«Физическое развитие в дошкольной образовательной организации – залог укрепления здоровья детей!»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье уделено внимание приоритетному направлению государственной политики нашего государства: охране и укреплению здоровья детей. Раскрываются методы и приёмы физического развития по ФГОС ДО, технологии оздоровления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fizicheskoe_razvitie_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие в дошкольной образовательной организации – залог укрепления здоровья детей!
Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно, людей.
Показатель благополучия страны и фактор национальной безопасности составляют здоровые дети, которые в свою очередь являются потенциалом здоровья взрослых.
Приоритетным направлением государственной политики в области здравоохранения является охрана и укрепление здоровья детей и подростков. В последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей (рост хронических заболеваний, нервно-психические нарушения, экологически детерминированных состояний, наркомании, токсикомании и т.д.) Здоровье ребенка – это состояние его организма, которое выражается в способности адаптироваться к условиям окружающей среды. Между организмом ребенка с его врожденными, унаследованными особенностями и окружающей средой происходит процесс взаимодействия. А развивается ребенок в результате непосредственного воздействия на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а так же под влиянием информаций, идущих из окружающей среды.
Одним из действенных средств в формировании здоровья детей в условиях дошкольной организации является физическое развитие. Раньше оно осуществлялось однотипно в классической форме организации обучения. Сейчас, в связи с произошедшими реформами в дошкольном образовании, с вступлением в силу ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), появились новые подходы и возможности к оздоровлению и в общем к образованию. Формирование здоровья ребенка в ДОО, уровень его физической подготовленности, объём приобретаемых двигательных умений зависит от того, что преподнесет ему взрослый, то есть педагог. Рассмотрим некоторые подходы к решению задач физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Физическое развитие в ДОО
В дошкольной организации физическое развитие с детьми происходит:
— В непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные навыки;
— В самостоятельной деятельности детей, где ребенок выбирает сам деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и другое;
— Во взаимодействии с семьями детей.
В ходе выполнения этой деятельности решаются следующие задачи:
— Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
— Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ);
— Закаливание организма с целью укрепления внутренних систем, улучшения деятельности сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме;
— Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
— Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических);
— Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
— Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умение сохранять равновесие;
— Формирование широкого круга игровых действий;
— Воспитание интереса и потребности к активной двигательной деятельности и потребности в ней;
— Ежедневное использование разнообразных форм работы по физическому развитию: утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, игры-эстафеты, соревнования.
В решении задач по физическому развитию необходимо учитывать принципы дошкольного образования:
— Индивидуальные особенности каждого ребенка;
— Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений;
— Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— Сотрудничество ДОО с семьёй;
— Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Общества и государства;
— Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
— Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
— Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы и методы работы по физическому развитию детей
Для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и специальных задач физического развития детей используются различные формы работы:
1. Утренняя гимнастика.
2. Физические упражнения.
4. динамические паузы.
5. Подвижные игры в помещении и на прогулке.
7. Самостоятельная двигательная деятельность.
8. Физкультурные досуги и праздники.
Работа с семьей основывается на привлечении родителей к полноправному участию в образовательной деятельности ДОО:
— Выступление на родительских собраниях с опытом работы по оздоровлению детей средствами физической культуры;
— Просмотр физкультурно-оздоровительных мероприятий и их анализ;
— Участие в тематических досугах и праздниках;
Методы физического развития
1. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений детей: повторение упражнений, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме.
2. Наглядные методы: показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительные ориентиры, звуковые сигналы.
3. Словесные методы: название упражнений, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа.
При наличии соответствующих условий в ДОО эффективно использование климатотерапии для оздоровления детей. Климатотерапия – это использование различных метеорологических факторов, особенностей климата данной местности, а также специальных климатических воздействий в профилактических и лечебных целях. Главными факторами климатических воздействий являются воздух, солнце и вода.
