё в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, лёгких и других внутренних органов. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определённого количества энергии. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.
Какая же пища нужна учащемуся?
Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, — должны быть в рационе в достаточном количестве и определённых соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушениям в развитии организма: слабости, вялости, падению веса, отставании в росте, снижении сопротивляемости к болезням, нарушению обменных процессов, снижению аппетита
В пище должны присутствовать:
— белки – строительный материал ( молоко, мясо, рыба, яйца, гречневая крупа, рис, картофель, свежая капуста) ;
— жиры — источник энергии, обеспечивают нормальное состояние иммунитета ( сливочное масло, молоко, сливки, яйца, растительные масла );
— углеводы – главный источник энергии в организме ( растительные продукты, мучные изделия, каши).
Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде.
Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, кефир), мясо (отварное), продукты, содержащие калий: печённый картофель, сухофрукты, чернослив, инжир.
Приёмы пищи должны происходить в строго определённое время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. Если ребёнок привыкает принимать пищу в одни и те же часы, то к этому времени, ещё до приёма пищи, у него начинает выделяться желудочный сок. Пища при этом хорошо переваривается и усваивается.
При правильном питании пища покидает желудок в среднем через 4 часа. Таким образом, интервалы между приёмами пищи должны составлять около 4 часов .
Более частое питание рекомендуется только физически ослабленным детям по медицинским показаниям.
Ребёнок должен есть не торопясь, тщательно разжёвывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина достаточно – 15-20 минут, для обеда – 20-25 минут.
Утро начинается с завтрака. Накануне вечером поинтересуйтесь, что хотел бы съесть ребёнок. Если есть возможность – выполните его желание. Не настаивайте на том, чего ребёнок ну уж очень не хочет.
Особое внимание родителей должно быть обращено на приём детьми пищи в школе.
Второй завтрак (обед), как правило, едят дети в школе. Дайте с собой яблоко, банан, 2-3 печенья, пирожок, бутерброд, пакетик сока. Однако, «школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Поэтому необходимо объяснить ребёнку, что очень важно и полезно есть «горячее».
Если ребёнок, находясь в школе 4-5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приёме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма ( начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе ).
Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:
— обеспечить учащимся полноценное горячее питание;
— следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
— прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
— развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
— формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
Школьные завтраки (обеды) обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся и оказывают благоприятное влияние на их развитие. Наблюдения показывают, что в коллективе дети едят охотнее.
Уважаемые родители! Не жалейте оплачивать питание для своего ребёнка. Это не дорого, как дорого здоровье вашего ребёнка.
А как же сладости? В день достаточно 6-8 ложек сахара, 1-2 конфеты. Как можно реже покупайте детям чипсы, кириешки, сладкие палочки, сильногазированные напитки – всё это раздражает слизистую желудка и кишечника.
Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучались правилам поведения за столом.
Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.
Уважаемые родители! Очень надеюсь, что тема нашего собрания поможет вам в оздоровлении ваших детей, в организации правильного питания.
Источник
Рациональное питание залог здоровья школьника
Питание – один из неотъемлемых факторов жизни. Древние утверждали, что человек есть то, что он ест. Пищевые вещества практически полностью определяют физическую и умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от пищевого статуса. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к нарушению функций организма, особенно если эти отклонения длительны.
Роль питания в современных условиях повышается в связи с акселерацией, то есть с ускорением физического развития и ранним половым созреванием.
Основными принципами рационального питания являются:
1. Полное удовлетворение энергетических потребностей организма.
В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны, кроме того идет рост и развитие организма, поэтому у подростков потребность в калориях превышает таковую у взрослых и составляет 2, 2,5, 3 тысячи килокалорий в сутки.
2. Поступление в достаточном количестве в организм витаминов, микроэлементов, питательных веществ.
3. Сбалансированность питания (адекватное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей).
4. Правильный режим питания, соответствующий возрасту.
5. Жидкость – не менее 1,5 литров.
Питание же школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.
Поэтому школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, витаминов и минеральных солей.
Белки – основной материал, который используется для построения тканей и органов человека. Школьники, организм которых непрерывно растет, особенно нуждается в этом веществе. При недостатке белка рост и развитие ребенка замедляются, понижается сопротивляемость организма к болезням, ухудшается умственная деятельность.
Потребность в белке у подростков составляет 1,3 – 1,5 г на 1 кг веса. Основные источники животного белка: молоко и молочные продукты, мясо и рыба, яйца; растительного белка: бобы, горох, соя.
В суточном рационе школьника белок должен составлять не менее 60%.
Жиры используются главным образом в качестве энергетического материала, для построения нервной ткани в том числе тканей головного мозга; являются источниками и растворителями витаминов А и Д.
Недостаток жира в питании детей приводит к снижению иммунитета, организм становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно к холоду. Школьники становятся более восприимчивы к различным заболеваниям (ОРЗ, грипп). При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройство функций ЦНС.
