Меню

Рациональная организация работы по физическому воспитанию детей залог их здоровья

«Физическое развитие в дошкольной образовательной организации – залог укрепления здоровья детей!»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В статье уделено внимание приоритетному направлению государственной политики нашего государства: охране и укреплению здоровья детей. Раскрываются методы и приёмы физического развития по ФГОС ДО, технологии оздоровления детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya_fizicheskoe_razvitie_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx 26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое развитие в дошкольной образовательной организации – залог укрепления здоровья детей!

Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно, людей.

Показатель благополучия страны и фактор национальной безопасности составляют здоровые дети, которые в свою очередь являются потенциалом здоровья взрослых.

Приоритетным направлением государственной политики в области здравоохранения является охрана и укрепление здоровья детей и подростков. В последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей (рост хронических заболеваний, нервно-психические нарушения, экологически детерминированных состояний, наркомании, токсикомании и т.д.) Здоровье ребенка – это состояние его организма, которое выражается в способности адаптироваться к условиям окружающей среды. Между организмом ребенка с его врожденными, унаследованными особенностями и окружающей средой происходит процесс взаимодействия. А развивается ребенок в результате непосредственного воздействия на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а так же под влиянием информаций, идущих из окружающей среды.

Одним из действенных средств в формировании здоровья детей в условиях дошкольной организации является физическое развитие. Раньше оно осуществлялось однотипно в классической форме организации обучения. Сейчас, в связи с произошедшими реформами в дошкольном образовании, с вступлением в силу ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), появились новые подходы и возможности к оздоровлению и в общем к образованию. Формирование здоровья ребенка в ДОО, уровень его физической подготовленности, объём приобретаемых двигательных умений зависит от того, что преподнесет ему взрослый, то есть педагог. Рассмотрим некоторые подходы к решению задач физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

Физическое развитие в ДОО

В дошкольной организации физическое развитие с детьми происходит:

— В непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные навыки;

— В самостоятельной деятельности детей, где ребенок выбирает сам деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и другое;

— Во взаимодействии с семьями детей.

В ходе выполнения этой деятельности решаются следующие задачи:

— Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

— Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ);

— Закаливание организма с целью укрепления внутренних систем, улучшения деятельности сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме;

— Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

— Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических);

— Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

— Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умение сохранять равновесие;

— Формирование широкого круга игровых действий;

— Воспитание интереса и потребности к активной двигательной деятельности и потребности в ней;

— Ежедневное использование разнообразных форм работы по физическому развитию: утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, игры-эстафеты, соревнования.

В решении задач по физическому развитию необходимо учитывать принципы дошкольного образования:

— Индивидуальные особенности каждого ребенка;

— Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений;

— Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— Сотрудничество ДОО с семьёй;

— Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Общества и государства;

— Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

— Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

— Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Формы и методы работы по физическому развитию детей

Для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и специальных задач физического развития детей используются различные формы работы:

1. Утренняя гимнастика.

2. Физические упражнения.

4. динамические паузы.

5. Подвижные игры в помещении и на прогулке.

7. Самостоятельная двигательная деятельность.

8. Физкультурные досуги и праздники.

Работа с семьей основывается на привлечении родителей к полноправному участию в образовательной деятельности ДОО:

— Выступление на родительских собраниях с опытом работы по оздоровлению детей средствами физической культуры;

— Просмотр физкультурно-оздоровительных мероприятий и их анализ;

— Участие в тематических досугах и праздниках;

Методы физического развития

1. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений детей: повторение упражнений, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме.

2. Наглядные методы: показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительные ориентиры, звуковые сигналы.

3. Словесные методы: название упражнений, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа.

При наличии соответствующих условий в ДОО эффективно использование климатотерапии для оздоровления детей. Климатотерапия – это использование различных метеорологических факторов, особенностей климата данной местности, а также специальных климатических воздействий в профилактических и лечебных целях. Главными факторами климатических воздействий являются воздух, солнце и вода.

