Индекс здоровья
Индекс здоровья – это прямой показатель здоровья, выражаемый удельным весом ни разу не болевших за календарный год(с января по январь) детей в изучаемом коллективе. Показатель определяется лишь по результатам годового отчета ДОУ. Сведения для его исчисления представляются врачу средним медработником по результатам анализа полицевого учета заболеваемости в историях развития детей.
К ни разу не болевшим детям относятся лишь те, в истории болезни которых за прошедший календарный год отсутствуют данные об острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, т. е. заболеваниях, связанных со снижением неспецифической резистентности организма. Несчастные случаи, травмы, экстренные и плановые оперативные вмешательства, клинические обследования и пр. в учет не берутся.
Удельный вес ни разу не болевших детей рассчитывается на среднесписочный состав детей в ДОУ за год. Расчет последнего показателя осуществляется следующим образом: суммируется количество детей на первое число каждого месяца и делится на количество месяцев наблюдения.
Вывод:при проведении медицинского осмотра детей с использованием донозологических критериев здоровья проводят анкетный опрос родителей по определенной схеме, а также объективный осмотр ребенка.
Рис. 1. График для возрастной группировки детей от 1 года до 3 лет
Рис. 2. График для возрастной группировки детей от 3 до 7 лет
Таблица 3: Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода
Таблица 4:Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольноговозраста
Таблица 5:Дифференциальная диагностика состояний организма ребенка по группам здоровья(рекомендации автора пособия)
Таблица6: Анкета для выявления жалоб на состояние здоровья детей
ФИО________ Пол___________ Дата рождения ______
ДОУ №______ Группа _______ Домашний адрес ______
Таблица 7: Анкета для выявления «групп риска» развития иммунологических нарушений
Таблица 8:Частота пульса (ЧП) у детей дошкольного возраста(по А.Ф. Туру, 1967)
Таблица 9:Средние уровни артериального давления (АД) у детей дошкольного возраста(по А.Ф. Туру, 1967)
Таблица 10:Гемограмма детей в возрасте от 1 года до 7 лет(по А.Ф. Туру, 1967)
Заключение
Развитие ребенка начинается с зачатия. Момент рождения ребенка — это не начало, а продолжение его жизни. В утробе матери происходит не только формирование тела и внутренних органов, но и формирование психики и врожденных способностей и особенностей.
Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать соответствующие условия, и здесь очень важно понимать, что есть параметры врожденные, а есть изменяемые. Иными словами, существуют определенные характеристики, которые нельзя изменить ни воспитанием, ни наказаниями, а есть характеристики, которые поддаются изменению без вреда для психики ребенка. Не зная этих особенностей, черезмерно активные родители могут «сломать» психику своему ребенку в раннем детстве совершенно из лучших побуждений, а последствия этих ошибочных действий проявятся только в подростковом возрасте.
Итак, определив врожденные особенности психики вашего ребенка, складывающиеся из многих параметров, можно более грамотно подойти к созданию условий для него, а именно: к выбору няни, детского сада, школы, кружков, программы раннего развития и т.п. А самое главное, вы сможете построить общение с ребенком наилучшим образом.
Как проходит диагностика?
Любая диагностика проходит в два этапа (в разные дни).
I этап. Вы приводите своего ребенка на снятие параметров (антропометрические характеристики, типология мышления и функциональные задания). Все занимает 20–30 минут. Также вам необходимо/желательно иметь с собой:
· группу крови ребенка (или группы крови родителей);
· медицинскую карту, выписку из роддома, прививочную карту. Заключение врача при наличии у ребенка хронических заболеваний. Результаты допплерографии сосудов головного мозга, электроэнцефалограммы и электромагнитного сканирования мозга, если таковые исследования проводились (делать их специально для прохождения диагностики не нужно).
II этап. Выдача результата. Вы приходите на консультацию, на которой получаете распечатку с информацией в зависимости от вида диагностики, подробные устные разъяснения и ответы на Ваши вопросы. Консультация длится 80 минути записывается на компакт диск в формате Audio CD или MP3 (предупредите специалистов заранее, если хотите получить результат в MP3).
Если Ваш ребенок младше 12 лет, его присутствие на консультации по результатам исследований не рекомендуется. Дети от 12 до14 лет могут присутствовать на консультации по Вашему желанию, но мы не рекомендуем. Дети старше 14 лет, согласно законодательству РФ, обязательно должны присутствовать на консультации по результатам исследований.
Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Развития малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир. И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит — как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит.
1. Венгер А.Л. « О диагностике детей и подростков»
2. С.М. Громбахом. «Современные подходы к классификации здоровья детей»
Источник
Показатели здоровья населения: формулы и примеры
В работе практического врача, врача поликлиники и особенно организатора здравоохранения приходится часто иметь дело с вычислением различных показателей, характеризующих здоровье населения, заболеваемость, рождаемость, смертность, различные показатели работы медицинских кадров и т. д.
Если учесть, что при этом приходится иметь дело с большими цифрами, станет понятной необходимость оптимизации труда медицинских работников, занимающихся этими расчетами (см. Ю.И. Иванов, О.Н. Погорелюк Статистическая обработка результатов медико-биологических исследований, М.: Медицина, 1990).
Вычисление процентов
Наиболее часто врачу приходится рассчитывать процентное содержание того или иного явления от общей совокупности. Расчеты проводятся по формуле:
(1)
где K — необходимый показатель, a — количество случаев, которые необходимо выразить в процентах; b — общее количество случаев, принимаемое за 100%.