Отрицательно сказывается и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, жиры могут откладываться в виде запасов в подкожной клетчатке, в сальнике, печени и других органах, а это приводит к ожирению ребенка и ухудшает работу его сердца, сосудов. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, но не следует забывать и о растительном масле – источнике полиненасыщенных жирных кислот, которое должно составлять 10-15% от общего содержания жира.
Углеводы являются основным источником энергии для мышечной деятельности. Кроме того углеводы необходимы для работы сердца и являются единственным источником энергии для головного мозга. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров.
Однако следует помнить, что избыток простых углеводов (конфеты, сладости, шоколад и т.п.) наносит большой ущерб здоровью: нарушение обмена (ожирение, сахарный диабет 2 типа), отставание в росте и общем развитии, склонность к частым заболеваниям. Поэтому 80% всех углеводов должны составлять сложные углеводы: овощи, фрукты, крупы, хлеб.
Таким образом, питание школьников должно быть сбалансированным, то есть включающим все питательные вещества в оптимальных соотношениях: на 1,5 г белка – 1 г жира и 4 г углеводов.
Кроме того ежедневно школьники должны получать необходимое количество витаминов и минеральных солей для нормального функционирования организма.
Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим 4-х, 5-ти разового питания. Именно при таком режиме отмечаются наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности. Режим питания будет разным для детей, обучающихся в 1 и во 2 смену: в первую смену – Завтрак, второй завтрак (в школе), Обед, Полдник, Ужин.
Во вторую смену – Завтрак, Обед, Полдник (в школе), Ужин, Сон (кефир, фрукты).
Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, при этом обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а так же исключается чувство голода.
Основные проблемы питания школьников связаны с – диетами, нарушением режима питания вне стен школы, частым употреблением фаст-фуда, злоупотребление чипсами, сухариками, газированными напитками, лапшой быстрого приготовления, шоколадными батончиками, жевательной резинкой и т.п. Обычно это связано с недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей.
С другой стороны, в силу экономических обстоятельств, в настоящее время рацион среднестатистического россиянина примерно на 30% состоит из макаронных изделий, картофеля и хлеба, которые не в состоянии удовлетворить нужды организма в витаминах, микроэлементах и пищевых веществах, что в сочетании с неблагоприятыми факторами окружающей среды и неправильным образом жизни приводит к развитию дисбактериоза кишечника, другим заболеваниям ЖКТ, сахарному диабету 2 типа, ожирению, патологии опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, атеросклерозу, остеопорозу и другим.
Источник
Беседа «Правильное питание — залог здоровья»
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Цель: — создать условия для систематизации знаний о правильном питании и влиянии его на организм человека;
— корригировать мышление на основе упражнений в классификации;
— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_pravilnoe_pitanie_-_zalog_zdorovya.docx | 165.53 КБ |
pirozhennoe.docx | 11.17 КБ |
beseda_pravilnoe_pitanie_-_zalog_zdorovya.docx | 165.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа Правильное питание – залог здоровья
Цель : — создать условия для систематизации знаний о правильном питании и влиянии его на организм человека;
— корригировать мышление на основе упражнений в классификации;
— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедиа, презентация; карточки с набором слов продуктов, карточки силуэта человека, сигнальные карточки; цветные карандаши.
Сл. 1 Ход беседы
II . Введение в беседу
Сегодня у нас беседа на очень серьезную тему. Но прежде чем объявить тему нашей беседы, я задам вам несколько вопросов, а вы ответите на них, подняв руку.
— Вы любите болеть?
Значит, здоровым быть лучше.
— От чего зависит здоровье человека?
Здоровье человека зависит не только от наследственности , образа жизни, окружающей среды, но и от правильного и полноценного питания.
Вопрос беседы:
— Для чего человеку еда?
И так человеку нужна еда чтобы, расти, двигаться, развиваться и т.д.
Все это зависит от правильного питания
Наверно вы уже догадались, как называется тема нашей сегодняшней беседы.
Сл. 5 Тема беседы « Правильное питание – залог здоровья!»
Сл. 6 Древнегреческий философ Сократ сказал:
« Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить ».
Сл.7 Тема беседы « Правильное питание – залог здоровья!»
Питание – обязательное условие для нашей жизни. Без еды человек не может жить. С едой мы получаем питательные вещества, необходимые для работы мозга, сердца, легких, мышц и других органов.
Еда обеспечивает наш организм энергией, которая содержится в продуктах питания. А еще здоровье зависит от того, как быстро и часто мы едим, насколько тщательно пережевываем пищу. Поэтому, чтобы быть здоровым, нужно знать правила питания.
Система, которая обеспечивает полноценную жизнедеятельность нашего организма – называется рациональное питание
Сл. 8 — А что такое «рациональное» питание?
— Это правильно организованная и своевременная поставка организму хорошо приготовленной и вкусной пищи, которая содержит оптимальное количество разных питательных веществ, необходимых для развития и деятельности человека.