Одним из самых доступных методов климатического воздействия на организм человека является аэротерапия. Доказано, что пребывание на открытом воздухе улучшает окислительные процессы, функциональное состояние центральной и вегетативной нервной системы. Аэротерапия проводится в виде прогулок, спокойных игр на открытом воздухе. Осенью и зимой прогулки можно проводить 2 раза в день, летом при хорошей погоде ребенок может находиться на открытом воздухе целый день (пребывание (сон) на открытых верандах, балконах, в комнате при открытых окнах, фрамугах).

Гелиотерапия – это применение дозированных солнечных ванн. Под влиянием солнечных лучей повышается тонус центральной нервной системы, стимулируются обменные и иммунологические процессы. Проводить солнечные ванны следует на благоустроенных в гигиеническом отношении площадках, защищенных от ветра. Проведение солнечных ванн начинают при установившейся теплой погоде, но не выше + 25 [a] градусов С и после 1-2 недельных воздушных ванн. После солнечной ванны принимают заключительную воздушную, а затем водную процедуру (обливание, душ и т.д.) с последующим отдыхом.

Гидротерапия – метод лечебного и профилактического воздействия на организм пресной воды в виде душей, ванн, обливаний, обтираний, компрессов и т.д. Вода оказывает на организм термическое и механическое влияние. Воздействие этих факторов вызывает рефлекторные реакции организма, проявляющиеся различными физиологическими и лечебными эффектами. Важным достоинством гидротерапии является возможность её широкого применения для физиопрофилактики в дошкольных учреждениях и в домашней обстановке.

Лечебная физкультура и массаж

Лечебная физкультура и массаж широко используются для укрепления здоровья детей: улучшается эмоциональный тонус и физическое развитие, повышаются функциональные способности органов дыхания, кровообращения (при наличии в штатном расписании ДОО специалистов-медиков по массажу и лечебной физкультуре).

Лечебная физкультура – метод лечения и профилактики, использующий физические упражнения и другие средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения осложнений патологического процесса.

Массаж – это комплекс приемов дозированного механического воздействия на организм ребёнка, проводимых руками или с помощью аппаратов с целью развития, укрепления и восстановления его функций. Лечения и профилактики заболеваний. Лечебная физкультура и массаж играют огромную роль в формировании здорового ребенка, укрепления и сохранения его здоровья.

Систематическое проведение мероприятий по физическому развитию и закаливанию детского организма, можно достичь следующих показателей:

  • Снижение заболеваемости;
  • Повышение уровня физического развития;
  • Стабильность физической и умственной работоспособности в учебном году;
  • Сформированная потребность в движениях (умение самостоятельно организовать и провести подвижную игру, заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь);
  • Умение использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях обучения.

1. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. «Просвещение» 1972г.

2. Пономаренко Г.Н. «Физические методы лечения»: Справочник СПб», 1999.

3. А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» М. «Просвещение» 1984г.

4. Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» М. «Просвещение» 1983г.

5. «Планирование в физической культуре дошкольников» Методические рекомендации. СПб. им. Герцена 2000г.

6. В.Г. Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» М. «Просвещение» 1986г.

7. Ю.А. Кириллова «Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Спб. «Детство — Пресс» 2013г.

8. М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения с детьми с 3 до 7 лет» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.

9. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду с детьми 3-4 лет» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.

10. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.

11. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.

12. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014 г.

Источник

Физическое воспитание дошкольника в семье — залог здорового образа жизни. (консультация для родителей)
консультация

Перед родителями дошколят всегда возникают важные вопросы: как вырастить здорового ребенка? Какие средства можно использовать для его полноценного развития? Между тем, давно доказано, что удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в активных движениях и упражнениях лучшим образом влияет на их правильное физическое развитие, способствует укреплению здоровья, формированию важных качеств личности: самостоятельности, смелости, выносливости.

Скачать:

Вложение Размер
fizicheskoe_vos-e.docx 25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание дошкольника в семье — залог здорового образа жизни.

