Меню

Рациональное питание залог здоровья школьника

«Правильное питание — залог здоровья школьника»
консультация на тему

Родительское собрание. Беседа.

Скачать:

Вложение Размер
Правильное питание школьника. Родительское собрание. 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ 2 им. А. С. Пушкина

залог здоровья школьника

учитель начальных классов

Оформление: Плакат «Счастье для матери – это здоровый ребёнок. Здоровый ребёнок – это правильное питание»; выставка рисунков по теме.

Уважаемые родители! Ваш ребёнок ходит в школу, он включён в напряжённый ритм школьной жизни. Одной из первоочередных задач семьи является обеспечение физического развития ребёнка. Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние не его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому, забота родителей о нормальном питании ребёнка является залогом его здоровья.

Всякое нарушение питания, как количественное, так, ещё в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, лёгких и других внутренних органов. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определённого количества энергии. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.

Какая же пища нужна учащемуся?

Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, — должны быть в рационе в достаточном количестве и определённых соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушениям в развитии организма: слабости, вялости, падению веса, отставании в росте, снижении сопротивляемости к болезням, нарушению обменных процессов, снижению аппетита

В пище должны присутствовать:

— белки – строительный материал ( молоко, мясо, рыба, яйца, гречневая крупа, рис, картофель, свежая капуста) ;

— жиры — источник энергии, обеспечивают нормальное состояние иммунитета ( сливочное масло, молоко, сливки, яйца, растительные масла );

— углеводы – главный источник энергии в организме ( растительные продукты, мучные изделия, каши).

Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде.

Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, кефир), мясо (отварное), продукты, содержащие калий: печённый картофель, сухофрукты, чернослив, инжир.

Приёмы пищи должны происходить в строго определённое время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. Если ребёнок привыкает принимать пищу в одни и те же часы, то к этому времени, ещё до приёма пищи, у него начинает выделяться желудочный сок. Пища при этом хорошо переваривается и усваивается.

При правильном питании пища покидает желудок в среднем через 4 часа. Таким образом, интервалы между приёмами пищи должны составлять около 4 часов .

Более частое питание рекомендуется только физически ослабленным детям по медицинским показаниям.

Ребёнок должен есть не торопясь, тщательно разжёвывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина достаточно – 15-20 минут, для обеда – 20-25 минут.

Утро начинается с завтрака. Накануне вечером поинтересуйтесь, что хотел бы съесть ребёнок. Если есть возможность – выполните его желание. Не настаивайте на том, чего ребёнок ну уж очень не хочет.

Особое внимание родителей должно быть обращено на приём детьми пищи в школе.

Второй завтрак (обед), как правило, едят дети в школе. Дайте с собой яблоко, банан, 2-3 печенья, пирожок, бутерброд, пакетик сока. Однако, «школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Поэтому необходимо объяснить ребёнку, что очень важно и полезно есть «горячее».

Если ребёнок, находясь в школе 4-5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приёме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма ( начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе ).

Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:

— обеспечить учащимся полноценное горячее питание;

— следить за калорийностью и сбалансированностью питания;

— прививать учащимся навыки здорового образа жизни;

— развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;

— формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

Школьные завтраки (обеды) обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся и оказывают благоприятное влияние на их развитие. Наблюдения показывают, что в коллективе дети едят охотнее.

Уважаемые родители! Не жалейте оплачивать питание для своего ребёнка. Это не дорого, как дорого здоровье вашего ребёнка.

А как же сладости? В день достаточно 6-8 ложек сахара, 1-2 конфеты. Как можно реже покупайте детям чипсы, кириешки, сладкие палочки, сильногазированные напитки – всё это раздражает слизистую желудка и кишечника.

Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучались правилам поведения за столом.

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.

Уважаемые родители! Очень надеюсь, что тема нашего собрания поможет вам в оздоровлении ваших детей, в организации правильного питания.