Одним из самых доступных методов климатического воздействия на организм человека является аэротерапия. Доказано, что пребывание на открытом воздухе улучшает окислительные процессы, функциональное состояние центральной и вегетативной нервной системы. Аэротерапия проводится в виде прогулок, спокойных игр на открытом воздухе. Осенью и зимой прогулки можно проводить 2 раза в день, летом при хорошей погоде ребенок может находиться на открытом воздухе целый день (пребывание (сон) на открытых верандах, балконах, в комнате при открытых окнах, фрамугах).
Гелиотерапия – это применение дозированных солнечных ванн. Под влиянием солнечных лучей повышается тонус центральной нервной системы, стимулируются обменные и иммунологические процессы. Проводить солнечные ванны следует на благоустроенных в гигиеническом отношении площадках, защищенных от ветра. Проведение солнечных ванн начинают при установившейся теплой погоде, но не выше + 25 [a] градусов С и после 1-2 недельных воздушных ванн. После солнечной ванны принимают заключительную воздушную, а затем водную процедуру (обливание, душ и т.д.) с последующим отдыхом.
Гидротерапия – метод лечебного и профилактического воздействия на организм пресной воды в виде душей, ванн, обливаний, обтираний, компрессов и т.д. Вода оказывает на организм термическое и механическое влияние. Воздействие этих факторов вызывает рефлекторные реакции организма, проявляющиеся различными физиологическими и лечебными эффектами. Важным достоинством гидротерапии является возможность её широкого применения для физиопрофилактики в дошкольных учреждениях и в домашней обстановке.
Лечебная физкультура и массаж
Лечебная физкультура и массаж широко используются для укрепления здоровья детей: улучшается эмоциональный тонус и физическое развитие, повышаются функциональные способности органов дыхания, кровообращения (при наличии в штатном расписании ДОО специалистов-медиков по массажу и лечебной физкультуре).
Лечебная физкультура – метод лечения и профилактики, использующий физические упражнения и другие средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения осложнений патологического процесса.
Массаж – это комплекс приемов дозированного механического воздействия на организм ребёнка, проводимых руками или с помощью аппаратов с целью развития, укрепления и восстановления его функций. Лечения и профилактики заболеваний. Лечебная физкультура и массаж играют огромную роль в формировании здорового ребенка, укрепления и сохранения его здоровья.
Систематическое проведение мероприятий по физическому развитию и закаливанию детского организма, можно достичь следующих показателей:
- Снижение заболеваемости;
- Повышение уровня физического развития;
- Стабильность физической и умственной работоспособности в учебном году;
- Сформированная потребность в движениях (умение самостоятельно организовать и провести подвижную игру, заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь);
- Умение использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях обучения.
1. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. «Просвещение» 1972г.
2. Пономаренко Г.Н. «Физические методы лечения»: Справочник СПб», 1999.
3. А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» М. «Просвещение» 1984г.
4. Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» М. «Просвещение» 1983г.
5. «Планирование в физической культуре дошкольников» Методические рекомендации. СПб. им. Герцена 2000г.
6. В.Г. Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» М. «Просвещение» 1986г.
7. Ю.А. Кириллова «Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Спб. «Детство — Пресс» 2013г.
8. М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения с детьми с 3 до 7 лет» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
9. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду с детьми 3-4 лет» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
10. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
11. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
12. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014 г.
Источник
Физическое воспитание дошкольника в семье — залог здорового образа жизни. (консультация для родителей)
консультация
Перед родителями дошколят всегда возникают важные вопросы: как вырастить здорового ребенка? Какие средства можно использовать для его полноценного развития? Между тем, давно доказано, что удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в активных движениях и упражнениях лучшим образом влияет на их правильное физическое развитие, способствует укреплению здоровья, формированию важных качеств личности: самостоятельности, смелости, выносливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vos-e.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание дошкольника в семье — залог здорового образа жизни.
