Презентация на тему: Рациональное питание
Рациональное питание Работу выполнила: студентка группы Б-1071 А.В.Атучина
Содержание: Что такое рациональное питание?Зачем нужно рациональное питание?Питательные вещества.Основные законы питания.Основные требования, предъявляемые к рациональному питанию.
Рациональное питание — это и своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса.
В последнее время очень много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни. С пищей человек получает необходимые элементы, которые обеспечивают организм энергией, и требуется для роста и поддержания жизнедеятельности тканей. Все питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные элементы и вода. Правильное питание позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал.
Питательные вещества. -белки,-жиры,-углеводы,-витамины,-минеральные вещества,-вода.
Белки – обязательная составная часть всех клеток. В организме присутствует около 50 тыс. различных типов белков. В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот, которые всасываются в кровь и попадают в клети. В клетках из них строятся собственные белки, характерные для данного организма.
Жиры. Жиры – это главные из веществ, с помощью них организм запасает энергию. Жиров организм способен запасти гораздо больше, чем гликогена. Когда жира потребляется больше, чем нужно организму, он откладывается в жировых клетках. Если этот процесс идёт интенсивно, человек становится тучным.
Углеводы. Углеводами называют органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Углеводы содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах. Углеводы по сложности их химической структуры подразделяются на две группы: простые и сложные.
Витамины – это органические химические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена веществ.Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне.
Минеральные вещества. Минеральные вещества – неорганические соединения, на долю приходится около 5% массы тела. Они служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества необходимые для мышечного сокращения, свёртывания крови, синтеза белков и проницаемости клеточной мембраны.Минеральные вещества организм получает с пищей. Их подразделяют на два класса: макроэлементы и микроэлементы.
Макроэлементы (кальций, фосфор, калий, сера, натрий, хлор и магний) требуются организму в относительно больших количествах.Потребность в микроэлементах (железо, марганец, медь, йод, кальбат, цинк, и фтор) в несколько раз меньше.
Вода — это один из наиболее важных компонентов организма, составляющий ⅔ его массы. Вода является главным компонентом всех биологических жидкостей. Она служит растворителем питательных веществ и шлаков. Велика роль воды в регуляции температуры тела и поддержании кислотно-щелочного равновесия. Она участвует во всех протекающих в организме химических реакциях.
Основные законы питания. 1. Потребности человека в энергии и пищевых веществах зависят от возраста, пола и характера выполняемой работы. 2. Расход организмом энергии пищевых веществ должен уравновешиваться поступлением их с пищей. 3. Органические и минеральные вещества пищи должны быть сбалансированы между собой применительно к потребностям организма, то есть представлены в определенных соотношениях. 4. Организм человека нуждается в поступлении ряда органических веществ в готовом виде (витамины, ряд аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот), не имея возможности синтезировать их из других веществ пищи.
5. Сбалансированность пищи достигается за счет ее разнообразия, включения в рацион пищевых продуктов разных групп.6. Состав пищи и, соответственно, набор пищевых продуктов должны отвечать индивидуальным особенностям организма. 7. Воздействие пищи может усилить или ослабить работу систем организма. Усиление под действием пищи одних функций может сопровождаться ослаблением других. Человек поставлен природой перед выбором целей питания: ему приходится решать, какую из функций он желает усилить, а чем можно поступиться. 8. Пища должна быть безопасной для человека, а применяемые кулинарные приемы ее обработки не должны ему вредить. 9. Работа организма подчинена биоритмам. Следуя им, человек должен соблюдать режим питания.
Основные требования. -достаточная энергетическая ценность пищи;-оптимальный качественный и в меньшей степени -количественный состав пищи;-достаточный объем пищи и жидкости;-деление суточного рациона на части;-прием совместимых пищевых продуктов;-употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам;-максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада;-систематическое очищение организма от шлаков.
Медики проделали огромную работу, опросив тысячи людей, которым удалось сбросить вес. Опрос показал что их объединяет одно и то же: каждый день они начинают с завтрака;придерживаются низкожировой диеты;еженедельно взвешиваются;уделяют физической активности около часа в день.