Источник

Рациональное питание залог здоровья школьника

Питание – один из неотъемлемых факторов жизни. Древние утверждали, что человек есть то, что он ест. Пищевые вещества практически полностью определяют физическую и умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от пищевого статуса. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к нарушению функций организма, особенно если эти отклонения длительны.

Роль питания в современных условиях повышается в связи с акселерацией, то есть с ускорением физического развития и ранним половым созреванием.

Основными принципами рационального питания являются:

1. Полное удовлетворение энергетических потребностей организма.

В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны, кроме того идет рост и развитие организма, поэтому у подростков потребность в калориях превышает таковую у взрослых и составляет 2, 2,5, 3 тысячи килокалорий в сутки.

2. Поступление в достаточном количестве в организм витаминов, микроэлементов, питательных веществ.

3. Сбалансированность питания (адекватное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей).

4. Правильный режим питания, соответствующий возрасту.

5. Жидкость – не менее 1,5 литров.

Питание же школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.

Поэтому школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, витаминов и минеральных солей.

Белки – основной материал, который используется для построения тканей и органов человека. Школьники, организм которых непрерывно растет, особенно нуждается в этом веществе. При недостатке белка рост и развитие ребенка замедляются, понижается сопротивляемость организма к болезням, ухудшается умственная деятельность.

Потребность в белке у подростков составляет 1,3 – 1,5 г на 1 кг веса. Основные источники животного белка: молоко и молочные продукты, мясо и рыба, яйца; растительного белка: бобы, горох, соя.

В суточном рационе школьника белок должен составлять не менее 60%.

Жиры используются главным образом в качестве энергетического материала, для построения нервной ткани в том числе тканей головного мозга; являются источниками и растворителями витаминов А и Д.

Недостаток жира в питании детей приводит к снижению иммунитета, организм становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно к холоду. Школьники становятся более восприимчивы к различным заболеваниям (ОРЗ, грипп). При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройство функций ЦНС.

Отрицательно сказывается и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, жиры могут откладываться в виде запасов в подкожной клетчатке, в сальнике, печени и других органах, а это приводит к ожирению ребенка и ухудшает работу его сердца, сосудов. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, но не следует забывать и о растительном масле – источнике полиненасыщенных жирных кислот, которое должно составлять 10-15% от общего содержания жира.

Углеводы являются основным источником энергии для мышечной деятельности. Кроме того углеводы необходимы для работы сердца и являются единственным источником энергии для головного мозга. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров.

Однако следует помнить, что избыток простых углеводов (конфеты, сладости, шоколад и т.п.) наносит большой ущерб здоровью: нарушение обмена (ожирение, сахарный диабет 2 типа), отставание в росте и общем развитии, склонность к частым заболеваниям. Поэтому 80% всех углеводов должны составлять сложные углеводы: овощи, фрукты, крупы, хлеб.

Таким образом, питание школьников должно быть сбалансированным, то есть включающим все питательные вещества в оптимальных соотношениях: на 1,5 г белка – 1 г жира и 4 г углеводов.

Кроме того ежедневно школьники должны получать необходимое количество витаминов и минеральных солей для нормального функционирования организма.

Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим 4-х, 5-ти разового питания. Именно при таком режиме отмечаются наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности. Режим питания будет разным для детей, обучающихся в 1 и во 2 смену: в первую смену – Завтрак, второй завтрак (в школе), Обед, Полдник, Ужин.

Во вторую смену – Завтрак, Обед, Полдник (в школе), Ужин, Сон (кефир, фрукты).

Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, при этом обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а так же исключается чувство голода.

Основные проблемы питания школьников связаны с – диетами, нарушением режима питания вне стен школы, частым употреблением фаст-фуда, злоупотребление чипсами, сухариками, газированными напитками, лапшой быстрого приготовления, шоколадными батончиками, жевательной резинкой и т.п. Обычно это связано с недостаточной информированностью или попустительством со стороны родителей.