Перед родителями дошколят всегда возникают важные вопросы: как вырастить здорового ребенка? Какие средства можно использовать для его полноценного развития? Между тем, давно доказано, что удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в активных движениях и упражнениях лучшим образом влияет на их правильное физическое развитие, способствует укреплению здоровья, формированию важных качеств личности: самостоятельности , смелости, выносливости.
При этом наиболее действенный результат получится, если физическая культура в семье станет образом всей жизни.
Средства правильного физического развития.
Сегодня, в век компьютерных технологий, проблем с экологией, вопросы здоровья волнуют многих людей. Для их решения предлагаются различные средства: рациональный режим дня, здоровое питание, закаливающие процедуры , спортивные занятия, физические упражнения. Все они считаются главными факторами, обеспечивающими полноценное физическое развитие человека любого возраста и, в первую очередь, ребенка.
Чтобы правильно организовать физическое воспитание малыша, необходимо создать благоприятную среду, к которой специалисты, главным образом, относят образ жизни всей семьи. Психологи любят повторять, что устоявшийся семейный уклад определяет отношение дошколенка ко многим сферам жизни, в том числе физическим упражнениям, спорту, способствует развитию жизненной активности.
Действительно, такие факторы, как здоровый образ жизни, пример взрослых, спортивные занятия помогают организовать физическое воспитание в семье. Однако взрослым, ведущим активную деятельность и приучающих к этому детей, нужно помнить: гораздо важнее с рождения воспитать привычку жить в активном режиме, чем вынуждать малыша в дошкольном возрасте насильно заниматься физкультурой, закаливанием, спортом.
Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни?
Существуют правила, которые помогут при формировании определенных навыков, затем становящихся нормой жизни:
- Полезно выработать и постоянно выполнять установленный режим дня.
- Побуждать ребятишек к активным играм в любое время года.
- Каждый день быть готовым вместе выполнять физические упражнения.
- Совместно интересоваться спортивными состязаниями, обсуждать спортивные достижения спортсменов.
- Взрослым самим выражать позитив при выполнении упражнений и подчеркивать положительные эмоции дошкольника.
- Собственным примером показывать пользу образа жизни без вредных привычек .
Основные принципы физического воспитания в семье.
Чтобы не навредить малышу при обучении физической культуре, прежде всего, надо знать, какие основные двигательные умения развиваются в тот или иной возрастной период. Правильнее всего, нужно придерживаться нормативных показателей и помнить, что:
- 3 месяца ‒ грудничок должен уметь держать голову;
- 6 месяцев ‒ уметь переворачиваться на животик, приподниматься, опираясь на ручки, начинать ползать;
- к 1 году — самостоятельно сидеть, стоять, начинать ходить;
- 3 года ‒ должны быть хорошо развиты умения в ходьбе, беге, лазании через небольшое препятствие;
- к 4 годам дошкольник должен прыгать с небольшой высоты, ловко бросать мяч, уметь кататься на велосипеде;
- 6 лет ‒ овладеть основными движениями, к которым относятся разные виды ходьбы, бег, лазание, прыжки, преодоление преград, метание.
Обучение активным движениям раньше назначенного срока может вызвать травму, боязнь движений, нежелание выполнять упражнения.
Учитывая, что дошкольный возраст ‒ значимый этап приучения детей к физической культуре, следует также соблюдать следующие принципы:
- Успешность выполнения заданий. Добившись успеха при несложных упражнениях, малыш с удовольствием будет стремиться к лучшим достижениям.
- Поддержание интереса к активным действиям. Игра – ведущая деятельность дошкольников, поэтому физические упражнения, проводимые в игровой форме, будут более интересны ребятишкам и дадут высокий результат.
- Систематичность проведения занятий. Гимнастику, занятия необходимо проводить регулярно, выделяя место и время в режиме дня, не допуская эпизодичности.
- Последовательность в овладении физкультурными навыками. Вначале приступают к простым упражнениям, которые посильны малышу. Затем, по мере закрепления навыка, переходят к более сложным заданиям. В противоположном случае, дошкольник, не справившись со сложным упражнением, будет негативно относиться к физическим занятиям.
