9 советов учителям, как рассадить учеников за партами и отвечать на претензии родителей
С началом учебного года, а периодически и во время занятий приходится решать вопросы рассаживания учеников за партами. Многие относятся к этой проблеме формально, а между тем, в ней есть несколько нюансов, без учета которых возникнут сложности с поведением и успеваемостью детей и появятся претензии родителей.
Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя
Лучший способ избежать конфликтов с родителями по поводу рассаживания детей за партами — это соблюдать имеющиеся на этот счет правила и не реагировать на просьбы отдельных мам и пап. Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:
- состояние здоровья ребенка;
- рост;
- темперамент;
- особенности характера;
- а также на отношения между детьми.
Совет №1
Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду.
Совет №2
Большой рост ребенка очень часто считается показателем того, что его нужно посадить на последнюю парту. Это неправильный подход. Высокого ученика можно разместить за любой партой в боковых рядах. Главное, чтобы он сидел с противоположной стороны от центральных проходов.
Совет №3
Учет темперамента ребенка при рассаживании за парты поможет обеспечить спокойную обстановку на уроке. Так, например, если гиперактивного ученика посадить на переднюю парту, то он целый урок будет мельтешить перед всем классом и тем самым привлекать к себе внимание других детей, отрывая их от работы. В то же время ребенок с темпераментом флегматика может совсем «затеряться», сидя на последней парте.
Совет №4
Учитель должен знать особенности характера и индивидуальные особенности своих учеников. Застенчивого ребенка лучше посадить на боковые ряды, но, ни в коем случае, не на задние парты. А вот активного и инициативного ученика можно смело отправить и на последнюю парту. Многие учителя сажают за одну парту детей со спокойным и энергичным характером.
Совет №5
Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться не сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации.
Совет №6
В течение года учителю необходимо несколько раз пересаживать детей за другие парты, менять составы пар. Наблюдая за поведением школьников в разных ситуациях на уроке, ему важно добиться оптимальной комбинации, при которой каждый ребенок будет способен плодотворно работать и чувствовать себя комфортно.
Советы, как избежать проблем при рассаживании учеников за парты
Обычно дети не придают особого значения тому, за какой партой они сидят — для них важно, кто будет их соседом.
А вот родители акцентируют на внимание на том, где именно сидит ребенок. Многие из них обращаются к учителю с просьбой посадить их ребенка на первую парту. Они считают, что от этого зависит его успеваемость.
Конечно же, угодить всем одновременно не получится. В качестве выхода из такой ситуации рекомендуется в начале каждой четверти менять порядок рассаживания учеников. Это не только позволит каждому ребенку посидеть на первых партах, но и служит хорошей профилактикой против нарушения зрения или осанки.
Кроме этого, дети могут меняться местами за партами при выполнении отдельных видов работ на уроке. Чаще всего это происходит при использовании интерактивных упражнений, работе в группах.
Привлеките родителей к рассадке детей
Совет №7
Еще один отличный способ избежать недоразумений с родителями по поводу того, что их ребенок сидит на «плохой» парте — предложить им самим составить схему расположения детей в классе. Лучше всего сделать это на родительском собрании.
Для выполнения такого задания родителей нужно разделить на несколько групп и каждой раздать карточки с необходимой информацией об учениках без указания их фамилий. Взрослые должны, ориентируясь только на объективные данные, распределить места за партами. В завершение следует обсудить все полученные схемы и решить возникшие несогласованности.
Когда общая схема будет готова, назвать имена детей и подписать, кто, где будет сидеть. После этого никаких повторных обсуждений или дополнительных просьб не должно быть.
«Первая парта» теряет свою актуальность
Совет №8
Под конец собрания нужно успокоить всех родителей, особенно тех, кто окажется недовольным. Следует объяснить, что в ходе современного урока значительно изменились формы и методы работы с классом, и теперь доска и учитель не являются основным источником знаний.
Дети много времени на уроке работают в парах и группах, занимаются практической и познавательной деятельностью. Процесс познания происходит на основе универсальных учебных действий и компетенций. Как следствие, при обучении упор делается на самостоятельную работу и самоконтроль.
Учитель больше времени уделяет «Камчатке», чем первым партам
Совет №9
Также можно привести данные психологов и опытных педагогов о том, что обычно учитель в ходе урока больше внимания уделяет тем, кто сидит в центре класса и на задних партах. Он не находится все время за столом или возле доски, а передвигается по классу, ходит между рядами и постоянно контролирует работу каждого ученика.
Мнение, что ученики, сидящие на задней парте, от этого будут плохо учиться, является предрассудком. Никакой взаимосвязи между этим нет. Важно добиться от родителей понимания в данном вопросе и никогда не идти у них на поводу.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
В помощь классному руководителю: как рассадить детей в классе?
Советы психолога: как рассадить детей в классе?
Одна из проблем организации работы в классе правильное и оптимальное размещение детей в классе, определение их рабочего места.
Что необходимо учитывать?