Источник
Презентация «Рациональное питание и культура здоровья»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Рациональное питание школьников и культура здоровья
«Здоровье выпрашивают себе люди у богов, но то, что в их собственной власти – сохранить его, об этом они не задумываются» Демокрит 460-370 гг. до н. э.
От чего зависит здоровье?
Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжёлый труд, но также и растёт, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Рациональное питание – способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию.
Принцип1 Съедаемая пища должна быть разнообразной по составу, т.е. содержать оптимальное количество таких пищевых веществ, как белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.
Напряжённая умственная деятельность связана со значительными затратами энергии. Пополнение запаса питательными веществами мозга происходит за счёт поступления глюкозы. Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, — это жиры. Другой важный компонент пищи – белки. Белки – это основной строительный материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания важнейших органов и тканей (мясо, молоко, яйца, рыба, а так же фасоль, орехи, зерновые и некоторые овощи).
Наряду с основными компонентами пищи – углеводами, жирами и белками – в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде.
Принцип 2 — пища должна быть сбалансированной
Вредные продукты Полезные продукты Принцип 3- пища должна быть полезной
Культура питания Принцип 4 Регулярный прием пищи Распределение пищи по приемам в течение дня Поведение за столом Еда без спешки
Рекомендации В питании всё должно быть в меру; · Пища должна быть разнообразной; · Еда должна быть тёплой; · Тщательно пережёвывать пищу; · Есть овощи и фрукты; · Есть 3-4 раза в день; · Не есть перед сном; · Не есть копчёного, жареного и острого; · Не есть всухомятку; · Меньше есть сладостей; · Не перекусывать чипсами, сухариками и т.п.; Здоровое питание- отличная учеба!
Если хочешь быть здоров- Правильно питайся Позабудь про докторов- Живи и улыбайся
Номер материала: ДБ-391673
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Апелляция ЕГЭ 2021
Время чтения: 6 минут
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация по ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий. Тема «Рациональное питание как фактор сохранения здоровья
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, ЗАВИСЯЩИХ ОТ ОБРАЗА ЖИЗНИ Профессиональный модуль 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.02 Основы профилактики Лекция 5-6 Подготовлена преподавателем ПМ.01 Рудик Светланой Васильевной ТЕМА 2.2. Рациональное питание как фактор сохранения здоровья Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 7» Филиал Зеленоградский
Питание играет на каждом этапе жизни человека свою роль: если для детей полноценное питание в большей мере необходимо как строительный материал, то для взрослых людей большое значение питания состоит в том , чтобы избежать развития ряда заболеваний и сохранить здоровье для последующих лет в пожилом возрасте.
Теория сбалансированного питания основывается на следующих принципах: 1. Организм человека нуждается в поступлении с пищей белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и воды. 2. Потребность человека в пищевых веществах и энергии зависит от возраста, пола и характера выполняемой работы. 3. Расход организмом пищевых продуктов и энергии должен уравновешиваться их поступлением с пищей. 4. Необходимая для человека энергия заключена в химических структурах органических пищевых веществ. 5. Пищевые вещества должны потребляться в определенных соотношениях. 6. Пища должна быть безопасной, а применяемые кулинарные приемы ее обработки не должны вредить. 7. Работа организма подчинена биоритмам. Следуя им, человек должен соблюдать режим питания.
Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.
БЕЛКИ Белки животных и растений — высокомолекулярные органические вещества. Они идут на построение новых клеток, активно участвуют в обмене веществ. В состав белков входят аминокислоты. Все разнообразие белков пищи образуют 20 аминокислот. Источниками белка в первую очередь служат следующие продукты: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, зернобобовые культуры, орехи. Белки организма человека состоят из тех же аминокислот, что и употребляемые в пищу продукты. Организм сам способен образовывать многие аминокислоты (так называемые заменимые) из других химических веществ. Некоторые аминокислоты получили название «незаменимые», поскольку не синтезируются организмом, а должны обязательно поступать в готовом виде.