Основные средства физического воспитания.
Правильно организованное физическое воспитание детей помогает укреплять здоровье, формировать в дошкольном возрасте двигательные умения и навыки; способствует развитию качества движений: меткости, быстроты, силы, ловкости. Что можно использовать для организации физкультурных занятий дома? Сейчас несложно подобрать доступные средства. Современная литература, детские сайты дают подробное описание оснащения и проведения:
- утренней гимнастики;
- подвижных игр;
- физкультурных упражнений;
- спортивных занятий;
- прогулок на свежем воздухе;
- экскурсий и турпоходов.
Изучив разные рекомендации, в домашней обстановке все же важно соблюдать классические условия для полноценного физического воспитания детишек:
- Четкий режим дня с чередованием физической, умственной деятельности и отдыха.
- Грамотно составленный рацион питания с учетом возрастных требований.
- Сон продолжительностью 11 часов с точным временем подъема и укладывания. Обязательное проведение полуторачасового дневного сна.
- Организация жизненного пространства (игрушки, спортивные снаряды, место для игр и упражнений).
- Регулярные продолжительные прогулки.
- Активный отдых на воздухе.
- Комплекс гигиенических и закаливающих процедур.
Совет . Классический подход к физическому развитию малыша предусматривает его начало с самого рождения. При взрослении ребенка необходимо менять формы занятий, средства, методы проведения.
Спортивные занятия как эффективное средство физического развития.
Хорошей возможностью приобщения к физической культуре детей дошкольного возраста становятся занятия спортом. Хотя некоторые считают, что крохе спортом заниматься рано, тем не менее, в дошкольном возрасте двигательная потребность слишком высока. Современные родители загружают ребятишек интеллектуальными занятиями, не оставляя времени на занятия активными движениями. Спортивные секции и группы здоровья могут помочь в этом вопросе, обеспечив двигательную активность дошколятам, решая задачи укрепления здоровья, закаливания, дисциплины, научат ребят быть смелыми, сильными.
Какие виды спорта доступны детям в дошкольном возрасте?
- Самым распространенным видом является плавание , когда развиваются все группы мышц, формируется физическая выносливость . Специалисты советуют организовать этот спорт для гиперактивных ребятишек, малышей, подверженных простудным заболеваниям.
- Спортивные секции, где дошколята занимаются командными играми (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, водное поле), рекомендованы и гиперактивным, и робким малышам. Такие командные игры полезны, особенно мальчикам, для укрепления психического здоровья, закалки, силы воли. Однако выбирать какую-либо секцию необходимо с учетом физического здоровья дошкольников.
- Хорошо помогает физическому воспитанию секции легкой атлетики, где дети могут в полной мере выполнять возрастные потребности в беге, прыжках, метании.
- Очень популярны, особенно у девочек, занятия спортивной и художественной гимнастикой , которые оказывают влияние на осанку, координацию движений, общее гармоничное физическое развитие. Дошколята, занимающиеся гимнастикой, сильны физически, меньше подвержены заболеваниям. Такие секции могут быть показаны детям, страдающим лишним весом.
- Увлеченность лыжным спортом помогает развивать выносливость, силу, координацию движений. Этот вид спорта закаливает детей, так как постоянно проходит на свежем воздухе. Занятия в такой секции подойдут всем дошколятам без исключения, важно только не требовать от ребенка высоких результатов.
- Малышам, которые страдают гиперактивностью , агрессивностью, подойдут занятия боевыми искусствами. Они помогают детишкам справляться со стрессами, агрессией, приучают к спокойствию, сдержанности.
Совет . Выбирать спортивную секцию нужно с учетом способностей малыша. Перед посещением секции проконсультироваться с педиатром. На первых порах посетить несколько занятий, чтобы познакомиться с правилами, требованиями тренера, психологическим настроем группы. Не требовать от ребенка высоких спортивных результатов.
Как дома организовать спортивные занятия?