«Кто до ста лет хочет жить, тот питаться должен правильно уметь» – говорит народная поговорка.
3. Давайте вспомним все, что вы знаете о питании.
— Сколько раз в день нужно есть?
— Какой должна быть пища?
— Почему важно придерживаться режима в питании?
— Как нужно есть пищу?
Сл. 10 4. Составление правил питания.
— Есть нужно 4 раза в день понемногу и в один и тот же час.
— Пища должна быть разнообразной и состоять из различных продуктов.
— Есть нужно правильно, хорошо пережевывая. Пренебрежение этому правилу ведет к желудочно-кишечным заболеваниям.
— Во время еды нельзя отвлекаться, заниматься другими делами. Это снижает аппетит и ухудшает усвоение продуктов.
— Нельзя переедать. Переедание – причина многих заболеваний.
- Главное – не переедайте.
- Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
- Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
- После приёма пищи уберите за собой, поблагодарите маму, бабушку, работников столовой и др. за вкусный завтрак, обед и т.д.
- Не разговаривайте и не читайте во время еды.
- При пережевывании пищи не раскрывайте широко рот и не чавкайте.
5. Какая пища полезна для человека?
В природе не существует какого-то одного продукта, который бы мог удовлетворить потребности организма человека в определенном количестве питательных веществ. Вот почему только комбинация продуктов может обеспечить организм всеми необходимыми веществами.
— Что же нужно нашему организму для жизни?
— Какие питательные вещества?
Сейчас мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Сл. 11 Для нормального развития и жизнедеятельности нашему организму нужны:
белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, микроэлементы и обыкновенная вода.
Какую работу делают они в нашем организме?
Сл. 12 Белки – это строительный материал для нашего тела. Наши мышцы, кровь, внутренние органы, волосы, ногти и кожа- это все белки.
— Каким будет человек, если у него в организме будет недостаточное количество белков?
( Торможение роста человека, слабость мышц, отсутствие защиты организма от внешней среды ).
Сл. 13 Жиры — источник энергии.
Сл. 14 Углеводы – обеспечивают нормальную работу мышц, сердца и печени.
Сл. 15 Витамины – органические вещества, которые поступают с едой в организм человека, необходимые для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.
Сл.16 Минеральные вещества принимают участие в создании и укреплении костей человека.
Сл.17 6. Какие продукты полезны для организма человека?
Обратите внимание на экран.
Ваша задача определить, какие продукты полезные, какие вредные.
(отвечать вы будете с помощью сигнальных карточек).
У вас на парте конверт. В нем находиться набор слов, которые относятся к продуктам питания.
Ваша задача выбрать те слова, которые, по вашему мнению, более полезны. Выбор нужно пояснить.
Набор слов: пироженное, чипсы, помидор, мороженое, батон, колбаса, молоко, яблоко, сыр, рыба, масло сливочное, масло подсолнечное, капуста, лимон, кириешки, петрушка, конфеты, сметана, яйца.
Сл.19 7. Витамины – полезны для ребенка.
Витамины нужны для нормального роста и развития детского организма.
Витамин А обеспечивает рост, помогает нормальному зрению. Его много в моркови, масле, сыре, помидорах, зеленом луке, рыбьем жире.
Витамин В нужен для умственного и физического труда, улучшения пищеварения. Он содержится в ржаном хлебе, крупах, фасоли, мясе.
Витамин С предотвращает простуду, улучшает кровообращение, укрепляет зубы. Его много в капусте, картофеле, помидорах, луке, чесноке, лимоне, шиповнике.
Витамин Д укрепляет кости .Он есть в молоке, рыбьем жире.
— Правильно ли поступает тот ребенок, который есть только те продукты, которые ему нравятся?
— Нужно ли отказываться от масла, мяса, яиц?
Выводы: продукты нужно употреблять разнообразные, но больше есть овощи и фрукты. Употребление некоторых продуктов нужно ограничить. Это сахар, жир, соль, мясо, масло, конфеты.
Сл.20 8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
— От чего зависит здоровье человека?
— Для чего человеку еда?
— Какие основные правила питания?
— Что такое «рациональное» питание?
— Что такое витамины? Зачем они нужны нашему организму?
— Из каких питательных веществ состоит пища?
— Почему нужно есть только свежеприготовленную пищу?
А теперь, чтобы узнать, как вы представляете человека, который применяет
в жизни правила правильного питания, я хочу дать вам задание.
У каждого из вас на парте лежит рисунок человечка.
Ваша задача дорисовать то, что вы считаете необходимым для человека, который использует правило здорового питания.
Давайте с сегодняшнего дня пересмотрим своё отношение к питанию – важнейшему фактору здоровья человека, чтобы оставаться здоровыми для добрых дел на нашей прекрасной Земле.
Сегодня я понял…
Я буду обязательно…
Дома я обязательно расскажу о…
• Я хочу быть здоровым!
• Я могу быть здоровым!
• Я буду здоровым!
Сл.23 Желаем всем здоровья и хорошего настроения!
Источник