С другой стороны, в силу экономических обстоятельств, в настоящее время рацион среднестатистического россиянина примерно на 30% состоит из макаронных изделий, картофеля и хлеба, которые не в состоянии удовлетворить нужды организма в витаминах, микроэлементах и пищевых веществах, что в сочетании с неблагоприятыми факторами окружающей среды и неправильным образом жизни приводит к развитию дисбактериоза кишечника, другим заболеваниям ЖКТ, сахарному диабету 2 типа, ожирению, патологии опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, атеросклерозу, остеопорозу и другим.

Источник

Беседа «Правильное питание — залог здоровья»
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Цель: — создать условия для систематизации знаний о правильном питании и влиянии его на организм человека;

— корригировать мышление на основе упражнений в классификации;

— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
beseda_pravilnoe_pitanie_-_zalog_zdorovya.docx 165.53 КБ
pirozhennoe.docx 11.17 КБ
beseda_pravilnoe_pitanie_-_zalog_zdorovya.docx 165.53 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа Правильное питание – залог здоровья

Цель : — создать условия для систематизации знаний о правильном питании и влиянии его на организм человека;

— корригировать мышление на основе упражнений в классификации;

— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедиа, презентация; карточки с набором слов продуктов, карточки силуэта человека, сигнальные карточки; цветные карандаши.

Сл. 1 Ход беседы

II . Введение в беседу

Сегодня у нас беседа на очень серьезную тему. Но прежде чем объявить тему нашей беседы, я задам вам несколько вопросов, а вы ответите на них, подняв руку.

— Вы любите болеть?

Значит, здоровым быть лучше.

— От чего зависит здоровье человека?

Здоровье человека зависит не только от наследственности , образа жизни, окружающей среды, но и от правильного и полноценного питания.

Вопрос беседы:

— Для чего человеку еда?

И так человеку нужна еда чтобы, расти, двигаться, развиваться и т.д.

Все это зависит от правильного питания

Наверно вы уже догадались, как называется тема нашей сегодняшней беседы.

Сл. 5 Тема беседы « Правильное питание – залог здоровья!»

Сл. 6 Древнегреческий философ Сократ сказал:

« Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить ».

Сл.7 Тема беседы « Правильное питание – залог здоровья!»

Питание – обязательное условие для нашей жизни. Без еды человек не может жить. С едой мы получаем питательные вещества, необходимые для работы мозга, сердца, легких, мышц и других органов.

Еда обеспечивает наш организм энергией, которая содержится в продуктах питания. А еще здоровье зависит от того, как быстро и часто мы едим, насколько тщательно пережевываем пищу. Поэтому, чтобы быть здоровым, нужно знать правила питания.

Система, которая обеспечивает полноценную жизнедеятельность нашего организма – называется рациональное питание

Сл. 8 — А что такое «рациональное» питание?

— Это правильно организованная и своевременная поставка организму хорошо приготовленной и вкусной пищи, которая содержит оптимальное количество разных питательных веществ, необходимых для развития и деятельности человека.

«Кто до ста лет хочет жить, тот питаться должен правильно уметь» – говорит народная поговорка.

3. Давайте вспомним все, что вы знаете о питании.

— Сколько раз в день нужно есть?

— Какой должна быть пища?

— Почему важно придерживаться режима в питании?

— Как нужно есть пищу?

Сл. 10 4. Составление правил питания.

— Есть нужно 4 раза в день понемногу и в один и тот же час.

— Пища должна быть разнообразной и состоять из различных продуктов.

— Есть нужно правильно, хорошо пережевывая. Пренебрежение этому правилу ведет к желудочно-кишечным заболеваниям.

— Во время еды нельзя отвлекаться, заниматься другими делами. Это снижает аппетит и ухудшает усвоение продуктов.

— Нельзя переедать. Переедание – причина многих заболеваний.

  1. Главное – не переедайте.
  2. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
  3. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
  4. Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
  5. После приёма пищи уберите за собой, поблагодарите маму, бабушку, работников столовой и др. за вкусный завтрак, обед и т.д.
  6. Не разговаривайте и не читайте во время еды.
  7. При пережевывании пищи не раскрывайте широко рот и не чавкайте.