Спортивные секции не всегда могут быть доступны семье, например, из-за занятости взрослых, дальности расстояния от ближайшей группы, каких-либо других причин. При желании родителей это не может быть помехой для организации дома спортивных занятий с дошколятами. С этой целью можно устраивать:
- Командные семейные игры, особенно в семьях с несколькими детьми. Играть в волейбол, футбол, хоккей всей семьей нравится малышам, помогает развивать у них координированные движения, стремление к успеху.
- Отлично подойдут для этой же цели утренние или вечерние пробежки всей семьей по аллеям парка.
- Великолепным видом спорта могут стать семейные лыжные прогулки, которые доступны малышам уже с раннего возраста. Специалисты рекомендуют подбирать длину лыж с превышением роста ребенка на 7 см, а палки ‒ чуть ниже плеча. Также нужно подготовить одежду, которая не будет мешать движениям. Соблюдение простых правил приобщит малыша к лыжному спорту, доставляя ему удовольствие.
- Купание в открытых водоемах летом. В это время с детками можно организовать водные игры , предложить хождение босиком по песку или гладким камешкам, что служит закаливающим средством.
- Для спортивных занятий предлагается катание на коньках зимой и велосипеде летом. Они помогают укрепить деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, улучшают физическое состояние крохи.
- Хорошим средством физического развития могут стать турпоходы в близлежащий парк или лес, причем на любом возрастном этапе дошкольника.
Чтобы придать игровую форму всем домашним занятиям, что немаловажно в дошкольном возрасте, необходимо приобрести различное оборудование. На этом настаивают все специалисты. Не надо покупать дорогостоящий, сложный инвентарь, замысловатую шведскую стенку. Это могут быть простейшие предметы, которые соответствуют возрасту и комплекции дошколенка:
- разного вида мячи (пластмассовые, резиновые, матерчатые);
- обручи различного размера и материала (пластмассовые, металлические);
- разноцветные флажки;
- небольшие гантели;
- лесенки;
- разного размера скамейки.
Использование занимательных по своему назначению предметов поможет заинтересовать и приободрить ребенка, особенно при однообразных упражнениях. Результативность спортивных занятий в домашних условиях возрастет, если взрослый покажет пример и поддержит эмоциональный настрой крохи.
Какие спортивные игрушки нужны для физического развития детей?
Отличным средством в физическом воспитании дошкольников могут стать спортивные игры и игрушки. Они вызывают интерес у дошколят, побуждают к активным действиям.
В доме, где растет дошкольник, должны быть мячи, скакалки, обручи, кегли, с которыми кроха может играть самостоятельно или с взрослым. Для игр и развлечений на улице детям необходимо приобрести санки, лыжи, велосипед, качели, надувные игрушки. Некоторые родители утверждают, что дома нет возможности заниматься с такими игрушками, тем не менее, необходимо создать все допустимые условия, чтобы ребенок мог развиваться физически. Специалистами доказано, что малыши, лишенные таких игр и игрушек, малоподвижны, пассивны, не овладевают двигательными умениями в должной степени.
Правильно подобранный спортивный инвентарь поможет в играх на природе. Родители всегда могут организовать подвижные и спортивные игры при помощи кольцеброса, городков, серсо, дартса. В них можно играть всей семьей, с их помощью устраивать соревнования среди сверстников, что особенно ценно для детей.
Много спортивных развлечений на природе можно организовать с мячом, которые тоже несут соревновательный элемент. Например, «Кто быстрее добежит до цели», «Забрось мяч в кольцо», «Ловишки с мячом», футбол.
Совет . Решая вопросы физического воспитания в семье, взрослым нужно помнить, что многое в этом плане зависит от их личной активности.
Здоровый образ жизни семьи, совместные занятия физкультурой и спортом, рациональное питание помогут вырастить здорового ребенка. Учитывая, что по статистике лишь чуть более 4% здоровых дошколят готовы к школьному обучению, родителям стоит задуматься, как не упустить драгоценное время для физического развития своего чада.
Источник