Примерно 55% белков организм должен получать из продуктов животного происхождения (мясо, рыба, молочные продукты, яйца) остальные 45% — растительные белки
Жиры — химические соединения глицерина с жирными кислотами, мощный источник энергии. Они обеспечивают всасывание из кишечника минеральных веществ и жирорастворимых витаминов. Источниками служат животные и растительные жиры (сало, масло). Разнообразие жиров зависит от содержащихся в них жирных кислот. Воздействие на здоровье человека определяется длиной углеродных цепочек и ненасыщенными двойными связями в молекуле жирной кислоты. Чем длиннее углеродные цепочки в молекуле, тем тяжелее жиры для усвоения организмом. Полиненасыщенные жирные кислоты (линолевая и линоленовая) не синтезируются в организме человека, но обязательно должны поступать извне с жидкими растительными маслами, орехами, бобовыми.
ЖИРЫ (продолжение) В рационе человека соотношение животных и растительных жиров должно быть примерно 70 и 30%. С возрастом количество животных жиров следует сокращать. Растительные жиры желательно употреблять в виде растительных масел (оливковое, соевое, подсолнечное, льняное, кунжутное, кедровое), содержащих полиненасыщенные и мононенасыщенные жирные кислоты, которые есть также в жирных сортах рыб (сельдь, сардины, макрель, лосось, тунец, скумбрия, палтус и др.) и орехах.
УГЛЕВОДЫ Углеводы в комплексе с белками образуют определенные гормоны, ферменты, секреты слюнных и других образующих слизь желез и прочие важные соединения. Углеводы представлены тремя группами: моносахаридами, дисахаридами и полисахаридами (см. в таб. сл.слайд)
Виды углеводов Углеводы Источник Моносахариды Глюкоза Многие фрукты, ягоды Фруктоза Мед Галактоза Молоко Дисахариды Сахароза Сахар, кондитерские изделия, некоторые фрукты, ягоды, мед Лактоза (молочный сахар) Молоко и молочные продукты Мальтоза (солодовый сахар) Продукт гидролиза крахмала Полисахариды усвояемые Крахмал Зерновые и бобовые продукты, орехи, некоторые фрукты (бананы), картофель Гликоген Печень, мышцы Полисахариды неусвояемые Целлюлоза Зерновые продукты, включая крупы, хлеб, овощи и фрукты
Для нормальной жизнедеятельности организма основные пищевые вещества должны содержаться в рационе в следующих пропорциях : белок — 15% общей калорийности (90-95 г); жир — 35% общей калорийности (80-100 г); углеводы — 50% общей калорийности (300-350 г). Эксперты ВОЗ рекомендуют потребление белка не менее 0,75 г на 1 кг массы тела в сутки. Потребность в белке резко возрастает у детей, кормящих женщин, беременных, спортсменов и может достигать 1,2-1,5 г/кг в сутки. Потребность в жирах зависит от климата, характера трудовой деятельности. Так для жителей южных районов потребность в жирах составит 0,7-0,9 г на 1 кг массы тела в сутки, а для жителей северных районов — до 1,3 г на 1 кг массы тела в сутки.
Соотношение белков, жиров и углеводов для разных людей может быть различным: Чем тяжелее и интенсивнее трудовая деятельность человека, тем больше в его рационе должно быть жиров и углеводов. для работников умственного труда — 1:1:4; для людей, занимающихся легким трудом, — 1,0:1,2:4,0; для людей, занимающихся трудом средней тяжести, — 1,0:1,2:4,6; для спортсменов, старающихся нарастить мышечную массу, — 1,0:0,8:4,0; для подростков — 1,0:0,9:4,2; для людей старше 60 лет — 1,0:1,1:4,8.
а для детей старшего возраста — 1:1:4. Разбалансированность основных компонентов питания неблагоприятно сказывается на обменных процессах, отрицательно влияя на рост детей и подростков. Соотношение белков и жиров в питании детей должно составлять 1:1. Содержание белков, жиров и углеводов в пище для детей младшего возраста должно быть 1:1:3,
Витамины Витамины — группа разнообразных по химической природе органических веществ, необходимых организму в весьма малых количествах и не используемых им в качестве источников энергии. Витамины участвуют в регуляции разнообразных процессов жизнедеятельности, а потому от обеспеченности ими зависят и здоровье, и эмоциональный настрой, и работоспособность, и сопротивляемость болезням.