Перед родителями дошколят всегда возникают важные вопросы: как вырастить здорового ребенка? Какие средства можно использовать для его полноценного развития? Между тем, давно доказано, что удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в активных движениях и упражнениях лучшим образом влияет на их правильное физическое развитие, способствует укреплению здоровья, формированию важных качеств личности: самостоятельности , смелости, выносливости.

При этом наиболее действенный результат получится, если физическая культура в семье станет образом всей жизни.

Средства правильного физического развития.

Сегодня, в век компьютерных технологий, проблем с экологией, вопросы здоровья волнуют многих людей. Для их решения предлагаются различные средства: рациональный режим дня, здоровое питание, закаливающие процедуры , спортивные занятия, физические упражнения. Все они считаются главными факторами, обеспечивающими полноценное физическое развитие человека любого возраста и, в первую очередь, ребенка.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание малыша, необходимо создать благоприятную среду, к которой специалисты, главным образом, относят образ жизни всей семьи. Психологи любят повторять, что устоявшийся семейный уклад определяет отношение дошколенка ко многим сферам жизни, в том числе физическим упражнениям, спорту, способствует развитию жизненной активности.

Действительно, такие факторы, как здоровый образ жизни, пример взрослых, спортивные занятия помогают организовать физическое воспитание в семье. Однако взрослым, ведущим активную деятельность и приучающих к этому детей, нужно помнить: гораздо важнее с рождения воспитать привычку жить в активном режиме, чем вынуждать малыша в дошкольном возрасте насильно заниматься физкультурой, закаливанием, спортом.

Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни?

Существуют правила, которые помогут при формировании определенных навыков, затем становящихся нормой жизни:

  • Полезно выработать и постоянно выполнять установленный режим дня.
  • Побуждать ребятишек к активным играм в любое время года.
  • Каждый день быть готовым вместе выполнять физические упражнения.
  • Совместно интересоваться спортивными состязаниями, обсуждать спортивные достижения спортсменов.
  • Взрослым самим выражать позитив при выполнении упражнений и подчеркивать положительные эмоции дошкольника.
  • Собственным примером показывать пользу образа жизни без вредных привычек .

Основные принципы физического воспитания в семье.

Чтобы не навредить малышу при обучении физической культуре, прежде всего, надо знать, какие основные двигательные умения развиваются в тот или иной возрастной период. Правильнее всего, нужно придерживаться нормативных показателей и помнить, что:

  • 3 месяца ‒ грудничок должен уметь держать голову;
  • 6 месяцев ‒ уметь переворачиваться на животик, приподниматься, опираясь на ручки, начинать ползать;
  • к 1 году — самостоятельно сидеть, стоять, начинать ходить;
  • 3 года ‒ должны быть хорошо развиты умения в ходьбе, беге, лазании через небольшое препятствие;
  • к 4 годам дошкольник должен прыгать с небольшой высоты, ловко бросать мяч, уметь кататься на велосипеде;
  • 6 лет ‒ овладеть основными движениями, к которым относятся разные виды ходьбы, бег, лазание, прыжки, преодоление преград, метание.

Обучение активным движениям раньше назначенного срока может вызвать травму, боязнь движений, нежелание выполнять упражнения.
Учитывая, что дошкольный возраст ‒ значимый этап приучения детей к физической культуре, следует также соблюдать следующие принципы:

  1. Успешность выполнения заданий. Добившись успеха при несложных упражнениях, малыш с удовольствием будет стремиться к лучшим достижениям.
  2. Поддержание интереса к активным действиям. Игра – ведущая деятельность дошкольников, поэтому физические упражнения, проводимые в игровой форме, будут более интересны ребятишкам и дадут высокий результат.
  3. Систематичность проведения занятий. Гимнастику, занятия необходимо проводить регулярно, выделяя место и время в режиме дня, не допуская эпизодичности.
  4. Последовательность в овладении физкультурными навыками. Вначале приступают к простым упражнениям, которые посильны малышу. Затем, по мере закрепления навыка, переходят к более сложным заданиям. В противоположном случае, дошкольник, не справившись со сложным упражнением, будет негативно относиться к физическим занятиям.

Основные средства физического воспитания.