Расчеты промилле
В практике врача — организатора здравоохранения нередко приходится рассчитывать количество тех или иных признаков от общей совокупности их в пересчете на 1000. Выражают такие показатели в промилле. Общая формула для их расчетов:
(2)
где K — рассчитываемый показатель; a — число явлений, встречающихся в данной среде; b — общая численность среды.
Расчет коэффициентов распространения отдельных болезней или классов болезней среди всего населения или отдельных его групп
Этот показатель обычно рассчитывают на 10 000 населения. Поэтому расчет проводят по формуле:
(3)
где K — искомый показатель; a — число случаев заболевания; b — средняя численность населения.
Расчет годового показателя смертности с учетом причины смерти
Этот показатель обычно рассчитывают на 100 000 населения по формуле:
(4)
где K -годовой показатель смертности; a — число умерших от данной причины среди населения данной территории; b — среднегодовая численность населения на данной территории.
По этой же формуле рассчитывают коэффициент распространения редко встречающихся заболеваний.
Расчет показателя детской смертности
В случаях больших различий в рождаемости в двух смежных годах расчет показателя детской смертности проводят по формуле:
(5)
где K — показатель детской смертности; a — число умерших детей в возрасте до 1 года в данном году; b — количество родившихся в данном году; c — количество родившихся в предыдущем году.
Вместе с тем вышеприведенная формула используется очень часто, но она не совсем точна, так как из умерших в этом году не обязательно 1/3 родилась в прошлом году. Поэтому для учета точного соотношения правильнее применять другую формулу, после упрощения имеющую вид:
(6)
где a — умерло детей в возрасте до 1 года в этом году; b — из них родились в прошлом году; c — из них родились в этом году; d — всего родилось детей в прошлом году; e — всего родилось детей в этом году.
Вычисление процента смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности
Для нахождения этого показателя сначала вычисляют показатель детской смертности (см. формулу 5), затем рассчитывают смертность детей первого месяца жизни. Зная показатели, можно рассчитать процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности. После объединения всех этих формул получается, что процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности можно найти по формуле:
(7)
где K — процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности; a — количество умерших детей в возрасте до 1 мес.; b — количество родившихся в этом году; c — количество родившихся в предыдущем году; d — количество умерших детей в возрасте до 1 года.
Вычисление коэффициента перинатальной смертности
Коэффициент перинатальной смертности вычисляют по формуле:
(8)
где K — коэффициент перинатальной смертности; a — число родившихся мертвыми; b — число умерших в первую неделю жизни; c — общее число родившихся (живыми и мертвыми).
Вычисление показателей постнеонатальной смертности
Под постнеонатальной смертностью понимают смертность детей в возрасте старше 1 мес до 1 года и вычисляют ее по формуле:
(9)
где K — искомый показатель; a -число детей, умерших в возрасте от 28 дней до 1 года; b — число родившихся детей; c — число умерших в первые 28 дней жизни.
Вычисление показателя смертности детей старше 1 года
Этот показатель принято рассчитывать по формуле:
(10)
где K — искомый показатель; a — общее число умерших; b — число умерших в возрасте до 1 года; c — общая численность населения; d — общее число родившихся.
Расчет средней годовой нагрузки за 1 ч работы участкового педиатра
Этот показатель рассчитывают по формуле:
(11)
где K — показатель годовой нагрузки за 1 ч; a -общее число посещений участковых педиатров; b — число участковых педиатров; c — число дней работы в году; d — число часов работы в день.
Вычисление общего процента ошибок в определении срока родов
Частоту ошибок в определении сроков родов, своевременности предоставления дородового отпуска определяют по формуле:
(12)
где K — процент ошибок в определении срока родов; a — число женщин, родивших на 15 дней и более раньше установленного консультацией срока; b — число женщин, родивших позже установленного срока на 15 дней и более; c — число родивших женщин, имевших дородовой отпуск.
Вычисление показателя частоты окончания беременности родами
Этот показатель рассчитывают по формуле:
(13)
где K — изучаемый показатель; a — число женщин, у которых беременность закончилась родами; b — число женщин, у которых беременность закончилась абортами.
Вычисление показателя частоты осложнений в родах
Этот показатель рассчитывают по формуле:
(14)
где K -показатель частоты осложнений в родах в процентах; a — число родильниц, имевших осложнения в родах; b — число принятых родов; c — число поступивших женщин, родивших вне родильного отделения.
Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании
Этот показатель можно рассчитать по формуле:
(15)
где K — потребность в поликлинической помощи (число посещений к врачу на 1000 населения); a — заболеваемость (обращаемость на 1000 населения); b — коэффициент повторности посещений с лечебной целью на одно заболевание по данной специальности; c — число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью; d — число посещений по профилактическому обслуживанию.
Расчет потребности населения в стационарной помощи
Этот показатель в целом и по отдельным специальностям рассчитывают по формуле:
(16)
где K — потребное количество среднегодовых коек на 1000 населения; a — уровень обращаемости на 1000 населения; b — процент госпитализации или процент отбора на койку из числа обратившихся; c — средняя продолжительность пребывания больного на койке; d — среднегодовая занятость койки.
Вычисление коэффициента естественного прироста населения
Этот показатель вычисляют по формуле:
(17)
где K — коэффициент естественного прироста населения; a — число родившихся; b — число умерших; c — среднегодовая численность населения.
Источник