Глубокая недостаточность витамина, при которой он практически отсутствует в организме, называется авитаминозом, а менее глубокая — гиповитаминозом. Начальные проявления недостаточности многих витаминов могут оказаться сходными, а при авитаминозе возникают специфические симптомы и заболевания. при недостатке витамина С развивается цинга (скорбут), при нехватке витамина РР — пеллагра витаминов В12 и фолиевой кислоты — малокровие. Преимущественно болеют нищие слои населения. Пеллагру можно с уверенностью назвать болезнью трех Д – дерматит, диарея, деменция, в англоязычных справочниках зачастую называют болезнью 4-х д и добавляют в конце смерть Симптомы — вялость, быстрая утомляемость, ослабление мышечного тонуса, ревматоидные боли в крестце и конечностях (особенно нижних), расшатывание и выпадение зубов; хрупкость кровеносных сосудов приводит к кровоточивости дёсен, кровоизлияниям в виде тёмно-красных пятен на коже. проявление недостаточности витамина D у детей — рахит.
Общим проявлением недостаточности многих витаминов становятся нарушение развития в детском возрасте, задержка роста, снижение иммунитета и сопротивляемости к болезням, снижение функции органов, повышенная утомляемость, ухудшение памяти.
Минеральные вещества МВ принято подразделять на макро- и микроэлементы (от греч. μακρός большой, μΐκρος малый). Первые представлены в окружающей среде в большем количестве, чем вторые. Потребность в макроэлементах исчисляется десятками и сотнями миллиграммов, а в микроэлементах — миллиграммами и долями миллиграммов. Казалось бы, суточная потребность в железе (10 мг для мужчины и 18 мг для женщины) слишком высока, чтобы его можно было отнести к микроэлементам, но из рациона усваивается лишь 10% нормы.
Кислоты и щелочи Различают кислотность пищи и ее способность закислять или защелачивать внутреннюю среду организма (см. табл.) Реакция золы пищевых продуктов Лимон, например, содержит много органических кислот и относится к кислой пище. Однако после их окисления в организме освобождаются исходно связанные с ними калий, натрий, кальций и магний, защелачивающие внутреннюю среду организма. Химические системы организма противодействуют этому, но их возможности в той или иной степени истощаются при поступлении с пищей защелачивающих или закисляющих веществ. К закисляющим продуктам относятся мясо, птица, рыба и яйца, поставляющие при окислении кислореагирующие фосфаты и сульфаты. Фрукты и овощи относятся в основном к защелачивающей пище. Кислая Щелочная Нейтральная Хлеб, зерновые продукты, орехи, слива, клюква, мясо, птица, яйца, рыба, сыр Абрикосы, ананасы, вишня, апельсины, виноград, ежевика, земляника, лимон, малина, манго, мандарины, крыжовник, оливки, персики, смородина, яблоки, капуста, томаты, морковь, редис, салат, свекла, лук, картофель, грибы, бобовые Крахмал, маргарин, маслосливочное, масло растительное, сало, сахар
Вода Это та среда, в которой протекают химические реакции, поддерживающие жизнь. Биологи утверждают, что в крови высших животных и человека примерно то же соотношение солей, что и в морской воде, где первоначально зародилась жизнь на Земле. Возникнув в море и выйдя затем на сушу, существа сохранили в своей внутренней среде особенности химического состава, присущие морской воде.
Источником воды в организме служит не только поступление жидкости. При окислении белков, жиров и углеводов в организме также образуется некоторое дополнительное количество так называемой метаболической воды. На каждую килокалорию рациона должен приходиться 1 мл воды, т.е. около 1 л воды на 1000 ккал. Следовательно, человек, потребляющий за сутки 2500 ккал, нуждается в 2,5 л воды. И все же это лишь ориентировочный расчет; потребность человека в воде зависит от многих обстоятельств: она возрастает при интенсивной потере воды, т.е. при интенсивной физической нагрузке, высокой температуре окружающей среды, значительной сухости воздуха, на высокогорье. Некоторые продукты обладают мочегонным действием. При этом организм теряет не только воду, но и витамины, минеральные вещества.