Правильно организованное физическое воспитание детей помогает укреплять здоровье, формировать в дошкольном возрасте двигательные умения и навыки; способствует развитию качества движений: меткости, быстроты, силы, ловкости. Что можно использовать для организации физкультурных занятий дома? Сейчас несложно подобрать доступные средства. Современная литература, детские сайты дают подробное описание оснащения и проведения:

  • утренней гимнастики;
  • подвижных игр;
  • физкультурных упражнений;
  • спортивных занятий;
  • прогулок на свежем воздухе;
  • экскурсий и турпоходов.

Изучив разные рекомендации, в домашней обстановке все же важно соблюдать классические условия для полноценного физического воспитания детишек:

  1. Четкий режим дня с чередованием физической, умственной деятельности и отдыха.
  2. Грамотно составленный рацион питания с учетом возрастных требований.
  3. Сон продолжительностью 11 часов с точным временем подъема и укладывания. Обязательное проведение полуторачасового дневного сна.
  4. Организация жизненного пространства (игрушки, спортивные снаряды, место для игр и упражнений).
  5. Регулярные продолжительные прогулки.
  6. Активный отдых на воздухе.
  7. Комплекс гигиенических и закаливающих процедур.

Совет . Классический подход к физическому развитию малыша предусматривает его начало с самого рождения. При взрослении ребенка необходимо менять формы занятий, средства, методы проведения.

Спортивные занятия как эффективное средство физического развития.

Хорошей возможностью приобщения к физической культуре детей дошкольного возраста становятся занятия спортом. Хотя некоторые считают, что крохе спортом заниматься рано, тем не менее, в дошкольном возрасте двигательная потребность слишком высока. Современные родители загружают ребятишек интеллектуальными занятиями, не оставляя времени на занятия активными движениями. Спортивные секции и группы здоровья могут помочь в этом вопросе, обеспечив двигательную активность дошколятам, решая задачи укрепления здоровья, закаливания, дисциплины, научат ребят быть смелыми, сильными.

Какие виды спорта доступны детям в дошкольном возрасте?

  1. Самым распространенным видом является плавание , когда развиваются все группы мышц, формируется физическая выносливость . Специалисты советуют организовать этот спорт для гиперактивных ребятишек, малышей, подверженных простудным заболеваниям.
  2. Спортивные секции, где дошколята занимаются командными играми (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, водное поле), рекомендованы и гиперактивным, и робким малышам. Такие командные игры полезны, особенно мальчикам, для укрепления психического здоровья, закалки, силы воли. Однако выбирать какую-либо секцию необходимо с учетом физического здоровья дошкольников.
  3. Хорошо помогает физическому воспитанию секции легкой атлетики, где дети могут в полной мере выполнять возрастные потребности в беге, прыжках, метании.
  4. Очень популярны, особенно у девочек, занятия спортивной и художественной гимнастикой , которые оказывают влияние на осанку, координацию движений, общее гармоничное физическое развитие. Дошколята, занимающиеся гимнастикой, сильны физически, меньше подвержены заболеваниям. Такие секции могут быть показаны детям, страдающим лишним весом.
  5. Увлеченность лыжным спортом помогает развивать выносливость, силу, координацию движений. Этот вид спорта закаливает детей, так как постоянно проходит на свежем воздухе. Занятия в такой секции подойдут всем дошколятам без исключения, важно только не требовать от ребенка высоких результатов.
  6. Малышам, которые страдают гиперактивностью , агрессивностью, подойдут занятия боевыми искусствами. Они помогают детишкам справляться со стрессами, агрессией, приучают к спокойствию, сдержанности.

Совет . Выбирать спортивную секцию нужно с учетом способностей малыша. Перед посещением секции проконсультироваться с педиатром. На первых порах посетить несколько занятий, чтобы познакомиться с правилами, требованиями тренера, психологическим настроем группы. Не требовать от ребенка высоких спортивных результатов.

Как дома организовать спортивные занятия?