Медицинские показания должны обязательно учитываться (детей с нарушением слуха и зрения — не дальше 3-ей парты), как и физиологические особенности (низкорослых вперёд). Высоких детей с плохим зрением желательно сажать на крайние ряды. Сколиоз — только определённая парта определённого ряда. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
При рассадке желательно учитывать «латеральные предпочтения» (ведущие глаз и ухо). Ребёнку с ведущим правым ухом или правым глазом предпочтительнее сидеть как можно левее и т. д.
Всем левшам нужно сидеть как можно левее в классе (самый левый ряд) и на левой половине парты, чтоб не мешать соседу.
Необходимо также учитывать тип мышления. Все люди по доминирующему полушарию головного мозга делятся на 3 типа: правополушарные, левополушарные, равнополушарные. Рекомендуется посадить на 1 ряд левополушарных детей, центральный равнополушарных, правый ряд правополушарных учащихся.
По ведущему типу репрезентативной системы рекомендуется 1 ряд для аудиалов, 2 ряд аудиалов и визуалов, 3 ряд визуалов и кинестетиков.
При рассаживании детей нужно учитывать их темперамент. Сангвиник (привык быть на людях, не придирается, опекает слабого меланхолика) — меланхолик (интроверт, слабый тип нервной системы, всех боится)
Флегматик (сдержанный, эмоции держит в себе, не хватает веселья) – холерик (вспыльчив, любит задевать людей, но флегматик не отреагирует)
Таким образом, гармоничной парой могут быть сангвиник и меланхолик, в паре сангвиник опекает слабого меланхолика. Холерики при рассадке должны быть окружены спокойными типами нервной системы, к таким типам относится флегматик, он компенсирует холерика ( холерик вспыльчив, любит задевать людей, но флегматик не отреагирует). В паре флегматик-сангвиник, последний способен за тот же отрезок времени сделать больше, чем флегматик, поэтому может ему подсказать, помочь, поторопить.
Гиперактивных детей лучше сажать на 2-й вариант третьего ряда и последние парты. Сажать их по одному, или сажать их с очень спокойными детьми (которые не против). Между трудными в поведенческом плане детьми должно быть расстояние. Так как я увлекаюсь астрологией, то не могу обойти возможность дать совет как можно посадить детей по знакам Зодиака.
Как известно в астрологии существует 12 знаков Зодиака. Эти 12 зодиакальных характеров разделить на 4 типа, которые называют по природным стихиям — огонь, земля, воздух, вода. Стихия огня — Овен, Лев, Стрелец. Общая черта — живость, любознательность,желание сформировать окружающую сред как им удобно. Наиболее буйный огонь у Овна, более организованный- у Льва,ответственный — у Стрельца. Стрелец=Стрелец (не таит угроз дисциплине в классе). Овна чаще надо вызывать к доске, так как им трудно высидеть весь урок спокойно. Льва нужно брать в союзники, лучше посадить поближе к учителю, на последней парте он «бунтарь». Стрельца посадить подальше от окна, чтобы он не отвлекался на уроке. Стихия земли — Телец, Дева, Козерог. Это, как правило, спокойные, прилежные ученики. Их хорошо рассаживать попарно с детьми знака Огня. Земля — воздух, земля — вода, земля — огонь — спокойные. Вызывая к доске, не следует их торопить, они излагают материал медленно, но осмысленно Стихия воздуха — Близнецы, Весы, Водолей. У таких детей подвижный любознательный ум, лёгкость общения и очень разносторонние интересы. Довольно непоседливы, любят болтать с соседом и плохо концентрируют внимание на объяснение учителя. Лучше садить с представителями земли. Козкрога с Козерогом садить нельзя, с представителями Огня — нельзя. Стихия воды — Рак, Скорпион, Рыбы. Рака легко обидеть резким словом. Нельзя садить рядом двух Скорпионов. Рака нельзя садить рядом с Овном, Стрельцом, Девой.
Каждую четверть классные руководители пересаживают детей, как правило медицинским показаниям во избежание нарушений зрения и осанки и возможно попробовать рассадить детей, используя их индивидуально-типологические особенности, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и поможет создать условия для сохранения психологического здоровья обучающихся.
Источник
По каким критериям учитель рассаживает учеников за партами
Содержание статьи
- По каким критериям учитель рассаживает учеников за партами
- Младший школьный возраст: безболезненное начало обучения
- Школьный вопрос: как собрать первоклашку, не отдав последнего
Рассаживая учеников в классе, учитель руководствует разными критериями. Определенное значение имеет телосложение – ведь если впереди ребенка небольшого роста сидит ученик значительно выше его, школьнику плохо будет видна классная доска. В ряде случаев решающим фактором оказывается состояние здоровья – слабовидящего ребенка приходится сажать поближе к доске. Но в большинстве случаев учитель опирается на психологические особенности детей.
Ведущий глаз и ведущее ухо
Одна из индивидуальных характеристик человека связана с асимметрией полушарий головного мозга. У одних людей ведущее полушарие правое, у других – левое. Не всегда человек с ведущим правым полушарием бывает левшой, но в большинстве случаев ведущее полушарие определяет ведущий глаз и ведущее ухо.