Энергетическая ценность пищи Энергия химических структур пищи в ходе использования организмом совершает необходимую для него работу и в итоге превращается в тепло, рассеиваясь в окружающую среду. Медицинская концепция питания исходит из того, что потребность человека в энергии и пищевых веществах зависит от возраста, пола и энергозатрат. Энергетические затраты человека, не занимающегося активным физическим трудом, в среднем составляют для мужчин — 2500 ккал в сутки, для женщин — 2000 ккал в сутки
Расчета калорийности суточного рациона питания Величину калорийности суточного рациона (Х) вычисляют по соответствующей формуле (см. табл.) Примечание: m — масса тела, кг. Полученные величины калорийности суточного рациона питания действительны при низкой физической активности индивидуума. При умеренной физической активности полученные величины следует умножить на коэффициент 1,2, при высокой активности — на коэффициент 1,5. Возраст, лет Женщины Мужчины 18-30 (0,0621 х m + 2,0357) х 240 (0,063 х m + 2,8957) х 240 31-60 (0,0342 х m + 3,5377) х 240 (0,0484 х m + 3,6534) х 240 >60 (0,0377 х m + 2,7545) х 240 (0,0491 х m + 2,4587) х 240 Возраст, лет Женщины Мужчины 18-30 14,9 х m + 489 15,1 х m + 695 31-60 8,2 х m + 849 11,6 х m + 877 >60 9,0 х m + 661 11,8 х m + 597
Расход калорий при различных видах деятельности Регулярное превышение суточной калорийности пищи над энергозатратами на 200 ккал в день приводит к увеличению балластного жира в организме на 10-20 г в день, за год масса тела может увеличиться на 3-7 кг. Если масса тела человека составляет 60 кг, тоза1 ч занятий гимнастикой он расходует 3,0 ккал/ч/кг х 1 ч х 60 кг = 180 ккал, а за 10 мин — 3,0 ккал/ч/кг х (1/6) ч х 60 кг = 30 ккал. Виддеятельности Потребление энергии, ккал/ч на 1 кг массы тела Сон 0,9 Покой без сна 1,1-1,5 Утренняя гимнастика 3,0 Дорога пешком 1,9 Профессиональная активность 2,0 Сидячая работа 1,9 Бег 6,7 Бег 10 км/ч 9,5 Домашняя работа по хозяйству 3,0 Активный отдых (прогулка) 2,6 Езда на велосипеде 9,5 Приготовление пищи 1,9
переедание; недоедание (голодание); недостаточное потребление в пищу белков, жиров или углеводов; недостаточное потребление в пищу тех или иных витаминов или микроэлементов; несоблюдение режима питания; злоупотребление определенными продуктами (жареная, копченая, острая, жирная, избыточно соленая пища, избыток специй); несоответствие суточного каллоража пищи физической активности и энергетическим затратам человека. Нарушение питания — одна из причин многих болезней самых разных органов и систем. Нарушение питания — следствие нарушения качественного и количественного состава пищи, суточной калорийности, режима питания и может наблюдаться в различных формах:
Масса тела человека зависит от роста, конституции, развитости мышц, выраженности подкожно-жирового слоя. Для того чтобы узнать, имеется ли у вас, избыточная масса тела. Наиболее объективно определяется соответствие массы тела существующим нормативам по индексу массы тела (индекс Кетле). Индекс массы тела (ИМТ) = вес (кг)/рост ² (м²) Пример: рост – 1,72 м, вес — 94 кг, ИМТ = 94/1,72х1,72 = 32 кг/м² — ОЖИРЕНИЕ 2) Рост — 1,75 м, вес — 64 кг, ИМТ = 20,9 кг/м² — НОРМА 18,5 — 24,9 — нормальный вес; менее 18,5 — недостаточный вес; 25- 29, 9 — избыточный вес; 30 — 39,9 — ожирение ; > 40 — выраженное ожирение.
Источник