Спортивные секции не всегда могут быть доступны семье, например, из-за занятости взрослых, дальности расстояния от ближайшей группы, каких-либо других причин. При желании родителей это не может быть помехой для организации дома спортивных занятий с дошколятами. С этой целью можно устраивать:

  1. Командные семейные игры, особенно в семьях с несколькими детьми. Играть в волейбол, футбол, хоккей всей семьей нравится малышам, помогает развивать у них координированные движения, стремление к успеху.
  2. Отлично подойдут для этой же цели утренние или вечерние пробежки всей семьей по аллеям парка.
  3. Великолепным видом спорта могут стать семейные лыжные прогулки, которые доступны малышам уже с раннего возраста. Специалисты рекомендуют подбирать длину лыж с превышением роста ребенка на 7 см, а палки ‒ чуть ниже плеча. Также нужно подготовить одежду, которая не будет мешать движениям. Соблюдение простых правил приобщит малыша к лыжному спорту, доставляя ему удовольствие.
  4. Купание в открытых водоемах летом. В это время с детками можно организовать водные игры , предложить хождение босиком по песку или гладким камешкам, что служит закаливающим средством.
  5. Для спортивных занятий предлагается катание на коньках зимой и велосипеде летом. Они помогают укрепить деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, улучшают физическое состояние крохи.
  6. Хорошим средством физического развития могут стать турпоходы в близлежащий парк или лес, причем на любом возрастном этапе дошкольника.

Чтобы придать игровую форму всем домашним занятиям, что немаловажно в дошкольном возрасте, необходимо приобрести различное оборудование. На этом настаивают все специалисты. Не надо покупать дорогостоящий, сложный инвентарь, замысловатую шведскую стенку. Это могут быть простейшие предметы, которые соответствуют возрасту и комплекции дошколенка:

  • разного вида мячи (пластмассовые, резиновые, матерчатые);
  • обручи различного размера и материала (пластмассовые, металлические);
  • разноцветные флажки;
  • небольшие гантели;
  • лесенки;
  • разного размера скамейки.

Использование занимательных по своему назначению предметов поможет заинтересовать и приободрить ребенка, особенно при однообразных упражнениях. Результативность спортивных занятий в домашних условиях возрастет, если взрослый покажет пример и поддержит эмоциональный настрой крохи.

Какие спортивные игрушки нужны для физического развития детей?

Отличным средством в физическом воспитании дошкольников могут стать спортивные игры и игрушки. Они вызывают интерес у дошколят, побуждают к активным действиям.

В доме, где растет дошкольник, должны быть мячи, скакалки, обручи, кегли, с которыми кроха может играть самостоятельно или с взрослым. Для игр и развлечений на улице детям необходимо приобрести санки, лыжи, велосипед, качели, надувные игрушки. Некоторые родители утверждают, что дома нет возможности заниматься с такими игрушками, тем не менее, необходимо создать все допустимые условия, чтобы ребенок мог развиваться физически. Специалистами доказано, что малыши, лишенные таких игр и игрушек, малоподвижны, пассивны, не овладевают двигательными умениями в должной степени.
Правильно подобранный спортивный инвентарь поможет в играх на природе. Родители всегда могут организовать подвижные и спортивные игры при помощи кольцеброса, городков, серсо, дартса. В них можно играть всей семьей, с их помощью устраивать соревнования среди сверстников, что особенно ценно для детей.
Много спортивных развлечений на природе можно организовать с мячом, которые тоже несут соревновательный элемент. Например, «Кто быстрее добежит до цели», «Забрось мяч в кольцо», «Ловишки с мячом», футбол.

Совет . Решая вопросы физического воспитания в семье, взрослым нужно помнить, что многое в этом плане зависит от их личной активности.

Здоровый образ жизни семьи, совместные занятия физкультурой и спортом, рациональное питание помогут вырастить здорового ребенка. Учитывая, что по статистике лишь чуть более 4% здоровых дошколят готовы к школьному обучению, родителям стоит задуматься, как не упустить драгоценное время для физического развития своего чада.

Источник

Читайте также:  Уровень индивидуального здоровья личности
Adblock
detector