5. Какая пища полезна для человека?

В природе не существует какого-то одного продукта, который бы мог удовлетворить потребности организма человека в определенном количестве питательных веществ. Вот почему только комбинация продуктов может обеспечить организм всеми необходимыми веществами.

— Что же нужно нашему организму для жизни?

— Какие питательные вещества?

Сейчас мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Сл. 11 Для нормального развития и жизнедеятельности нашему организму нужны:

белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, микроэлементы и обыкновенная вода.

Какую работу делают они в нашем организме?

Сл. 12 Белки – это строительный материал для нашего тела. Наши мышцы, кровь, внутренние органы, волосы, ногти и кожа- это все белки.

— Каким будет человек, если у него в организме будет недостаточное количество белков?

( Торможение роста человека, слабость мышц, отсутствие защиты организма от внешней среды ).

Сл. 13 Жиры — источник энергии.

Сл. 14 Углеводы – обеспечивают нормальную работу мышц, сердца и печени.

Сл. 15 Витамины – органические вещества, которые поступают с едой в организм человека, необходимые для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.

Сл.16 Минеральные вещества принимают участие в создании и укреплении костей человека.

Сл.17 6. Какие продукты полезны для организма человека?

Обратите внимание на экран.

Ваша задача определить, какие продукты полезные, какие вредные.

(отвечать вы будете с помощью сигнальных карточек).

У вас на парте конверт. В нем находиться набор слов, которые относятся к продуктам питания.

Ваша задача выбрать те слова, которые, по вашему мнению, более полезны. Выбор нужно пояснить.

Набор слов: пироженное, чипсы, помидор, мороженое, батон, колбаса, молоко, яблоко, сыр, рыба, масло сливочное, масло подсолнечное, капуста, лимон, кириешки, петрушка, конфеты, сметана, яйца.

Сл.19 7. Витамины – полезны для ребенка.

Витамины нужны для нормального роста и развития детского организма.

Витамин А обеспечивает рост, помогает нормальному зрению. Его много в моркови, масле, сыре, помидорах, зеленом луке, рыбьем жире.

Витамин В нужен для умственного и физического труда, улучшения пищеварения. Он содержится в ржаном хлебе, крупах, фасоли, мясе.

Витамин С предотвращает простуду, улучшает кровообращение, укрепляет зубы. Его много в капусте, картофеле, помидорах, луке, чесноке, лимоне, шиповнике.

Витамин Д укрепляет кости .Он есть в молоке, рыбьем жире.

— Правильно ли поступает тот ребенок, который есть только те продукты, которые ему нравятся?

— Нужно ли отказываться от масла, мяса, яиц?

Выводы: продукты нужно употреблять разнообразные, но больше есть овощи и фрукты. Употребление некоторых продуктов нужно ограничить. Это сахар, жир, соль, мясо, масло, конфеты.

Сл.20 8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

— От чего зависит здоровье человека?

— Для чего человеку еда?

— Какие основные правила питания?

— Что такое «рациональное» питание?

— Что такое витамины? Зачем они нужны нашему организму?

— Из каких питательных веществ состоит пища?

— Почему нужно есть только свежеприготовленную пищу?

А теперь, чтобы узнать, как вы представляете человека, который применяет

в жизни правила правильного питания, я хочу дать вам задание.

У каждого из вас на парте лежит рисунок человечка.

Ваша задача дорисовать то, что вы считаете необходимым для человека, который использует правило здорового питания.

Давайте с сегодняшнего дня пересмотрим своё отношение к питанию – важнейшему фактору здоровья человека, чтобы оставаться здоровыми для добрых дел на нашей прекрасной Земле.

Сегодня я понял…

Я буду обязательно…

Дома я обязательно расскажу о…

• Я хочу быть здоровым!

• Я могу быть здоровым!

• Я буду здоровым!

Сл.23 Желаем всем здоровья и хорошего настроения!

Источник

Читайте также:  Психологическое здоровье дипломная работа
Adblock
detector