Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Рациональное питание детей и подростков — RSS
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.
Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц — еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу (калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др.)
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах
Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки
Рекомендуемая величина потребления белка, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки
6 лет (школьники)
11-13 лет (мальчики)
11-13 лет (девочки)
14-17 лет (девушки)
Рекомендуемая масса порций блюд(в граммах) для школьников
Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп
С 11 лет и старше
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)
В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.
При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) — 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
Школьникам рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью: в них столько же кальция и белка, как и в жирных продуктах, и степень их усвоения лучше.
Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники — мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.
Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.
Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.
Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.
Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Источник
Рациональное питание учащихся как фактор формирования здорового образа жизни
Тема исследования: «Рациональное питание учащихся как фактор формирования здорового образа жизни»
Объект исследования – формирование здорового образа жизни.
Предмет исследования – рациональное питание учащихся и его влияние на состояние здоровья.
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы заметны тенденция резкого увеличения доли патологии органов пищеварения и увеличение числа школьников, имеющих несколько хронических диагнозов – у 20 %
Сегодня в жизни школьников изменилось многое: продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки. Свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. Окончательно нарушен режим приема пищи.
Сама городская среда является открытой опасностью в жизни любого ребенка.
Мы поставили перед собой проблему исследовать снижение показателей здоровья учащихся среднего звена.
Выдвинутая нами гипотеза — является ли повышение культуры питания путём к рациональному и сбалансированному приему пищи, повышению работоспособности, снижению утомляемости и улучшению здоровья учащихся.
Целью данной работы является определение возможностей современной школы как одного из важных факторов по формированию здорового образа жизни школьников.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— выявить актуальность поднимаемой проблемы по аналитическим данным школы;
— выделить компоненты здорового питания учащихся школьного возраста,
— показать результативность и перспективы работы школы по формированию культуры питания и здорового образа жизни школьников.
Методы исследования Опросы, анкетирование, изучение литературы по теме здорового питания школьников.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
В настоящее время в структуре заболеваемости городского населения на первом месте стоят хронические неэпидемические заболевания. Причиной их возникновения часто является нездоровый стиль жизни горожан.
Особое место в городской среде занимают дети. Стоит отметить, что для ребенка от 6 до 17 лет наиболее влияющей на него является школьная среда, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.
Особенности и успешность построения ЗОС в школах мегаполиса зависят от места её расположения.
Вопросы питания стоят сегодня в центре внимания, огромное значение придается взаимосвязи питания и здоровья, дети страдают от болезней, приобретенных в результате неправильного питания, одной из разновидностей которого является переедание и связанный с ним излишний вес. Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Исследователями установлены три функции питания:
· снабжение организма энергией;
· снабжение организма пластическими веществами,
· снабжение организма биологически активными веществами
Еще одна функция питания заключается в выработке иммунитета. При недостаточном питании снижается общий иммунитет и уменьшается сопротивляемость организма различным инфекциям.
Правильный рост и развитие детского организма невозможны без обеспечения его полноценным питанием.
В рамках нашего исследования мы использовали данные ОУ – участников мониторинга ЗОС 2011-2012 учебного года. Для выявления особенностей построения ЗОС в ОУ, имеющих разное расположение в мегаполисе, анализировались данные окраинных школ, к которым мы отнесли и свою школу №391 Красносельского района и центральных районов.
Полученные выборки имеют сходные характеристики
Показатели регулярности питания ниже в центральных школах: больше детей не завтракает (5,1% и 2,2 в окраинных школах соответственно), не ужинает (2,1 и 1,6). Отсутствует график приема пищи, данные показателя «ест, когда захочет» составляет 34,6 в центральных школах и 25,1 – в окраинных). Для всех школ мониторинг показал явное нежелание детей принимать пищу в школах (данные мониторинга одинаково колеблются от 57,6 до 63,1)
Таким образом, сопоставление данных мониторинга ЗОС позволяет сделать следующие выводы:
· построение ЗОС в окраинных школах более актуально
· ЗОС окраинных школ позволяет более эффективно решать проблемы образа жизни учащихся: регулировать структуру досуга, их режим, в том числе режим питания и т.п.
Исследования ЗОС начинались с 2000 года совместно со специалистами СПб АППО, исследовался потенциал школьной среды, учебной и внеучебной нагрузки учащихся и их досуга, а также выявлялось состояние здоровья и степень напряженности функционального состояния учащихся. Как и в любой другой петербургской школе, мы наблюдаем ухудшение состояния здоровья детей по разным причинам, поэтому школа старается внести здоровьесберегающий потенциал в свою деятельность.
Такой подход позволяет определить болевые точки и приоритетные проблемы школы для того, чтобы выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Школа расположена в зелёной зоне «спального» района и является единственным образовательным учреждением в микрорайоне.
В этом году мы предложили учащимся 5– 9-х классов проранжировать определенный перечень ценностей (знания, справедливость, здоровье и т.д.) по степени значимости. Результаты показали, что учащиеся 5-7-х классов здоровье поставили на третье место, 8-е классы – на второе, а 9-е – на первое.
Опросы, личные беседы с учащимися показывают, что в настоящее время они достаточно информированы о разрушительном воздействии на здоровье тех или иных вредных привычек, но значение потребляемой пищи остаётся без внимания.
Наши исследования проводились в форме анкетирования по следующим вопросам: характер и режим питания, сбалансированность питания, потребление сладостей и газированных напитков. Опрос проводился на базе 5-7 классов. Тестирование прошли 161 человек. 80% респондентов осознают важность рационального питания, однако полученные данные исследования показывают, что более 50% злоупотребляют газированными напитками, принимая их до 3-х раз в день; нет нормирования употребления сладостей. Питание не сбалансировано, не полностью обеспечивает энергетическую потребность организма. В рационе питания практически отсутствует рыба. 30% опрошенных прием пищи осуществляет на ходу. Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие, но только 20% респондентов соблюдают 4-х разовый режим питания. Результатом нарушения питания оказывается избыточная масса тела у более чем 60% опрошенных.
Выводы
Сбалансированное питание, режим дня, рациональное чередование умственной и физической деятельности, благоприятные природные и социальные факторы – это биологические факторы развития ребенка.
В народе говорят, что болезнь легче предупредить, чем вылечить; а выстраивать стратегию действий по формированию здорового образа жизни детей необходимо «всем миром», всем участникам образовательного процесса, всем тем, кому небезразлично будущее страны, особенно семьям.
Некоторые результаты проведенного исследования показывают, что школа должна искать новые возможности для формирования здорового образа жизни учащихся.
Применительно к питанию детей школьного возраста принципы режима питания должны быть реализованы следующим образом:
Во-первых, желательно принимать пищу в одно и то же время суток:
Во-вторых, для школьников рекомендуется четырехразовое питание.
В-третьих, желательно обращать внимание на компоненты пищевого рациона в каждом приеме пищи.
Мы убеждены, что просветительская деятельность взрослых способна изменить ситуацию и улучшить состояние здоровья школьников.
Источник