Грамотный в психологическом отношении учитель всегда учитывает такие особенности детей при рассаживании их по партам, особенно когда речь идет о первоклассниках. Ведь у семилетних детей еще не сформировано произвольное внимание, и если посадить ребенка с ведущим левым глазом у окна, расположенного слева от него, он будет смотреть не на доску, а в окно. Первоклассник с ведущим правым ухом, сидя у стенки, расположенной справа, будет больше прислушиваться к тому, что происходит за ней, чем к словам учителя.
Рассаживать детей нужно так, чтобы ведущие органы чувств были обращены к учителю и классной доске. Мальчиков ориентируют преимущественно по ведущему глазу, а девочек – по ведущему уху.
Диагностировать эти особенности учитель может с помощью простых тестов, которые предлагает детям в форме игры: «посмотрим в подзорную трубу», «положим на парту часы и послушаем, как они тикают». Дети непроизвольно «подносят» воображаемую подзорную трубу к ведущему глазу, а к воображаемым или реальным часам наклоняют ведущее ухо.
Другие особенности
В процессе занятий становятся очевидными и другие психологические черты детей, которые тоже приходится учитывать.
Учеников неусидчивых, склонных постоянно отвлекаться, учителя сажают поближе к своему столу, чтобы удобнее было их контролировать. Озорников, которые любят привлекать к себе внимание одноклассников вызывающим поведением, сажают на заднюю парту, тем самым лишая их возможности «играть на публику».
Многие учителя сажают детей-холериков за одну парту с флегматиками или меланхоликами: присутствие спокойного одноклассника умиротворяющее действует на излишне возбудимого ребенка.
Хороший вариант – посадить за одну парту друзей, но если они на уроках больше разговаривают друг с другом, чем занимаются, их приходится рассаживать.
Нередко учителя учитывают и фактор успеваемости. Отстающих сажают рядом с отличниками, чтобы сильные учащиеся помогали слабым. Правда, при этом учитель должен быть уверен, что будет иметь место именно помощь, а не списывание.
Источник
Сосед по парте. По каким критериям рассаживают учеников в классе?
На первый взгляд кажется, что рассадить учеников в классе – не такая уж проблема. Но сделать это по правилам и так, чтобы все 30 школьников и их родители остались довольными, – задача не из легких.
ТРЕБОВАНИЯ
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям педагогические работники I–IV классов должны проводить рассаживание учащихся за ученической мебелью с учетом роста и рекомендаций врача. Делать это нужно дважды в течение учебного года – в сентябре и январе.
Есть ряд нюансов. К примеру, учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают по одному либо слева от пишущих правой рукой. Учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, необходимо не менее двух раз за учебный год менять местами, не нарушая соответствия мебели росту.
При организации в одном учебном помещении занятий в первую и вторую смены близких по возрасту учащихся допускается рассаживать за мебелью на один размер больше, чем полагается по росту.
ЦЕЛАЯ НАУКА
В интервью «АиФ» учитель начальных классов одной из минских гимназий Александра КИМСТАЧ рассказала, что при рассадке учеников в классе в первую очередь педагоги обращают внимание на медицинские справки детей и их рост. Конечно, посадить всех желающих за первую парту среднего ряда невозможно, но в справке от врача обычно указывается, что школьника стоит посадить не далее 2-3-й парты. Появляется возможность для маневра.
Важный критерий – рост ребенка. Если, например, ученик высокий, но у него плохое зрение, то обычно сажают его за 2-3-ю парту крайнего ряда у окна (там больше света), чтобы меньший по росту одноклассник, сидящий за ним, не испытывал дискомфорта. В данном случае обзор доски будет открыт обоим. Если у ребенка сколиоз, но он высокий и с хорошим зрением, то его можно посадить в среднем ряду, за 4-5-й партой.
Кроме того, обращают внимание на психологические особенности детей. Естественно, важно наблюдать за взаимоотношениями, которые складываются в классе, и не сажать вместе двух ребят, которые не могут найти общий язык. Это особенно важно в начальной школе, так как ребенок должен учиться с удовольствием, а не постоянно думать о том, что придется делить рабочее место с неприятным ему человеком.
ВСЕ ИНДИВИДУАЛЬНО
Нужно учитывать и непосредственно ученические способности детей. Если есть возможность, то сильного ученика подсаживают к тому, кто не совсем успевает по предметам, чтобы подтянуть слабого. По опыту специалист говорит, что этот вариант часто оправдывает себя, особенно во время видов работ, где нужно разбиться по парам и выполнять задание вдвоем. В то же время вряд ли стоит сажать вместе слишком эмоциональных ребят, так как они могут помешать учиться остальным.
Бывает так, что родители учеников остаются не совсем довольными соседями по парте их детей. «Ко мне иногда подходят с просьбой посадить ребенка с конкретным одноклассником или высказывают какие-либо другие пожелания. К примеру, был случай, когда родители девочки попросили не сажать их дочь за одну парту с мальчиком, объясняя это вопросом религиозных традиций в семье. Если есть возможность, то могу пойти навстречу», – рассказывает Александра Кимстач.
Однако в первую очередь учитываются медицинские показатели и рост детей. Этот момент строго контролируется проверяющими. А уж затем по возможности можно учесть пожелания учеников и их родителей.
Источник